В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иногда шлягеры возвращаются Назад
Иногда шлягеры возвращаются
А.Мажукову - 70

Всю свою жизнь он говорит с легким оканьем - акцентом волжан, поскольку родился в чувашском городке Шумерля, что на волжском притоке - речке Суре, а потом жил в Саратове. Учился в музыкальной школе. Окончив школу и училище, поступил в Саратовскую консерваторию. Стал сочинять. Перебрался в Москву, где поступил в класс композиции к Юрию Шапорину. Писал все, что полагалось по программе, - вариации, сонаты, квартет. Параллельно делал аранжировки для эстрадного оркестра - талант аранжировщика дан Мажукову от Бога. Сотрудничал с оркестрами Эдди Рознера, Юрия Саульского. "Мелодия" выпустила в 1967 году его пластинку "Музыка для отдыха" - серию изящных композиций для струнных, декорированных духовыми и электроникой. А первой ласточкой в песенном жанре стала "Колыбельная" на стихи Онегина Гаджикасимова. Строго говоря, по структуре это была скорее симфоджазовая баллада: струнные и певучее соло трубы. Оркестровая фонограмма этой композиции много лет жила самостоятельной жизнью, став музыкальной заставкой ночной программы радиостанции "Юность".

Следующим "хитом на много лет" стала песня "Всё до поры" на стихи Ларисы Васильевой. Это был типичный образец "трудной" мелодии: тема длиной в 42 такта, сложная по форме, с неожиданными поворотами мелодии. Казалось бы, такой песне противопоказано стать шлягером. Тем не менее она нашла своего слушателя: красивая, гибкая, "рахманиновская" по размаху мелодической волны, совместившая простоту и сердечность, пламенную силу и страстность.

А потом пришла пора "эстрадных романсов". Так Мажуков называл свои песни 70-х годов на стихи Пушкина, Фета, Блока. Их пели Муслим Магомаев, Нина Бродская, Ирина Понаровская. Большинство было написано в традициях баллад. Чуть позже проблему соединения классического стиха с популярной музыкой блестяще решил в цикле "По волнам моей памяти" Давид Тухманов. Но первым все-таки был Алексей Мажуков, подобравший свой собственный ключик к высокой поэтике.

В 1975 году Алла Пугачева, которой летом предстояло петь на Международном фестивале "Золотой Орфей" в Болгарии, попросила у Мажукова песню. Главная вещь у нее уже была - "Арлекино", ей требовалась про запас вторая. Мажуков предложил свою новую работу "Ты снишься мне". Пугачевой понравилось, спела она великолепно. Правда, тогда все затмил собой "Арлекино". Но с этого момента началось сотрудничество композитора с певицей. Их новой яркой работой стал оптимистический шлягер "Очень хорошо!".

Были у Мажукова и другие удачи. Песни гражданского склада, лучшая из которых - знаменитая "Наша биография". Лирико-философские песни на стихи Василия Федорова. Прекрасная музыка к фильму "Любимая женщина механика Гаврилова" с очередным шлягером "Я жду тебя - поскорей выходи!", который исполняла Людмила Гурченко.

Музыкальный век песен короток. Песня появляется, звучит - и вскоре уходит. Правда, может вернуться в виде ремейка, что все чаще и случается с советскими песнями разных лет. Но как бы то ни было, забывать то, что было сильным и ярким, несправедливо. Работы Алексея Мажукова очень точно отразили двадцатилетие 1965 - 1985 годов, были одними из самых любимых шлягеров тех лет. А значит, останутся в истории отечественной песни навсегда!

Аркадий ПЕТРОВ
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=624&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=718023

Док. 640443
Перв. публик.: 29.06.06
Последн. ред.: 29.06.11
Число обращений: 0

  • Мажуков Алексей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``