В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь ГРИШУНИН: `Не ждать, а действовать` Назад
Игорь ГРИШУНИН: `Не ждать, а действовать`
Лет двадцать назад на дорогах города и области встречались большегрузные автомобили с "объявлением" на лобовом стекле: "Денег нет!"... Человек молодой или редко путешествовавший в ту пору по бескрайним сибирским просторам может удивиться: о каких деньгах шла речь? Для молодых сообщаем: с начала 90-х годов дороги России начали "обрастать" шайками разбойников, которые выслеживали водителей, занятых на перевозке товаров, и вымогали деньги, грабили.



Для того чтобы противостоять криминалу, дальнобойщики брали с собой ружья, отправлялись в путь с охраной. А потом обстановка на трассах начала меняться - появились специально созданные подразделения милиции, которые под видом перевозчиков колесили по дорогам; на приманку "клевали" грабители: выскакивали из засады, прижимали к обочине, угрожали "стволами" - тут милицейская операция и вступала в завершающую стадию, иногда обходилось без крайнего риска. В те годы участником таких операций был и Игорь Федорович Гришунин - ныне председатель комиссии Новосибирского областного Совета депутатов по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции.

Он родился в селе Белоярка Новосибирского района, окончил Новосибирское высшее военно-командное училище МВД СССР, Томский государственный университет по специальности "юриспруденция". Полковник милиции. Доктор политических наук. Кандидат юридических наук. Награжден двумя орденами Мужества и четырнадцатью медалями. В 27 лет занял должность начальника милиции города Сургута. Работал в Нагорном Карабахе, Грузии, Чечне, Дагестане, Осетии, Ингушетии. В период службы в Западно-Сибирском региональном управлении по борьбе с организованной преступностью в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам осуществлял оперативное руководство операциями по линии "воры в законе" в Западной Сибири. Значительная часть преступных сообществ формировалась по этническому признаку. В ходе работы Игорю Гришунину приходилось изучать разные языки, национальные обычаи. При его участии были раскрыты десятки заказных убийств.

- Обстановка в начале перестройки была сложная, - рассказывает Игорь Гришунин. - Например, в одном из сельских районов Новосибирской области лидеры преступных сообществ в Домах культуры одаривали жителей награбленным имуществом. Сельские подростки мечтали стать бандитами и на трассе грабить автофургоны. РУБОП нанес сильнейший урон преступным группировкам, "наезды" на трассах прекратились, ну а мы нажили себе массу врагов...

Последняя должность Игоря Гришунина в "органах" - руководитель специальных отрядов быстрого реагирования Западно-Сибирского РУБОП.

- Игорь Федорович, вы были в "горячих точках", воевали с бандитами на автотрассах, но коррупция - это сложнее, преступник прилично выглядит, занимает положение в обществе, при должности...

- Уже в те годы нам было ясно, что многие тяжкие преступления связаны с коррупцией - в правоохранительных органах, исполнительной, судебной власти. Нам нужен был эффективный закон по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Но законодатель медлил, а воли в центре и на местах не хватало...

- Сегодня ситуация меняется?

- Очень на это надеюсь. Проблема коррупции достала уже всех - она мешает экономике и обществу развиваться, угрожает демократии.

- В этом году ассоциацией "Совет муниципальных образований Новосибирской области" выпущен "Сборник материалов по антикоррупционной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления" под вашей общей редакцией. Издание адресовано работникам правоохранительных структур, чиновникам, преподавателям и студентам высших учебных заведений. Даже при беглом знакомстве с изданием оно впечатляет разнообразием тем и подходов к проблеме - предлагаются методы диагностирования, экспертизы законодательных актов на предмет их "зараженности" вирусом коррупции, нормы международного кодекса поведения чиновников... Научно, авторитетно. Но можно ли на бытовом, так сказать, уровне предупредить условия, которые могут способствовать коррупции?

