В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Спасибо: История самолета-танка Назад
Владимир Спасибо: История самолета-танка
Разноголосица

Историк советской авиации В. Шумихин опубликовал в 1986 году монографию, в которой утверждал, что в советских ВВС не существовало самолета, предназначенного для тесного взаимодействия с сухопутными войсками, подобного пикирующему бомбардировщику Ju-87. Почти за 20 лет до того авторы книги "Авиация и космонавтика СССР" назвали Ил-2 единственным в мире самолетом сопровождения пехоты. А М. Галлай, летчик, испытатель, писатель характеризовал Ил-2 как едва ли не самый эффективный и боеспособный самолет второй мировой войны. Но, оказывается, о нем шли долгие споры, высказывались сомнения в целесообразности серийного производства. И только лишь блестящие результаты боевого применения Ил-2 во время войны заставили спешно налаживать его массовое производство.

В статье создателя самолета С.Ильюшина, опубликованной к 30-летию с момента начала проектирования Ил-2, также можно прочесть, что многие специалисты не поняли значения первого в мире бронированного штурмовика с мощным пулеметно-пушечным и реактивным вооружением и значительным бомбовым залпом.
А. возможно, не столь уж неправы были тогда "многие специалисты"? И не было никакого штурмовика с мощным пулеметно-пушечным и реактивным вооружением и значительным бомбовым залпом...

Муки рождения

27 января 1938 года С.Ильюшин, тогда начальник 1 ГУ НКОП (по совместительству Главный конструктор завода N 39), направил руководству страны докладную записку с предложением создать бронированный штурмовик, способный повысить наступательные способности штурмовой авиации, сделав ее могущей наносить сокрушительные удары по врагу без потерь или с очень малыми потерями с ее стороны.

Правда, в приложении к записке указывалось, что штурмовик будет вооружен 4 пулеметами ШКАС в крыле для стрельбы вперед, 1 пулеметом ШКАС на турели для стрельбы назад. С бомбовой нагрузкой до 250 кг. Такое вот всесокрушение.
5 мая 1938 года утвердили план опытного самолетостроения на 1938-39 годы, согласно которого предусматривалась постройка двухместного одномоторного бронированного штурмовика БШ-2, вооруженного двумя ШКАС и двумя крупнокалиберными пулеметами для стрельбы вперед, спаркой ШКАС для стрельбы назад. Емкостью бомбодержателей до 300 кг.

Особенностью самолета стала передняя часть фюзеляжа из стальных броневых листов толщиной 4-7 мм (за исключением верха из алюминиевых 5-мм листов). Крылья металлические, хвостовая часть фюзеляжа деревянная.

Спустя два года на заседании Технического совета НИИ ВВС (7 мая 1940 года) Ильюшину предложили установить на самолет две 23-мм пушки МП-6. Правда, когда испытали самолет с пушками, выяснилась неприятность - патронная обойма заклинивалась воздушным потоком. Когда установили обтекатели на консоли крыла, заклинивание прекратилось. Правда, обтекатели пушек ухудшили аэродинамику и маневренность машины. В итоге остановились на варианте двух крыльевых 20-мм ШВАК. А также двух ШКАС, 8 РС-132 (или РС-82). Бомбовая нагрузка - 400 кг (в перегрузку - 600).

В серию с марта 1941 года самолет пошел одноместным. Установили козырек фонаря кабины летчика из прозрачной брони К-4. Прозрачную броню установили также и за головой летчика.

Общий вес бронедеталей - 780 кг.

В августе 1941 года началось производство первых серий с пушками ВЯ-23, которые полностью вытеснили ШВАК в начале 1942 года. А также вернулись к первоначальной деревянной задней части фюзеляжа (на первых сериях была металлическая). Перешли к изготовлению из дерева внутренней части крыльев. Вместо броневого стекла за пилотом установили броневую плиту с вырезами.

Тактика

К июлю 1941 года Ил-2 было вооружено несколько авиаполков. 430-й шап (Западный фронт) был сформирован из летчиков-испытателей НИИ ВВС для изучения боевых возможностей бронированного штурмовика и определения тактики его боевого применения. Фактически никто не знал, что с ним делать. Только (!) в 1942 году стали появляться соответствующие инструкции и наставления.

В начале войны состав групп Ил-2 в среднем не превышал 3-5 самолетов. Атака цели производилась одиночными самолетами с использованием в одном заходе всего арсенала вооружения с высоты от 5-25 м до 150-200 м, в зависимости от калибра авиабомб и замедления взрывателей. Подход к цели производился на бреющем полете, с выполнением "горки" перед целью для атаки с высоты 150-200 м. Уход от цели после атаки также осуществлялся на бреющем полете. После выхода за пределы зоны зенитного огня ПВО противника ведущим группы снижалась скорость и увеличивалась высота полета.

