В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Феликс Шарков: О модели государства (по поводу статьи А.В. Рысенкова) Назад
Феликс Шарков: О модели государства (по поводу статьи А.В. Рысенкова)
Прочитав коротенькую, но емкую, и вызывающие желание подискутировать, статью А.В. Рысенкова "Общие параметры модели государства" не смог не написать некоторые свои соображения. В таком коротком обзоре автор успел охарактеризовать по отношению к рассматриваемой проблеме таких политических лидеров как, Ельцин Борис Николаевич, Путин Владимир Владимирович, Лукашенко Александр Григорьевич, Обама Барак Хусейн (Barack Hussein Obama, Jr.). Не слишком ли "размашисто" оперирует автор фамилиями действующих глав государств, раскрывая параметры модели государства.

Говоря о модели государства, автор чаще всего, обращается к властной функции государства. Функции контроля за ресурсами страны он рассматривает в прямой, неразделимой и чрезвычайно жесткой корреляции с исполнением функций конкретными главами государств. Теоретически неполно раскрыты параметры рассматриваемых моделей (а фактически даны лишь некоторые зарисовки к ним). Вполне справедливо А.В. Рысенков отмечает, что "Отсутствие или противоречие любому из параметров говорит о том, что либо программа не продумана, либо она не полна, либо при внедрении в жизнь она все равно может привести к серьезным перекосам в обществе и как следствие к очередным потрясениям".

Похвально, что у автора есть очень большое желание продвигать "Новую философию". Здесь-то я солидарен с ним полностью. Но для того, чтобы разобраться с параметрами оптимальной модели государства, нужно тщательнее разобраться с самим определением "государство", определить основы его взаимодействия с гражданским обществом (без такой взаимосвязи государство имеет реальные шансы "оторваться от народа", без чего государство виртуализируется в отношениях с социальной средой, на которой оно должно базироваться).

Сам термин "государство" впервые начал активно применять итальянский мыслитель Н. Макиавели, который пытался создать законченное учение о государстве. Государство он называл высшим проявлением человеческого духа, а служение ему - смыслом и счастьем жизни. Макиавелли определял государство как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Он полагал, что государь не будет управлять подданными с помощью страха и насилия, а также нарушать их имущественные и личные права, чтобы не возбуждать их ненависть. То есть он отмечал некоторые признаки гражданского общества1.

В сложной интеграции экономических, политических, социальных и духовных отношений государственно-организованного общества Н. Макиавелли замечал наличие элементов гражданского общества. Он, так же как и Платон и Аристотель предпринял попытку "развести" понятия "государство" и "гражданское общество". Отмечалось, что кроме государства есть нечто самостоятельное, функционирующее по своим правилам, т.е. по законам, в совокупности действия которые формируют нечто подобное гражданскому обществу.

И. Кант расширил представление о гражданском обществе. Он рассматривал противоречивые качества человеческой натуры: неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и то же время стремление к согласию. Главным способом сочетания свободы каждого со свободой других он считает формирование гражданского общества. По его мнению, гражданское общество основано на следующих априорных принципах:
- свобода члена общества как человека;
- равенство человека как подданного с другими людьми;
- самостоятельность члена общества как гражданина2.

Гражданское общество сформировалось в результате исторической трансформации всей общественной жизни, длительного диалектического движения от семьи к государству. Оно в своем развитии проходит ряд этапов, проявляя свои особенности в каждом регионе планеты или даже в отдельной стране. К примеру, западная цивилизация при формировании гражданского общества была под влиянием протестантской этики труда и индивидуализации общественной сферы. В то же время в некоторых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.) развитие гражданского общества идет без индивидуализации западного типа и сохранении традиционных феноменов поведения и сознания.

Структура социума, сформировавшегося в результате генезиса, включает частнособственнические отношения, рыночную экономику, социальные группы, институты, обеспечивающие жизнеспособность общества и реализацию гражданских прав. Современный немецкий автор Сюзанна Ланг описывая, институциональную основу гражданского общества, предлагает обратить внимание на его главный элемент - гражданина: "...Объединения и союзы, группы самопомощи и соседские инициативы, благотворительные организации, социальные движения, неправительственные организации и сети, партии и профсоюзы, фонды с общественными целями и т.д., и т.п. ... негосударственные и некоммерческие организации образуют институциональное ядро, и сила гражданских обществ измеряется, как известно, высокой степенью организации. Напротив, без такой инфраструктуры они остаются слабыми, частичными и неспособными к движению. Однако тот, кто чрезмерно сконцентрируется на институциональной стороне гражданского общества, рискует не увидеть другой, неотъемлемый ресурс процессов гражданского общества - самих граждан и их добровольного, самоорганизованного вклада в общественное благо...>>3.

Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности в трудовой, семейно-бытовой, досуговой, общественно-политической сферах.

С.Ланг, опираясь на выводы комиссии бундестага "Будущее добровольного участия граждан", она ставит вопрос о "новом разделении ответственности между государством и гражданским обществом". "Усиление гражданского общества, как оно пропагандируется Федеральным правительством и бундестагом, означает в этом смысле настоящую смену парадигмы, - подчеркивает Ланг. - Она (смена парадигмы) ориентирована на представление о демократическом обществе, чье будущее несут совместную ответственность акторы гражданского общества и государства, чьи судьбы, иными словами, направляются не исключительно и не преимущественно государством и его институтами, но оставляют пространство для собственной инициативы и собственной ответственности, для самоорганизации и самоопределения активно участвующих гражданок и граждан и их добровольных ассоциаций". Впрочем, признает она, "кооперативное, партнерское отношение между акторами государства и гражданского общества в большинстве случаев пока еще остается скорее программой, нежели действительностью. Структуры и методы сотрудничества все еще не вызрели, да и само сотрудничество для обеих сторон пока не является чем-то само собой разумеющимся"4.

Государство является мощным институтом власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т.п.), с другой стороны -поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества, по мнению А. Смита, служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

Отправным пунктом для рассмотрения теории государства является интерпретация понятия власти. Для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. Власть (греч. kratos - быть в состоянии, мочь, иметь возможность) - способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств - авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов; 2) механизм осуществления решений, принятых каким-то лицом и группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе; 3) производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от воли индивидуальных акторов (например, власть рыночных сил при капитализме); 4) система властных (государственных) органов; 5) лица, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями; 6) знание - власть - комплексный фактор власти в условиях информационной эпохи"5.

К. Маркс и Ф. Энгельс применяют термин "власть" не только для характеристики социальных отношений, но и применительно к отношению человека и природы. К. Маркс и В.И. Ленин неоднократно указывали, что понятие власти относится к числу коренных понятий политической власти.

Для функционирования общества особое значение имеет толкование власти как авторитетно-властного полномочия, влияния, исходящего из признания без принуждения другими права других закреплять нормативные установления, распоряжаться и рассчитывать на подчинение. Определение понятия и характера власти в обществе имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством. Петр Струве утверждал, что государство сохранится и после уничтожения классов.

Государство должно выступать гарантом уверенности граждан в обладании своей собственностью. "Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение - это начало, откуда вытекает как общественное, и национальное, так и частное богатство, - часто оказывается достаточно могущественным для того, чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации"6.

Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства. Оно представляет собой устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Сущность государства определяется его социальным назначением, организационной структурой; специфическими возможностями, правами и полномочиями в сравнении с другими общественными институтами; характером отношений с обществом, классом, нацией. Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

Исследователи 80-х годов прошлого столетия (А.С. Юнг, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин и др.) указывали на следующие признаки государства: 1) право государства употреблять силу; 2) оно охватывает все сферы жизнедеятельности; 3) право обязательного привлечения к его членству всех граждан; 4) наличие своей территории; 5) независимость и суверенность.

"К сожалению, россияне из поколения в поколение сталкиваются с такими формами государства, которые не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определенных обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной политики"7.

Ф.Энгельс главным признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа. Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства являются: а) наличие определенного механизма (особой системы органов и учреждений), реализующего функции государственной власти; б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право); в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.

Государство в любой стране осуществляет минимальную совокупность необходимых функций, независимо от того каким типом государства оно является. "Таковы функции защиты государственного строя; предотвращения и устранения социально опасных конфликтов; регулирования экономических и других общественных отношений; осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений - социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое"8.

Важнейшими характеристиками государства являются государственное устройство и политический режим. В политическом обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение всего общества. "Государственное устройство России имеет три уровня публичной власти: федеральный центр, субъекты Федерации и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную исполнительную и судебную"9. Таким образом, государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Одним из его типов является социальное государство.

