В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как перестроить еврейскую общину России? Назад
Как перестроить еврейскую общину России?
Помню праздник Симхес-Тойра в 1973 году, в разгаре войны Судного дня. У синагоги на улице Архипова собралось не менее двадцати пяти тысяч евреев. Сам переулок был забит до отказа. Толпа празднующих выплескивалась на прилегающие улицы и даже заполняла подземные переходы к метро "Площадь Ногина". Большинство собравшихся составляли молодые люди, пришедшие в синагогу как на бой. Наши солдаты ведь отражали в те дни сирийско-египетскую агрессию. А мы пришли на улицу Архипова с желанием умирать за Израиль - или чтобы другие могли там жить.

Мы собирались в кружки и танцевали обнявшись, громко выкрикивая мелодии трех песен, которые знали все: "Хава нагила", "Тум-Балалайка" и"Хевену шалом алейхем". Иногда замирали и торжественно пели гимн Израиля. Мало кто знал заветные слова на иврите. Трудно передать, какое счастье испытывал я в свои тринадцать лет, когда превозмогал страх и пропевал весь гимн, заученный накануне из старого календарика. Кто не был там, тот не поймет, что есть истинное ликование. Уже не радость, а наивысшее выражение полноты счастья. Для некоторых этот день закончился побоищем, учиненным дружинниками со страшными лицами. Десятки ребят были задержаны на пятнадцать суток. Но ничто не могло омрачить нам праздника. Это был наш завет со своим народом и со своей страной.

Эли Визель писал об удивительной атмосфере у синагоги в Москве еще в середине шестидесятых. Это он назвал западных собратьев "евреями молчания", обнаружив неиссякаемый душевный запас именно у советских евреев. Несколькими годами позже Москву посетил светлейший рабби Шломо Карлибах. Увидел и назвал советских евреев "сердцем Израиля".

Придите сейчас на один из еврейских праздников в синагогу на улице Архипова. Там отталкивающе пустынно, у входа в здание дежурит охрана синагоги, а неподалеку, у блестящих иномарок, кучкуются охранники заблудшего на праздник олигарха. Если зайдете внутрь, то увидите полупустой зал. На вас бросит взгляд один из скучающих пастырей. Так посмотрит, что больше вам не захочется приходить в сие учреждение по праздникам. Впрочем, туда стоит зайти в день траура. Год назад сам провел там Девятое Ава. Атмосфера была вполне адекватная траурному дню. В синагоге в Марьиной Роще малость веселей по праздникам. Там могут и налить. Впрочем, есть в Москве немало других мест, где можно хорошо выпить, не правда ли?

Сравнить те праздники с нынешними - как поставить рядом радость паломничества в Иерусалимский Храм с кладбищенским бытом. Разве нет жизни на кладбище? Там ведь есть свой бизнес с памятниками, оградами, траурными объявлениями и самими похоронами. Сегодняшняя еврейская жизнь в Москве, спонсируемая Абрамовичем, Фридманом и прочими - это пышная реклама гробов в глянцевом журнале.

Предметом предлагаемых здесь раздумий будет уже создавшаяся и укрепившаяся еврейская полужизнь России. Но нелишней будет рефлексия на указанные реминисценции. Принимая оправдательный для официозных еврейских организаций довод о том, что лучшие уехали, мы, тем не менее, вправе задать им вопрос: как допустили вы падение до уровня низин выгребной ямы? Где тысячи горящих глаз, где те чистейшие души с праздника Симхес-Тойра? Где благостные лица стариков, подобных рабби Аварому Миллеру и рабби Гече Виленскому? Как пришли им на смену полуприкрытые свиным салом алчные глазки выдвиженцев наших дней?

Почти четверть века Кремль не мешает существованию еврейской жизни в СССР и затем в России и не препятствует выезду в Израиль. Численность общины уменьшилась за это время в несколько раз и едва ли превышает сегодня полмиллиона. Естественный отбор произошел таким образом, что влиятельные и преуспевающие в российских политических делах вместе с удачливыми бизнесменами и "медийными" фигурами остались и сохраняют влияние. А вот шанс найти сегодня в Москве хорошего еврейского врача или учителя музыки весьма невелик.