Для действий по мотомеханизированным и танковым колоннам Ил-2 в июле-августе 1941 года совершили 54% боевых вылетов, по скоплениям войск и переправам - 17%, по целям на поле боя (огневые точки, артиллерийские батареи на позициях) - около 16%, по аэродромам противника - 6% и остальные 7% - на ведение разведки, удары по ж.д. составам и т.д.

Мотомеханизированные и танковые колонны атаковали с бреющего полета вдоль колонны или под углом 15-20° к ее длинной стороне. Дальность открытия огня - 500-600 м. Прицеливание с пристрелкой трассирующими пулями ШКАС. Затем огонь из пушек и PC. Сброс авиабомб.

Наилучшие результаты достигались при использовании авиабомб ФАБ-100, при разрыве которых на расстоянии 1-5 м от танка осколки пробивали броню средних танков, от взрывной волны разрушались заклепочные и сварные швы танков. Авиабомбы АО-25с и АО-25м, ФАБ-50, ФАБ-50м обеспечивали поражение легких танков при разрыве в непосредственной близости (0,5-1 м) или же при прямом попадании. Однако преимущество авиабомб реализовывалось лишь при сбрасывании с высот не менее 300-500 м с взрывателями мгновенного действия, что противоречило тактике боевого применения Ил-2 в этот период. Применение ФАБ-100 с бреющего полета было возможно лишь с использованием взрывателя замедленного действия, что резко снижало эффективность поражения подвижных целей.

Тактика действий Ил-2 не позволяла пользоваться прицелом ПБП-1б для бомбометания в горизонтальном полете (или на планировании до 5°) на высотах более 25 м из-за ограничения поля зрения капотом мотора. При меньших высотах применение прицела затруднялось тем, что внимание летчика было сосредоточено в основном на наблюдении за землей. Прицел, установленный в кабине перед бронекозырьком, мешал обзору передней полусферы, и был травмоопасен. В итоге прицелы поснимали.
Пришлось перейти на ВВ-1 (визир Васильева), представлявший собой прицельную сетку на лобовом стекле фонаря кабины, мушку перед кабиной и четыре белых линии на капоте двигателя. Это было достаточно неудобно в использовании и не обеспечивало требуемой точности бомбометания. Так, в полигонных условиях с горизонтального полета по нанесенным меткам на бронекозырьке летчика и капоте мотора при одиночном сбрасывании авиабомб и серией из четырех ФАБ-50 при скорости полета 330-360 км/ч вероятность попадания авиабомбы в полосу 20х100 м с высоты 50 м в среднем равнялась 0,035 и 0,08 для одиночного и серийного бомбометания соответственно. При увеличении высоты бомбометания до 200 м вероятность попадания бомбы в полосу уменьшалась до 0,023 и 0,043 соответственно. Естественно, в боевых условиях точность бомбометания была еще хуже. Бомбометание приобретало чисто психологический смысл.

В итоге оперативное управление ГШ ВВС при расчете норм боевых возможностей Ил-2 для действий по танкам в боевых порядках на поле боя установило, что для поражения одного легкого танка необходимо высылать наряд в 4-5 самолетов Ил-2, а для поражения среднего - 12-15 Ил-2.

Фактически надо было угробить два самолета, чтобы уничтожить один танк!
С августа 1942 года ВВ-1 был дополнен ВМШ-2 (временной механизм штурмовика), обеспечивавшим сброс бомб с горизонтального полета, когда цель была закрыта фюзеляжем самолета. К модернизированному прицелу ПБП-16 вернулись только в 1944 году.

Стрельба из пушек характеризовалась низкой точностью и представляла собой бесцельную трату боеприпасов без ущерба для противника. При атаке колонны из танков, автомашин и пехоты общей длиной около 600 м три боевых летчика в полигонных условиях смогли добиться всего 9 пулевых попаданий в танк при общем расходе боеприпасов в 300 снарядов ШВАК и 1290 патронов ШКАС. Стрельба с прицеливанием по отдельному танку из состава колонны в тех же условиях атак обеспечила в трех вылетах при общем расходе 553 снарядов только 20 попаданий в колонну танков, из них 6 попаданий в танк точки наводки, остальные - в другие танки из состава колонны. То есть попасть было практически невозможно!

Да и толку от этих столь редких попаданий не было. Снаряд БЗ-20 пушки ШВАК мог пробить броню из хромомолибденовой стали толщиной до 15 мм при углах встречи близких к нормали с дистанции не более 250-300 м. Из пушек ВЯ-23 при стрельбе на полигоне снарядом БЗ-23 под углами планирования до 30° удавалось поразить легкие танки при попадании снаряда в борт и заднюю часть с дистанции 300-400 м. Поражение крыши башен танков обеспечивалось при углах пикирования более 40°, достичь которых было практически невозможно.

