В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интернет-интервью Руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области Маркова Андрея Геннадьевича Назад
Интернет-интервью Руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области Маркова Андрея Геннадьевича
Интернет-интервью
Руководителя Следственного управления
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации
по Московской области

Маркова Андрея Геннадьевича

30 сентября 2009 года в 11.00 часов в Информационном агентстве "Гарант" состоялось интернет-интервью с руководителем Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области Андреем Геннадьевичем Марковым.

Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы проведения досудебного производства по уголовным делам, относящихся к ведению Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области".

Интернет-интервью организовано Информационным агентством "Гарант". Информационное агентство "Гарант" свидетельство: ИА N 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущая интернет-интервью - Нифталиева Татьяна Эльдаровна ( ИА "Гарант").
Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Андрея Геннадьевича Маркова - руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области.
Уважаемый Андрей Геннадьевич, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы проведения досудебного производства по уголовным делам, относящихся к ведению Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области".
Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации было образовано два года назад. Его создание стало последовательным шагом на пути реформирования органов прокуратуры и следствия - одного из основных направлений судебно-правовой реформы в Российской Федерации.
На сегодняшний день Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области реализует широкий спектр функций, направленных на обеспечение прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка и во взаимодействии с другими правоохранительными органами проводит большую работу по борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан.
Важным направлением деятельности Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области является проведение досудебного производства по уголовным делам, относящимся к его ведению Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Досудебное производство состоит из возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Предварительное расследование - это одно из наиболее важных действ уголовного процесса, самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
Несмотря на то, что вопросы проведения досудебного производства подробно регламентируются действующим российским законодательством, на практике возникают многочисленные проблемы в процессе возбуждения уголовного дела, осуществления уголовного преследования, собирания, проверки и оценки доказательств с целью установления обстоятельств, необходимых для направления уголовного дела в суд или прекращения производства по делу.
В ходе проведения интернет-интервью планируется обсудить цели, задачи и приоритетные направления деятельности Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области; итоги работы за год, а также проблемы, с которыми пришлось столкнуться в ходе проведения досудебного производства по уголовным делам, относящимся к его ведению.
На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит руководитель Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области Андрей Геннадьевич Марков.

Ведущая: С момента создания Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Московской области прошло два года. Андрей Геннадьевич, насколько оправданным, по-Вашему мнению, было разделение следственных и надзорных функций прокуратуры и создание нового специализированного следственного ведомства? Как смотрится возглавляемое Вами Управление на фоне других регионов России?

