В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Подберезкин: Реанимация социалистических идей, последовавшая за мировым кризисом и... Назад
Алексей Подберезкин: Реанимация социалистических идей, последовавшая за мировым кризисом и...
Цель, условия и приоритеты идеологии русского социализма

Московская агора[1] весной 2011 года стремительно заполнилась манифестами, преимущественно либерального
характера[2].

М. Ремизов, Б. Межуев

Идеология как система устоявшихся взглядов включает набор ценностных приоритетов, который превращает мировоззрение в способ управления[3].

А. Подберезкин



Реанимация социалистических идей, последовавшая за мировым кризисом и признанием значительной частью западной элиты сомнительности либеральной идеологии и модели развития, в России пока не произошла. Здесь по-прежнему правящая элита правила и думала (воспитывала молодежь, проводила экономическую политику и т.д.) в соответствии с пресловутой либеральной традицией, хотя та, как в никакой другой стране, показала свою беспомощность. Не ставились под сомнения основной частью правящей элиты и цели национального развития, которые вульгарно свелись "к повышению благосостояния", и условия, а также приоритеты социально-экономической стратегии.

Более того, в начале 2011 года некоторые российские либералы начали массированную атаку уже на казавшуюся им теперь "консерваторами" прежнюю либеральную правящую элиту, призывая создать "вторую либеральную партию". Это проявилось не только в переписывании почившей в базе либеральной "Стратегии-2020", но и в требованиях "десталинизации" страны, выборности губернаторов и т.д. Сложилась ситуация, при которой некоторые эксперты предложили даже "Единой России" "перейти в оппозицию реальной партии власти - финансово-экономическому либеральному истеблишменту - и выдвинуть собственную программу развития страны"[4]. Между тем и "консерваторы", и "прогрессисты"-либералы оставались не только в рамках либеральной традиции, но и сохраняли в качестве основной своей цели развитие общества по либеральному сценарию.

Возросший интерес интеллектуальной части общества к стратегии национального развития неизбежно, вместе с тем, оживлял интерес к идеологии социализма[5]. К 2011 году в различных выступлениях уже нередко звучало признание того очевидного факта, что стратегии развития страны без стратегии развития нации не бывает, а последней - без общенациональной идеологии. Объективно, как альтернативные либеральному проекту, все чаще стали высказываться соображения и относительно социалистических и национальных идей. Все чаще стали звучать выступления Г.Зюганова и С. Миронова[6], что тоже не случайно совпало по времени с запретом ДПНИ и ряда других националистических организаций, активизацией кампании против экстремистов, националистов и пр. радикальных элементов российского общества[7].

Таким образом, кризис в либеральной российской элите совпал по времени с интересом к социалистическим идеям, дискуссии о национальных и социальных ценностях, вызванным кризисом либерализма. К сожалению, в этих дискуссиях (кроме, пожалуй, традиционной социальной риторики) внимания развитию национального человеческого потенциала уделялось немного. Элита уже была увлечена борьбой за власть. Ей было не до стратегии, хотя она и понимала, что для созданного вокруг "Единой России" ОНФ нужна не либеральная "Стратегия-2020" (которую, как показали июньские соцопросы, поддерживают не более 9%), а более широкая и привлекательная программа, которую поручили подготовить Н.Федорову и срочно созданному институту. Как отмечалось в редакционной статье в "НГ" в январе 2011 года, "работники книжных магазинов Москвы отмечают рост интереса к марксистской литературе. Для кого-то - новость, для кого-то - закономерность. Не случайно, что в последние годы началось переиздание трудов классиков марксизма и лидеров неомарксистской мысли. Это и работы "братьев Диоскуров" Маркса и Энгельса, и их незадачливых последователей, и вдруг возникшие на полках сочинения Карла Каутского, Иосифа Дицгена, Георгия Плеханова, Анатолия Луначарского, Александра Богданова, Михаила Лифшица, Георга Лукача, Луи Альтюссера, Роже Гароди...

Примечательно, что в основном марксистской и неомарксистской литературой интересуются молодые люди от 20 до 30 лет. Как правило, с высшим университетским или институтским образованием"[8].