Из 53 попаданий 23-мм снарядом в танки при выполнении 15 (!!!) самолето-вылетов в 16 случаях получено сквозное пробитие, в 10 случаях - вмятины в броне и рикошеты. Остальные попадания - в ходовую часть. Все сквозные пробоины пришлись на атаки под углом планирования 5-10° (высота подхода 100 м, дистанция открытия огня 300-400 м). Лобовая броня при атаке с воздуха не пробивалась.

Средние танки снарядами БЗ-23 не поражались ни с одного направления атаки. Полигонные стрельбы показали, что поражение средних танков можно было обеспечить только с неосуществимого пикирования под углами более 40° с дальностей 300-400 м.

Выяснилось, что более или менее эффективна стрельба с планирования под углом 25-30° при высоте ввода 500-700 м и скорости ввода 240-220 км/ч (высота вывода - 200-150 м).

Полное время атаки цели - до 9 сек, что позволяло летчику сделать две-три прицельные очереди длиной не более 1-2 сек (иначе росло рассеивание снарядов). Дальность начала прицеливания по танку - 600-800 м, минимальная дистанция открытия огня - 300-400 м.

То есть ни о каком "бреющем" полете речи уже быть не могло. Не случайно в конце декабря 1941 года на 1-й Военно-технической конференции в Куйбышеве было высказано предложение о необходимости перехода к действиям Ил-2 со средних высот с пикирования (25-30?) из боевого порядка "круг самолетов".

Командование ВВС в директиве от 22 августа 1942 года признало - после года с лишним войны - что действия штурмовиков с "бреющего" полета не позволяют полностью использовать ударную мощь Ил-2. Подобная тактика ограничивает боевые возможности самолета. Снижается точность бомбометания из-за рикошетирования бомб. Не оправдал себя расчет на повышение живучести машины только за счет бронирования и полетов на малой высоте. Рекомендовалось увеличить высоты бомбометания, освоить атаки с пикирования и новые боевые порядки.

В итоге Ил-2 оформился в легкий тактический бомбардировщик, для действий по скоплениям техники и живой силы на марше, в местах сосредоточения в ближнем и среднем тылу, реже - по передовым позициям (точность бомбометания невысока для работы по точечным целям), со скромным бомбовым вооружением.

Полная бомбовая нагрузка достигала 600 кг (еще 600 кг - топливо и масло, 327 кг - вооружение, стрелковое и ракетное, и пилот). Но при действиях с полевых аэродромов нельзя было поднимать одновременно 8 ракет и полную бомбовую нагрузку. Сталин же в приказах требовал, что бы штурмовики брали 600 кг бомб, 8 ракет и полный боекомплект для пушек и пулеметов.

В сумме это составляло около 790 кг боевой нагрузки. К моменту выхода первого такого приказа (в мае 1942 года и позднее) пилоты брали не более 400 кг бомб (всего около 590 кг боевой нагрузки), многие летали с 200 кг бомб, а иногда ограничивались только ракетами, не беря бомб вообще.

Но это означает, что самолет был абсолютно неэффективен как штурмовик!
К весне 1943 года Ил-2 мог бороться, применяя пушечное вооружение, лишь с бронемашинами, бронетранспортерами, САУ и противотанковыми СУ на базе легких танков.

Стремление усилить противотанковую мощь Ил-2, его эффективность при атаках точечных защищенных целей повлекло оснащение штурмовика в 1942 году бронебойными реактивными снарядами.

Но полигонные стрельбы штатными снарядами PC-82 и PC-132, опыт их боевого применения показали недостаточную эффективность этого вида оружия при действии по малоразмерным целям ввиду большого рассеивания. Средний процент попаданий PC-82 в танк точки наводки при стрельбе с дистанции 400-500 м по отчету составил 1,1%, в колонну танков - 3,7%, при этом из 186 выпущенных снарядов было получено всего 7 прямых попаданий. Высота подхода к цели - 100 м и 400 м, углы планирования - 5-10° и 30° соответственно, дальность прицеливания - 800 м. Результаты стрельб PC-132 были еще хуже.

При этом PC-82 и РС-132 могли поразить легкий танк только при прямом попадании.

Попытки исправить положение

Еще весной 1941 года Ильюшин получил задание на постройку самолета с пушками ШФК-37 (Шпитальный фюзеляжно-крыльевая калибра 37 мм). Большие габаритные размеры пушек и магазинное питание определили их размещение в обтекателях под крылом. Помимо пушек и пулеметов, в состав вооружения штурмовика входили 8 РО-82. Бомбы только в перегрузку - до 200 кг.

Госиспытания показали, что пушечный штурмовик стал более инертным и сложным в технике пилотирования. Снаряд БЗТ-37 обеспечивал поражение легких танков с дистанций до 500 м с любого направления и при любых углах планирования. Поражение средних танков обеспечивалось с дистанций не более 500 м, углах планирования не более 30°, при атаках по борту или по задней части корпуса и башни танков. 50% попаданий в средний танк и 70% попаданий в легкий выводили их из строя.

