В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий ТОРКУНОВ: `По конкурсу `Известий` в МГИМО поступит 12 человек` Назад
Анатолий ТОРКУНОВ: `По конкурсу `Известий` в МГИМО поступит 12 человек`
"Известия" продолжают конкурс "Три шага до мечты, или поступи в МГИМО". В редакцию пришло более трех тысяч заявок от 11-классников, их география - от Охотского моря до Кипра. Первый тур - это самопрезентация и небольшое эссе "Почему я хочу поступить в МГИМО". Второй тур - экзаменационные вопросы по истории и обществознанию. В третий тур будут допущены лишь 50 школьников. Каждый из них получит индивидуальное задание. А счастливчиков, которые смогут без конкурса поступать в МГИМО, должно оказаться 12. Сейчас силами профессоров МГИМО заканчивается проверка работ 2-го тура. С ректором МГИМО, членом-корреспондентом РАН Анатолием ТОРКУНОВЫМ беседует обозреватель Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.

"Известия": Ходят легенды о том, как трудно простому смертному поступить в МГИМО. Конкурс "Известий" открывает такую редкую возможность для абитуриентов со всей страны. Как родилась эта идея?

Анатолий Торкунов: Дело в том, что на протяжении ряда лет мы реализуем проекты, связанные с набором студентов для нашего вуза через олимпиады, конкурсы, конференции. Каждый год принимаем вне конкурса 25-30 человек - финалистов телепрограммы "Умницы и умники". Кроме того, конкурсы, подобные тому, который сейчас проходит в "Известиях", мы проводили и с некоторыми другими изданиями. Еще через интернет и региональные СМИ мы организуем конкурс "Юный публицист" для факультета журналистики нашего вуза. И, наконец, в некотолрых регионах МГИМО традиционно проводит свою олимпиаду (в прошлом году это был Красноярский край). Ее победители зачисляются к нам без экзаменов. С помощью конкурса, организованного совместно с "Известиями", мы надеемся отобрать сильных выпускников из регионов.

"Известия": Тема эссе, которое писали участники конкурса, звучит так: "Почему я хочу учиться в МГИМО". Какие ответы вам бы хотелось получить от ребят?

Торкунов: Важен их интерес к профессии, которую они выбирают. В МГИМО много профессий, но в каждой из них очень важна международная составляющая. Хотелось бы увидеть, насколько велик интерес ребят к внешней политике, насколько они владеют материалом. Правда, нынешние старшеклассники газет не читают. Но они следят за событиями по интернету, смотрят новости по телевизору. Иногда покупают и специализированные журналы. И сразу видно, владеет человек этой материей, понимает он, что такое "внешняя политика", "дипломатия", или его прельщает только название вуза.

"Известия": Но 12 победителям конкурса все-таки придется сдавать экзамен?

Торкунов: Да. Они должны сдать их не на "двойки". Бывает, говорят: ребята пишут задания, сидя дома, им помогают. Я не боюсь этого. Опыт показывает, что ребята из глубинки, которых мы приняли через конкурс, потом прекрасно занимаются. В такого рода конкурсах они участвуют осознанно. Но чтобы в этом убедиться, мы и проводим экзамены.

"Известия": Вы имеете опыт проведения олимпиад в регионах. Ребята из глубинки конкурентоспособны с москвичами?

Торкунов: Конечно. Те, кто заинтересован в поступлении в МГИМО, кто интересуется международной тематикой, нисколько не хуже московских абитуриентов. Иногда они слабее по иностранному языку. Но способные студенты это все набирают за год-полтора.

"Известия": Из каких регионов в МГИМО поступает больше ребят?

Торкунов: Из Белгородской области, из Татарстана, Башкирии, из Московской области (Серпухов, Ступино).

"Известия": Прямо "с улицы" поступают?

Торкунов: Представьте себе, да. Есть, например, в Твери известная гимназия. Так вот из нее у нас училось и учится более 20 человек (мы с удивлением узнали об этом из письма директора этой гимназии). Такая школа есть в Салавате (Башкирия). Или английская школа в Севастополе: каждый год из нее кто-то поступает в МГИМО (севастопольцев мы принимаем на равных с россиянами условиях).

"Известия": Насколько важен момент потомственности (есть мнение, что у вас учатся в основном дети дипломатов)?

Торкунов: Конечно, это играет известную роль. В том смысле, что к нам попадают многие дети мидовцев. Но сегодня другая ситуация. Дело в том, что меньшинство мидовских детей потом идет на службу в МИД. Во-первых, они видят, какая тяжелая и напряженная работа у их родителей. И хотя она безумно почетна, оплата труда чиновников гораздо ниже той, которая существует в коммерческих структурах. А с точки зрения подготовки к поступлению в МГИМО у таких детей все хорошо: они долго живут с родителями за границей, хорошо знают язык. Я где-то прочитал, что есть клановые специальности: юристы и дипломаты. Но так было в 1970-е годы. В этом году мы рекомендовали на дипломатическую работу большую группу выпускников (около ста человек из самых разных уголков страны; 40% девушек). И, как правило, это дети из семей врачей, учителей, военных, преподавателей вузов. Я бы, может быть, и хотел, чтобы это были дети дипломатов (преемственность профессии - это хорошо, хотя мои родители работали на ЗИЛе). Но сегодня ситуация другая.

"Известия": Для меня удивительно, что в МГИМО можно поступить по результатам ЕГЭ. Как вы на это решились?

Торкунов: Мы пошли на это для того, чтобы посмотреть, как механизм ЕГЭ может работать. В традиционной системе приема много недостатков. Я считаю, что нужно обеспечивать большую социальную справедливость. И дело не только в коррупции. Просто дети из состоятельных семей имеют больше возможностей (они могут заниматься на курсах, с репетиторами). А есть дети очень способные, которые много работают, но просто боятся приехать в Москву. А ЕГЭ позволяет им реализовать эту возможность. Но дело в том, что у нас очень высокий проходной балл, поэтому и проходной по ЕГЭ - высокий. В прошлом году он составлял 90 (самый низкий - 82 балла). Но мы не принимаем ЕГЭ по иностранным языкам. Во-первых, его пока во многих регионах нет, а во-вторых, мы считаем, что необходимо проверять способность человека к аудированию и говорению. А без личной встречи это невозможно. Поэтому мы всегда будем настаивать на "устной встрече" по языку. В прошлом году мы зачислили 50 человек по итогам ЕГЭ.


Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.

http://profskill.ru/1552089.html

Док. 641249
Перв. публик.: 28.05.11
Последн. ред.: 28.07.11
Число обращений: 0

  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``