В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Сурков и его идеология Назад
Владислав Сурков и его идеология
Идеоло?гия Владисла?ва Сурко?ва

 — совокупность публично заявленных Владиславом Юрьевичем Сурковым политико-идеологических представлений, которыми, по его мнению, должны руководствоваться в своей деятельности российское общество и политическая элита.

 

Персона

Владислав Сурков (2009)
Фото: ИТАР-ТАСС

Владислав Юрьевич Сурков —

  • первый заместитель руководителя администрации президента России;
  • заместитель председателя комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при президенте РФ;[1]
  • руководитель рабочей группы по разработке проекта территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов;[2]
  • член президиума совета по развитию информационного общества в Российской Федерации при президенте РФ;[3]
  • член совета по развитию отечественной кинематографии при правительстве РФ;[4]
  • координатор межправительственной американо-российской комиссии по вопросам гражданского общества.[1]

В 2005 году немецкий журнал Der Spiegel сообщил, что по итогам опроса российской элиты Владислав Сурков является вторым по влиянию человеком в стране.[5] В рейтинге ведущих политиков России, который рассчитывается по заказу `Независимой газеты`, Сурков в 2008 году занимал третье место, а в 2009 переместился на четвёртое.[6][7]

СМИ (как российские, так и зарубежные) традиционно называют Владислава Суркова `главным идеологом Кремля`,[8][9] `кремлёвским гуру`,[10][8] и `серым кардиналом России`.[8]

По итогам 2009 года Сурков задекларировал доходы в размере 6,3 млн руб. (его супруга — свыше 56 млн руб.).[11]

 

Биография

 

Детство, юность

Согласно биографии, размещённой на официальном сайте президента России kremlin.ru, Владислав Сурков родился 21 сентября 1964 года в селе Солнцево Липецкой области.[12] Родители Владислава, Дудаев Андарбек Данильбекович и Суркова Зинаида Антоновна, — по профессии учителя.[1]

Как сообщил сам Сурков в интервью Der Spiegel, его отец — чеченец, и первые пять лет жизни он провёл в Чечне.[5] В 2006 году газета The Wall Street Journal сообщила, что в детстве Владислав носил фамилию Дудаев, но сменил её перед поступлением в вуз. Впрочем, проведённое газетой `Известия` расследование показало несостоятельность этой версии.[13] СМИ также озвучивали слухи о том, что первоначально Владислав Сурков носил имя Асламбек и в действительности родился в селе Дуба-Юрт Чечено-Ингушской АССР. Высказывались сомнения и в достоверности информации относительно даты рождения Суркова.[1]

По окончании средней школы Сурков учился в Московском институте стали и сплавов, но вуз не закончил.[1] По возвращении из армии Владислав обучался в Московском институте культуры (специальность — `театральная режиссура`), но окончил лишь два курса.[1] В конце 1990-х (по другим сведениям, в 1989 году)[14] Сурков окончил Международный университет Гавриила Попова (Москва) со степенью магистра экономических наук.[1][14] В 1983—1985 годах Сурков проходил срочную службу в рядах Советской Армии[12] (по другим данным, в спецназе ГРУ).[1]

Владислав Сурков и Владимир Путин в Георгиевском зале Кремля (2006)
Фото: ИТАР-ТАСС

 

Карьера

В 1987 году стал начальником рекламного отдела Центра межотраслевых научно-технических программ (ЦМНТП) — Фонда молодёжной инициативы (руководитель — Михаил Ходорковский), который был создан при Фрунзенском райкоме комсомола.[1] Существует слух, что Сурков какой-то промежуток времени был телохранителем Ходорковского.[15] Как сообщает официальная биография, Владислав Юрьевич `в период с середины 80-х по начало 90-х годов — руководитель ряда организаций и предприятий негосударственных форм собственности`.[12]

В первой половине 1990-х годов сотрудничество Суркова с Ходорковским продолжилось в рамках Объединения кредитно-финансовых предприятий (затем — банка) `Менатеп`, где Владислав Юрьевич возглавлял управление по работе с клиентами и отдел рекламы.[1] В 1996—1997 годах Владислав Сурков являлся заместителем руководителя, а затем руководителем департамента по связям с общественностью ЗАО `Роспром`. В начале 1997 году он перешёл на работу в `Альфа-банк` Михаила Фридмана, где стал первым заместителем председателя совета банка.[1] В 1998—1999 годах Сурков — директор по связям с общественностью ОАО `Общественное российское телевидение`.[1]

В начале 1999 года Сурков перешёл на государственную службу и стал помощником, а вскоре и заместителем Александра Волошина, руководителя администрации президента России Бориса Ельцина, сохранив этот пост и после прихода к власти Владимира Путина.[1]

В 2004 году Путин назначил Суркова своим помощником с сохранением поста заместителя главы администрации. Владиславу Юрьевичу было поручено возглавлять Управление по внутренней политике и курировать вопросы федеративных и межнациональных отношений. В поле обязанностей чиновника входили также обеспечение взаимодействия президента с парламентом, центральной избирательной комиссией, политическими партиями, общественными, религиозными и профессиональными объединениями, СМИ.[1]