Но прицельная стрельба из ШФК-37 была крайне затруднена вследствие сильной отдачи при стрельбе и несинхронности выстрелов. Из-за большого разноса пушек относительно центра масс самолета, недостаточной жесткости крепления пушечной установки самолет при стрельбе сбивался с линии прицеливания. Стрельба из одной пушки была просто невозможна - самолет разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что ввести поправку в прицеливание не представлялось возможным.

Несмотря на это Ильюшин 22 сентября 1941 года направляет Сталину письмо о результатах госиспытаний в НИПАВ ГУ ВВС с поразительными для технического специалиста перлами: "Стрельба с самолета Ил-2 из этих пушек производит сильное впечатление мощностью огня и точностью попадания. Это уже настоящая летающая артиллерия. ...Достоинство самолета Ил-2 с установленными пушками состоит в том, что можно будет вести с самолета прицельную, очень точную стрельбу, и к тому же стрельбу начинать с дистанции 3-х и более километров, когда вражеские войска нашего самолета не видят и не слышат...".

Мало того, что ложь. Так еще и какая-то безрассудная.

На самом деле в боевых условиях опытный летчик на Ил-2 с ШФК-37 мог обеспечить вероятность поражения танка типа Pz.III G в одном заходе (атака сбоку, угол планирования 25-30°, дистанция открытия огня 300-400 м) 0,04-0,02, а бронетранспортера типа Sd Kfz 250 - около 0,09-0,06. То есть для гарантированного уничтожения на поле боя одной единицы бронетехники необходимо было выделять, как минимум, два десятка "Илов".

Которые должны были атаковать с короткой дистанции под плотным зенитным огнем.
26 ноября 1941 года выходит Постановление ГКО о постройке на заводе N 18 войсковой серии Ил-2 с ШФК-37 в количестве 20 машин, постройка которой затянулась аж до сентября 1942 года. Так они были нужны!

Вдобавок выяснилось, что для серийного производства пушка сложна, и конструкция ее неотработана. В итоге за весь 1942 год было выпущено всего 196 ШФК-37.
Во второй половине 1942 года на Ижмаше параллельно выпускались 37-мм пушки Шпитального и Нудельмана. НС-37 приняли на вооружение в декабре 1942 года, а ШФК-37 сняли с производства.

В 1942 году выпущено 40 НС-37, в 1943 - 1880 моторных (для Як-9Т) и 2849 крыльевых (для Ил-2). В 1944 году - 890 моторных и 197 крыльевых. В 1945 году - 977.

Постановление ГКО от 8 апреля 1943 года обязывало завод N 30 выпускать штурмовики с двумя НС-37, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном. В мае месяце - 50, в июне - 125, в июле - 175. С августа полностью перейти на выпуск самолетов с крупнокалиберными авиапушками.

При полетном весе 6277 кг штурмовик по сравнению с серийным стал более инертным, сложным на вираже и боевом развороте. Мощная отдача пушки при стрельбе создавала проблемы при пилотировании и прицеливании. Полигонные испытания показали, что стрельбу необходимо вести очередями из 2-3-х выстрелов. Как и в случае с ШФК-37, при стрельбе одновременно из двух пушек самолет сбивался с линии прицеливания. При стрельбе из одной пушки попадание в цель было возможно только первым выстрелом.

В акте по войсковым испытаниям рекомендовалось потребовать от Ильюшина, Нудельмана и Суранова установить на Ил-2 оснащенные дульным тормозом 37-мм авиапушки и в этом виде предъявить самолет на повторные войсковые испытания.
Не успел завод N30 перейти полностью на выпуск машин с НС-37, как ГКО 12 ноября 1943 года постановил прекратить их выпуск. С января 1944 года авиазаводы выпускали Ил-2 только с ВЯ-23.

А между тем 20 августа 1943 года приказом НКАП Ильюшину дано задание к 5 октября 1943 года построить и предъявить на испытания самолет с двумя пушками калибра 45 мм конструкции ОКБ-16 (в серии НС-45). Вполне ожидаемо испытания Ил-2 с НС-45 показали низкую эффективность стрельбы в воздухе по малоразмерным целям из-за сильной отдачи. В результате было принято решение машину в серию не запускать. Позже для уменьшения отдачи при стрельбе ствол НС-45 был снабжен дульным тормозом, поглощавшим до 85% энергии отдачи пушки. Был установлен дульный тормоз и на пушку НС-37. Однако попыток установки таких пушек на Ил-2 не делалось.

Германский опыт

В люфтваффе 37-мм пушки впервые применили на Ju 87G-1, переделке типа D-5 под две ВК 3,7. Вместе с магазинами на 12 снарядов они крепились под крылом сразу за стойками шасси.

Проблемы были те же, что и на Ил-2 - сильная отдача пушек, их разнесение относительно центра масс. Отсюда сильный пикирующий момент, раскачка самолета в продольной плоскости при стрельбе. Фактически прицельным мог быть только первый выстрел.

