В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
XXIV Московская международная книжная выставка-ярмарка Назад
XXIV Московская международная книжная выставка-ярмарка
Презентация учебников и учебных пособий профессора Феликса Изосимовича Шаркова будет проводиться 9 сентября 2012 г. в павильоне N375 Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) в 14.00

Коммуникативное направление в изучении социальной действительности имеет теоретическую основу и практические результаты, полученные в рамках действующих в настоящее время концептуальных подходов и исследовательских парадигм. В американских университетах с конца 30-х годов прошлого века читаются курсы по коммуникации, существуют специализации и присваиваются степени МА, MS, Ph. D. по специальностям "communications", "communications management", "communications studies", "mass communications" и т.д. В США издается более двух десятков научных журналов, посвященных коммуникации, таких, как, например, "Communication Research", "Journal on Communication Inquiry", "Communication Abstracts", "Management Communication Quarterly", "Written Communication", "Human Communication Research" и др. Первая кафедра по общим проблемам развития коммуникаций была открыта в США более полувека назад. В настоящее время кафедры по различным сферам коммуникологии существуют практически во всех ведущих американских и европейских университетах. В последние годы появились кафедры социологии коммуникации, межкультурных коммуникаций, маркетинговых коммуникаций и др. и в российских вузах.

В США за двадцать лет число выпускников университетов по специальности коммуникация выросло в три раза и достигло 60 тысяч бакалавров, 6 тысяч магистров и около 500 докторских диссертаций в год1.

В 1999 г. в Нью-Йорке был переиздан "Стандартный словарь по коммуникации", насчитывающий более 1200 страниц; несколькими годами раньше появилась международная энциклопедия по коммуникации", подводящая своеобразный итог более чем пятидесятилетней истории научных исследований, практики и преподавания социальной коммуникации2. В 2006 г. в издательстве "Альфа-Пресс" издан словарь-справочник автора "Современные маркетинговые коммуникации", а в 2008 -2009гг. в издательстве "Дашков и К0" эгциклопедический словарь-справочник "Коммуникология".

Сегодня успешно функционируют: Международная коммуникативная ассоциация, Национальная коммуникативная ассоциация США, Европейский коммуникативный конгресс (European Communication Congress). В декабре 2000 года образована Российская коммуникативная ассоциация (РКА), которая призвана выполнять функции концептуализации коммуникации как области знания, становления и развития коммуникативного образования в России3. В 2006 году создана Ассоциация коммуникативных агентств России (АКАР).

Ныне в России ведется подготовка специалистов для работы в различных коммуникативных сферах (специалист по связям с общественностью, специалист по рекламе, специалист по межкультурным коммуникациям и др.). Реформирование российской системы образования коснется и подготовки бакалавров (первой ступени подготовки работников, имеющих высшее образование по рекламе и связям с общественностью, также и магистров по специальностям "реклама", "связи с общественностью". В последние годы в России успешно развиваются прикладные коммуникативные специальности (связи с общественностью, реклама, лингвистика и межкультурная коммуникация, марктиновая коммуникация), стали востребованными профессии в области масс-медиа и др.

Коммуникология - система сформированных знаний и деятельность по получению новых знаний о коммуникации, синтезирующие в единое знание (науку): 1) теорию коммуникации; 2) теории различных коммуникаций разработанные различными авторами (например, теории массовой коммуникации, теории межкультурной коммуникации, многие теории социолингвистической коммуникации, теория эгалитарной коммуникации, и пр.); 3) науки и научные направления, изучающие различные коммуникации (социология коммуникации, психология коммуникации и др.; 4) теорию и практику коммуникативной деятельности в различных сферах общества с помощью различных средств и с различными субъектами. Коммуникология включает получение и синтез новых знаний о видах и моделях коммуникации, функциях коммуникативных систем; структуре и содержании межкультурной коммуникации, а также методах исследования процесса межкультурной коммуникации в различных социальных сферах. Кроме того, коммуникология изучает проблематику этнической, национальной, территориальной, социальной принадлежности коммуникантов и их личностных характеристик, а также лингвистические, психологические, психолингвистические, семиотические, семиосоциопсихологические составляющие теории межкультурной коммуникации.