В 2004—2006 годах Сурков возглавлял совет директоров ОАО "АК `Транснефтепродукт`.[1] В мае 2008 года новоизбранный президент России Дмитрий Медведев назначил Суркова первым заместителем руководителя своей администрации.[1]

Владислав Сурков и Наталия Дубовицкая (2006)
Фото: ИТАР-ТАСС

 

Семья

Владислав Сурков состоит во втором браке.[1] Первой супругой Суркова была Юлия Вишневская, от этого брака у него есть сын.[1] Вторая супруга — Наталия Дубовицкая, заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО `Группа промышленных предприятий РКП` (`Российские крахмалопродукты`). У Суркова и Дубовицкой двое детей.[1]

 

Политика

Среди направлений деятельности Владислава Суркова на посту замглавы президентской администрации особое внимание СМИ привлекают контроль над развитием многопартийной системы и курирование молодёжной политики, а также вклад политика в идеологическое обеспечение консолидации постсоветского российского общества, особенно в период экономического кризиса 2008—2009 годов, и становление в России инновационной экономики.

 

Партстроительство

Владислав Сурков придаёт большое значению становлению в России сильных политических партий. Сейчас Россия — лишь в начале этого процесса, считает он. Значение партий в политической жизни страны должно возрастать, и в конечном итоге они должны стать способными `выдвигать кандидатов в президенты и в правительство`, причём смена партий у власти уже не будет означать необратимой смены курса развития страны.[5]

Именно неустойчивость российской многопартийности политик считает одной из главных слабостей российской политической системы. В 2005 году Владислав Юрьевич констатировал, что в Госдуме нет партии, которой `Единая Россия` могла бы передать власть бесконфликтно (помимо `Единой России`, в Думе тогда были представлены КПРФ, ЛДПР и `Родина`). `Не могу представить себе, что стало бы со страной, приди они к власти`, — отзывался политик. В этом смысле, подчёркивал он, можно только приветствовать введение семипроцентного барьера для попадания в Думу — это стимулирует партии к объединению своих сил.[5]

По мнению политика, деление партий на правые и левые, а также попытки создавать партии по классовому признаку (партия бизнесменов, например), — анахронизы, уходящие корнями в раннеиндустриальную эпоху. Современные партии, особенно в России, должны опираться на электорат из различных социальных слоёв, а прагматический подход предпочитать догматическому.[16]

В то же время Сурков заявляет, что партии нельзя создавать искусственно, конструировать в Кремле. Сам народ должен решить, сколько партий ему нужно.[5]

 

ЕР

С момента своего прихода в Кремль Сурков курировал целый ряд крупных политических проектов. СМИ приписывают ему работу по созданию в 1999 году прокремлёвского предвыборного блока `Единство`, парламентской группы `Народный депутат` и слиянию блоков `Единство` и `Отечество — Вся Россия` (ОВР) в партию `Единая Россия` (ЕР).[1] Заслугой Суркова называют и победу ЕР на выборах 2003 года.[1]

Сам чиновник признаёт своё участие в создании ЕР. Он оценивает эту партию как правоконсервативную, представляющую `либеральные и консервативные ценности, в специфическом российском их понимании`, и отмечает как сильные, так и слабые её стороны. Так, Владислав Юрьевич не согласен с тем, что `Единая Россия` неэффективна или бюрократична. В партии есть яркие личности, и её сила — в единстве позиции по принципиальным вопросам российской политики. Главной же проблемой ЕР Сурков считает приток в её ряды членов, которые руководствуются вовсе не соображениями идеологии.[5]

Как сообщает политолог Александр Казаков, ещё на заре формирования ЕР Владислав Сурков указывал на промахи в её работе, особенно на идеологическом фронте:[17]

Если вы будете спать, ничего страшного, коллеги, не произойдёт. Мы будем рассматривать вашу партию как прицепной вагон, а кочегарить будем сами. Если вы не будете партией, сами всё сделаем, а вас станем использовать только как ходоков перед выборами… Пропагандистский блок провален. Я даже не могу сказать, кто может стать главным менеджером и идеологом… Интеллектуальная жизнь в партии на нуле… Идеология у нас есть консерватизм, объединяющий людей, лояльных власти, но эта идеология не вербализована, мы не знаем, какие писатели нам наиболее близки, какие политические деятели являются нашими идеалами.
Владислав Сурков (2006)
Фото: ИТАР-ТАСС

 

СР

Писали СМИ и о связях Суркова с партией `Родина`, изначально — лево-националистического толка. Один из лидеров партии Сергей Глазьев говорил о стремлении политика с помощью подконтрольного ему Дмитрия Рогозина превратить фракцию `Родины` в Госдуме в `филиал администрации президента`.[1]

В марте 2006 года на встрече с активом `Российской партии жизни` (РПЖ) чиновник отмечал:[18][19]

На мой взгляд, самым большим пороком, сложившимся в политической системе, является то, что она покоится на ресурсе одного человека, и как следствие — одной партии… Проблема в том, что нет альтернативной крупной партии, нет у общества `второй ноги`, на которую можно переступить, когда первая затекла. Это делает систему неустойчивой.