Подкалиберный снаряд к ВК 3.7 с начальной скоростью около 1170 м/ с дистанции до 400 м мог пробить советскую танковую броню толщиной до 52 мм по нормали.
В реальных боевых условиях вероятность поражения танка Т-34-76 в одном заходе при стрельбе подкалиберными снарядами из пушек ВК 3.7 (атака сбоку, угол планирования 5-10? дистанция открытия огня 300-400 м) не превышала 0,02-0,03.
Поэтому Ju 87G-1, 2 выпушено всего чуть более 300 машин.

Пушечные противотанковые штурмовики уступали бомбовым. Так, в качестве штурмовика, истребителя-бомбардировщика широко использовался FW-190. В 1942 году у версии А5/UЗ (две синхронные центропланные пушки МГ151/20, два синхронных, на двигателе, пулемета МГ-17) бомбовая нагрузка достигала 1000 кг. В 1943 году у А5/U11 к центропланным пушкам добавились две 30-мм подкрыльевые МК-103 для штурмовки площадных целей. Кроме 500 кг бомб мог нести два 280-мм реактивных снаряда (А8/РЗ в том же году помимо 500 кг бомб имел две подвески по три 280-мм реактивных снаряда в трубчатых направляющих).

В 1944 году помимо серий А6, А8 выпускались серии F, G. Скажем, у F-2 на двигателе стояли два синхронных крупнокалиберных пулемета МG-131, две центропланных и две крыльевых МG-151/20. 0бщая масса секундного залпа - 7196 г/сек против 4416 г/сек у Ил-2. Огонь был эффективен только по слабозащищенным целям. Главное - это 900 кг бомб, реактивные снаряды. У FW-190GЗ бомбовая нагрузка достигала 1800 кг при двух синхронных МG17 и двух синхронных МG151/20.
Стандартная взлетная масса машины 4400 кг, максимальная с бомбовой нагрузкой - 4950 кг.

FW-190 имели неплохое бронирование. От лобовых атак пилот защищался звездообразным двигателем воздушного охлаждения и установленным в переднем окне козырька пулестойким 50-мм стеклом. Кольцевой маслорадиатор в носовой части двигателя прикрывался 5-мм передним кольцом капота и броневым колпаком. Сзади пилот защищался 12-мм заголовником на подвижном колпаке фонаря, бронеспинкой кресла (8 мм), бронеперегородкой. Бронезащиту (ее вес на FW 190A-4 достигал 110 кг) усилили за счет 16 дополнительных плит общим весом 200 кг, смонтированных в нижних частях центроплана и мотора.

Неким аналогом Ил-2 в части конструкции и эффективности применения можно назвать Хш-129В, первый серийный экземпляр которого покинул сборочный цех 21 декабря 1941 года

Хотя еще в апреле 1937 года техническое управление министерства авиации Германии разработало концепцию бронированного штурмовика для действий против бронетехники и полевых укреплений. Задание предусматривало создание одноместной машины с минимальными геометрическими размерами, двумя моторами, двумя 20-мм пушками, двумя пулеметами.

Моторы и карбюраторы моторов снизу были прикрыты броневыми плитами толщиной 5 мм. Позади каждого мотора устанавливалась 5-мм бронеперегородка. Спереди и сверху моторы не бронировались.

Бронекабина сварная из стальных листов толщиной от 6 миллиметров (верх и борта) до 12 (днище, передняя и задняя стенки). Броней защищались отсек для боеприпасов, охладитель масла. Общая масса брони - 1080 кг. Масса бронекабины с сиденьем - 469 кг. Лобовое бронестекло толщиной 75 миллиметров.

Летчики-испытатели оценивали новый самолет негативно по причине крайне тесной и узкой бронекабины. В бронекапсуле не поместилась приборная доска с полным комплектом приборов. Поэтому приборы контроля за работой двигателей разместили на мотогондолах. Коллиматорный прицел "Реви" заключили в специальный бронированный кожух и поместили на фюзеляж перед лобовым бронестеклом. Кроме тесноты отмечался плохой боковой обзор и чрезмерные нагрузки на органах управления, затруднявшие пилотирование и сильно утомлявшие пилота.
Самолет мог нести до 100 кг осколочных и кумулятивных бомб на подвеске. Максимально (в перегрузку) - до 350 кг (четыре 50-кг на бомбодержателях типа ЕТС50 под фюзеляжем, две 50-кг на ЕТС50 под консолями крыла и 25x2 кг в фюзеляжном бомбовом отсеке). На ЕТС50 под консолями крыла имелась возможность подвески двух контейнеров на 24 противопехотные 2-кг бомбы SD2 каждый. Использовали в бою и противотанковые кумулятивные авиабомбы SD4. А также реактивные снаряды калибров 55, 75, 210 и 280 мм.