Марков А.Г.: Спасибо за вопрос. Уважаемые господа, если вдаваться в предысторию создания Следственного комитета и выделения следственных органов из всей системы Генеральной прокуратуры, то Вы, наверное, помните, что примерно с начала двухтысячных годов, если не ошибаюсь, в 2002 году, в обществе, в органах государственной власти, в самой Генеральной прокуратуре РФ начал инициироваться вопрос о выделении предварительного следствия из системы прокуратуры для того, чтобы обеспечить лучшее качество предварительного следствия и оперативность расследования уголовных дел. Для того, чтобы избежать ситуации, которая складывалась на протяжении десятилетий, когда следствие находилось в системе Генеральной прокуратуры, получалось: "сам расследуй и сам за собой надзирай". Именно поэтому в двухтысячных годах был поднят вопрос о выделении предварительного следствия. По Уголовно-процессуальному кодексу РФ следователь - самостоятельная процессуальная фигура, должностное лицо, которое обладает правом возбуждения уголовного дела. Это лицо, которое осуществляет уголовное преследование лиц, виновных в совершении преступления. Это лицо, которое принимает важнейшие процессуальные решения, в том числе привлечение лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении него той или иной меры пресечения. Следователь решает вопрос о других репрессивных, я имею ввиду в положительном плане, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством функций: производство обысков, выемок и других следственных действий. Исходя из этого, на законодательном уровне было принято решение о выделении следствия, дабы обеспечить процессуальную самостоятельность следователя для того, чтобы осуществить надлежащий прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием, которое осуществляется в органах Внутренних дел. Как показал 2-х летний опыт работы Следственного комитета, разделение следственных и надзорных функций за эти два года полностью себя оправдало. Следственный комитет состоялся как самостоятельный правоохранительный орган, который осуществляет уголовное преследование, занимается расследованием тяжких и особо тяжких преступлений. В этом состоит основная задача Следственного комитета. Принятое 2 года назад решение о выделении следствия из органов прокуратуры позволило более качественно обеспечить защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного, необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Прокурорский надзор имеет и играет немаловажную роль в осуществлении надзорных функций за качеством и оперативностью предварительного следствия. Отвечая на вторую часть вашего вопроса касательно положения Следственного управления по Московской области, мы подводили итоги за 2007 г., 2008 г., провели итоги за первую половину 2009 г. Хочу констатировать, что в целом Следственное управление по Московской области среди других следственных управлений по РФ занимает, так скажем, золотую середину. При этом следует учитывать, что по численности населения Московская область после города Москвы из субъектов Федерации - самый большой регион, у нас проживает более 6 миллионов населения, в летний период до 10 миллионов населения. Район очень сложный, на криминогенную обстановку в районе в значительной части негативное влияние оказывает близость Москвы, большого мегаполиса. Зачастую преступления планируются в Москве, а исполнение преступления осуществляется в Московской области, либо наоборот. Большое количество мигрантов, которые зачастую нелегально трудятся в различных районах Московской области, усугубляет криминогенную обстановку, поскольку большей частью данными лицами совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления: убийства, изнасилования и т.д. Оценивая работу Следственного управления за 2 года, хочу привести конкретные факты, обосновывающие положительную тенденцию, которая развилась после разделения следственных и надзорных функций. Если до 2007 года раскрываемость убийств в Московской области составляла от 65% до 70%, то в этом году мы вышли на иной уровень: в августе 2009 года раскрываемость убийств в Московской области впервые составила 88%. Поверьте мне, это большая цифра. Выделение следственных органов в отдельную правоохранительную систему позволило сосредоточиться на выполнении важных задач, специализироваться именно на раскрытии, расследовании тяжких и особо тяжких преступлений: убийств, изнасилований, причинении тяжкого вреда здоровью и других преступлений, взяточничества. Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Московской области находится в первой тройке среди следственных управлений по субъектам РФ по раскрываемости преступлений прошлых лет. Значительное число раскрываемых у нас убийств было совершенно в девяностых - двухтысячных годах. У нас хорошие показатели по раскрываемости изнасилований прошлых лет: мы подняли дела, расследовали их, направили в суды, уже имеются обвинительные приговоры. У нас раскрыто большое количество причинения тяжкого вреда здоровью прошлых лет, повлекших смерть граждан. Если проводить рейтинг по следственным управлениям, полагаю, что наше управление находится именно в золотой середине. У нас есть определенные положительные успехи в расследовании преступлений коррупционной направленности. Все количественные показатели по данным категориям преступлений, о которых я сейчас говорил, намного выше показателей, которые имели место до создания Следственного комитета. В результате этого выделения удалось сосредоточиться на расследовании тяжких преступлений. Узкая специализация следствия без осуществления надзорных функций, без распыления, позволила получить положительные результаты, как количественные, так и качественные.

Ведущая: Андрей Геннадьевич, укомплектовано ли Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Московской области кадрами в полном объеме? Удовлетворяют ли они Вас квалификационными требованиями и профессионализмом?