Особо следует выделить полный крах еврейских просветительских организаций. В наше новое время в Россию понаехало несколько сотен обрядоверных еврейских семей для подъема общинной жизни, так сказать: учителя, служители культа, просто деляги от религии. Они составляют большинство среди прихожан синагог. А если мы говорим о самих российских евреях, то среди них вы не найдете и процента соблюдающих субботу. (Для нееврейских читателей: соблюдение субботы является у евреев аналогом вашего понятия "воцерковленности".) Для сравнения: три процента "соблюдающих" православных среди русских в России и тридцать процентов - среди евреев Израиля.

Разумеется, можно указать на несколько оазисов еврейской жизни. Это две-три ешивы для десятка-двух студентов, это также система вечерних уроков - для пяти-шести дюжин слушателей во всей Москве. Одно не вызывает сомнений: сеть неофициальных кружков по изучению Торы, иврита и еврейской культуры в советское время была куда более эффективной, чистой и привлекательной, чем нынешний кладбищенский бизнес.

Мы продолжим обсуждение, но прервем его вопросом, как должно было выстраивать еврейскую общинную жизнь с учетом российских реалий. Ответ может послужить программой для проекта оживления "сухих костей".

А) Категорическим императивом еврейского существования сегодня является провозглашенная и подтвержденная самим Творцом Истории "сионоцентричность" - осознание временного статуса еврейских общин диаспоры и поощрение возвращения на Землю Израиля. Связь с проектом Возвращения во всех его видах вдыхает жизненность в центры временного еврейского пребывания в России и противостоит нынешней картине наслаждения трупным ядом.

Б) После полного фиаско всех существующих институтов необходима радикальная реформа в системе еврейского образования и самой общинной жизни. Она должна строиться на основе дореволюционного уклада еврейской традиционной жизни России и на опыте сегодняшнего Израиля. Американские и западные модели должны быть сведены к самому минимуму. Все наставники и главы общин должны быть непременно уроженцами России.

В) Реорганизация и централизация еврейской политической и медийной вовлеченности на базе поддержки Израиля и лояльности России. Необходимо активное противодействие энтропийным либеральным проектам.

Не будем искать виновных в случившемся, но не сможем избежать признания краха и позора, характеризующих еврейскую быть России. Отметим все же, что в формировании еврейской верхушки России решающую роль играет сегодня Кремль. Можно сказать с уверенностью, что там, "наверху", не планировали низринутия еврейской жизни в персть и в касть, но, увы,так получилось. Возникает множество острых вопросов в преддверии выборов в России. Для начала осознания проблемы попробуем обозначить публичное и медийное лицо российского еврейства сегодня. Это сенатор Борис Шпигель, это Юрий Каннер, это раввин Лазар и раввин Гольдшмидт, а также - Вадим Кантор и Михаил Членов.Не будем критиковать лично ни одного из вышеупомянутых, но на своем ли они месте?

Начнем с Берла Лазара. Он приехал в Россию совсем молодым человеком, не успев получить серьезного раввинского образования. Зато показал себя с первых дней талантливым организатором. Лазар вовремя понял, что с Кремлем не спорят, и так получил в свое владение не менее семидесяти процентов еврейских религиозных центров России. Можно сказать с уверенностью, что Лазар вовсе не хотел довести дело до такого опустошения. Но иначе быть никак не могло.

Дело в том, что Лазар изначально был послан в Россию движением любавических хасидов, а в конце девяностых сам он объявил громогласно о своей принадлежности к маргинальной "мешихистской" секте внутри своего движения. (Речь идет о небольшой группе, признающей рабби Менахема-Менделя Шнеерсона живым Мессией и пророком после его кончины.В двухтысячном году Берл Лазар вместе со своими единомышленниками в России инициировал открытое письмо, в котором утверждал, что покойный является пророком и Мессией и что всяк обязан слушать его.) Для понимания причин еврейско ом и Мессией и что всяк обязан слушать его.но о своей принадлежности к маргинальной "мешихистской"й духовной небыти в России отметим, что в самом Израиле любавическое движение составляет не более трех процентов от общего числа религиозных людей, а мешихистская секта не дотянет и до процента. Некоторые любят и уважают их, некоторые считают их еретической сектой, но важно не это. Любавический хасидизм является сегодня в Израиле и в еврейском мире в целом малочисленным явлением. Как можно возрождать общину на основе того, что стало обочинным?