Чуть позже в том же году Сурков озвучил идею формирования второй `партии власти` на основе социал-демократической идеологии. Замруководителя президентской администрации заявил, что Россия вступает в период, задачей которого будет формирование `политической силы, которая в какой-то перспективе может прийти на смену ныне доминирующей партии`.[18] Взяться за воплощение этих планов политик и предложил РПЖ, пожелав этой партии охватить левый фланг избирательного фронта и привнести туда `нормальные традиции` социал-демократии (в противовес господству на данном фланге партий националистического толка).

Действительно, в том же 2006 году на основе трёх партий — `Российской партии жизни`, `Российской партии пенсионеров` и партии `Родина` — была сформирована новая партия, `Справедливая Россия` (СР).[18]

Впрочем, на парламентских выборах 2007 года Сурков выразил горячую поддержку не СР, а ЕР. Он заявил, что победа ЕР важна для всей страны, поскольку именно эта политическая сила гарантирует `преемственность курса президента Путина`, срок полномочий которого тогда подходил к концу. `Президент и партия — это одно политическое целое`, — подчеркнул Сурков и призвал ЕР бороться за каждый голос.[1]

 

`Правое дело`

В 2008 году в России возникла новая партия правого толка — `Правое дело`. Один из лидеров `Правого дела` Борис Надеждин признался, что `модератором процесса` создания новой партии является администрация президента и лично Владислав Сурков как отвечающий за партийное строительство в стране. Надеждин подчеркнул, что ему понятна логика действий Суркова: `Я думаю, что целью… Суркова в данном случае было придать некий совершенный законченный вид российскому политическому спектру… То есть на выборах полностью отсутствуют парламентские партии правого спектра`.[20]

Владислав Сурков на V Федеральном съезде МДАД `Наши` (2010)
Фото: ИТАР-ТАСС

Молодёжные движения

Наблюдатели отмечают также непосредственное участие Владислава Суркова в создании прокремлёвских молодёжных движений `Идущие вместе` (2000 год), `Наши` (2005 год) и ряда других.[1] Так, появлению `Наших` предшествовала закрытая для прессы встреча Суркова с лидерами нового движения во главе с Василием Якеменко.[1]

Цель молодёжных организаций в современной России, по словам самого Суркова, он видит в удовлетворении растущего стремления молодёжи к активному участию в общественно-политической жизни страны.[5] Политик высоко оценил активное участие `Наших` в противостоянии росту влияния НАТО на постсоветском пространстве. В частности, он в 2009 году отнёс к числу побед движения отказ США от планов по размещению элементов американской ПРО в Восточной Европе.[21]

Политологи Глеб Павловский и Павел Данилин считают, что основной задачей создания движения `Наши` было противостояние угрозе `оранжевой революции` в России, и с этой задачей `Наши` и другие лояльные Кремлю молодёжные структуры успешно справились.[22][23]

 

Кризис

В условиях коснувшегося России мирового финансово-экономического кризиса Владислав Сурков продемонстрировал усилия, направленные на консолидацию российского общества в этот сложный период.

В январе 2009 года политик предложил руководству партии `Единая Россия` устраивать уличные демонстрации в поддержку решений правительства, направленных на борьбу с кризисом.[24] Вскоре предложенные Сурковым мероприятия были реализованы во многих регионах России. Впрочем, идею поддержали не все `единороссы`. Так, лидер ЕР Сургута Сергей Кандаков заявил:

Нам предлагали устроить подобные, но мы отказались… Что ж мы, стадо баранов?.. Вскидывать руку под козырёк и бежать выполнять любые задания мы не будем.

Позднее Кандаков пояснил, что подобные митинги могут иметь обратный эффект: посеять панику в тех регионах, где кризис выражен слабо, — а потому решения об их проведениии необходимо принимать с учётом местной ситуации.[25]

Помимо этого, в контексте полемики вокруг преодоления последствий кризиса Владислав Сурков заявил о своей поддержке плана развития страны `Стратегия-2020`, сформулированного правительством в феврале 2008 года. В связи с кризисом в России обозначились сомнения в достижимости заявленных в `Стратегии-2020` целей, но Сурков однозначно высказался за их сохранение. Одновременно он назвал практиковавшееся в 2000-е годы накопление средств в стабилизационном фонде `жалкой целью` и призвал стремиться к осуществлению более масштабных задач.[26][27][28] Политик считает:[29]

Кризис не преодолеть, высылая на борьбу с ним вялое ополчение счетоводов. Необходимы новые творческие решения, а не наукообразное обоснование того, что нужно ничего не делать и лёжа на печке дожидаться восстановления американской экономики.
Лидер МДАД `Наши` Василий Якеменко и Владислав Сурков (2008)
Фото: ИТАР-ТАСС

В своей речи `Спасти гегемона` в декабре 2008 года Сурков определил в качестве основной задачи государства в кризисный период `сохранение среднего класса`.[1]

 