Марков А.Г.: Вопрос интересный. Я думаю, что у нас в государстве вряд ли где можно найти какой-либо государственной или правоохранительный орган, какое-то учреждение, предприятие, где на 100% был бы укомплектован кадровый состав. В настоящее время у нас комплектация кадрами составляет свыше 90%. Конечно, имеет место текучесть кадров. Кто-то переходит в другие правоохранительные органы, прокуратуру, к нам приходят работники из других правоохранительных органов, в том числе из прокуратуры. В целом кадровая обстановка стабильна. Укомплектованность штатного состава, я полагаю, высокая. Тем более, в соответствии с Указом Президента об увеличении штатной численности Следственного комитета нам с начала 2009 года и с 1 июля 2009 года дополнительно были введены должности, в связи с чем в настоящее время мы увеличили штатную численность прокуроров-криминалистов, следователей. Общая штатная численность Следственного управления по Московской области сейчас составляет около 600 человек на всю Московскую область. Что касается профессионализма и удовлетворения квалификационным требованиям наших кадров, то я полагаю, что у нас кадры неплохие. У нас имеется костяк следственных работников, которые перешли на работу в Следственное управление из органов прокуратуры после 7 сентября 2007 года. Хочу отметить, что примерно две третьих следователей - в основном молодые люди, получившие юридическое образование и опыт их работы составляет от года до трех. Как руководитель Следственного управления, я удовлетворен теми молодыми людьми, которые приходят к нам на работу из юридических ВУЗов. Прежде, чем принять молодого выпускника на работу, у нас разработана целая система по проверке его профессиональных знаний, качеств: тестирование, двухнедельная, а то и трехнедельная стажировка в следственных отделах городов и районов. После чего принимается решение о принятии на работу. Помимо этого у нас в Следственном управлении постоянно проводится учеба, методические занятия на базе кабинета криминалистики, где мы обучаем молодых следователей практическим действиям. Студент, приходящий со студенческой скамьи на работу в следственное подразделение, понимает, что теоретические навыки, полученные в учебном заведении, отличаются от той практической деятельности, с которой ему приходится сталкиваться. То есть в институте учат одно, а молодой выпускник приходит на работу, мы назначаем его следователем и, конечно, ему тяжело осваиваться в практической деятельности, осуществлять осмотр трупа, проводить иные следственные действия. Я в свое время учился в государственном юридическом ВУЗе, мы проходили практику в морге, видели трупы. Я придя на работу, знал, что такое труп, как его осматривать, какие экспертизы назначать. Сейчас молодые выпускники, особенно коммерческих ВУЗов, которые к нам приходят на работу, зачастую такими практическими навыками не владеют. Поэтому их практически приходится начинать обучать с нуля. Но, тем не менее они довольно быстро адаптируются. Главное, чтобы было желание и стремление. Человек, который идет на работу следователем, ставит перед собой определенную цель. Он понимает, в чем заключается работа: бессонные ночи, отсутствие выходных, тяжелая, неблагодарная, зачастую грязная работа. В целом еще раз повторюсь, молодые люди, которые приходят к нам на работу, нас радуют. Я полагаю, что на сегодняшний день наш коллектив с учетом основного костяка, более опытных следователей, тех молодых людей, которых мы взяли на работу, успешно выполняет задачи, которые перед ним поставлены, а именно, осуществление уголовного преследования, расследования тяжких и особо тяжких преступлений.

Ведущая: Многие следователи жалуются, что зачастую возникают проблемы в связи с неявками свидетелей, а также иных участников досудебного производства на допросы, а также иные следственные действия. Это является причиной затягивания расследования, волокиты. Как часто в Вашей деятельности Вы сталкиваетесь с подобными проблемами? Насколько активно содействуют раскрытию преступлений граждане Москвы и Московской области?

