В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Феликс Шарков: Кто такой бакалавр рекламы и связей с общественностью? Назад
Феликс Шарков: Кто такой бакалавр рекламы и связей с общественностью?
Начнем с того, что российский рынок образовательных услуг неплохо освоил подготовку специалистов по рекламе и специалистов по связям с общественностью. Уже перестали спорить о предметной сфере этих профессиональных направлений, как в ходе обучения будущих специалистов, так и в практической деятельности. Сегодня почти каждый третьекурсник соответствующей сферы профессиональной подготовки хотя бы в общем раскроет разницу между этими профессиями. Мне понравился ответ одного из самых слабых студентов МАБиУ, еле-еле тянущего свою студенческую лямку на троечку: "пиар это когда продвигают саму организацию, а реклама - ее продукцию; пиар работает на увеличение нематериальной ценности, а попозже способствует увеличению продаж (товара, имени политика и пр.), а реклама - на увеличение продаж". Или вот не менее оригинальный ответ из материалов экзаменационной сессии 2011 года: "рекламист кричит: "Купите, купите!", а "пиарщик (Ф.Ш. - ох как не люблю это слово) - тихонько лопочет: мы во всем самые хорошие - любите нас". Оригинальные ответы, не правда ли? А ведь суть-то более-менее "схвачена".

Так вот, студенты и работодатели долго "разъединяли" рекламу и связи с общественностью, а Минобрнауки РФ - взял, да и соединил их как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры. Не далее как вчера ко мне в Институт мировых цивилизаций, где я сейчас работаю руководителем высшего учебного заведения, заглянул мой коллега и прямо в лоб спрашивает: "Кто это сотворил такую чушь, объединив две специальности в одно направление?". Я ему признался, что имею к этому самое непосредственное отношение, но я вынужден был выбирать из двух зол меньшее. Дело в том, что аппаратские чиновники должны были сделать все, чтобы из имеющегося числа специальностей "сотворить" направления, количественно уменьшив их на первом этапе вдвое. Вот и было решено фактически "уничтожить" подготовку по этим двум специальностям, растворив их в профилях бакалаврской подготовки и программах подготовки будущих магистров. Это все же лучше, чем ничего. Ведь сегодня уже сложилось профессиональное сообщество, функционирующее как в практической сфере паблик рилейшнз и рекламы, так и подготовки специалистов этой сферы.

Итак, с сентября 2011 года впервые за столы студенческих аудиторий сядут будущие бакалавры рекламы и связей с общественностью. Что их ждет кроме объединенной подготовки - объединенный рынок труда соответствующей сферы жизнедеятельности? Как встретит рынок таких бакалавров и магистров? Где им получать знания, навыки, умения, приобретать компетенции? В какой вуз поступать? В ВУЗ имеющий сильный бренд, но имеющий не очень сильную команду соответствующего профессорско-преподавательского состава? А может быть выбирать ВУЗ, где работают известные профессора? Основные работодатели данной сферы неплохо знают вузовских профессоров-лидеров. Этому способствовало проведение ежегодных Всероссийских конференций заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных специальностей под руководством легендарного рекламиста Евстафьева Владимира Александровича, куда всегда приглашались работодатели. Немалую роль в этом сыграли и расширенные сессии УМО по рекламе, по связям с общественностью и другие совместные профессиональные встречи.

Сегодня работодатель предъявляет более "приземленные" требования к выпускникам высшей школы. Он желает сразу же загрузить "на полную катушку" молодого специалиста с тем, чтобы он с первых же дней своей работы в соответствии требованиям рабочего места проявил свои компетенции. При таком подходе, даже хорошие знания, навыки и умения, полученные в период обучения в вузе (включая практики), не привязанные к компетенциями будущего специалиста могут не дать должного результата. Кроме того, сегодня при осуществлении мобильности, в частности при интеграции России в европейское пространство, требуется обеспечить сравнимость образовательных уровней выпускников, которое, как считают можно добиться при сопоставимости приобретенных за время обучения компетенций. Компетентностный подход предполагает, что основной акцент в системе обучения делается не только на получении обучающимися некоторой суммы знаний и умений, но и на формировании системного набора компетенций. Под компетенцией понимается личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Понятие "компетенция" включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний умений навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Так, например компетенции менеджера могут включать в себя: системность мышления, умения анализировать ситуацию, навыки ведения переговоров и управления персоналом, знания в соответствующей области экономики и т.д.
Другими словами, уровень компетенции определяется в немалой степени способностью справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями.

На "языке" знаний, умений, навыков квалификационные характеристики затрагивают, как правило, узко профессиональные характеристики, в то время как компетенции характеризуют потенциального специалиста как личность. Компетенция - это не столько "знаю, что...", сколько "знаю, как ...", поэтому для оценки компетенций требуются критерии оценки компетентностных характеристик Выпускник по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью" с квалификацией (степенью) "бакалавр" должен обладать рядом компетенций, о которых я писал ранее, задолго до принятия стандарта третьего поколения по рекламе и связям с общественностью. Здесь я не буду повторять их. Обращу еще раз внимание на то, что компетентностная модель бакалавра, магистра рекламы и связей с общественностью должна дать возможность характеризовать его возможности в разных видах деятельности. Для формирования ценностно-смысловых, коммуникативных компетенций потребуется усилить междициплинарную связь, усилить роль профессора-консультанта вуза, который занимается координацией усилий различных дисциплин, образовательных форм, профессорско-преподавательского состава. Непривычная для российских вузов должность тьютора должна замещаться специалистами, глубоко разобравшимися в сущности компетентностного подхода с тем, чтобы направить в нужное русло направления поиска студентов оптимальной комбинации дисциплин вариативного цикла для выработки именно тех компетенций, которых необходимы в соответствии с выбранным профилем подготовки.

А как же быть неплатежеспособному абитуриенту, который очень желает стать бакалавром, а потом и магистром рекламы и связей с общественностью? Ведь бюджетных мест по данному направлению обучения практически нет. Для этого, например, Институт мировых цивилизаций (г. Москва, 1-й Басманный переулок, дом 3 стр.1) за счет внутренних резервов (некоммерческая основа вуза, наличие собственных зданий и пр.) назначил очень посильную стоимость обучения будущего бакалавра в год - 40 тыс. руб. по дневной форме, и 30 и 22 тыс. рублей по вечерней и заочной формам обучения.

Руководитель Института мировых цивилизаций, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Феликс Изосимович Шарков (тел. 89262226599 для желающих поступить в ВУЗ)

viperson.ru

Док. 640440
Опублик.: 29.06.11
Число обращений: 0

  • Евстафьев Владимир Александрович
  • Шарков Феликс Изосимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``