Коммуникология рассматривает также особенности коммуникации в экономической, политической, культурной и социальных сферах общества (в том числе - образовательной, производственной, электоральной и других), обеспечением информационных потоков, обеспечивающих коммуникацию в современном обществе как на межличностном, так и на глобальном уровне.

Объект коммуникологии - коммуникация, рассматриваемая как система (структура) и процесс. Коммуникология рассматривает теорию коммуникации; теории различных коммуникаций (например, теории массовой коммуникации, теории межкультурной коммуникации, многие теории социолингвистической коммуникации, теория эгалитарной коммуникации, теория ноосоциетальной системы и пр.); науки и научные направления, изучающие различные коммуникации (социология коммуникации, психология коммуникации и др.); теорию и практику коммуникативной деятельности в различных сферах общества с помощью различных средств и с различными субъектами.

Предметная сфера коммуникологии. О разнообразии предметной сферы "коммуникологии" свидетельствует современное развитие таких новых междисциплинарных направлений, как связи с общественностью, регионоведение, педагогическое лингвострановедение и многие другие, неизбежно включающие в свои исследовательские и обучающие программы вопросы теории и практики коммуникации. Прикладной и теоретический аспекты коммуникации включаются и в специальности традиционного филологического цикла, например "Лингвистика и межкультурная коммуникация". Программа этой специализации включает такие учебные предметы, как "Введение в теорию межкультурной коммуникации", "Основы теории межкультурной коммуникации", "Семиотика", "Практикум по межкультурной коммуникации". В их рамках изучаются понятия коммуникации и межкультурной коммуникации, структура коммуникативного акта.

Будущие специалисты по связям с общественностью изучают такие дисциплины как "основы теории коммуникации", "социология массовой коммуникации", "психология массовой коммуникации", "теория и практика массовой информации", "теория и практика связей с общественностью", "реклама в коммуникационном процессе", а будущие специалисты по рекламе - "массовые коммуникации", "массовые коммуникации и медиапланирование", "рекламные коммуникации" и др.

Сегодня "вырисовывается довольно богатый и разнообразный по разработанности и научному статусу познавательный материал, раскрывающий разные грани социальной коммуникации. Но системы социально-коммуникационных наук нет, ибо нет системного взаимодействия между социально-коммуникационными дисциплинами. Тем не менее, накоплен обширный "строительный материал" для создания подобной системы. Чего же не хватает? Не хватает обобщающего учения, метатеории, которая устранила бы отраслевую замкнутость научных комплесов и подкомплексов и обеспечила бы обмен идеями, методами, достижениями и затруднениями между ними"4. Имеется совокупность наук и научных направлений, имеющих общий объект (коммуникацию), и частично или полностью отличающиеся предмет, метод, структура и язык.

По мнению автора, для устранения неопределенностей в применении терминов, следует воспользоваться возможностями интерпретации и "разведения" родственных" терминов. Интересна в этой связи реакция на высказанные автором идеи в статье "Подготовка специалистов по связям с общественностью"5. В интерпретации и исследовании терминов "коммуникология", "коммуникативистика", "коммуникационный", "коммуникативный" исходным для применения понятийного аппарата автор предлагал рассмотрение коммуникации, с одной стороны, как структуры, системы, с другой - как процесса. При рассмотрении коммуникации как структуры автор предлагал вести речь о коммуникационных структурах, системах, процессах. Коммуникационный процесс в данном случае представляет собой изменение структуры, состояния коммуникационной системы. В случае же если рассматривается понятие "коммуникация" как процесс, то, очевидно, будет более правильным говорить (писать) о коммуникативных связях, отношениях. Коммуникативный процесс здесь представляет собой процесс обмена информацией или же передачи информации от одного коммуникатора другому. Понятием "коммуникативный" чаще обозначают внутренние процессы, протекающие в системе, а слово "коммуникационный" отображает характеристики самой системы.