Инновации

Владислав Сурков является руководителем рабочей группы по разработке проекта создания российского аналога американской `Силиконовой долины` — `территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов`,[30] который разместится в подмосковном Сколкове.[31]

Сурков надеется, что через 10—15 лет существования этого научного городка нового типа произойдёт `чудо`: начнётся необратимая `цепная реакция`, которая породит `волну изобретений российского происхождения`.[31] Необходимость инновационных преобразований в экономике России, по Суркову, совершенно очевидна:[32][33]

Сегодня российская экономика похожа на старый бронепоезд без локомотива. На нём сидят люди с компьютерами и в галстуках и гламурные дамы, а его броня уже почти осыпалась, и сам он замедляет ход. Ещё немного — совсем встанет.
Я уверен, что возможность сырьевой экономики поднимать благосостояние наших граждан исчерпана. Мы — не Кувейт, мы очень большие, с большим населением, мы очень широко раскинулись, у нас гигантская и очень затратная инфраструктура. Мы — северная страна, об этом тоже не надо забывать. Наши издержки очень велики, мы не сможем быть процветающим небольшим эмиратом, мы — большая страна, нас нефть не прокормит.

Модернизация экономики, по мнению Суркова, должна осуществляться опережающими темпами по сравнению с политическими реформами. Инновационные экономические реформы возможны лишь при условии консолидации власти в стране, считает Владислав Юрьевич. С его точки зрения, консолидация власти — единственно возможный инструмент модернизации России. Предложил он и практический метод осуществления перемен: `Пусть каждая крупная компания выберет своё направление и создаст кластер, и в нём возникнут такие отношения, которые будут порождать инновационный продукт и приводить к его коммерциализации`.[32]

Модернизация несёт огромные социальные перемены: `нам нужна радикальная смена социальной парадигмы, потому что инновационная экономика — это фактически другая цивилизация, совсем другие основы для этой экономики`.[34] В своём выступлении `Социальные цели модернизации` в апреле 2010 года Владислав Сурков перечислил, какие именно блага принесёт российскому обществу построение инновационной экономики:

  • рост благосостояния граждан за счёт выгодной позиции России в `мировом разделении труда`;
  • формирование авангарда общества, который заинтересован в инновациях и будет стимулировать всю страну к развитию в инновационном направлении;
  • укрепление демократии.[35]

Последний тезис Сурков поясняет так:[35]

Властная вертикаль, на мой взгляд, является просто проекцией нефтегазовой трубы на сферу политического. Это просто отражение. Если у нас примитивная, подобная трубе экономика, тогда у нас будет такая же примитивная политическая система… Демократия — это вообще общество избытка, давайте об этом не забывать. Бедное общество никогда не станет вполне демократичным…

 

Суверенная демократия

 

Термин

В 2006 году Сурков ввёл в политический обиход новое понятие — `суверенная демократия`. Впрочем, точно неизвестно, является ли Сурков автором термина, поскольку впервые о суверенной демократии в печати заявил Василий Якеменко ещё в 2005 году.[1]

Так или иначе, в дальнейшем этот термин получил в статьях и выступлениях Владислава Суркова подробную идеологическую разработку, что закрепило за ним образ `главного идеолога Кремля`. Эксперты оценивают понятие суверенной демократии как ключевое для всей идеологической концепции Владислава Суркова.[15] Первоначально политик определил суверенную демократию через противопоставление `управляемой демократии`, трактуемой им как политическая система, управляемая извне.[1]

Философ и политолог Вадим Цымбурский отмечает, что обычно под `управляемой демократией` понимают `демократию имитационную, когда общество не контролирует властной верхушки, поскольку волеизъявления общества… в основном разыгрываются правителями себе в поддержку`. Но Сурков дал новое толкование этому термину:[36]

Владислав Сурков (2007)
Фото: ИТАР-ТАСС
На мой взгляд, управляемая демократия — это навязываемая некоторыми центрами глобального влияния, навязываемая всем народам без разбора, навязываемая силой и лукавством шаблонная модель неэффективных, а следовательно, управляемых извне политических и экономических режимов.

 

Концепция

Концепция суверенной демократии получила развитие в ряде последующих статей и выступлений Суркова, главными из которых являются:

 

`Национализация будущего`

Статья `Национализация будущего: параграфы pro суверенную демократию` была опубликована в журнале `Эксперт` 20 ноября 2006 года. Она посвящена прояснению понятия суверенной демократии и его защите от нападок критиков. Основные тезисы:

