В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гособоронзаказ и экспорт Назад
Гособоронзаказ и экспорт
Разработчики авиатехники определили главные приоритеты на 2003 год

28 ИЮНЯ 2003 г. состоялось годовое собрание акционеров ОАО "ОКБ Сухого", на котором подведены итоги деятельности в 2002 г. и решены организационные вопросы. Прошедший год был результативным и принципиально важным для будущего развития предприятия. Безусловно, главное событие 2002 г. - решение правительства РФ, определившее "ОКБ Сухого" головным разработчиком российского истребителя пятого поколения. Производственную деятельность "ОКБ Сухого", как и прежде, определяла работа по выполнению экспортных контрактов и государственного оборонного заказа. Полностью были выполнены, в частности, контрактные обязательства по поставкам авиационной техники в Индию (Су-30МКИ) и Китай (Су-30МКК), а также успешно велись работы по модернизации строевых самолетов в интересах российских ВВС (Су-27СМ). При этом доля денежных поступлений по экспортным контрактам составила около 80% и по линии Министерства обороны 20% - от их общего объема в 2002 г. (в 2001 г. - 95% и 5% соответственно). Председателем Совета директоров "ОКБ Сухого" был избран Борис Брегман - первый заместитель гендиректора АВПК "Сухой" и одновременно заместитель гендиректора Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО). В своем новом качестве он ответил на вопросы "НВО".
Из досье "НВО" Борис Давыдович Брегман родился в 1949 г. Закончил Казанский авиационный институт, после которого был направлен на авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. Занимал должности начальника цеха, начальника производственного отдела, главного диспетчера завода, заместителя генерального директора по экономическим и коммерческим вопросам. В 2002 г. назначен первым заместителем генерального директора АВПК "Сухой" с сохранением должности заместителя генерального директора КнААПО. Кандидат экономических наук.

- Борис Давыдович, какие основные задачи стоят перед "ОКБ Сухого" на современном этапе?

- Они разделяются на три направления. Первое - разработка авиационной техники в интересах ВВС России. Второе - наращивание экспортного потенциала. И третье - развитие гражданской тематики.

В планах и ОКБ, и АВПК "Сухой" значится диверсификация. Перед предприятиями комплекса стоит задача выйти на 30-40% гражданской продукции в общем объеме производства. Все эти задачи прямо или косвенно связаны с работой ОКБ. Создана новая структура - "Гражданские самолеты Сухого". Это "дочка", 100% акций которой принадлежат "ОКБ Сухого". Ее становление - одна из приоритетных задач Совета директоров и коллектива ОКБ.

Что касается военной тематики, то есть два основных направления. Первое - модернизация и глубокая модернизация самолетов строя, состоящих на вооружении ВВС РФ. Второе - разработка истребителя пятого поколения. Это сегодня самая главная и ведущая задача. Для реализации данной программы у нас создана специальная дирекция.

Мы также намерены расширить рынки сбыта - за счет модернизации ранее поставленных на экспорт самолетов марки "Су", которые сегодня находятся у инозаказчиков, а также предложения истребителей на базе платформ Су-27 и Су-30 с расширенными боевыми возможностями.

- В каком сейчас состоянии проект создания истребителя пятого поколения?

- Это серьезная программа, она прописана на десять лет вперед и далее. В настоящий момент проведены тендеры и определены исполнители по основным функциональным системам нового самолета. Работы будут финансироваться как за счет бюджетных средств, так и на основе внебюджетного финансировании. То есть за счет тех средств, которые мы сегодня получаем от экспортных контрактов и другой нашей деятельности.

Подключая к этой программе смежников, мы ставим перед ними задачу (и находим в этом понимание), чтобы они определенную часть своей прибыли как соисполнители экспортных контрактов тоже вкладывали в программу перспективного истребителя. Предстоит большая работа по техническому перевооружению серийных самолетостроительных заводов, которые будут задействованы в этом проекте. Ведь пятое поколение - это новые технологии, материалы и технические решения.

- Какова может быть межгосударственная кооперация по пятому поколению?

- Двери мы ни перед кем не закрываем. Если кто-то хочет участвовать - пожалуйста. На определенных, заранее оговоренных условиях. Но прежде всего требуется соответствующее политическое решение. Есть рамки, определенные государством, и мы строго работаем в этих рамках. Есть КВТС - федеральный орган, на который возложено решение таких задач. В принципе мы выступаем за широкую международную кооперацию. К проекту проявлен интерес со стороны Индии, Франции и ряда других стран.

- Есть ли подвижки по программе разведывательно-ударного самолета Су-27ИБ?

- Программа Су-27ИБ, несомненно, перспективна, и у нас есть общее понимание с ВВС в необходимости ее продолжения. Завершен большой этап испытаний этого самолета, получивший положительную оценку заказчика. Руководство "ОКБ Сухого", кроме того, считает, что наработанный в рамках этой программы научно-технический потенциал в какой-то мере будет использован в разработке перспективного истребителя. Есть завод в Новосибирске, есть конструкторы, есть идеи, которые нужно довести до логического конца. То, что Су-27ИБ - хорошая техника, сегодня всем ясно. Другое дело, насколько этот самолет будет востребован в России. Если нет, он будет востребован как часть нашего экспортного потенциала.

- В ближайшие дни ожидается официальное подписание контракта с Малайзией на поставку 18 Су-30МКМ. Однако "малайзийский" истребитель в отличие от Су-30МКИ не будет иметь израильского оборудования, которое потребует замены. А все это дополнительное время. Уложитесь в заданные сроки?

- В ОКБ и на серийных заводах представляют объем и масштабы предстоящих работ. Решение данной задачи потребует неординарного подхода, потому что в рамках поставочного контракта необходимо провести еще опытно-конструкторские работы. Действительно, часть отработанной сегодня израильской авионики меняется на авионику, которую будут изготавливать другие страны. Сегодня составлены все графики проведения конструкторских и летных работ, выделены и закреплены люди, осуществляется жесткий контроль исполнения - уже сегодня, до официального подписания контракта.

У нас есть твердая уверенность в том, что при правильной организации работ мы уложимся в заданные сроки. Есть контракт - его надо исполнять. Мы знаем цену межправительственных соглашений и подходим к ним исключительно ответственно.

- После завершения формирования холдинговой компании "Сухой" центральным серийным заводом планируется сделать КнААПО?

- Если объективно оценивать состояние дел в российском авиастроении, то другого такого полномасштабно работающего завода, как КнААПО, выпускающего по 30-40 самолетов в год, в России больше нет. В планах программы истребителя пятого поколения КнААПО определен как головной завод. Да и в планах программы создания российского регионального самолета (RRJ) Комсомольскому заводу также отведена важная роль. В частности, в плане оснащения и подготовки производства. Опыт в этом мы накопили солидный, в том числе в ходе освоения лицензионного производства в Китае. КнААПО сегодня способно поставлять не только истребители, но и технологии их производства. Как, например, мы сделали на заводе в Шэньяне (КНР).

Главное, что нам необходимо, так это поддержка экспорта. Должно быть понятно: то, что сделано на экспорт, - означает дальнейшее наращивание возможностей комплекса "Сухой" работать в интересах России.

Игорь Коротченко

    Опубликовано в НГ-НВО от 18.07.2003
Оригинал: http://nvo.ng.ru/armament/2003-07-18/6_bergman.html

Док. 641775
Перв. публик.: 18.07.03
Последн. ред.: 17.08.11
Число обращений: 0

  • Брегман Борис Давыдович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``