В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Необходимость формирования гражданской ответственности у власти, представителей деловых кругов и рядовых граждан Назад
Необходимость формирования гражданской ответственности у власти, представителей деловых кругов и рядовых граждан
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Михаил Лермонтов президент "Лермонтовской ассоциации", председатель исполкома движения "Союз граждан России", Николай Баранский вице-президент фонда "Национальный кадровый резерв", политолог.
Эфир ведет Алексей Дыховичный.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ В студии радиостанции "Эхо Москвы" наши гости. Михаил Лермонтов президент "Лермонтовской ассоциации", председатель исполкома движения "Союз граждан России". Здравствуйте, Михаил Юрьевич.
М. ЛЕРМОНТОВ Добрый день.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Николай Баранский вице-президент фонда "Национальный кадровый резерв", политолог, профессор. Здравствуйте, Николай Николаевич.
Н. БАРАНСКИЙ Здравствуйте.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы", это наш эфирный пейджер, пожалуйста, присылайте свои вопросы. Тема наша официально заявлена так: необходимость формирование гражданской ответственности у власти, представителей деловых кругов и рядовых граждан. У меня сразу есть три возражения и вопроса, вопроса-возражения по поводу формулировки темы. Во-первых, видели ли вы когда-нибудь политика, может быть, кроме анархиста, который говорил о том, что власть должна быть безответственна. Во-вторых, зачем разделять деловые круги и рядовых граждан? Сегодня это представитель делового круга, а завтра он разорился и рядовой гражданин. И наоборот. И наконец, что самое главное, что касается ответственности рядовых людей, не чиновников, не представителей власти, она формируется, на мой взгляд, чрезвычайно просто, если говорить о ней. Просто власть должна уважать людей, которые живут в этой стране. Это широчайший круг вопросов, начиная от того, как власть передвигается по дорогам, с какими мигалками и с каким перекрытием этих самых дорог, и заканчивая всевозможными справедливостями или несправедливостями в судах, в кабинетах чиновников, на улицах и так далее. И если все будет справедливо, то тогда и, наверное, гражданская ответственность будет у людей, населяющих эту страну. Вот эти три мои возражения. Пожалуйста, отвечайте.
М. ЛЕРМОНТОВ Спасибо за возражения. Николай Николаевич, может быть
Н. БАРАНСКИЙ Я начну. Во-первых, надо четко для себя сформулировать, что такое гражданская ответственность. Гражданская ответственность это высшая форма проявления умения и желания пользоваться правами и свободами. Многие ли наши граждане умеют, желают пользоваться правами и свободами? Сейчас произошло некоторое отчуждение власти от населения, что мы как бы, по Вернадскому, в аквариуме рыбы плавают, каждая в своем горизонте, в своей глубине, так и власть и население. Что касается деловых кругов, то мне кажется, что это социальное расслоение произошло не потому, что так желали граждане, и не потому, что даже так желали люди, которые хотят, могли и могут заниматься бизнесом, а потому что просто таков был процесс приватизации. Поэтому сказать, что между ними нет дистанции, тоже нельзя. И что же осталось от так называемой бархатной революции сверху 1991 года? Хотя я совершенно к этой характеристике отношусь отрицательно. Гнев народного возмущения ушел в гудок свободного слова. Но и словом мы не умеем пользоваться. Свобода есть, ответственности нет. Я думаю, это ответ на ваши возражения. Может быть, мы можем сузить таким образом тему и поговорить, допустим, ответственности за слова власти, граждан и деловых кругов.
М. ЛЕРМОНТОВ Я бы добавил еще к этому, что для меня власть это нанятые менеджеры, нанятые обществом менеджеры для управления функций управления государством и обществом. И ответственность власти или людей во власти это и есть как раз то самое, чего не хватает сегодня. Не хватает не столько потому, что власть не готова нести ответственность, она готова, и она несет ответственность, но сама перед собой. Т.е. со стороны общества не сформировано требование этой ответственности, требование к власти быть ответственным за систему управления государством, нет меры этой ответственности. Хотя обществу есть что предъявить сегодня власти с точки зрения управляемости собой. Это уровень жизни, это качество жизни, это, в конце концов, тот нравственный климат, который формирует власть своими действиями в СМИ, в своем поведении. Т.е. власть не стала тем сообществом, образ которого мог бы считаться среди людей в обществе мерой нравственной позиции, которой общество могло бы соизмерять себя. Скорее, наоборот, сегодня все то, что происходит во власти, обществом признается безнравственным. Безнравственным признаются механизмы выборов
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Но, однако же, при этом общество приходит и голосует так, как власть того хочет.