  • `Достоинство свободного человека требует, чтобы нация, к которой он относит себя, была также свободна в справедливо устроенном мире`. Свободная нация по определению независима, суверенна. Конституция РФ подчёркивает, что российский народ является именно такой суверенной нацией.
  • Не все страны стремятся к настоящему суверенитету. Некоторым удобнее жить под покровительством другой нации, периодически меняя покровителя. Удел таких народов — `развлекательные „революции“ и управляемая (извне) демократия`. Но такой путь не для России.
  • Суверенная демократия — `образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всём её многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, её образующими`. На русский язык термин `суверенная демократия` можно перевести как `самодержавие народа` и `правление свободных людей`.
  • Прибавление к слову `демократия` определения `суверенная` — не попытка придумать новую форму демократии, а всего лишь акцент на одном из свойств демократии, особенно важном на данном историческом этапе.
  • Справедливый мировой порядок — это сообщество суверенных демократий, существующих в условиях либеральных международных отношений и демонополизированной глобальной экономики. Россия не допустит формирования глобальной диктатуры, соблазн которой возник в условиях процесса глобализации.
  • Сущность российской культуры — европейская. Россия должна быть соавтором европейской цивилизации. `Не выпасть из Европы, держаться Запада — существенный элемент конструирования России`.
  • Российский суверенитет подвергается опасности в условиях глобальной борьбы за доступ к природным ресурсам. Изнутри России угрожают попытки реванша олигархии и реконструкции бюрократического государства. Задача России: `поддерживать суверенитет без ущерба для демократии и быть открытыми, не теряя идентичности`.
  • Для обеспечения суверенитета России в современном мире необходимы `комплексная конкурентоспособность`, `сбережение народа`, эволюционный способ развития, `технологии демократии`, гражданская солидарность, `творческое сословие как ведущий слой нации`, мощные культура, образование, наука, `интеллектуальная экономика`.[37]

 

`Русская политическая культура`

Доклад `Русская политическая культура. Взгляд из утопии` прозвучал в здании президиума Академии наук России 8 июня 2007 года. Это выступление Владислава Суркова посвящено попытке определить основные особенности русской политической культуры и их важность для политической практики в современной России. Основные его тезисы:[38]

  • Российская демократия имеет европейские корни. Но демократия в России будет жизнеспособна лишь в национальной версии, основанной на российской политической культуре.
  • Русское культурное сознание холистично и интуитивно — в противоположность механистическому и редукционистскому западноевропейскому.
  • Исходя из этого, для российской политической практики характерны: централизация властных функций, идеализация целей политической борьбы и персонификация политических институтов.
  • Концепция суверенной демократии полностью соответствует перечисленным характерным особенностям.
  • Россия рассматривается Западом как аномалия. За критикой недостатков российской демократии стоит стремление ослабить Россию и получить контроль над её природными ресурсами. В то же время без сотрудничества с Западом создание в России инновационной экономики невозможно.
  • Желательной для России глобальной перспективой является создание всемирной федерации свободных наций, в которой России будет регионом-донором, одним из лидеров и центров интеллектуальной экономики.
  • `Нам не нужна модернизация. Нужен сдвиг всей цивилизационной парадигмы… Нужна новая проекция русской культуры на предстоящую историю`.

В своих устных выступлениях Владислав Сурков пояснял, что его концепция — не политическая теория и не пиар-ход, а лишь `напоминание о том, что записано в… Конституции`.[39] Политик подчёркивал, что для России очень важно сочетание демократии с сильной центральной властью. Главная задача демократического общества, по Суркову, — `беречь людей`. Исходя из этого, демократия и сильная вертикаль власти не противоречат друг другу: другое дело, что сложившаяся в России вертикаль `какая-то несовременная, неавтоматизированная`:[29][5]

Наш средневзвешенный чиновник имеет об устройстве власти очень архаичное представление. Он её видит как вертикаль с телефоном наверху и телефоном внизу — и так якобы управляется страна.
Владислав Сурков и Дмитрий Медведев (2009)
Фото: ИТАР-ТАСС

 

Реакция Кремля

Российский политикум неоднозначно воспринял сам термин `суверенная демократия`. Так, первый вице-премьер Дмитрий Медведев в июле 2006 года подверг его критике, назвав `далеко не идеальным` и отметив, что прибавление к термину `демократия` определения `суверенная` вызывает у него ощущение, что речь идёт `о какой-то иной, нетрадиционной демократии`.[1][15] Как утверждает Глеб Павловский, Владимир Путин тоже избегал употреблять новое понятие.[22] Впрочем, в январе 2007 года Медведев и Сурков сделали совместное заявление, в котором подчеркнули, что разногласия между ними непринципиальны и носят сугубо терминологический характер.[40]

С другой стороны, вице-премьер, министр-обороны Сергей Иванов отнёс суверенную демократию — наряду с сильной экономикой и военной мощью — к числу национальных ценностей России, а ЕР в том же 2006 году сделала это понятие одним из стратегических тезисов партийной программы.[1] Тем не менее, к концу 2009 года наблюдатели констатировали, что термин `суверенная демократия` практически полностью исчез из политического лексикона Кремля.[22]

 

Экспертные оценки

 

Цель идеологии

В экспертном сообществе активно обсуждался вопрос, для каких целей потребовалась Суркову формула суверенной демократии. Высказывалось мнение, что она возникла в ситуации, когда Запад активно пытался навязать России свою позицию по делу ЮКОСа. Однако большинство экспертов считает, что на самом деле концепция `суверенной демократии` была ответом на совершенно иной вызов — на `оранжевую революцию` на Украине.