Марков А.Г.: Я бы не усугублял и не выделял как-то эту проблему - т.е. неявку свидетелей. Это происходит в любом регионе, и не только в нашем правоохранительном органе, но и при производстве предварительного следствия в органах милиции. Понятно, что есть граждане, которые не являются по повесткам и прячутся от следствия. Мы пытаемся их отловить. Но я в этом не вижу проблемы. Имеют место единичные случаи, когда мы не в состоянии завершить расследование уголовного дела в установленный законом срок: двухмесячный или в трехмесячный срок следствия, хотя для этого имеются все возможности. Например, кто-то из свидетелей уехал в отпуск, важный свидетель, или потерпевший после совершения в отношении него преступления, уехали куда-нибудь отдыхать или в командировку. Это все житейские ситуации. Что касается содействия в раскрытии преступлений со стороны жителей Москвы и Московской области, то это зависит от каждого конкретного человека. Могу привести пару конкретных случаев. В частности, у всех на слуху было уголовное дело, которое мы недавно направили в суд, по обвинению супружеской пары, которая усыновила в Молдавии трех детишек и через 2-3 месяца после их усыновления, после того, как детей привезли в Россию, один 4-летний ребенок - мальчик был зверски ими убит. Еще один ребенок также погиб. Следствием установлено, что в отношении этого ребенка применялись издевательства, унижения, оскорбления и наносились побои. Раскрыть это преступление удалось именно благодаря нашим бдительным гражданам, которые вовремя обратили внимание на странную супружескую пару, которая в общественных местах появлялась с детьми, у которых имелись явные видимые следы побоев. Когда мы обнаружили труп мальчика, начали заниматься расследованием, раскрытием преступления, вроде бы никаких зацепок не было: откуда этот ребенок, личность не установлена, как, при каких обстоятельствах, откуда он появился. И благодаря информации, полученной от граждан, которые прямо указали, что видели этого ребенка, нам удалось быстро раскрыть преступление и задержать преступников. Могу привести второй пример также по Московской области. Вы, наверно, слышали о нашумевшем деле об убийстве 7-летнего Жени Табакова в Ногинском районе Московской области. Преступник был ранен этим мальчиком, скрывался в заброшенном доме. Бдительность местных жителей помогла задержать преступника.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос. Сталкивалась с ситуацией, когда, будучи свидетелем по уголовному делу, являлась на допрос к следователю Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, и он мне предъявлял на подпись уже заранее им подготовленный протокол допроса, в котором сведения были несколько искажены. Следователь грозился, что если я не подпишу протокол, привлечет меня к уголовной ответственности за укрывательство, отказ в способствовании расследованию преступления и т.п. Пожалуйста, посоветуйте, как мне следует поступать в подобных ситуациях впредь, что делать, если я отказываюсь подписать заранее подготовленный следователем протокол с искаженными сведениями, а он отказывается вносить в него мои поправки?

Марков А.Г.: Лично мне такого рода случаи неизвестны. Я бы предложил этой девушке назвать свою фамилию, имя, отчество, обратиться с заявлением в Следственное управление на мое имя и конкретно сказать, по какому уголовному делу в отношении нее следователь осуществлял такие действия. Либо прийти ко мне на прием, я принимаю граждан по вторникам. Обещаю и гарантирую, если это действительно подтвердится, мы разберемся в этой ситуации. Подобные действия следователя, если такие имели место быть, явно незаконны. Мы примем все необходимые меры, разберемся в этом случае. Пожалуйста, пусть она обращается с заявлением либо приходит на прием.

Ведущая: Андрей Геннадьевич, скажите, пожалуйста, если такая ситуация возникает непосредственно на допросе. Причем свидетели на допрос приходят без адвоката, в процессе допроса отсутствуют очевидцы.

Марков А.Г.: В данном случае, если после дачи показания свидетель видит, что протокол допроса следователем искажен, обстоятельства, содержание данных свидетелем показаний искажены, то он вправе не подписать протокол. Либо собственноручно написать, что следователь отразил мою позицию неверно и она не соответствует действительности, я по другому давал показания, я рассказывал о других обстоятельствах.

Ведущая: Точно также могут поступать и иные участники уголовного процесса.

Марков А.Г.: Верно. Никто не давал право следователю записывать показания, которые не соответствуют действительности. Такому следователю не место в Следственном комитете.