М. ЛЕРМОНТОВ Да, как власть того хочет
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Как в одной из программ, по-моему, Евгения Альбац сказала: вот после теракта в Мадриде испанцы пришли и сказали пошла вон такая власть, ты нам не нужна.
М. ЛЕРМОНТОВ Они сказали это один раз за очень большое время. А мы говорим о той ответственности, которая существует непрерывно. И ответственность, как правило, возникает в диалоге среди партнеров. Т.е. наша позиция такая, что со стороны общества не выстроено субъекта, который мог бы власти предъявлять меру и масштаб ответственности за то, что власть совершает, и за то, как власть управляет обществом и государством.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Т.е. политических партий получается
Н. БАРАНСКИЙ Нет, ни в коем случае. Надо добавить о том, что демократия голосования это тоже управляемая демократия. И питать иллюзии по поводу того, что вот испанцев взорвали, и они проголосовали против народной партии за социалистов Ну что ж, это на уровне инстинкта.
М. ЛЕРМОНТОВ Инстинкта самосохранения, да.
Н. БАРАНСКИЙ Это опять-таки не я бы сказал, это чрезмерные ожидания, которые не оправдались, разочарования. А у нас вообще есть чрезмерные ожидания, у нашего общества? Мы очень терпеливы
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Они были после 91 года.
Н. БАРАНСКИЙ Они были, но их обманули.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Сейчас прервемся ненадолго на новости, а потом продолжим.
-
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Мы продолжаем. Мы говорим о формировании гражданской ответственности. Я понял так, что людям не должно быть, мягко говоря, все равно. Вот мы наняли этих менеджеров. Дорогие наши менеджеры, пожалуйста, делайте все возможное, для того чтобы нам жилось лучше. А сегодня людям все равно.
М. ЛЕРМОНТОВ И вот ответственность людей в том как раз, чтобы им было не все равно. И то, что сегодня все говорят о том, что нет гражданского общества, это как раз и есть отсутствие гражданской ответственности среди просто граждан. Сейчас мы переходим от власти плавно к гражданам. Граждане ответственны за то, чтобы потребовать от власти гражданской ответственности. Но они могут это делать, только сами обладая вот этим состоянием гражданской ответственности.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Каждый народ достоин своего правительства. Это вот то же самое.
М. ЛЕРМОНТОВ Совершенно верно.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Сформулировано давным-давно.
Н. БАРАНСКИЙ Совершенно не согласен с этим, потому что что уж там, наш народ всегда достоин был лучшего правительства.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ В условиях выборности, наверное.
Н. БАРАНСКИЙ Не только. Даже в условиях самодержавия. Единственные два раза, когда у народа было правительство, достойное народа, это было правительство Ростовцева графа, братьев Милютиных мы вообще историю свою плохо знаем и, конечно, столыпинское правительство. Больше достойных правительств не было.
М. ЛЕРМОНТОВ Достойных общества.
Н. БАРАНСКИЙ Но ведь такова, наверное, судьба, она тоже имеет значение.
М. ЛЕРМОНТОВ И, тем не менее, мы предлагаем сегодня выход из этой ситуации именно к переходу к диалогу между обществом и властью, тем же правительством. Правительство, власть должна осознать, что только в диалоге с обществом, обществом, которое наделено функцией требования ответственности со стороны власти, т.е. как некой меры исполнения властью своих функций, можно, действительно, создать это разумный баланс гармонии и говорить о том, что нравственные требования каждого гражданина, каждого человека, которые у него внутри присутствуют, и ответственность является проявлением этой нравственной позиции, и могут быть неким саморегулятором отношений.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Т.е. отвечать частный пример на те вопросы, не только на радио "Эхо Москвы" и еще нескольких радиостанциях, но и на центральных каналах телевидения, на те вопросы, которые журналист или человек
М. ЛЕРМОНТОВ Гражданин.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ гражданин считает нужным задать. А не те вопросы, которые были PR-службой сформулированы, переданы, подготовлены и так далее. Как частный пример.
М. ЛЕРМОНТОВ Совершенно верно.