Пушка MG 151/20 бронебойным снарядом поражала надмоторную броню и броню крыши средних и тяжелых танков при углах пикирования не менее 50?. Угол же пикирования Hs-l29B ограничивался 30°. Более эффективными могли быть атаки по бронемашинам всех типов, бортовая броня которых не превышала 10 мм, автомашинам и другим небронированным целям. Вероятность поражения танков с использованием бомбового вооружения как с горизонтального полета, так и на выходе из пикирования под углами 25-30°, была небольшой (как и на Ил-2).

Летом 1942 года заменили пулеметы на крупнокалиберные МG131 и добавили 30-мм МК-103 под фюзеляжем. 27 мая 1942 года при практических стрельбах по танку КВ-1 за 12 самолето-вылетов при атаках с планированием под углами 10-30° с дистанций 400-800 м не было достигнуто ни одного (!) попадания из пушки МК101. При уменьшении дистанция стрельбы до 300-500 м удалось при расходе 94 снарядов получить 12 попаданий в КВ-1. Без пробития брони.

В итоге пушки МК101 во многих случаях были демонтированы, а вместо них установлены подфюзеляжные бомбодержатели ЕТС50. В качестве основных причин такого решения указывались недостаточная надежность автоматики пушки МК101, недостатки в ее размещении на самолете, низкая эффективность в бою. По мнению боевых летчиков, стрельба в воздухе по советским танкам из МК101 была совершенно неэффективна, а бомбовая нагрузка в 100 кг бесполезна при любой номенклатуре бомб.

На один потерянный в бою Hs-129B-1 летом 1942 года приходилось около 20 боевых вылетов. Живучесть Ил-2 в это же время составляла примерно 15-17 боевых самолето-вылетов на одну потерю.

В конце сентября 1944 года постройка машин прекратилась. Всего серийный выпуск составил 871 экземпляр. Это совсем немного в сравнении с Ju-87, FW-190.
Таблица
Производство самолетов непосредственной поддержки
Самолет    1937-38    1939    1940    1941    1942    1943    1944    1945
Ju-87    395    557    661    476    917    1844    1012    
FW-190, и-б                    68    1183    4279    1104
Ме-110 и-б            75    190    79    150        
Hs-129                7    221    411    202    
Всего в Германии    395    557    736    673    1285    3288    5593    1104
Ил-2                1061    7654    11254    10297    3644


Спасение

Основным средством борьбы с танками стала авиационная бомба кумулятивного действия ПТАБ-2,5-1,5. О том, насколько важной была эта проблема, говорит сама история создания и принятия ее на вооружение. Сталин при первых же сообщениях о возможности появления подобного оружия в нашей армии поставил разработчиков в такие временные рамки, что буквально через месяц развернулось массовое производство бомб. Следует заметить, что в германской авиации кумулятивные бомбы имелись уже в 1942 году. Главный конструктор ЦКБ-22 И.Ларионов за создание бомбы и взрывателя к ней в январе 1944 года награжден орденом Ленина, а в 1946 году получил Сталинскую премию.

Первое применение - в боях на Кубанском полуострове в конце мая, начале июня 1943 года. Широкое распространение получили во время Курской битвы.
В бомбовую зарядку входило до 192 ПТАБ-2,5-1,5 в 4-х кассетах или до 220 штук при их размещении навалом в 4-х бомбоотсеках.
Минимальная высота, обеспечивающая выравнивание бомбы до встречи с поверхностью брони танка и безотказность ее действия, составляла 70 м. При сбрасывании с высоты 200 м с горизонтального полета при скорости 340-360 км/ч одна бомба попадала в площадь в среднем 15 м2, при этом, в зависимости от бомбовой загрузки, общая область разрывов занимала полосу 15х(190-210) м, что обеспечивало практически гарантированное поражение находящегося в этой полосе любого танка.

Атака при использовании ПТАБ требовала хорошего расчета и летного мастерства. Не располагая прицелом соответствующего качества, летчик должен был пролететь над целью на высоте 80-100 м и сбросить бомбы в строго определенный момент. Несоблюдение наименьшей высоты и точного прицела приводило к очень сильному разлету бомб.

Попытки развития

Ил-2 несли большие потери в начальный период войны. Истребители подходили к одноместному Ил-2 на дистанции до 40-50 м и вели огонь из всего стрелково-пушечного вооружения, стараясь поразить мотор или летчика. Обследование 184 бронекорпусов одноместных самолетов Ил-2 зимой 1942-весной 1943 года на разделочные базы НКАП показало, что 71% попаданий в бронекорпуса, относящиеся к поражению от истребителей, приходились на долю поперечной бронеплиты, 29% - на продольную броню, причем подавляющее число попаданий соответствовало атакам истребителей противника почти строго в хвост.

