В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Отзыв на аналитический доклад Общественной палаты Назад
Отзыв на аналитический доклад Общественной палаты
"Уроки проведения ЕГЭ - 2010". По материалам обращения граждан на горячую линию Общественной палаты РФ (1).


Проблемная ситуация

Установленные в аналитическом докладе факты можно рассматривать как документальные свидетельства начавшегося процесса саморазрушения ЕГЭ. Как видно из отчёта, полицейские меры - обыски в карманах учащихся и слежка за детьми в туалетах - уже больше не помогают. ЕГЭ с каждым годом становится всё более коррупционным, он заметно выходит из-под контроля чиновников. Вопреки утверждениям сторонников ЕГЭ о снижении коррупции (2), в МВД РФ после введения ЕГЭ отметили, напротив, двойной её рост (3).

Наши многократные предупреждения о социальной опасности (4) келейно задуманного ЕГЭ всё время игнорировались бюрократией, причём самым примитивным способом - молча. Они якобы ничего не слышат и ничего не видят, а потому и не вступают в дискуссию. Это несомненный признак их слабости и неуверенности. Прогноз об отрицательных последствиях введения ЕГЭ оказался ими тоже незамеченным (5). В докладе Общественной палаты этот печальный прогноз подтвержден теперь фактически.


Выводы и предложения аналитического доклада

Выводы, сделанные в докладе Общественной палаты, оказались заметно мягче сути вскрытых там фактов общего разложения системы российского образования и реально ухудшающейся образовательной ситуации по всей стране.

Предложения авторов доклада об усилении роли общественности понятны и правильны, вообще. Но теперь, на данной стадии активного разложения, они уже станут похожими на примочки, которые больше уже не в состоянии помочь тяжело больному ЕГЭ,  творению российской бюрократии. Эти предложения не смогут компенсировать научную несостоятельность ЕГЭ, политическую ошибочность решения Правительства РФ о введении такого педагогически непроработанного экзамена в российское образование. А потому  в случае реализации, скорее всего, лишь продлят агонию ЕГЭ, обреченного, похоже, на бесславную смерть.

Похожая история уже была с императорским экзаменом в Древнем Китае. Своеволие местных чиновников, пытавшихся протолкнуть своих детей во власть, при проведении этих экзаменов было тогда таким же безграничным, как и сейчас. А стремление испытуемых обмануть государственных экзаменаторов любым способом было таким же, как и у многих нынешних экзаменуемых. Да и ставка была тогда неслабой - получаемая сразу управленческая должность. А потому тот экзамен, несмотря на жестокие охранные меры при его проведении, там рухнул (6). Эта история теперь повторяется в России, спустя более четырёх тысяч лет. История не прощает забвения (7).

Надо понимать, что качество образования и эффективность профессионального отбора кадров одними только экзаменами не достигается. Нужен повсеместно организованный качественный учебный процесс, нужны подготовленные кадры для такого процесса, качественные педагогические системы и разумные системные решения. Иначе говоря, нужно то, чего сейчас нет. А потому с каждым годом ЕГЭ всё больше набирает свой разрушительный потенциал, о чём красноречиво свидетельствуют факты, представленные в докладе.

Засекреченная бюрократами реальная статистика исходных результатов ЕГЭ и отсутствие качественной образовательной статистики лишь усугубляют ситуацию.

Причины такого положения заложены в ошибочной структуре управления сферой образования. Чиновники сосредоточили в своих руках все полномочия, связанные с распределением значительных финансовых средств на проведение ЕГЭ, без всякого участия специалистов и общественности. Иначе говоря, они заинтересованы в своевольных тратах бюджетных средств.
Они же осуществляют контрольные и надзорные полномочия, не желая, по-настоящему, делиться этими полномочиями с общественностью. В их исключительном ведении находятся  лицензионные и регистрационно-разрешительные действия.
Перечисленные условия достаточны для того, чтобы ЕГЭ полностью превратился в асоциальную форму чисто бюрократической деятельности. Между тем, вне реального участия общественности и родителей качественного образования не бывает. И без их активного включения  в образовательный и контролирующий процесс ничего хорошего не получится.  


Аналитический доклад должен стать руководством к переменам

Может случиться, что этот доклад Общественной палаты подтолкнёт, наконец, Президента РФ Д.А.Медведева и Председателя Правительства РФ В.В.Путина к реальному поиску научно обоснованных и общественно приемлемых решений проблем педагогических измерений уровня подготовленности выпускников школ и способностей абитуриентов осваивать вузовские программы. Т.н."единым" экзаменом и контрольными материалами эти проблемы не решаемы, в принципе. И это пора понять. Да и фактически он уже не единый. По большинству предметов его перепрофилировали на приём в вузы, причём  одним набором заданий, в разные вузы. Опять мы видим ошибочные попытки решить одним некачественным методом сложные вопросы профессионального отбора абитуриентов.  Те, кто продолжают предлагать Правительству РФ легковесные решения сложных общественных проблем, тем самым себя заметно дискредитировали.

