В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дело Дейтона, или Дизайн протекторатов Назад
Дело Дейтона, или Дизайн протекторатов
Ровно 13 лет назад, 21 ноября 1995 года, были подписаны документы, вошедшие в историю как Дейтонские соглашения по Боснии и Герцеговине (БиГ). За это время мир обогатился множеством "замороженных" и горячих конфликтов. В урегулировании многих из них так или иначе применялся дейтонский дизайн институтов внешнего управления.

Ещё в 1980-х гг. пресловутое "миростроительство" (peace-building) стало органической частью миротворческих операций международных сил по установлению и поддержанию мира (peace-keeping). Впервые эту стратегию апробировали в Анголе в конце 80-х годов. По мнению одного из ее проводников, бывшего Генерального секретаря ООН Бутроса Гали, "миростроительство" предполагает "установление новых формальных институтов, позволяющих мирно разрешать политические, социальные, национальные и религиозные противоречия". Генсек не упоминает главного: устанавливают эти "новые формальные институты" и контролируют их работу не народы и их представители: под прикрытием международных организаций - ООН, ЕС, НАТО - этим занимаются США и другие ведущие игроки мировой капиталистической системы, а проще - мировая закулиса.

***

Государственность в нынешних границах Босния и Герцеговина (БиГ) получила по конституции 1946 г., когда она стала составной частью - одной из шести республик - Федеративной Народной Республики Югославии, с 1963 г. СФРЮ. БиГ была центральной, срединной республикой Югославии со смешанным славянским населением. По последней югославской переписи 1991 г., мусульмане составляли 43,7 % населения, сербы - 31,4 %, хорваты - 17,3 %. Всего в республике проживало 4 360 000 человек, из которых до гражданской войны 240 тыс. или 5,5 % идентифицировали себя как югославы. По данным парламентской группы по популяции и развитию БиГ, в период с 1996 по 2006 гг. из страны уехало более 120 000 человек, в основном молодежь. Официальных сведений о численности и структуре населения БиГ нет. По неофициальным данным, в республике в настоящее время проживают 3,6 млн. человек, что составляет 82,6 % довоенного уровня (в Федерации БиГ - 2,2 млн. чел, в Республике Сербской - 1,4 млн. чел.). В результате войны 1992-1995 гг. погибло 160 тыс. мусульман и более 1 млн. стали беженцами, у хорватов число убитых и беженцев составило соответственно 30 тыс. и 400 тыс., у сербов - 25 тыс. и 300 тыс. соответственно.

Сказав о том, что в БиГ проживали славяне, я не оговорилась. Дело в том, что термин "мусульманин" в БиГ появляется впервые, по данным переписи 1961 г., как определение не религиозной, а этнической принадлежности. Например, в анкетах жители БиГ писали: "Вероисповедание - атеист, национальность - мусульманин". После переписи 1971 г. мусульмане стали синонимом народности. Такая мутация национальной принадлежности была следствием мягкой, прежде всего, экономической исламизации, которой подверглись этнические сербы БиГ в период Османского господства. В годы социализма югославское руководство, сделав ставку на интернационализм и реализацию "права наций на самоопределение", сознательно поддерживало дробление и национализацию новыми или пришлыми этносами исконных сербских земель. Так, например, было запрещено возвращение после Второй мировой войны сербских беженцев в Косово, северные районы Македонии. Что касается Боснии и Герцеговины, то здесь искусственно была создана новая народность, которая уже в начале 90-х гг. ХХ в. заявила о себе как о "нации". На примере боснийских мусульман мы видим, как за 30-40 лет могут быть стерты из народной памяти основы исторического единства, ощущение общности судеб, ответственность за безопасность будущих поколений.

Жестокая гражданская война трех народов - сербов, хорватов и мусульман - была во многом спровоцирована коммунистическими властями в Белграде. Во-первых, это искусственные границы (Босния и Герцеговина - не государство, а географическое название). Во-вторых, вся система образования и религиозного воспитания в социалистический период в этой республике была направлена на формирование у отуреченных сербов устойчивой идентификации себя как несербов, как мусульман.

Благодаря децентрализованной структуре федеральной власти, когда многие вопросы были отданы в распоряжение республиканских структур, ислам в Югославии, начиная с 70- х гг. ХХ в., пережил настоящее возрождение. Активно развивающиеся отношения Белграда с арабским миром, включенность в радикальные арабские движения отразились, прежде всего, на мусульманских анклавах - мусульманах в Боснии и в Косове. В 80-х годах отмечается настоящий строительный бум мечетей по территории всей БиГ. Ежегодно высшее исламское образование на Среднем и Ближнем Востоке получали 250 молодых боснийцев, которые нередко возвращались на родину перевоспитанными в духе радикального политического ислама. Активную политику в Югославии проводил Иран (из Тегерана финансировали первого президента БиГ, радикального исламиста Алию Изетбеговича).