Н. БАРАНСКИЙ Еще я думаю, что еще и освещать действиями в повседневной практической деятельности. Потому что диалог не надо понимать буквально.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Как эту власть заставить? Она не хочет выступать на центральном телеканале с вопросами, заранее не подготовленными.
Н. БАРАНСКИЙ Гражданская экспертиза, контроль за действиями.
М. ЛЕРМОНТОВ На самом деле, сегодня ничего и не предлагается со стороны общества власти, для того чтобы власть могла воспринять со стороны общества партнера, не субъекта-корреспондента, не субъекта-телеведущего, а субъекта-общество. И во все времена таким субъектом была национальная элита, не национальная в смысле национальности, а национальная в смысле люди, отличающиеся наивысшим чувством ответственности, это есть такая формула национальной элиты. Так вот сообщество таких людей и способно сегодня, сложившись в неком пространстве доверия, которого, к сожалению, сегодня нет у нас, у нас сегодня все не доверяют друг другу, и только национальная элита, с нашей точки зрения, способна, собравшись, предложить формулу ответственности, причем формулу ответственности, основанную на нравственных императивах личности. И это должны быть именно те люди, из уст которых это требование станет легитимным, легитимным перед властью. И сложение такого субъекта и есть задача "Союза граждан России". И мы, если хотите, ставим такой научно-социальный эксперимент, может ли общество сложить субъекта, который заставит власть вступить в партнерские отношения относительно ответственности и того, и другого, но в пространстве доверия.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Есть ли сейчас такие люди в этой стране в достаточном количестве и не противопоставит ли вам власть другое сообщество других уважаемых людей из мира искусства, науки и так далее, которые выскажут противоположную Я думаю, что найдутся эти люди.
Н. БАРАНСКИЙ Нет, я думаю, что так много людей не найдется. Я совершенно уверен. Например, профессор Сергей Капица, академик Стёпин, философ, народный артист и композитор Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, это вот те люди, с которыми мы сотрудничаем, участники национального совета "Союза граждан России". Я думаю, что найти столько же людей с таким же высоким нравственным авторитетом, независимостью суждений, большой, серьезной профессиональной компетентностью
М. ЛЕРМОНТОВ Нравственной позицией.
Н. БАРАНСКИЙ Безупречных с точки зрения нравственной позиции Не так уже просто.
М. ЛЕРМОНТОВ Я хочу добавить, знаете, в русской философии есть такой тип общества, который называется солидаризм. Солидаризм это как раз отличие того, что вы говорите можно сложить сообщество, которое всегда будет против чего-то. Несомненно. Но всегда есть потребность сложить партнерские отношения ради достижения какой-то общей цели. Вот формирование этой общей цели, т.е. формирование тех направлений, которые можно признать общими для вот этого сообщества, это и есть вообще-то первая задача. Потому как не сформулировав цель, очень трудно говорить о партнерстве ради достижения какой-то цели. И власть в первую очередь должна вступить в диалог с этим сообществом, для того чтобы сформировать программу, программу преобразования России, программу преобразования граждан в направление их ответственности. Почему-то нам кажется, что именно ответственность как нравственный императив, заложенный, безусловно, в каждом человеке, сможет послужить неким таким регулирующим механизмом, как, в общем-то, и свобода, т.е. лозунг свободы был основой демократии, либерализма, но, к сожалению, у него отсутствует составляющего вот этого солидаризма. Т.е. в свободе все противопоставлены друг другу, в солидаризме, наоборот, все свободны в сотрудничестве, в созидании.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Если позволите, я сообщения, только те, что с подписью, подряд просто-напросто прочитаю с пейджера. "Заявленная вами тема очень актуальна. Какие конкретные предложения? Ведь каждый борется в одиночку, а иные говорят, что ничего все равно не получится, поэтому ничего не делают. Поэтому ждем от вас конкретных предложений. Виктория". В принципе, оно было, просто сообщение пришло раньше. "Скажите, как народ может воздействовать на власть? Фома Иванович". "Вот я старуха, мыслю так же, как вы, хотя и не имею высоких ученых степеней. Я считаю, что власть должна быть партнером своего народа, хватит нас насиловать уже. Татьяна". "Господин Дыховичный, представьте, пожалуйста, этих бойких молодцов, которые так многословно толкуют с вами о нравственности. Какие у них есть основания рассчитывать на наше доверие? Чем они заслужили это своей предыдущей жизнью? Наталья". Вот вы говорили о слове, о том, что не доверяют. Вот и вам тоже не доверяют, так же, как и везде и всюду.
