В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вадим Харлов: Когда дороги перестанут быть нашей `бедой`? Назад
Вадим Харлов: Когда дороги перестанут быть нашей `бедой`?
На наших дорогах по-прежнему "пыль да туман", в прямом и переносном смыслах; они все никак не выйдут из разряда всероссийской "беды", хотя проблема их качества давно уже стала одной из самых широко освещаемых в прессе и на телевидении. Это понятно: в стране стремительно увеличивается количество автомобилей в личном пользовании, и проблема качества дорог начинает заботить всё большее число людей. Если сегодня в России насчитывается около 40 миллионов автомобилей, то к 2020 году их число возрастёт до 60 миллионов.
Но дорожная сеть страны, не говоря уже о качестве дорожного строительства и ремонта, не развивается должными темпами, пропорционально росту количества автомашин. Дела здесь обстоят неважно. Если в 90-ые годы в России ежегодно строилось 6 тысяч километров дорог, то в "нулевые" - темпы сократились примерно в 3 раза. В 2009 году мы построили дорог столько, сколько Китай за неделю, хотя его бюджет на эти цели был всего в два раза больше нашего.
К нашему стыду, Россия стала сегодня одной из немногих стран мира, в которой сокращается общая протяжённость дорожной сети. Если протяженность магистралей с твердым покрытием федерального значения за 2005-2010 годы - по данным Росстата - несколько выросла: с 47,1 до 50,1 тысяч км (в среднем на 1 тысячу км в год), то протяженность таких автодорог регионального и межмуниципального значения за этот период уменьшилась с 499 до 450 тысяч км.
Вдобавок, по данным Росавтодора, сегодня имеется тенденция к снижению доли федеральных дорог с усовершенствованным покрытием; а доля федеральных дорог, которые соответствуют нормативным показателям по безопасности, составляет всего 60,4%. Другими словами, дороги разбиваются быстрее, чем их вводят в строй. Между тем, при вступлении России в ВТО к нам хлынут потоком большегрузные автомобили со всей Европы - что будет тогда с нашими дорогами?
То, что плохие дороги серьезно тормозят развитие страны, понимают все, однако предлагаемые правительственными чиновниками меры по преодолению этой ситуации явно недостаточны. До 2020 года за счет федерального бюджета в России планируется построить всего 18 тысяч километров новых дорог. Эксперты же считают, что Россия должна строить ежегодно не менее 30 тыс. километров дорог с гарантированной долговечностью, исключающей ремонт в течение 30-35 лет.
В Китае, например, к 2020 году будет введено в строй 1.1 млн. километров дорог. Почувствуйте, как говорится, разницу. Дело в том, что там к дорогам относятся как к важному инструменту укрепления государственности, поэтому им уделяют большое внимание. При этом в Китае, в отличие от нас, учитывают всё: темпы роста благосостояния граждан, увеличение числа машин и рост объемов грузоперевозок.
Я убеждён, что если мы действительно хотим иметь качественные дороги, то, в первую очередь, нам необходимо покончить со сложившейся в стране порочной практикой, когда строят их одни, ремонтируют вторые, а отвечают за содержание - третьи. В дорожном строительстве необходимо ввести договоры полного цикла: подрядчик должен обеспечивать не только строительство, но и ремонт, и эксплуатацию дорог. Такая форма соглашения повысит заинтересованность подрядчика в качестве работ, так как исправлять все огрехи и недоделки ему придется за свой счет.
Заслуживают внимания и предложения о привлечении в страну зарубежных компаний, имеющих опыт строительства магистралей в сложных климатических условиях. Те дороги, которые мы строим сегодня, обходятся нам до 4,8 млрд. рублей за километр, то есть в 38 раз дороже, чем, например, в схожей с нами по климату Канаде. При этом наши намного худшего качества. Может быть, конкуренция на рынке дорожного строительства заставит российских строителей умерить свои аппетиты, подтолкнёт к необходимости учиться строить дороги быстро, качественно и недорого? Сегодня мы активно привлекаем ведущие мировые автогиганты к строительству автомобильных заводов в нашей стране. Почему бы нам аналогичным образом не поступить и в дорожном строительстве? От этого выиграют все. Страна огромная, а дорожная сеть не развита. Работы хватит всем, и на многие десятилетия вперед.
Самое главное, мы наконец-то сумеем избавиться от извечной российской беды. Но сделать это надо как можно скорее.

Вадим ХАРЛОВ,
депутат ульяновской городской думы,
председатель совета регионального отделения политической партии
"Справедливая Россия"

Viperson.ru

Док. 641151
Перв. публик.: 25.07.11
Последн. ред.: 04.08.11
Число обращений: 0

  • Харлов Вадим Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``