Обобщая, можно выделить следующие признаки государства: 1) наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) наличием монополии на принудительную власть в отношении всего населения; 3) правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики - экономической, социальной, военной - от имени всего общества внутри и вне страны; 4) суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) организацией власти по определенному территориальному делению; 6) монопольным правом на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др.10. Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание условий по повышению благосостояния своих граждан, развитие человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

"Под государством в более узком смысле слова обычно понимается организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории. Государство - универсальная общественно-политическая организация (целостность), обладающая публичной властью т специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет.

К числу важнейших атрибутов современного государства относятся:

* государство является единственным официальным представителем всего общества;
* выполняет общесоциальные функции;
* имеет право - систему норм, санкционированных государством;
* обладает, как правило, монополию на правотворчество;
* находится в устойчивых правовых связях с населением, приживающим на его территории (институт гражданства);
* обладает суверенитетом;
* имеет специальный аппарат власти и управления;
* использует право принуждения и использует его;
* обладает вооруженными и другими специализированными силами, обеспечивающими его целостность и безопасность;
* имеет систему правосудия (конституционный, арбитражный, уголовный, гражданский суд);
* обладает материальными средствами для проведения государственной политики (собственность, бюджет, валютные запасы и др.) и применяет систему налогов и займов;
* имеет административно-территориальное деление;
* имеет свои символы (герб, гимн, флаг) и памятные даты"11.

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. "Оно декларировало общенациональные ценности, и качество и сообразно этому определяло меру и формы реального участия населения в политической жизни, что всегда осуществлялось под жестким контролем государственного аппарата. Характерной особенностью политической социализации государства было то, что оно целенаправленно подавляло политическую субъективность человека - нормативное политическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для человека, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной России задача построения социального государства равносильна задаче по сохранению и последующему укреплению самой государственности.

На рубеже 80-90-х годов государство утрачивает монополию на выдвижение и обоснование общенациональных ценностей, но, это существенно не изменило суть практики социализации, которая по прежнему направлена на ограничение политической субъективности человека, на сохранение статус-кво политических структур и функций, их ведущей роли в формировании нормативного политического поведения россиян. ... И все-таки новые социополитические ценности прорастают на российском политическом поле: развинчиваются стереотипы о том, что государство может быть монопольным или главным агентом политической социализации, что оно в одиночестве способно предложить и выработать нормативные образцы поведения и тем самым разрешить проблему нынешней политической дезорганизации"12.

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.

"К важнейшим социальным функциям государства относятся:

1. обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;
2. обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;
3. создание условий для быстрого экономического роста;
4. обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе"13.

Социальный институт при таком рассмотрении определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальный отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство, как главный социальный институт общества направляет свои усилия на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и др. сфер; на обеспечения материальной жизнедеятельности, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Таким образом, деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей; интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества; созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества; созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общество опираясь на конституционные основы. "В наиболее общем понимании социальное государство означает такой тип государства, в число важнейших внутренних функций которого входит активное влияние на социальную сферу жизнедеятельности общества в интересах самых широких слоев населения. Идея социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан. Ее практическое формирование отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах".

"Социальное государство - своего рода идеал государственности. Высшей ценностью в таком государстве являются права и свободы человека. Но ни законность, ни справедливость, ни свобода личности, ни право не могут существовать без понятных, четких, всеми признаваемых и неуклонно соблюдаемых обязанностей члена общества перед сообществом таких же, как он, субъектов прав и обязанностей".

Вот теперь-то можно начать рассматривать основные параметры модели социального государства. Возможно мои рассуждения помогут и А.В. Рысенкову, и другим авторам. Может быть кто-либо еще пожелает подискутировать по этой очень актуальной проблеме, обозначенной в статье Рысенкова.

Феликс Изосимович Шарков, руководитель Института мировых цивилизаций, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

viperson.ru

viperson.ru

Док. 640880
Перв. публик.: 12.07.11
Последн. ред.: 27.02.12
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Ельцин Борис Николаевич
  • Шарков Феликс Изосимович
  • Лукашенко Александр Григорьевич
  • Обама Барак Хусейн (Barack Hussein Obama, Jr.)
  • Рысенков Артем Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``