М. ЛЕРМОНТОВ И справедливо. Пока не будет с нашей стороны предъявлена обществу, тем же гражданам, наша позиция как конструктивная программа изменения общества, конкретная программа. И конечно, мы пока рассчитываем только на то, чтобы нас услышали с нашим призывом к сотрудничеству, к созданию этой программы. Тех, кого перечислял Николай Николаевич, это как раз те люди, которые и задают себе сегодня этот вопрос а можно ли вообще такую программу сложить, предложить ее власти и вместе с властью принять, вместе с властью именно. Не слушать от власти программу, которую они народу предъявляют, и один раз в 4 года мы свое мнение по этому поводу высказываем, а в непрерывном процессе заниматься преобразованием в государстве.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Не знаю, сантехника, шофера возьмете в свою компанию?
Н. БАРАНСКИЙ Безусловно. Почему нет?
М. ЛЕРМОНТОВ У нас очень широкий спектр тех, у кого резонирует в душе наша концепция, наша идеология гражданской ответственности. Потому что она затрагивает, как я вам говорил уже, именно те первородные свойства личности, человека и исходит из нравственности, из морали, из той основы, которую невозможно обмануть. Это совесть.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Организация подобного общественное движение, правильно? Как назвать?
М. ЛЕРМОНТОВ Мы так называем.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Организация подобного общественного движения, она связана с тем, что стандартный, обычный механизм формирования ответственности власти перед людьми, а именно выборы, они что, не работают у нас пока, или вообще они не могут у нас работать? Поэтому нужно еще что-то дополнительное, то, что предлагаете вы.
Н. БАРАНСКИЙ Не работают. Потому что в период от выборов до выборов у людей нет механизмов воздействия на власть. Раз. Потом сейчас происходит процесс бойкота выборов, и мы это наблюдаем. Очень популярен теперь у населения так называемый "против всех кандидатов", такой кандидат. Поэтому это повседневная практическая деятельность. И мы сейчас строим на территории страны такие центры гражданской ответственности. Притом мы их строим не в конфронтации с властью, а в конструктивно взаимодействии. Мы считаем, что для того, чтобы повысить качество управленческих решений, надо привлекать высококомпетентных людей, людей, обладающих определенным жизненным опытом, людей, обладающих жизненной сметкой. Поэтому люди любых профессий нам нужны.
М. ЛЕРМОНТОВ Самое главное, чем мы отличаемся от партий, почему партии не выполняют. Любая партия защищает интересы очень небольшого круга людей, которые находятся в партии, и цель ее бороться за власть. И только достигнув власти, что-то делать. Наша формула: мы не хотим бороться за власть, мы хотим с властью сотрудничать по текущему изменению состояния государства.
Н. БАРАНСКИЙ И влиять на него.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Вы предлагаете совершенно другой механизм.
М. ЛЕРМОНТОВ Абсолютно другой, солидаризм он называется.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Вопрос, самый главный-то вопрос, насколько, на ваш взгляд, этот механизм действенен. Очень мало времени осталось.
Н. БАРАНСКИЙ Очень мало времени осталось, поэтому надо стараться сделать этот механизм эффективным, действенным. И я еще раз повторяю: это гражданская экспертиза, это мониторинг действий властей, это консультирование властей по важным вопросам.
М. ЛЕРМОНТОВ И сегодня новый состав правительства очень открыто идет на такое сотрудничество, что очень положительно. Мне кажется, что в ближайшее время мы можем с вами обсуждать практические результаты создания сотрудничества с властью.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ Спасибо вам. Очень коротко, я сам отвечу, Михаил Юрьевич Лермонтов правнучатый
М. ЛЕРМОНТОВ Правнучатый племянник поэта.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ "Очень люблю поэзию Лермонтова. Куда обратиться? Ирина". Да читать просто поэзию Лермонтова. Спасибо вам огромное. Михаил Лермонтов президент "Лермонтовской ассоциации", председатель исполкома движения "Союз граждан России", а также Николай Баранский вице-президент фонда "Национальный кадровый резерв" и политолог, были у нас в гостях. Спасибо вам.
Ведущие:
Алексей Дыховичный

8 апреля 2004 года.
http://old.echo.msk.ru/guests/8903/

Док. 641582
Перв. публик.: 08.04.04
Последн. ред.: 09.08.11
Число обращений: 0

  • Баранский Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``