Другим удушающим фактором является "американоцентричность" любавического движения. Природный ум Лазара и хорошее политическое чутье подсказали ему в решающий момент, что ставку надо делать на Путина. Это был очень грамотный тактический ход. Но стратегический настрой определяется идеологией движения, а она американоцентрична до крайности. Кстати, в Америке число любавических хасидов достигает семи-восьми процентов. Там жил и был погребен (жив и будет жить - по мешихистам) их последний лидер. Там они куда более заметны и влиятельны, невзирая на кризис внутри движения, усугубившийся за последние годы.Очевидно, однако, что такая безоговорочная ориентация на Америку не может прижиться в России. Кстати, это относится еще в большей степени к реформистской секте, которая попросту находится в мертвом состоянии, а ее имитации деятельности - это не более, чем отработанные деньги.

Другим умерщвляющим фактором является наплыв заморских учителей. Сам Лазар, как и его малоуспешный конкурент Гольдшмидт, говорят по-русски вызывающе хило, демонстрируя таким образом пренебрежительное отношение к "языку и нравам". Все эти импортируемые наставники поневоле показывают еврейским российским аборигенам, насколько они второсортны. Гольдшмидт похож на Лазара тем, что тоже приехал молодым человеком "в Россию, к варварам" и тоже сделал на посредничестве и политическом "крышевании" хорошие деньги. В критический момент он решил выступить в поддержку попавшего в опалу Гусинского, сравнив его с Сахаровым. Это помешало его карьере, но не только это. Гольдшмидт бывал в неладах с властями также на неполитической почве, задерживался прямо в Шереметьево, а в 2006 году оказался вовсе "невъездным". Помогло вмешательство Михаила Фридмана. Он даже получил российское гражданство, но оказался с подрезанными крыльями.

Как все зажило бы и ожило, окажись на их месте люди, возглавлявшие еврейское просветительское движение до перестройки. Есть же у них продолжатели дела среди молодых и ныне живущих в России, а также и среди репатриировавшихся в Израиль, но готовых поработать несколько лет в России. Но тут все свои, а не отчужденные. Ведь были и есть среди российских евреев доказавшие на деле преданность высшей идее и не зараженные стяжательством. На ум приходит дюжина имен сразу, без хождений по лабиринтам памяти. Но им путь закрыт сегодня.

Предвижу злобное шипение в свой адрес и по первым двум пунктам. Обвинят в призыве к тотальной "алие" и самоликвидации еврейских общин. Обвинят, но всякий зрячий увидит, что ликвидация идет уже полным ходом. Пагуба - это чудовищная ассимиляция, это досадные факты переезда в Америку и позорные отъезды в Германию. А связь с Сионом дает жизнь, как мы знаем из опыта прошлого. Без нее не пробудится полумертвое тело.

Ну, а обсуждение третьего пункта вызовет у некоторых рычание. Ведь это же на самом деле прямой призыв к активной произраильской и активной пророссийской позиции. Здесь не обойдется без смены кадров во всех комитетах, конгрессах и прочих "ваадах", формировавшихся ельцинскими олигархами. Так получилось, что во всех консультативных и попечительских советах сконцентрировались люди, кругозор которых ограничивается радиостанцией "Эхо Москвы" или "Новой газетой".

Соответственно нашей традиции, община во Франции, к примеру,всегда была искренне лояльна Франции, а английская община по сей день комично благоговеет перед их королевой с ее челядью. Требования защиты интересов страны проживания отступают лишь когда вступают в противоречие с интересами Израиля или требуют нарушения законов Торы. Приведем несколько актуальных для российского еврейства примеров, иллюстрирующих неумение нынешних активистов выполнять свои естественные политические функции.

Будь во главе российского еврейства смелые лидеры, они оказались бы в Белграде в те дни, когда бомбили наших сербских союзников. От них требовалась тогда активная позиции в сенате и конгрессе США и в европейских парламентах. Их голос также был бы органично востребован по вопросу борьбы с терроризмом и сепаратизмом. Какие важные для обеих сторон конференции и симпозиумы можно было бы провести. К сожалению, существующие олигархи и полулидеры не в восторге от идеи поощрения такого взаимодействия между Россией и Израилем.

