В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Комков: Мошенники в образовании Назад
Сергей Комков: Мошенники в образовании
По определению статьи 159 Уголовного Кодекса РФ мошенничеством считается присвоение чужой собственности путем злоупотребления доверием.
Долгое время эта статья в основном применялась в отношении лиц, занимающихся в России финансовой или риэлтерской деятельностью. Она касалась банкиров, руководителей фирм-однодневок и просто мошенников-одиночек, ловко выманивающих трудовые сбережения у простодушных граждан.

Но с недавнего времени в сферу мошеннической деятельности попало одно из самых важнейших социальных направлений деятельности государства - образование. И это далеко не случайно. Государство само создало все необходимые условия для превращения системы образования в арену для деятельности мошенников разного уровня.

В первую очередь мошенничество захлестнуло обыкновенную среднюю общеобразовательную школу. Бесконечные поборы с родителей превратились в настоящий бич современной российской школы. Сегодня собирают на все. Начиная от оплаты охранникам и кончая евроремонтом в квартире "любимой" учительницы.
При этом попадаются экземпляры совершенно уникальные. Так директор престижной московской школы N 1317 Константин Петров умудрился на "добровольные пожертвования" родителей построить себе шикарный особняк стоимостью в несколько миллионов долларов. Да еще прикопил "на черный день" около 30 миллионов рублей на собственном счету. И вот что характерно: сделано это было практически официально, на виду у всех. И, в первую очередь, на виду у руководителей системы образования и правоохранителей.

Сегодня многие эксперты задаются вопросом: что это? Упущения контролирующих органов или провалы самой системы?

Думается, и то, и другое одновременно.
К большому сожалению, в России продолжает работать принцип: украл три рубля - садись в тюрьму, украл миллион - пожалуйте в Государственную Думу!
Несколько раз следователи пытались утвердить в прокуратуре постановление о возбуждении в отношении Петрова уголовного дела. И каждый раз получали от ворот поворот. Складывалось впечатление, что кто-то в местной прокуратуре упорно его "крышует", защищая от нападок следствия. Как говорится, не пойман - не вор, но скорее всего господин Петров научился главному искусству настоящего мошенника: надо вовремя делиться украденным с "нужными" людьми. А то, что наши отечественные прокурорские работники не гнушаются связями с преступниками, хорошо видно из так называемого "игорного дела" в Подмосковье. В результате которого несколько прокурорских работников бросилось в бега и до сих пор находятся в федеральном розыске.

Таким образом, вполне можно предположить, что жуликоватый директор очень своевременно "нашел общий язык" (читай - поделился) со стражами закона.
Но, вот что характерно. Если бы Петров не столь нагло присваивал себе собранные с родителей деньги, все могло бы выглядеть совершенно иначе. Потому что, в принципе, поборы в сегодняшней школе - дело абсолютно привычное.

Как признаются все директора общеобразовательных школ, сегодня сборы денег происходят повсеместно. Где-то создаются при школах специальные фонды "поддержки образования", где-то деньги перечисляются на субсчет школы, а где-то деньги попросту складываются в директорском сейфе.

К этому подталкивает сама жизнь. К огромному сожалению, сегодняшняя российская школа - самая нищая по сравнению со всеми странами, входящими в "большую двадцатку". И это вполне объяснимо. Россия расходует на образование всего 3,5% своего ВВП. В то время как все европейские страны - 7-8% своего ВВП, США - 11% своего ВВП, Китай - 12%, Япония - 14%, а Южная Корея - свыше 20%. И даже представить себе школьные поборы в этих странах - дело абсолютно невозможное.
Заработная плата российских учителей в среднем не превышает 60% от зарплаты работников в промышленной сфере. В то время, как их коллеги в США получают 120% от зарплаты таких же промышленных работников. Именно поэтому российский учитель работает на грани допустимого, набирая огромную учебную нагрузку. Что, несомненно, влияет на качество его преподавания и на его морально-психологическое состояние.

В российских школах порой не хватает элементарных вещей: нужных учебных пособий, технических средств, спортивного инвентаря и проч.
Поэтому родители сами зачастую проявляют инициативу по сбору для школы необходимых средств. И это вполне понятно: кто же хочет плохого для своего ребенка?

Да и государство, фактически уклонившись от финансирования своей важнейшей социальной функции, всячески способствует превращению школы в некую коммерческую структуру.

В мае 2010 года Государственная Дума приняла Федеральный Закон N 83-ФЗ, установивший разделение всех муниципальных учреждений на три категории: казенные, бюджетные и автономные. Тем самым школам было предоставлено "право" самостоятельно зарабатывать недостающие средства. Теперь каждая школа вправе оказывать населению платные образовательные и иные услуги. И это означает, что с бесплатным образование в России покончено раз и навсегда. Из бюджета будет финансироваться лишь небольшая часть обязательных предметов, вошедших в государственный стандарт. Все остальное - исключительно из кармана родителей.
Тем самым мы фактически открыли "ящик Пандоры". Каждая школа теперь будет вынуждена самостоятельно заботиться о своем благополучии. И делать это руководители школы будут в первую очередь за счет средств родителей.
Фактически создается прекрасная почва для процветания мошенничества. Потому что никто из родителей не будет полностью контролировать расходование полученных школой из их карманов средств. Да это и невозможно. Поскольку большая часть поступлений никогда и никем не регистрировалась. И в России начнется расцвет петровых, строящих себе особняки с бассейнами и цветными фонтанами, подкармливающих за счет все тех же средств продажных прокуроров и устраивающих свою личную красивую жизнь.

Но это уже будет другая история. Не имеющая ничего общего с традициями российского образования. Российская школа окончательно превратится в торговую лавку, главным товаром в которой будет некий набор знаний. Не всегда первого сорта, но всегда чрезвычайно дорогих для граждан нашего государства.
Да и само государство в таких условиях просуществует весьма недолго. Ибо, перестав выполнять одну из своих важнейших функций, оно моментально обречет себя на скорую гибель.

Только вот в чем вопрос: хотим ли мы все этой гибели в угоду небольшой кучке мошенников, пытающихся скопить свои неправедные богатства на самом святом - на будущем наших детей?

Сергей Комков - президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических наук, академик Международной Академии наук педагогического образования, профессор, писатель

17.08.2011
Viperson

Док. 641786
Перв. публик.: 17.08.11
Последн. ред.: 28.08.11
Число обращений: 0

  • Комков Сергей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``