Бронекороб не спасал от действия 20-мм снарядов авиационных пушек и крупнокалиберных пулеметов. Для вывода штурмовика из строя было достаточно одного попадания 20-мм фугасного снаряда в любую часть мотора с дальности не более 600 м; передний или задний бензобак; верхнюю часть бронекабины.
Штурмовая авиация совершила за войну 17,2 % общего количества самолетовылетов по всей советской авиации, а истребительная - 47%. В то же время боевые санитарные потери (пораженные в бою и больные, поступившие в медицинские учреждения) в штурмовой авиации составили 39,3% от санитарных потерь в авиации, а безвозвратные (пропавшие без вести, убитые, пленные) - 35,4%. Следовательно, в каждом самолето-вылете штурмовика вероятность гибели, ранения по-меньшей мере вдвое превосходила средний уровень по авиации.

Много хлопот доставляла насыщенная германская зенитная артиллерия. Малокалиберная автоматическая, позиции которой размещались на удалении 1-2 км от переднего края, атаковала штурмовики при проходе над огневыми позициями, при пикировании и выходе из него, в хвост уходящим самолётам. Артиллерия средних калибров, напротив, открывала огонь с предельных дистанций (до 8 км) и основной ущерб наносила первым залпом. Поэтому над полем боя использовался противозенитный маневр и подавление зенитных позиций, как с воздуха, так и наземной артиллерией. В глубине вражеской обороны приходилось выполнять полет на малых высотах, в обход опасных районов.

Безвозвратные потери Ил-2 во второй половине войны составляли 2,8% от общего числа вылетов, а боевые повреждения - 50%. Из числа поврежденных самолетов 8% производили вынужденную посадку из-за ранения пилота или отказа двигателя. Из вернувшихся поврежденных самолетов каждый десятый списывался. Получается, что вероятность потери Ил-2 при боевом вылете составляла не менее 10%.
На долю осколков авиационных пушек в 1944 г. пришлось примерно 27 % огнестрельных ранений экипажей штурмовиков, зенитных - 57%, пулевых - 16 %. Штурмовики перешли на средние высоты, где подвергались интенсивному воздействию зенитной артиллерии.

Табл.
Распределение ранений летного состава штурмовой авиации 4 ВА в 1944 г.
Характер ранений    Доля в %
Пулевые    13,1
Осколочные зенитные    48,1
Осколочные авиационные    21,3
Повреждения при авариях на взлете    1,1
Повреждения при посадке    6.1
Комбинированные повреждения    2.2
Ожоги    8.1

Ввиду больших потерь штурмовиков от истребителей в начале войны летный состав предлагал сделать самолеты двухместными. Однако на предложение военных летчиков об установке второй кабины для стрелка-радиста Ильюшин 12 февраля 1942 года направил Наркому авиапромышленности Шахурину письмо, в котором почему-то сообщил, что потерь от воздушного противника Ил-2 не имеет.

Но в том же феврале в письменном распоряжении Сталина Ильюшину указывалось на необходимость перейти на двухместный вариант без остановки конвейера.
С лета 1942 года в строевых частях в заднем отсеке Ил-2 вместо бензобака оборудовалось место для воздушного стрелка, вооруженного пулеметом ДА, ШКАС или УБТ. Всего подобным образом было переоборудовано около 1200 Ил-2. А в сентябре 1942 года в Куйбышеве полностью перешли на выпуск двухместного штурмовика.
Конструкторы остановились на крайне упрощенном решении. Вне бронекорпуса разместили стрелка, прикрытого со стороны хвостовой части тонкой 6-мм бронеплитой и вооруженного пулеметом УБТ. Масса возросла на 264 кг для пустого самолета и на 272 кг для подготовленного к вылету.

ГКО 5 октября 1942 года обязал НКАП внедрить в серийное производство на авиазаводах N 1, 18 и 30 двухместный Ил-2 с оборонительной установкой под пулемет УБТ, нормальной бомбовой нагрузкой в 300 кг (всего!) и 4 РС-82. Уже к концу октября заводы N 1 и 18 должны были выпустить по 70 двухместных Ил-2, а завод N 30 - 60 таких машин. В ноябре-декабре 1942 года авиазаводы должны были изготовить 1500 двухместных Ил-2.

Войсковые испытания двухместных вариантов Ил-2 постройки завода N 30 проводились с конца октября 1942 года по 25 января 1943 года на Калининском фронте. Летчики отмечали ухудшение продольной устойчивости штурмовика, а также увеличение скорости самолета на планировании, что затруднило ведение прицельного огня из стрелково-пушечного вооружения и введение боковых поправок в прицеливание. Большая инертность двухместного Ил-2 по сравнению с одноместным требовала большего внимания при пилотаже в составе группы, а также больших дистанций между самолетами в боевых порядках.
Кабина стрелка оказалась тесной и затрудняла его движения. Эффективность действий воздушных стрелков снижалась вследствие частых отказов (обрыв дульца гильзы и заклинивание автоматики) пулемета УБТ при стрельбе в воздухе. Стрельба очередью свыше 10 патронов не рекомендовалась по причине обязательного заклинивания пулемета.