Так, политолог Вадим Цымбурский отмечает, что для Суркова украинская революция — пример управляемой (с Запада) демократии: её автор — не народ, а `центры глобального влияния`, и для России такая демократия неприемлема.[36] С Цымбурским согласны Павел Данилин[41] и Кирилл Бенедиктов. Последний подчёркивает, что `оранжевая революция` показала Кремлю, для которого идеология была лишь частью пиара, что ему противостоит с Запада мощная система, занимающаяся экспортом в постсоветское пространство идей, торжество которых ведёт к геополитическому поражению России. `С этого момента Сурков-политтехнолог и пиарщик превращается в Суркова-идеолога`, — отмечает Бенедиктов.[15]

Американский политолог Томас Амброзио также рассматривает концепцию суверенной демократии как `идеологический ответ` на `цветные революции` в Грузии и на Украине.[42] Впрочем, отдельные аналитики считают, что угроза `оранжевой революции` в России — всего лишь изобретение политтехнологов. Такого мнения придерживается, например, Андрей Пионтковский:[22]

Это изобретение появилось после того, как на выборах на Украине группа наших блестящих политтехнологов провалила порученную им операцию, и их должны были выгнать из Кремля. Их основным тезисом стало, что там произошла революция, которая угрожает и России. Отсюда пошли `суверенная демократия`, `Наши` и т. д. Угроза бунтов, массовых демонстраций была раздута людьми, которые, собственно, придумали понятие `суверенная демократия`.

Сам Владислав Сурков по поводу возможности в России `цветной революции` отзывался скептически: `Пока всё это стоит на слабеньких ножках. Попытки переворота, без сомнения, будут. Но ничего из них не получится`. Более того, политик заявил, что имевшие место в Грузии и на Украине события вообще не имеют права называться революциями: говоря о них, Сурков пользуется определениями `восстание`, `переворот`.[5]

А вот государственный переворот, произошедший в апреле 2010 года в Киргизии, является, по мнению Суркова, важным уроком для России. Замглавы администрации президента считает, что ситуация в Киргизии была похожа на ситуацию в России периода 1990-х годов: прочные демократические институты отсутствуют, партии подменяются кланами и т. д.:[43][44]

Урок, извлекаемый [Россией] из событий в Киргизии прост и ясен: не назад, в 90-е, а только вперёд. Сильное государство для сильной нации. Сильное — значит, справедливое, гибкое, отзывчивое, открытое для перемен.

 

Суть идеологии

Сущности идеологической концепции Владислава Суркова и её место в палитре политических идеологий современного мира также служат предметами активного обсуждения.

Так, политолог Алексей Чадаев, характеризуя идеологическую позицию Суркова, утверждает, что она близка позиции демократической партии в США: `глобальное влияние, демократические ценности, творческий класс, модернизация экономики, жизнь после нефти, негарантированное лидерство`. В то же время, согласно Чадаеву, дискурс нынешней правящей элиты — `республиканский`: `энергетический, нефтяной, распределительный, он гораздо больше привязан к железкам, чем к ценностям`. В этом контексте положение Суркова двусмысленно: с одной стороны, он отвечает за внутреннюю политику в рамках существующей системы, с другой стороны — вынужден формулировать альтернативную идеологию.[45]

В отличие от Чадаева, Кирилл Бенедиктов, напротив, видит в идеологии суверенной демократии зеркальное отображении агрессивной республиканской идеологии времён администрации Буша-младшего. В условиях активных попыток США вмешиваться во внутренние дела России идеология Суркова возникла как `защитный механизм в чистом виде`. Но теперь, когда Америка перешла к характерной для демократической партии тактике `объятий и улыбок`, идеология Суркова может оказаться анахронизмом.

Политолог Леонид Поляков определяет идеологию современной российской власти, активное участие в формулировании которой принимает Владислав Сурков, как `патриотический национал-либерализм`.[46] Политолог Андрей Ашкеров, ответивший на выступление Суркова `Русская политическая культура. Взгляд из утопии` статьёй `Сурковский рай. Взгляд из реальности`, оценивает идеологию Суркова как принципиально эклектичную:[47]

Это идеология, которая строится по принципу бриколажа… у кого-то перехватываем лозунги, у кого-то читаем мысли, у кого-то угадываем желания, и из этого винегрета составляем идеологию.

 

Как идеолог

 

Эксперты

Леонид Поляков считает весьма весомым вклад Владислава Суркова в формулирование официальной идеологии Кремля. Особо отмечает он как заслугу Суркова то, что в рамках этой идеологии он сформулировал цель развития страны — `превратить Россию из цивилизации-подражателя, из страны, не отстающей от других, в страну-лидера, страну — образец для подражания`. Политолог убеждён, что, хотя Дмитрий Медведев и Владимир Путин и не озвучивают открыто столь амбициозную цель, но фактически именно она является `глубинным мотивом` их деятельности.[46]

Алексей Чадаев называет Суркова `демиургом` того, что происходит на российской политической сцене. Чадаев отмечает, что долгое время Сурков предпочитал оставаться за кулисами, однако в 2004—2005 годах постепенно превратился в публичного политика, так что его даже стали рассматривать как одного из возможных преемников Владимира Путина на президентском посту. Неожиданный выход Суркова на публичную сцену, по Чадаеву, был обусловлен тем, что `зрители` утратили интерес к `куклам` и хотели видеть `кукловода`.[48]

