В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Цой: Группа крови оказалась `не та` Назад
Виктор Цой: Группа крови оказалась `не та`
В Санкт-Петербурге набирает обороты скандал с памятником легендарному рок-музыканту

Легендарный рок-музыкант и 20 с лишним лет спустя после гибели остается персоной, неудобной для власти. Несмотря на заверения в обратном персон очень важных - губернатора Матвиенко и её товарищей по Смольному.

Ещё года три назад Валентина Ивановна публично объяснялась в любви к этому культовому для отечественной молодежи исполнителю. Не поленилась даже приехать на улицу Блохина в далекий от центра спальный микрорайон Купчино, спуститься в котельную - знаменитую "Камчатку", где (в буквальном смысле) зарабатывал на хлеб будущий лидер группы "Кино". "Здесь все будет, как при Викторе, - заверяла тогда Валентина Ивановна. - Наведем порядок и в кочегарке, и в близлежащем к ней дворе. Памятник поставим...>>.

Порядок и, правда, навели. Благодаря чему, мало что осталось в том месте от Цоя. Разве что надписи на стенах многочисленных поклонников с объяснениями ему, мертвому, в любви (подпись Матвиенко тоже где-то там есть, среди прочих). А вот с памятником, что называется, заклинило.

Конкурс объявили два с лишним года назад. Год спустя из 11 представленных работ жюри отобрало 3. Уже тогда очевидной стала чисто художественная проблема. Никто не знал, в каком стиле должен быть выполнен памятник. То ли изображать самого Цоя. То ли - некоего абстрактного барда с гитарой. То ли в полный рост. То ли что-то вроде бюста.

В конце концов, остановились на том, что "фигура музыканта должна быть выполнена в полный рост при общей высоте памятника около 2-х метров", обязательно требовалось "вписать его в окружающий контекст", подчеркнув при этом "художественными средствами простоту Цоя, показав, что он - один из нас". Как будто те, кто определял, каким быть памятнику, лично знали музыканта! Но таковых в жюри всего один-двое, и не они, как свидетельствуют энтузиасты из Фонда памяти Виктора Цоя "определяют там погоду".

- Да, Виктор был минималистом. Равнодушно относился к одежде, ему было все равно, что есть-пить, - говорит писатель и член жюри конкурса Александр Житинский. - Но это не значит, что он был простым человеком. Напротив, очень непростым.

В общем, из трех вышедших в финал конкурса работ реальные шансы на то, чтобы победить имела скульптура Светланы Серебряковой. Её Цой без гитары, задумчиво бредет куда-то, слегка ссутулившись и опустив голову. А переброшенный за спину пиджак, развеваясь по ветру, напоминает крыло. "Я специально изобразила его двадцатилетним, - объясняла при подведении итогов второго этапа автор. - Мне хотелось показать, каким он был до того, как начался его звездный период".

Но ни этому памятнику, ни наделавшему шуму в Москве, а затем и в Питере "мотоциклисту Цою" Андрея Благовестова, ни работам Юрия Фирсова и Алексея Нечипорука пока в Северной Столице места нет. В прямом смысле этого слова - площадку для скульптуры рок-музыканта в городе до сих пор не нашли.

То есть, её было уже определили - в парке Победы. Оттуда довольно быстро "перенесли" в парк Авиаторов, посчитав не слишком этичным "загружать" неофициальное место упокоения тысяч блокадников (каковым является парк Победы) рокером, пусть и бронзовым. Но и у Авиаторов, рядом со студгородком, и у Спортивно-концертного комплекса Цоя не приняли. От лесопарка "Александрино" отказались члены Фонда - слишком далеко.

В конце концов, все остановились на сквере у станции метро "Проспект Ветеранов". Вряд ли Виктор Цой часто бывал там (если вообще когда-нибудь бывал). Но разве в этом дело? Главное, "заткнуть пространство" и "поставить галочку" в выполнении очередного мероприятия. Но и по "Ветеранов" решения все нет и нет. Градостроительный совет, который должен дать по этому поводу свое окончательное "добро", уже около полугода переносит рассмотрение вопроса.

- Дык, у нас все так, что вы удивляетесь? Это разве первый подобный случай? - Ответил на звонок корреспондента "СП" художник Дмитрий Шагин, тоже, к слову, начинавший свой путь к признанию с котельной. - Про памятник Вите Цою я слышу уже не первый год. И, думаю, долго ещё буду слышать. Его вроде на "Камчатке" хотели ставить. Это было бы как раз то, что надо. Где же ещё, как не там? Причем тут проспект Ветеранов?..

Установить памятник Цою должны были летом 2010 года - к 20-летию его гибели. Не случилось. Перенесли на 2011 год. Теперь говорят о 2012-м - год 50-летия рано погибшего барда. И добавляют: если будут деньги.

Денег требуется "на все про все" - около трех миллионов рублей. Спонсор, поначалу обещавший "активную финансовую поддержку", успел за три года к будущему памятнику "остыть" и уже ничего не обещает. Городские власти вряд ли расщедрятся (это вам не мемориальная доска душителю ленинградской культуры 1970-х Григорию Васильевичу Романову, открытая пару месяцев назад, несмотря на многочисленные протесты горожан). Да и власть в Петербурге вот-вот сменится. Кто придет на смену Валентине Матвиенко, решившейся вновь отправиться работать в Москву, пока совершено неясно. Так что Фонду Цоя придется, похоже, начинать всё сначала...

Санкт-Петербург

http://svpressa.ru/society/article/45048/

Док. 640685
Перв. публик.: 29.06.11
Последн. ред.: 05.07.11
Число обращений: 0

  • Матвиенко Валентина Ивановна
  • Цой Виктор Робертович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``