Ведущая: Спасибо. Некоторые следователи и даже руководители считают, что высокие властные полномочия, которыми они наделены в силу занимаемых должностей, позволяют им по-хамски обращаться с участниками процесса - будь то обвиняемый, потерпевший или свидетель. Беспрестанные вызовы по повесткам, грубое обращение с людьми и проч. Андрей Геннадьевич, скажите, пожалуйста, поступали ли от участников уголовного процесса жалобы на действия следователей Вашего Следственного управления? Если да, то какие меры были применены к данным сотрудникам?

Марков А.Г.: Нельзя говорить: "некоторые следователи и руководители считают...>>. Если вы назовете мне имена этих следователей и руководителей, то мы будем разбираться. Уважаемые друзья, один из важнейших принципов уголовного судопроизводства - это уважение чести и достоинства личности. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ четко записано, что в ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участников уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность его жизни и здоровью. В ходе расследования уголовных дел бывают единичные случаи, когда поступают жалобы граждан. Больше всего поступают от подозреваемых или обвиняемых, которые жалуются, что следователь вел себя по-хамски, угрожал, заставлял. По данным фактам мы незамедлительно реагируем, проводим служебные проверки. Зачастую в ходе проверок выясняется, что следователь прав, предъявляет обвинение, основанное на доказательствах, а обвиняемый начинает жаловаться: он мне хамил, угрожал. Обвиняемый начинает избирать способ защиты - нападение на следователя: следователь хамит, грубит, угрожает, применяет незаконные методы расследования. В большинстве таких фактов мы проводим служебные проверки и, как правило, факты изложенные этими гражданами, не подтверждаются. Более того, все наши следователи, имеющие высшее юридическое образование, закончившие гуманитарные ВУЗы, люди грамотные, профессиональные и, я полагаю, интеллигентные. При приеме на работу мы проводим тестирование, в том числе и психологическое тестирование. Кем бы человек не являлся, совершил ли преступление, хамить, кричать, грубить тому же обвиняемому, подозреваемому не разрешено никому. Такие факты мы будем пресекать.

Ведущая: Спасибо, Андрей Геннадьевич, есть ли в распоряжении возглавляемого Вами Следственного управления СКП РФ современное криминалистическое оборудование?

Марков А.Г.: Конечно, у нас имеется неплохое криминалистическое оборудование. Руководством Следственного комитета, председателем и Главным управлением криминалистики принимаются достаточные меры для обеспечения прокуроров-криминалистов и следственных подразделений техникой. Я вас смею заверить, что на это выделяются достаточные деньги, у нас в подразделениях имеется достаточно техники. Каждый следователь имеет в наличии следственный чемодан, оборудованный элементарными техническими средствами, позволяющими грамотно и профессионально осматривать место происшествия, закреплять следы преступления. У прокуроров-криминалистов, выезжающих на места происшествий и помогающих при осмотре места происшествия с закреплением доказательств, имеется более сложная техника. У нас есть георадары для поиска захороненных трупов в болотной местности, под землей. Приобрели мы недавно всем известный полиграф. У нас есть примеры положительного и эффективного использования данного технического средства при расследовании преступлений.

Ведущая: Андрей Геннадьевич, спасибо. Меняется ли статистика и характер преступлений, совершенных на территории Московской области, из-за кризиса?

Марков А.Г.: Если проводить анализ, кризис начался в октябре прошлого года, но на статистике это не отразилось. Сейчас в целом по России и по Московской области уже года два идет тенденция снижения роста преступлений, в частности, тяжких преступлений. Что касается характера преступлений, то после кризиса у нас несколько возросло количество преступлений, связанных с невыплатами заработной платы. По всей вероятности, повлиял кризис, когда многие предприятия, многие директора не в состоянии выплатить вовремя зарплату, хотя имеют для этого денежные средства, но тратят их не на зарплату, а на развитие производства, на какие-то другие цели. Это образует состав преступления. В целом на статистику, на характер преступлений прокурорской подследственности я изменений не заметил. Может быть, по тем категориям преступлений, которыми занимаются органы милиции, увеличилось количество. Я имею в виду кражи, грабежи, разбои, поскольку масса нелегальных мигрантов блуждает в поисках добычи по Московской области, по дачным поселкам, по стройкам и т.д. На совершение тяжких преступлений, которыми занимается Следственный комитет, для Московской области каких-то изменений не заметил.