На момент кризиса югославского федерализма в БиГ столкнулись интересы Запада и мусульманского мира. Босния стала полигоном по отработке модели протектората. Чересполосное проживание народов, в сознании которых была культивирована этно-конфессиональная вражда вплоть до физического уничтожения бывших соседей, послужило благодатной почвой для разжигания гражданской войны. И Запад, и исламские государства активно поддерживали хорвато-мумульманскую федерацию в их борьбе против боснийских сербов, а когда победа Республики Сербской (РС) стала очевидна, "миростроители" вмешались в процесс открыто. Прибегнув к бомбардировкам сербских территорий, принудив Белград отказаться от помощи РС, США предложили план по "замораживанию" конфликта и сохранению БиГ в имеющихся границах. Дейтонская конституция, подписанная без участия боснийских сербов, по сути превратила БиГ в протекторат. То же потом проделали и с Косовом, по полному набору: разжигание национальной вражды, эскалация конфликта, военное вмешательство, размещение миротворческих контингентов, строительство военных баз НАТО, плана по "урегулированию", принятие конституции на основе этого плана. Итог - полный контроль над экономическим, политическим и военно-стратегическим пространством края.

***

Современная Босния и Герцеговина представляет собой государство, состоящее из двух Образований ("энтитетов") - Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, которые имеют свои органы власти. Существуют также общебоснийские Президиум и Парламент. Однако Общее рамочное соглашение о мире в БиГ, более известное как Дейтонское, закрепляет ведущую роль в выполнении его гражданских аспектов, мониторинге и координации мирного процесса за Высоким Представителем (ВП), которого назначает СБ ООН. В структурах ВП сконцентрированы основные властные полномочия вплоть до введения в действие на временной основе законов и снятия с постов любых должностных лиц за обструкцию имплементации Мирного соглашения (Приложение 10).

На боннской конференции Совета по выполнению Мирного соглашения (2003 г.) полномочия ВП - с 30 июня 2007 г. им стал Мирослав Лайчак - были существенно расширены. Теперь у Высокого Представителя есть право отстранять от должности официальных лиц, имеющих собственное, в отличие от международного посредника, мнение по тем или иным вопросам, смещать лиц с выборных должностей, заменяя их собственными кандидатами. В случаях, когда сторонам не удается прийти к согласию, ВП может вводить временные правовые нормы. Кроме того, установлен принцип согласования политических, экономических и иных решений, который распространяется даже на послов, аккредитованных в БиГ.

Именно словацкий чиновник М. Лайчак, сменивший на этом посту дипломата из ФРГ К. Шварц-Шиллинга, по мнению "миростроителей", должен подготовить почву для пересмотра дейтонской конституции: "Сейчас Босния должна продвигаться в направлении Европейского Союза. Однако в условиях действующей Конституции государству функционировать тяжело. Для меня важно, чтобы новая Конституция стала результатом договоренности всех политических сил страны".

Главная идея "миростроителей" заключается в создании на месте федерализованного образования с сильной самостоятельной (сербской) частью нового унитарного государства при сохранении режима внешнего управления. Затеянный пересмотр боснийской конституции непосредственно связан с косовским вопросом. Боснийские сербы имеют, несомненно, больше оснований для провозглашения независимости по сравнению с косовскими албанцами. Как заставить боснийских сербов отказаться от пусть ничтожно малой, но все-таки имеющейся самостоятельности?

Во-первых, нужно распустить, уничтожить, (на языке "миростроителей" - реформировать) полицию, армию и органы безопасности. Во-вторых - психологически сломить население, сформировать у людей устойчивый комплекс вины - арест и выдача Р.Караджича Гаагскому трибуналу, активизация поисков Р.Младича, обвинения в "геноциде" мусульман и т.п. В-третьих - окончательно разорвать внутреннюю связь между боснийскими и белградскими (условно) сербами. Первые должны ощущать себя самыми последовательными борцами за свою свободу и воспринимать вторых как ренегатов и предателей, согласившихся на сделку с Западом ради "куска хлеба с маслом", как заметил известный сербский писатель Милорад Павич. В-четвертых, сформировать "пятую колонну" среди самих боснийских сербов. "Купить проще, чем убить" (И.Бродский). И, наконец, пятое - экономическое удушение Республики Сербской.

Опираясь на исследование авторов "Политического атласа современности"1, мы можем выделить так называемый "индекс государственности" (ИГ), который присваивается на основании "веса" таких переменных, как:

- доля внешней помощи в валовом национальном доходе государства,

- влияние внутренних конфликтов на стабильность режима,

- внешняя долговая зависимость, время существования суверенной государственности,

- внутренние конфликты (наличие и масштабы жертв),

- территориальное выражение внутренних конфликтов,

- наличие на территории страны иностранных военных контингентов,

- режим привязки национальной валюты,

- доля доминирующего этноса в структуре населения страны.

Так вот, исходя из учета этих переменных, БиГ занимает 174-е место из 192 обследованных стран, а соседствуют с ней Соломоновы и Маршалловы Острова, Армения и Экваториальная Гвинея.

Внимательно следя за развитием современных международных отношений и их ядра - мировой капиталистической системы, за эволюцией позиции балканских лидеров, за изменением социальных и политических приоритетов бывших югославских народов, - я не питаю никаких иллюзий по поводу будущего Боснии и Герцеговины. По замыслу "миростроителей", у которых нет пока серьёзных оппонентов, в целях удобства контроля и эксплуатации БиГ должна стать унитарной территорией, без всяких подобий автономии. И она ею станет. Но это - пока.

А дальше - время покажет. __________________

1 Политический атлас современности: Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств. - М.: МГИМО - Университет, 2007.

Елена ПОНОМАРЕВА (http://old.fondsk.ru/article.php?id=1761)

Док. 640466
Перв. публик.: 21.11.08
Последн. ред.: 29.06.11
Число обращений: 0

  • Публицистика

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``