Броневой лист толщиной 6 мм защищал только от пулеметного огня при атаках истребителей противника строго со стороны хвоста самолета и от осколков зенитных снарядов. Попадание в кабину стрелка фугасного 20-мм снаряда пушки MG-151/ 20 с дистанции 200-300 м приводило к поражению

Потери стрелков, так слабо защищенных, были в 7 раз большими, чем потери пилотов. Правда, подобная статистика свидетельствует о том, что даже если стрелок погибал, то самолет с пилотом возвращался на свой аэродром. Его не сбивали!

С зимы 1943 года отказались от части ракетного вооружения, чтобы уменьшить массу самолета и решить проблему полетов с полными бомбоотсеками (мог брать только четыре РС-82 или PC-132). Бомбовую нагрузку удалось довести до 600 кг, когда были отклонены отъемные части крыла назад (Ил-2М тип 3 стал основой штурмовых подразделении к середине 1944 года).
Возросла максимальная масса до 6360 кг, при собственной массе 4360 кг.
Германский Ju-87 D7 при взлетной массе 6600 кг (пустого - 3940 кг) развивал скорость до 400 км/час на высоте 4800 м. Крейсерская скорость - 300 км/час. Бомбовая нагрузка - до 1800 кг (стандартная - 1000 кг). Имел бронирование водо- и маслорадиаторов. Летчик сзади прикрыт бронеперегородкой, спинкой сиденья (толщиной 8 мм) и заголовником (12 мм). Бронеплиты с боков и снизу по 5мм, бронестекло. Стрелок защищен вертикальной 10-мм плитой с боковинами, 5-мм плитой в полу. Блистер пулеметной установки из 50-мм бронестекла в прочной раме, окантованной сталью.

Удалось оптимизировать бронекорпус только к середине 1944 года, на самолете Ил-10. Который решением ГКО от 23 августа 1944 года запущен в серийное производство на заводах NN1, 18.
За 1944 год оба предприятия должны были выпустить по 225 Ил-10.
В бронекорпусе разместили кабину стрелка. Наиболее поражаемые участки - нижние боковые стенки капота мотора и масло- и водорадиаторы - имели толщину 8 и 6 мм соответственно, вместо 4 мм ранее. До 5 мм (вместо прежних 6 мм) уменьшили толщину боковых листов кабин стрелка и пилота. Тоннели радиаторов со стороны заднего лонжерона стали прикрываться более тонкой 8-мм броней. Бронеспинку сиденья и подголовник пилота, а также бронеперегородку стрелка выполнили из двухслойной брони толщиной по 8 мм, с воздушной прослойкой. Она эффективно защищала от авиационных снарядов калибра 20 мм.

Стрелок остался незащищенным от огня сверху-сзади. В то же время 75% ранений приходилось именно на голову, лицо, верхние конечности, спину и живот. Остекление кабины было изготовлено из обычного авиационного, а не из бронестекла.
Общий вес металлической брони (с креплениями) на серийном самолете составил 994 кг против 1010 кг на Ил-2М. Здесь надо подчеркнуть - всю войну машина таскала на себе тонну брони, неся при этом очень большие потери, и всего лишь 400 (а то и 300), к концу войны - 600 кг бомб, то есть того, ради чего она и была нужна.
На Ил-10 вооружение фактически не изменилось - две ВЯ-23, два ШКАС, УБТ. Максимально 500 кг бомб (стандартно 400 кг) и четыре РО-82 либо PО-132.

Из-за увеличения скорости пикирования пилот в одном заходе не мог дать прицельно даже одну очередь продолжительностью 1-2 с. Это приводило к тому, что самолеты возвращались с неизрасходованным боезапасом - до трех четвертей снарядов и 80% патронов. Имелись претензии к бомбовому вооружению. После сброса бомб люки было трудно закрыть, так как требовалось усилие до 20 кг, тросы часто заедало и они обрывались. Это приводило к тому, что экипажи после сброса бомб зачастую продолжали выполнять атаки с открытыми люками. В результате самолет терял в маневренности, а створки бомболюков деформировались.

Ил-10 уступал Ил-2 по возможности размещения бомб малых калибров, наиболее важных для штурмовика. Временной механизм ВМШ-10 в боевых условиях оказался практически бесполезным, так как требовал длительного горизонтального полета без маневрирования.

Как же так проектировали?

Итак: вместо обещанного всесокрушающего и неуязвимого - самолет с низкой эффективностью вооружения, как пушечного, так и бомбового (низкая точность стрельбы и бомбометания, малая боевая нагрузка), большими потерями из-за неудачной конструкции бронекорпуса, плохой маневренности.

viperson.ru

Док. 641523
Опублик.: 08.08.11
Число обращений: 0

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``