Ведущая: В связи с тем, что многие мигранты из республик бывшего СССР остались без работы, но не вернулись к себе на родину, увеличилось ли количество преступлений, совершенных именно этой категорией людей?

Марков А.Г.: По сравнению с предыдущими годами количество несколько увеличилось по той причине, что последние годы количество этих мигрантов, гастарбайтеров значительно увеличилось. Осуществляются большие стройки в Московской области, много осваивается земель, граждане строят коттеджи, дома, привлекают рабочую силу из стран СНГ, в первую очередь, из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдавии. Проведенный анализ преступлений, совершенных гражданами СНГ на территории Московской области, показал, что примерно 40% преступлений совершается гражданами из Узбекистана, далее идут граждане Таджикистана 26%, граждане Украины составляют 10%, затем - Молдавия. Сейчас по Московской области около 600 убийств совершено по итогам 9 месяцев 2009 года, примерно 57 убийств совершено гражданами сопредельных государств, это около 15%. Конечно, это очень много. 47 преступлений совершено гражданами СНГ, мигрантами, гастарбайтерами в отношении половой неприкосновенности, свободы личности, 20 преступлений повлекли тяжкий вред здоровью, смерть Такова ситуация на сегодняшний день.

Ведущая: Много ли было возбуждено Вашим ведомством уголовных дел по фактам невыплаты зарплаты в Московской области в этом году?

Марков А.Г.: Нет, не много. Мы уделяем расследованию данного рода преступлений пристальное внимание. У нас возбуждено 11 уголовных дел по фактам неуплаты заработной платы. Вчера было возбуждено уголовное дело, по-моему, в Истринском районе, по факту невыплаты заработной платы. Основной причиной невыплаты заработной платы является тяжелое материальное положение предприятий. Многие руководители, имея денежные средства на своих счетах, направляют деньги на поддержку экономической деятельности предприятия, полагают, что потом они впоследствии сполна возместят своим сотрудникам причиненное неудобство и не выплачивают заработную плату на протяжении длительного времени. В таких случаях, конечно, мы возбуждали уголовные дела.

Ведущая: Спасибо. Сколько в Московской области было возбуждено уголовных дел по ст. 286 УК РФ, т.е. превышение должностных полномочий, и сколько из них вместе с обвинительным заключением было направлено в суд?

Марков А.Г.: Конкретно по статье 286 УК РФ я выделить цифру не могу. У нас в целом идет статистика и анализ преступлений коррупционной направленности. А к этим преступлениям относится и статья 286, т.е. превышение должностных полномочий, статья 285, т.е. злоупотребление должностными полномочиями и ряд других статей. Я обладаю в целом статистикой по возбужденным уголовным делам коррупционной направленности: 157 уголовных дел было возбуждено за первое полугодие 2009 года. В основном они возбуждались в отношении должностных лиц. Если проводить анализ среди субъектов данных преступлений, то, к сожалению, приходится констатировать факть, что лидируют среди них сотрудники правоохранительных органов. 50 сотрудников милиции, 1 сотрудник МЧС, 4 сотрудника системы исполнения наказаний, 1 судебный пристав, 2 сотрудника налоговой службы. К сожалению, я этого не скрываю, и у нас в Следственном комитете в целом, и в Следственном Управлении по Московской области в частности, появляются единичные случаи. Недавно нашего следователя пришлось привлечь к уголовной ответственности, задержать и выйти с ходатайством в суд об его аресте за получение им взятки. Конечно, неприятно об этом говорить, но единичный случай у нас в этом году имел место быть. Мы возбудили в отношении следователя районного отдела уголовное дело. Суд его арестовал. В отношении должностных лиц органов местного самоуправления нами возбуждено и расследуется 11 уголовных дел, в том числе из них более 5 уголовных дел возбуждены лично мной, как руководителем Следственного управления в соответствии с компетенцией, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом РФ в отношении глав муниципальных образований. Такие дела у нас расследуются. Эти главы в соответствии с законом отстранены по решению суда от должностей. Уголовных дел о взяточничестве в этом году было возбуждено много, и я в начале своего выступления говорил, что уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, в частности, о взяточничестве после создания Следственного комитета было возбуждено намного больше, чем в предыдущие годы. Хотя я не думаю, что два года назад взяток брали меньше. В первом полугодии 2009 года по факту дачи взятки по статье 290 нами в суд было направлено 35 уголовных дел, о получении взятки - 38 уголовных дел. Такова статистика.