Расширяющиеся сети массовых коммуникаций, включая Интернет-коммуникации, порождают новейшие эпистемы. Знания объективизируются во внешних по отношению к человеку информационно-коммуникационных средах, которым наделяются некоторые свойства и качества, присущие сознательным организмам - поведением, деятельностью, мышлением и т.п. Требуется изучение закономерностей функционирования информационно-коммуникационных систем (прежде всего - глобальных) и их взаимодействия с внешней по отношению к ним общественной средой. Такую роль автор книги отводит коммуникативистике.

Коммуникативистика - научное направление коммуникологии, изучающее зарождение и функционирование информационно-коммуникационных систем, способы осуществления коммуникаций этих систем с внешней общественной средой, а также теоретические основы и практические аспекты социального взаимодействия в различных сетях коммуникации (включая электронные сетевые сообщества).

А. А. Калмыков, анализируя работы русского философа Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965), делает робкое предположение, что коммуникативистика - это наука об условиях рождения и жизнедеятельности особых информационно-коммуникативных организмов, вступающих в определенное взаимодействие с нашими сознаниями, поражающими или, напротив, порождающими их. Причем в этом взаимодействии, как и в межличностном общении, важную роль играют рациональное, иррациональное и трансрациональное, а также сознательное и бессознательное6.

Приведем некоторые другие определения, возводящие коммуникативистику в ранг науки. "Коммуникативистика - наука, изучающая проблемы информационных коммуникаций (в том числе "сетевых")7. Коммуникативистика (англ. сommunication science) - наука, изучающая проблемы информационных (сетевых) коммуникаций8.

Некоторые авторы рассматривают понятия "коммуникология" и "коммуникативистика" как симнонимы. Так, доцент кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках Филологического факультета СПбГУ А.С. Биккулов в разработанной им программе дщисциплины "Введение в коммуникативистику" выделяет коммуникативистику (коммуникологию) как науку и учебную дисциплину. Причем эту дисциплину он рассматривает в качестве вводной для дисциплины "Теория коммуникации"9.

Дисциплинарная организация науки "коммуникология". На первой стадии развития любая наука не выходит за рамки наличной практики. Одним из факторов, формирующих науку, являются междисциплинарные исследования. Дисциплинарная организация науки коммуникология представляет собой систему дисциплин с обоснованием всевозможных связей между ними. Коммуникология призвана объединить множество теоретических систем, так или иначе связанных с коммуникационной проблематикой. На каждом из этапов своего становления любая наука проходила особый этап ее институализации, связанный с организацией исследований и способов воспроизводства субъекта научной деятельности10. Это предстоит сделать и коммуникологии.

Парадоксальность процесса развития коммуникологии заключается в том, что она призвана восполнить недостатки специализированного подхода, означающего дальнейшую специализацию и дифференциацию знаний о коммуникации. Дифференциация, в данном случае является основой и средством интеграции знаний о коммуникации. "Наука идет к объединению знаний посредством их дробления. Но это дробление, если так можно выразиться, уже не разъединяющее, а объединяющее"11.

Сегодня, среди имеющихся в широком обращении учебников и учебных пособий автора можно назвать следующие книги, изданные за последние три года в издательстве "Дашков и Ко".

* Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналист (2011)
* Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Учебное пособие (2011)
* Интерактивные электронные коммуникации (возникновение "Четвертой волны"): Учебное пособие, 2-е изд. (2010)
* Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие (2011)
* Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. (2010)
* Коммуникология: социология массовой коммуникации: Учебное пособие, 2-е изд. (2012)
* Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник (2010)
* Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы(2010)
* Паблик рилейшнз: Учебник, 5-е изд. (2012)
* Реклама в коммуникационном процессе: Учебник, 3-е изд. (2011)
* Разработка и технологии производства рекламного продукта: Учебник, 4-е изд. (2011)



Подробнее узнать об этих книгах можно узнать на XXIV Московской международной книжной выставке-ярмарке 9 сентября 2012 г. в павильоне N375 Всероссийского выставочного центра (ВВЦ)на стенде издательства "Дашков и Ко" в 14.00.

Здесь выступит автор учебников и учебных пособи, доктор социологических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования

Феликс Изосимович Шарков

viperson.ru

Док. 642010
Перв. публик.: 26.08.11
Последн. ред.: 28.08.11
Число обращений: 0

  • Шарков Феликс Изосимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``