В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Алексей Подберезкин: Вплоть до конца 2010 года идеологический процесс в России не вышел на стадию формулирования общенациональных идеологем, формирующих самосознание нации, ее самоидентификацию... Назад
Алексей Подберезкин: Вплоть до конца 2010 года идеологический процесс в России не вышел на стадию формулирования общенациональных идеологем, формирующих самосознание нации, ее самоидентификацию...
"Древо целей" русского социализма

Я вывел для себя, что русскому
характеру свойственно чаще
оглядываться на идеальные
примеры прошлого, чем рисковать
в построении модели будущего[1].

А. Даллес


Для России особенно актуален
социогуманитарный переход -
от экономики, ориентированной
на прибыль, к экономике для
гармоничного развития человека[2].

В. Бушуев, В. Голубев, А. Тарко


Вплоть до конца 2010 года идеологический процесс в России не вышел на стадию формулирования общенациональных идеологем, формирующих самосознание нации, ее самоидентификацию. Ни одна из идеологий не предложила сколько-нибудь общепринятой идеологемы, которая была бы поддержана большинством нации. Может быть, исключение можно сделать для "Единой России", которая на определенном этапе схватила суть проблемы, стоявшей перед страной, - единство нации и сильное государство. Но дальше этого дело не пошло: эта идеологема, как воздействие отправителя на сознание адресата, не получила своего развития просто потому, что в основе идеологемы не лежит ясная идея. Идея единства не может быть четко описана и массово поддержана потому, что требует внятного пояснения. С социальной точки зрения, например, единства Р. Абрамовича и школьного учителя? С политической точки зрения, единства элиты и всех слоев общества? И т.д.

Такой общепринятой идеологемой могла бы стать идея инновационного развития "Россия - вперед", которая, однако, слабо социально артикулирована, несет на себе слишком технологический отпечаток. Идея же человека, национального человеческого потенциала может лишь трансформироваться в коммунистическую идеологему "всё - во имя человека, всё - на благо человека". И в этом смысле русский социализм, как наследник коммунистической традиции, может выдвинуть эту идеологему, наполнив ее новым содержанием.

При этом, идеологическая цель подразделяется на подцели (задачи), образуя иерархию древа целей, конкретизирующую и уточняющую главную цель. Применительно к главной идеологической цели - реализации НЧП - "дерево целей" выглядит следующим образом:



Главными моментами в понимании особенности переходного периода в формировании социально-консервативной идеологии в 2000-2010 годы являются следующие:

- в этот период появляется осознание правящей элитой значения важнейших принципов идеологии социального консерватизма - роли государства, значения суверенитета, национальных ценностей, политической стабильности;

- в этот период приходит понимание необходимости опережающего развития России: сначала как простой, экстенсивный рост ВВП, а затем, после 2007 года, как качественное развитие, требующее изменения в структуре экономики и общества;

- после 2005 года происходит постепенное осознание значения социальной политики и роли человеческого потенциала, которое постепенно начинает вытеснять доминировавшие макроэкономические критерии. Этот процесс не завершен до 2011 года, но можно отметить, что за период 2005-2011 годов прошла значительная эволюция;

- с 2005 по 2011 год понимание значения фактора развития потенциала человеческой личности постепенно переходит из мировоззренческой стадии в практическую политику.

Если говорить в целом об идеологии как устоявшейся системе взглядов части элиты, то можно констатировать, что до 2011 года она еще не стала ни системой, ни тем более устоявшейся системой взглядов. Суть процесса формирования идеологии социального консерватизма заключалась именно в постепенном превращении ее в систему взглядов, в завоёвывание ею позиций среди правящей элиты.

В основе идеологии социального консерватизма находится положение о решающей роли человека, его потенциала во всех областях жизнедеятельности - экономике, государственном строительстве, общественной и политической жизни. Человек, его возможности в XXI веке становятся как главной целью, так и основным средством развития, высшим экономическим и общественным приоритетом.

Осознание этой новой реальности дается элите России с трудом. Отчасти по историческим причинам, когда государство было "наше всё", ради которого "не жалели живота своего". И теперь государство остается самым важным инструментом в развитии человека, потенциала его личности. Это изменение российской элите и общественному мнению еще предстоит осознать. Период 2005-2007 годов можно назвать временем, когда идея приоритетного развития человеческого потенциала была в общих чертах сформулирована В. Путиным и стала активно внедряться в массовое общественное сознание, прежде всего в связи с идеей нацпроектов и деятельностью Д. Медведева, т.е. опять же с помощью государства.

Но к середине 2007 года радикального изменения как в идеологии, так и реальной политике не произошло. Отчасти из-за страшного отставания России в этой области. Но во многом из-за идеологической инерции, апатии, сложившихся в России, унаследованных от идеологического кризиса 90-х годов, когда коммунизм, поспешно замененный властью на либерализм, полностью себя дискредитировал. Эта же идеологическая инерция привела к полному вырождению "либеральных партий" - СПС, "Яблоко", других. Но она же во многом перекочевала к "Единой России", которая унаследовала не только часть либеральных кадров, но и либеральных мифов. "Не случайно, - пишет В. Полковников, - на рабочем совещании СПС Б. Немцов назвал основными идеологическими противниками своей партии левых - "Справедливую Россию" и КПРФ. Враги у СПС и "Единой России" одни и те же, да и вообще идеологически "партия власти" и Союз правых сил почти неразличимы. И тут, и там правит бал либерализм, замешенный на более или менее густой технократической закваске и имеющий ярко выраженное протестантское происхождение, закамуфлировать которое не могут ни посещения монастырей, ни барражирование вокруг Патриарха. В тех случаях, когда "Единая Россия" ищет решение для важных стратегических задач, стоящих перед страной, она делает это с позиций протестантской этики, предполагающей приоритет индивидуализма перед этатизмом".

Иными словами, идеологическая инерция либерализма сохраняется в российской элите - и в правящей партии, и в исполнительной власти. Эта инерция, безусловно, влияет на скорость эволюции идеологии в сторону социального консерватизма и признания новых реалий и ценностей. В полной мере это относится к потенциалу человеческой личности, его роли в экономическом и социальном развитии страны, т.е. идеология оказывает сдерживающее влияние на ускорение социально-экономического развития страны.

______________

[1] Ихлов Е. Капитулянты. 30 октября 2010 г. [Эл. ресурс]. URL:http://forum-msk.org/material

[2] Бушуев В.В., Голубев В.С., Тарко А. Качество жизни и его индексы: мир и Россия. Уровень жизни регионов России. 2010. N 1 (143).


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

18.08.2011

podberezkin.viperson.ru



Док. 641789
Перв. публик.: 18.08.11
Последн. ред.: 20.08.11
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``