По мнению Чадаева, усилия Суркова по созданию национальной идеологии очень важны: `нас „заела“ необходимость в некой абстрактной идеологеме. Потому что дальше невозможно без конца рассказывать сказки из серии: не верьте словам, верьте только делам`. Появление в России своей политической идеологии исправляет сложившуюся ненормальную ситуацию, когда политика подменяется политическими технологиями.[45] Проблема же Суркова, по Чадаеву, в том, что на самом деле он не фанатик той идеологии, которую проповедует. Время требует от него быть идеологом и фанатиком, и `циник` Сурков пытается искусственно переделать себя из соображений целесообразности. Отсюда печальный результат: российская политическая система напитана `внешней`, искусственной энергией.[48]

Андрей Ашкеров близок к выводам Чадаева, когда говорит, что в случае Суркова за маской идеолога скрывается человек без убеждений: `Наступает время идеологов, для которых их занятие — алиби. Алиби, позволяющее скрывать брезгливость по отношению к любым формам убеждённости и веры`.[47]

Оппозиция

Крайне негативно оценивают роль Суркова в российской политике представители российской радикальной оппозиции — как националистической, так и либеральной. Лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов называет Суркова `махровым реакционером` и душителем политических свобод, а либеральный экономист Евгений Гонтмахер — `Михаилом Сусловым наших дней`.[15] Гонтхамер признаёт, что Владислав Сурков фактически стал для Кремля главным идеологом. Именно поэтому, считает он, Сурков должен быть отправлен в отставку:[49][15]

Станислав Белковский (2006)
Фото: ИТАР-ТАСС
Сформированная в новой России политическая система при всех её изъянах не предполагает такой государственной функции как главный идеолог страны.

Другой оппозиционный политолог, Станислав Белковский, напротив, не признаёт за Сурковым главной роли в деле формирования идеологии нынешней российской власти: `Сурков на самом деле никакой не „главный идеолог“, потому что вовсе не он создал идеологическую модель современной России. Её сформировали крупные бизнесмены, которые ещё в первый ельцинский срок стали подлинными правителями`.[15]

Ряд российских правозащитников выразил протест против назначения Владислава Суркова координатором американо-российской комиссии по вопросам гражданского общества, заявив, что с его именем `ассоциируются многие негативные тенденции развития демократии в России`.[1] Как отмечает Кирилл Бенедиктов, `многие представители оппозиции воспринимают борьбу с властью как персонифицированную борьбу с Сурковым`.[15] С другой стороны, лидеры умеренной патриотической оппозиции соглашаются с задачами, которые формулирует Сурков, но считают неэффективными те методы их достижения, которые предлагает замруководителя администрации президента.[50][51]

 

Запад

В западных СМИ Суркова порой пытаются представить как `главного рекламщика Путина`, помогающего последнему строить в России диктатуру.[13][9] В адрес политика звучат обвинения, что созданная им идеология лежит в основе российского `неоавторитаризма`, а подконтрольное ему движение `Наши` борется с оппозицией хулиганскими методами.[8] `Сурков олицетворяет собой откат от демократии, произошедший в путинскую эпоху`, — такой итог деятельности Владислава Суркова в Кремле подвела газета The Guardian (Великобритания) в начале 2010 года.[52]

В декабре 2009 года свыше шестидесяти конгрессменов США подписали адресованное президенту Бараку Обаме письмо, в котором потребовали от Белого дома отказаться от работы в российско-американской межправительственной комиссии по вопросам гражданского общества, поскольку с российской стороны её возглавляет Владислав Сурков, `участвовавший в установлении курса на репрессии и недемократичность`.[52] Впрочем, администрация Обамы не приняла эти требования, а помощник президента Майкл Макфол заявил, что разногласия вокруг фигуры Суркова преувеличиваются.[52]

 

Вне политики

Дмитрий Медведев, Алексей Миллер (второй справа) и группа Deep Purple (2008)
Фото: ИТАР-ТАСС

 

Музыка

Владислав Сурков известен своей любовью к рок-музыке. В 2003 году совместно с рок-музыкантом Вадимом Самойловым (группа `Агата Кристи`) он выпустил диск `Полуострова`. Диск вышел ограниченным тиражом и содержит 11 композиций. Часть композиций (тексты и музыку) Сурков создал лично, а часть — в соавторстве с Самойловым.[53]

Кроме того, однажды Владислав Сурков признался, что является поклонником британской рок-группы Deep Purple.[40]

В 2005 году Сурков в закрытом для прессы режиме встретился с рядом известных представителей русского рока. Некоторые комментаторы объясняли эту встречу как попытку привлечь рокеров к участию в молодёжных проектах Кремля.[53] Впрочем, участники встречи отвергли такую трактовку.[54][55] По их воспоминаниям, чиновник лишь предложил им поддержку в борьбе с пиратством и эфирное время на государственном телеканале `Культура`.[53]

 