Ведущая: По статистике Верховного суда РФ на скамью подсудимых в большинстве случаев попадают осужденные на взятках, не превышающих 30 тысяч рублей. Неужели в поле зрения правоохранительных органов не попадают высокие чины, лица, которые берут взятки в сотни тысяч и миллионы рублей? Есть ли такие уголовные дела в вашем производстве либо в производстве следователей Вашего Следственного управления?

Марков А.Г.: Конечно, есть у нас такие дела. Есть дела о получении взяток в размере и 10 тысяч рублей, и 20 тысяч рублей, и 30, и 50 тысяч рублей. Что касается получения денежных средств в виде взятки больших размеров, приведу пример: 31 августа мною было возбуждено уголовное дело в отношении Главы городского поселения Озеры, который был задержан с поличным при получении взятки 3,5 миллиона рублей. Расследуется нами уголовное дело по превышению должностных полномочий в отношении главы городского поселения Селятино, Нарофоминского района. Здесь получение денежной суммы зафиксировано в размере 340 тысяч рублей и есть и другие примеры.

Ведущая: Андрей Геннадьевич, спасибо. Расскажите, пожалуйста, встречают ли сотрудники СУ СКП по Московской области противодействие по фактам привлечения к уголовной ответственности чиновников Московской области со стороны их коллег или более высокого руководства?

Марков А.Г.: Фактов прямого противодействия я не наблюдал. Но практика говорит о следующем: когда мы возбуждаем уголовное дело, привлекаем к ответственности чиновника, занимающего высокий солидный пост, не лишенного властных полномочий, то у него сразу появляется масса защитников, также не лишенных власти. Они находят возможность привести всякого рода аргументы, что дело возбудили, а человек хороший, много сделал для региона и т. п.. У нас расследуется ряд уголовных дел в отношении глав муниципальных образований, городских поселений. Приводятся ненавязчивые аргументы, что следовало бы повременить, подождать. Я бы не сказал, что это давление, а, скорее, ненавязчиво высказывается мнение. Если человек совершил преступление, то отвечать он будет по закону. Поэтому, полагаю, что любой гражданин РФ, какую бы высокую должность он не занимал, обязан соблюдать законы, принятые нашим государством, и соответственно, как любой другой гражданин отвечать за свои действия. А фактов прямого давления у нас в Московской области не было. Пытаются зайти из-за угла, в обход, ищут знакомых, пытаясь выйти на следователя, но мы такие факты решительно пресекаем. Более того, у нас действует служба собственной безопасности и она свои задачи выполняет достаточно эффективно.

Ведущая: Возбуждало ли Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Московской области в 2009 году уголовные дела в отношении руководителей органов власти Московской области по фактам присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ) денежных средств, которые были выделены на поддержку социальной сферы Московской области в период кризиса?

Марков А. Г.: Нет, конкретно по 160-й статье, по растрате, мы уголовных дел в этом году не возбуждали.