Более десяти лет мы говорим чиновникам о научно-педагогической и метрической несостоятельности ЕГЭ, но всё без толку. Доклад Общественной палаты подтверждает ошибочность ЕГЭ. И в этом проявляется потенциальная польза от доклада. Реальная же польза заключается в правдивых фактах о ЕГЭ, которые там убедительно представлены. Эти и другие факты, имеющиеся в научной литературе (8, 9 и мн. др.), смогут теперь стать надёжной основой для Правительства РФ в поиске настоящих управленческих решений, то есть таких, которые основаны на науке и на подлинной, всесторонней экспертизе состояния дел. Аналитический доклад можно с полным основанием рассматривать как одну из форм успешно проведённой общественной экспертизы, вскрывшей бездарность и общественную неприемлемость проводимого в России ЕГЭ.


Что делать?

Очевидно, в России сложилась проблемная ситуация, выход из которой может дать научный подход и, в частности, открытая научная дискуссия. А это как раз то, чего в стране уже давно нет. Попытки авторов российского научно-методического журнала "Педагогические Измерения", существующего с 2004 года и выходящего четыре раза в год, вести такую дискуссию с  чиновниками, ответственными за ЕГЭ, напрочь игнорируются. Это тема их не касается, что ли?  

В журнале "Педагогические Измерения" с первого номера регулярно поднимаются сущностные вопросы ЕГЭ, своевременное решение которых уже давно избавило бы страну от ошибок, допускаемых при проведении этого экзамена.

Не надо ждать окончательного краха ЕГЭ, который и сейчас травмирует немало детских душ. Лучше скорее прекратить этот неудачный в социально-образовательном и научно-педагогическом отношении экзамен. Тратить бюджетные средства на такой разрушительный экзамен нельзя. Вместо него надо ввести метрически обоснованные системы проверки уровня подготовленности учащихся, выпускников школ и абитуриентов вузов. То есть, ввести настоящие педагогические измерения,  чего сейчас в арсенале бюрократических методов нет.  

Нельзя  управлять сферой образования, не видя явной отрицательной динамики процесса ЕГЭ и качества массового образования в стране. Нынешнее министерство образования и науки с этим экзаменом явно провалилось.  

Вадим Аванесов, доктор педагогических наук, профессор, гл. редактор российского научно-методического журнала "Педагогические Измерения".

Литература:
1. Уроки проведения ЕГЭ - 2010. Аналитический доклад. По материалам обращения граждан на горячую линию Общественной палаты Российской Федерации. Под научной редакцией Л.Н. Духаниной. Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики. Москва 2010. http://www.oprf.ru/files/jkbhfhbd84729.pdf
2. Обсуждение единого госэкзамена в Общественной палате. http://2020strategy.ru/g8/news/32682825.html
3. (http://www.gzt.ru/topnews/accidents/-mbpch-prizyvaet-chinovnikov-sfery-obrazovaniya-/307628.html?subscribename=content&category=-mbpch-prizyvaet-chinovnikov-sfery-obrazovaniya-&date=270510 ).
4. Статьи В.С. Аванесова по вопросам ЕГЭ и педагогических измерений, на сайтах: http://obrazovanie.viperson.ru/wind.php?ID=425098 , и http://testolog.narod.ru
5. Аванесов В.С. Единый государственный экзамен, или "Эта вещь будет посильнее Фауста Гёте". Учит. Газета, N 49, 2000 г., http://www.ug.ru/00.49/t25.htm).
6. Аванесов В.С. Тесты: история и теория. Из глубины веков. Управление школой. N 12, март, 1999 г. С.14.
7. Ромашова А. Сыграем в ЕГЭ! При проведении единого экзамена поставлен новый рекорд – по списыванию. http://www.stoletie.ru/obschestvo/sygrajem_v_jege_2011-06-15.htm 15.06.2011.  По данным   наблюдателей, около 165 тысяч выпускников школ сумели объегорить  «егезаторов», воспользовавшись мобильной услугой нескольких сайтов в Интернете при ответе на экзаменационные вопросы.
8.Аванесов В.С. Проблема развития педагогических измерений. "Педагогические Измерения", N2, 2011 г. . См. также http://obrazovanie.viperson.ru/wind.php?ID=425098 , http://testolog.narod.ru /
9. Avanesov V.S. Consequences of the EGE in Russia. KEDI Journal of Educational Policy. Korean Educational Development Institute v.3, N1 2006. pp. 89-99. Electronic version: http://eng.kedi.re.kr .

viperson.ru

Док. 641643
Перв. публик.: 11.08.11
Последн. ред.: 18.10.11
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Аванесов Вадим Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``