Литература

В 2009 году отдельным приложением к журналу `Русский пионер` вышел роман `Околоноля`. Вскоре газета `Ведомости` сообщила, что за псевдонимом автора — Натан Дубовицкий — скрывается Владислав Сурков. Позднее эту версию, ссылаясь на самого Суркова, подтвердил писатель Виктор Ерофеев.[56]

Роман `Околоноля` посвящён теме тотальной коррупции в органах власти и СМИ. Автор относит коррупцию к `вековым скрепам державы` и проводит мысль о том, что не любить власть — всё равно что не любить жизнь.[57] Произведение заслужило высокие оценки многих известных персон, в частности Никиты Михалкова, Олега Табакова, Бориса Гребенщикова и Александра Проханова.[58]

Владислав Сурков и Никита Михалков (2009)
Фото: ИТАР-ТАСС

Официальных заявлений Суркова по поводу авторства романа так и не прозвучало. Сначала он высказался об `Околоноля` критически (`пустышка`),[59] а потом переменил мнение и признал роман великолепным произведением русской прозы,[59] поставив его даже выше `Капитанской дочки` Пушкина.[58]

В околополитических кругах существует также слух, что Сурков пишет детективы под псевдонимом `Zотов`.[15]

 

Критика

Владислав Сурков интересуется современным изобразительным искусством и иногда выступает в роли художественного критика. В частности, его перу принадлежат критические статьи, посвящённые творчеству испанского художника Хуана Миро и российского скульптора-монументалиста Николая Полисского.[60]

 

Мнения

Похоже, Сурков, создававший `Идущих вместе` по модели комсомольской организации, продолжает жить в 80-х, когда русский рок был реальной силой в политике.

Вероника Голицына, журналист. Лента.ru, 31 марта 2005 года.

Сурков же, сколь ни экстравагантный образ ему создали — не фанатик. Он… идеологичен настолько, насколько требует время… Он трудится сегодня в поте лица, возгоняя волну и запитывая энергией подшефную себе политическую систему; но даже невооружённым глазом видно, что эта энергетика — внешняя и заёмная, как путинизм `Наших`. Циник, мучительно пытающийся переделать себя в фанатика из сугубо рациональных соображений — это собирательный портрет всей российской политики текущего момента.

Алексей Чадаев, политолог. Русский журнал, 19 июля 2005 года.

Сегодня влияние Суркова на общественное мнение страны осуществляется по двум основным каналам: путём контроля над медиа (прямая связь) и через сформированный им экспертный пул (обратная связь). Степень централизации этого процесса, судя по всему, чрезвычайно велика. Таким образом, конкретный чиновник из плоти и крови всё больше превращается в государственный институт, главной задачей которого является осуществление коммуникативных функций власти.

Кирилл Бенедиктов, политолог. Русский журнал, 26 марта 2009 года.

Сурков явно ощущает одиночество… Проблема совсем не в том, что Суркову тяжко в толпе. Одиночество Суркова имеет другую природу: он является чуть ли не единственным субъектом, достигшим тотальной гражданской самореализации в обществе, где существует хронический дефицит гражданских практик и гражданского самосознания. И, выражаясь предельно политкорректно, нельзя сказать, чтобы Сурков не имел к этому дефициту совсем уж никакого отношения…

Андрей Ашкеров, политолог. Русский журнал, 7 июня 2008 года.

Его идеи провоцируют воображение и заставляют по-новому взглянуть даже на те проблемы, которые находятся, казалось бы, в топ-листе для экспертного сообщества.

Александр Казаков, политолог. Кремль.org, 15 февраля 2010 года.

Я считаю, что самый правильный человек в России, после Путина и Медведева, который очень много делает для государства российского — это Владислав Юрьевич Сурков. Он идеолог, стратег, настоящий российский государственник. Но он не всесилен. Он выполняет поручения. Если бы ему дали задание разработать план оздоровления страны, он бы разработал его лучше всех. Я видел, как он обсуждает сложнейшие вопросы Кавказа: Дагестан, Ингушетия, Осетия. Он блестящий человек. В первую очередь он — российский государственник, а во вторую очередь он — чеченец.

Рамзан Кадыров, президент Чечни. Кремль.org, 9 апреля 2009 года.

В.Сурков напомнил озверевшим материалистам и постмодернистам о том, что есть духовные ценности и что не только деньги определяют поведение человека и человеческого сообщества.

Максим Шевченко, журналист, политолог. Кремль.org, 17 марта 2009 года.

Здравый политический смысл — сильная сторона Суркова и Путина: они стараются сохранять движение в коридоре здравого смысла без высказываний каких-то крайних теорий, которые, может, и правильные, но не могут быть поддержаны консенсусным большинством. Это даже не личное сурковское здравомыслие, это здравомыслие путинской команды.

Глеб Павловский, политолог. Эксперт, 6 марта 2006 года.

http://www.memoid.ru/node/Vladislav_Surkov_i_ego_ideologiya?printable=1



Док. 641251
Перв. публик.: 28.07.10
Последн. ред.: 28.07.11
Число обращений: 0

  • Сурков Владислав Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``