Ведущая: Андрей Геннадьевич, дайте правовую оценку действиям сотрудников МВД, в отношении которых проводилась проверка по фактам ДТП с их участием на территории Московской области за последний год. Считаете ли Вы необходимым ужесточение мер, как административного, так и уголовного характера по отношению к сотрудникам МВД?

Марков А. Г.: Дать в целом правовую оценку действиям сотрудников МВД, в отношении которых проводились проверки по фактам ДТП, невозможно. Что такое правовая оценка? Правовая оценка - это либо отказ в возбуждении уголовного дела, либо возбуждение уголовного дела. Действующий Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает принятие достаточно серьезных мер в случае нарушения гражданином правил дорожного движения. И сотрудники милиции в этой части не являются исключением, они на общих условиях привлекаются к административной ответственности. Что касается ужесточения меры наказания за преступление данной категории, то в январе этого года Президент РФ подписал Федеральный закон, который ужесточил и разграничил ответственность граждан, совершивших ДТП. Если раньше гражданином совершалось преступление, предусмотренное ст. 264 Уголовного кодекса РФ, а это нарушение правил дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения, то это рассматривалось и учитывалось лишь как факт, и иногда влияло на меру наказания в ходе судебного рассмотрения. А сейчас это отдельный квалифицирующий признак данного преступления. Теперь при совершении гражданином преступления данной категории в состоянии алкогольного опьянения, повлекшего по неосторожности смерть двух и более лиц, закон предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.

Ведущая: Андрей Геннадьевич, в этом году в УПК РФ и УК РФ были внесены изменения. Скажите, пожалуйста, помогли ли эти нововведения сотрудникам СУ СКП по Московской области более успешно бороться с преступностью в Московском регионе и какие ещё поправки, на Ваш взгляд, необходимо внести в УПК РФ и УК РФ?

Марков А.Г.: Да, внесенные поправки были целенаправленны на успешную борьбу с преступностью и на облегчение процесса расследования. И спасибо законодателям, что эти поправки были приняты и внедрены в следственной практике. На мой взгляд, в УПК РФ еще имеется ряд белых пятен и пробелов, которые оказывают определенное влияние на качество расследования, на оперативность расследования и принятие процессуальных решений. Руководство Следственного комитета систематически и регулярно анализирует следственную практику, выходит с предложениями о внесении поправок в УПК. На мой взгляд, также необходимо внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс по срокам проведения доследственных проверок в порядке статье 144, 145 УПК РФ. Т.е. это по срокам проведения проверок, по сообщениям и заявлениям граждан о совершенных преступлениях. На настоящий момент закон ограничивает эти сроки. Следователь, получив заявление гражданина о совершенном преступлении, обязан в течение 3-х суток провести проверку, получить объяснение от лиц, принять решение. При невозможности в три дня принять процессуальное решение, руководитель следственных органов вправе продлить срок проверки до 10 дней. И лишь в исключительных случаях для проведения документальной ревизии срок проверки может быть продлен до 30 суток. Я полагаю, и многие руководители следственных органов придерживаются такого же мнения, есть необходимость, и она подтверждена реалиями сегодняшней жизни, установить срок доследственной проверки до 30 суток. Приведу конкретный пример. Обнаружен труп гражданина в квартире или на улице без внешних признаков насильственной смерти. Следователь выезжает, вместе с судмедэкспертом осматривает труп, никаких внешний повреждений не выявляет. Труп отправляется на экспертизу, в течение трех дней следователь должен принять решение: либо возбудить уголовное дело по факту насильственной смерти, либо отказать в возбуждении уголовного дела. Судебно-медицинская экспертиза проводится

http://www.su-skp-mo.ru/index.php?pid=news.preview&id=229

Док. 641539
Перв. публик.: 30.09.09
Последн. ред.: 08.08.11
Число обращений: 0

  • Марков Андрей Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``