Именно на стыке национального и социального комплексов и приоритетов, как представляется, находится ответ на вопрос не только об эффективной стратегии развития, но и о долгосрочной национальной стратегии.

Если в 2007-2008 годах большинство граждан хотело "преемственности" и этому большинству была безразлична личность и программа будущего президента, то в 2011 году вопрос о преемственности политического курса уже не ставил никто: ни оба лагеря либералов, ни, тем более, националисты, коммунисты и социалисты. "Идея "преемственности курса" возникла в России в 2007 году, когда Владимир Путин твердо склонился к тому, чтобы не менять Конституцию под себя, под свой третий срок подряд. 70-75% россиян перемен не хотели, - справедливо замечает П. Твердов. - Эта незамысловатая социология и явилась основанием для столь упрощенных требований к будущему президенту. Им мог, как теперь кажется, стать кто угодно из знакомых Путина - от Иванова до... Но стал Медведев. И этот выбор сделал Путин.

Естественно, что все телевизионные каналы, вся пропагандистская машина Кремля, партия "Единая Россия" очень мало внимания уделили тогда личности преемника, его политическим взглядам, тому, что он думает об окружающем нас мире. От него ждали одного: преемственности курса. Всем было важно лишь то, что о нем, о преемнике, думает Владимир Путин"[9].

[10]

Сколько бы в России ни говорила элита об отсутствии идеологии, "отменить" ее невозможно. Просто за такими разговорами всегда скрывается некая необсуждаемая, не принятая нацией, но навязываемая ей идеология. В 2010-2011 годах эта простая истина стала настолько очевидной, что, отмахиваясь от нее, либеральная элита уже откровенно "пронюхивала" явочным порядком свою идеологию, свои цели. Как заметила Е. Ямпольская, "в одной России от слова "идеология" принято плеваться. Ну... замените формулировку. Вместо "у страны нет идеологии" скажите: "У страны нет общей цели"[11].

Идеология русского социализма как система общенациональных взглядов предлагает прежде всего четкие цели национального развития.


__________

[1] Агора (др.-греч.) - рыночная площадь, являющаяся местом собраний.

[2] Ремизов М., Межуев Б. Охота на медведей. 18 апреля 2011. [Эл. ресурс]. URL:http://www.gazeta.ru/comments/

[3] Этому вопросу я уделил специальную главу в одной из работ: Кризис управления как кризис идеологии в современной России // Подберезкин А. Человеческий капитал. М.: Европа, 2007. С. 131-170.

[4] Ремизов М., Межуев Б. Указ. соч.

[5] Садовская Ю. В "Справедливой России" начались брожения // Независима газета. 2011. 19 апреля. С. 1, 3.

[6] Уже в апреле 2011 года Г. Зюганов заявил о своей готовности идти на президентские выборы и озвучил программу, а С. Миронов провел 16 апреля V съезд "Справедливой России". Бирюкова Л., Корня А. Ранний старт // Ведомости. 2011. 19 апреля.

[7] "Вытеснение" С. Миронова в мае 2011 года с должности Председателя Совета Федерации можно рассматривать вполне в рамках традиции администрации максимально сконцентрировать в своих руках административные и иные ресурсы. - Прим. авт.

[8] Левый дрейф // Независимая газета. 2011. 28 января. С. 2.

[9] Твердов П. Уж выбор близится // Независимая газета. НГ-сценарии. 2011. 19 апреля. С. 1.

[10] В основу принципиальной схемы идеологии положена модель профессора МГИМО(У) М.А. Хрусталёва. См., например: Хрусталёв М.А. Методология прикладного политического анализа. М.: Проспект, 2010. С. 48.

[11] Ямпольская Е. Веселые растеряевские дни // Известия. 2011. 22 апреля. С. 6.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

14.08.2011

podberezkin.viperson.ru



Док. 641693
Перв. публик.: 14.08.11
Последн. ред.: 16.08.11
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Межуев Борис Вадимович
  • Ремизов Михаил Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``