Особо следует отметить бездействие еврейских организаций России по вопросу отмены Вашингтоном утратившей всякий смысл поправки Джексона. Такая пассивность оскорбительна и непростительна. Уместной и морально выверенной будет открытая поддержка властям России со стороны еврейских организаций по вопросу парадов смерти (гей-парадов) и в других случаях, когда те защищают основы морали и нравственности. Российское еврейство обязано было играть ведущую роль в борьбе против фальсификации истории и героизации нацистских преступников на Украине, в Прибалтике, в Молдове и в странах Восточной Европы. Одно время антифашистской деятельностью занимался Борис Шпигель с его ВКРЕ и "Миром без нацизма". Но Шпигель отошел от дел, а замены ему никто и не ищет.

В то же время позорно молчание еврейских лидеров России после недружественных по отношению к Израилю высказываний некоторых официальных российских лиц. Покуда они называют себя еврейскими лидерами, то протестовать против заявлений о разделе Иерусалима или против призывов к замораживанию поселений в Иудее и Самарии - это не их право, а обязанность.

В наши дни безоговорочная поддержка Израиля в основных вопросах никак не идет вразрез с реальными интересами России. Более того, россияне сами симпатизируют Израилю больше, чем граждане любой другой развитой страны. Но есть исключение из общих правил. Когда слово за Израиль пытается замолвить кто-то из гниючих либералов, осуждавших российские действия на Северном Кавказе или просто отличившихся демофреническим фанатизмом, мы становимся свидетелями справедливого укора со стороны русских. Ибо осуждать собственную страну за оборонительные действия и в то же время приветствовать военный активизм Израиля - двулично и аморально. Если кому Россия не по душе, то прямые рейсы Москва - Тель-Авив существуют и для него. Хоть мы предпочитаем видеть переезд в Израиль не как бегство из России, а как восхождение в Сион. В любом случае, мы обязаны поставить на место некоторых горлопанов, приносящих Израилю вред именно своей поддержкой.

Предполагаю, что найдутся и сетующие на наш отказ обозначить тему антисемитизма важнейшей задачей для еврейских организаций. К сожалению, так называемая борьба против антисемитизма в России часто становится одним из катализаторов юдофобии. Бывало ведь и не раз, что эта тема использовалась либералами и русофобами для ущемления прав титульной русской нации. Полезными и важными остаются судебные иски против тех лютых юдофобов, которые призывают к погромам и терактам. Для экстренных случаев такого рода целесообразным было бы образование в России небольшой, но мобильной "лиги защиты". Опыт раввина Кахане остается полезным и действенным.

Но главным фактором, снижающим юдофобский накал, был и остается выезд в Израиль. Он встречает сегодня широкое понимание и уважение. В отличие от попыток некоторых либеральных и шумливых учить россиян, как им жить, не найдя для себя дома и пристанища - странствуя и блудствуя душой и мыслями...

Опыт изучения настроений и чаяний русскоязычных евреев указывает на пропасть между существующими еврейскими организациями России и теми, кого они тщатся представлять. Трудно понять, кому выгодна такая ситуация? Никак не российскому еврейству. И не российскому государству. Разве что каким-то отдельно взятым чиновникам и отдельно взятым олигархам.

Мы упомянули выборы. Хочется верить, что они могут стать катализатором для образования нового вида еврейского объединения, которое начало бы предложенный выше оздоровительный процесс. Должно быть создано консервативное объединение, включающее в себя еврейских традиционалистов, всех искренних сторонников Израиля, а также и тех евреев, которым близок советский или российский патриотизм. Так мы увидели бы за одним столом нескольких молодых и интеллигентных раввинов вместе с Анатолием Вассерманом, Михаилом Хазиным и Михаилом Веллером. С ними же почувствовали бы себя уютно и некоторые видные публицисты и даже пара редакторов еврейских изданий. К ним бы присоединилось и несколько бизнесменов с "ПМЖ" как в Москве, так и в Израиле.

Это могло бы стать первым шагом на пути к перестройке еврейской жизни в России. Уточним: перемены неизбежны и уже запланированы. Вопрос только в том, сумеем ли мы сами обновить одряхлевшие структуры, наполнив их новым содержанием, или же их будут ломать извне. Думаю, предложенный нами первый путь предпочтительней. Или у вас есть возражения?..

http://avigdor-eskin.com/page.php3?page=6&lang=0&item=499

Док. 640712
Опублик.: 05.07.11
Число обращений: 0

  • Фридман Михаил Маратович
  • Гусинский Владимир Александрович
  • Сахаров Андрей Дмитриевич
  • Шпигель Борис Исаакович
  • Веллер Михаил Иосифович
  • Хазин Михаил Леонидович
  • Эскин Авигдор

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``