- Очень просто, если вас это волнует. Например, распространенная ситуация: в органах исполнительной власти и иных управленческих структурах на местах складываются семейные кланы, родственники назначаются на руководящие должности... Да, закон сегодня не запрещает это делать, но мы же все понимаем, насколько сомнителен подобный стиль работы, особенно при выборах глав администраций... Разве не так? А в итоге в руководстве муниципальных образований оказываются люди без образования, которые не знают Бюджетного кодекса, налоговых требований, не в состоянии реально работать для жителей. И граждане идут к нам с жалобами на своих руководителей - те мешают открыть бизнес, эти "давят"... Другой пример: вы видите, как страдает без дорог наше село, сегодня никто уже не скрывает, что для подрядчиков-строителей действует "система откатов" (до 20% от стоимости заказа), значительные деньги уплывают за счет приписок. Проблема ощутима и в правоохранительных органах, строительстве, энергетике, лесной отрасли. Попробуйте что-нибудь построить в городе и подвести к объекту тепло, свет... Хождения за разрешениями - нескончаемая мука. Разве это условия, способствующие прогрессу?

- Что делать?

- Я работаю в комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции, которая была создана в прошлом году из представителей всех четырех фракций облсовета.

Комиссия создана для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с правоохранительной деятельностью и противодействием коррупции, и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер, а также для подготовки материалов и проектов нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности правоохранительной деятельности и противодействие коррупции на территории Новосибирской области.

Мы активно взаимодействуем с Общественной палатой Новосибирской области, администрацией Новосибирской области, органами местного самоуправления.

- По каким направлениям уже работала комиссия?

- Если коротко: разработаны мероприятия по предупреждению и пресечению коррупционных явлений в сфере лесных отношений и лесохозяйственного комплекса Новосибирской области, обсуждались вопросы, связанные с рейдерскими захватами хозяйствующих субъектов Новосибирской области, рассматривались жалобы граждан и организаций области. Принято решение о разработке проекта закона Новосибирской области "О противодействии коррупции в Новосибирской области". Готовим проект закона "О профилактике наркомании в Новосибирской области".

Сегодня члены комиссии участвуют в межведомственной группе при прокуратуре Новосибирской области, созданной для изучения правовых актов Новосибирской области и их проектов на предмет противодействия коррупции. Предполагается, что в сферу внимания рабочей группы войдут и муниципальные правовые акты. Предложено представить для оценки коррупциогенной составляющей муниципальные правовые акты Новосибирского, Колыванского, Мошковского и Ордынского районов.

- Игорь Федорович, депутаты приступили к разработке областного закона о противодействии коррупции. Не рано ли, ведь еще нет соответствующего федерального закона?

- Разумеется, хорошо бы принимать наш областной закон в развитие федерального закона, но он не принят до настоящего времени. Мы исходили из того, что вопрос противодействия коррупции не относится к исключительному ведению РФ, также как и прямо не обозначен в вопросах совместного ведения России и субъектов - значит, субъекты вправе осуществлять правовое регулирование, не вторгаясь при этом в вопросы исключительного ведения Российской Федерации. Такие законы о противодействии коррупции приняты во многих регионах России. Мы изучали опыт Татарстана, Кемеровской, Саратовской, Ульяновской, Новгородской, Пензенской, Калужской, Брянской и других областей. Нужно развиваться и не ждать "более благоприятной погоды" - когда подобный закон примут верхние эшелоны власти. Если мы не вторгаемся в компетенцию Российской Федерации и это не противоречит Конституции страны, то мы должны принимать любые законы, которые улучшают жизнь наших граждан. Работа над законопроектом продолжается, учитываются замечания и предложения компетентных органов. Думаю, в июне этого года проект закона будет вынесен на сессию для принятия в первом чтении.

- В этой непростой работе какую реакцию вы чувствуете со стороны?

- Сегодня немало людей, которые хотят искоренить коррупцию, но - не сейчас, а потом... И все-таки процесс, я считаю, идет в нужном направлении, потому что деятельность комиссии активно поддерживают губернатор области Виктор Александрович Толоконский, председатель Новосибирского областного Совета депутатов Алексей Акимович Беспаликов, многие руководители подразделений областной администрации, прокуратура. Считаю, что у Новосибирской области есть реальный шанс внести существенный вклад в общенациональную борьбу с коррупцией.

Вадим ГЛУХОВ.

N 72 (25690) от 18.04.2008
http://sovsibir.ru/index.php?dn=news&ye=2008&to=art&id=2864

Док. 640419
Перв. публик.: 18.04.08
Последн. ред.: 29.06.11
Число обращений: 0

  • Толоконский Виктор Александрович
  • Беспаликов Алексей Акимович
  • Гришунин Игорь Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``