В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Встречи с Лениным Назад
Встречи с Лениным
Никогда не интересуясь в своей жизни какими-либо "связями" и даже но своему характеру избегая знакомства с "верхами", мне в течение многолетней профессорской и общественной деятельности приходилось встречаться со многими видными государственными и общественными деятелями, как в период царской России, так и в период послереволюционной России. Могу поделиться воспоминаниями о Владимире Ильиче Ленине.

Как-то, в период Временного правительства я возвращался с финляндской дачи в Петроград. Как только я выступил на дебаркадер Финлянд. вокзала, неожиданно выстраивается взвод Выборгского полка и раздается музыка. Это была встреча кого-то из ехавших, очевидно, из-за границы. Я стал искать глазами Керенского, зная, что он не преминул бы быть при всякой торжественной встрече, но его не было. Оказалось, что это импровизированная встреча Владимира Ильича, устроенная Выборгским полком. Владимир Ильич вместе с несколькими спутниками, сопровождаемый огромной толпой народа, вышел затем на площадь перед вокзалом, где тотчас же открылся импровизированный митинг. Встреченный овацией всей толпы, Владимир Ильич поднялся на броневик, и здесь впервые зазвучало его слово. Последний его возглас, раздавшийся в конце его речи- "Да здравствует социалистическая республика во всем мире!" - вызвал энтузиазм.

Эта импровизированная встреча массой народа и такой же митинг, прошедший с необычным подъемом, уже тогда говорил нам, что в Россию въехал некто, который станет вождем той массы, которая давно, как и в период расшатанной династии, и еще более, быть может, в период неустойчивого Временного правительства, тосковала о грядущем вожде.

Живя на Каменном Острове, мне приходилось проезжать, к месту службы на другой конец города, в Психоневрологический институт. Тогда Ильич, живя во дворце Кшесинской, уже начал свои выступления перед собиравшейся вокруг дворца толпой, и можно было видеть, как с каждым днем к вечеру нарастала толпа вокруг дворца, жаждавшая слова своего нового вождя. Здесь впервые раздавались столь популярные для того времени возгласы ,,долой войну!", ,,долой помещиков!", ,,вся земля крестьянам!" и т. п. Эта проповедь приводила к столь сильному возбуждению умов, что вызывала целые импровизированные митинги на площадях ила перекрестках больших улиц. Их можно было видеть и на Троицкой площади, и на углу Большого и Каменностровского проспекта, и на Марсовом поле, и на проспекте 25 Октября. Достаточно было подойти к этим импровизированным митингам, чтобы слышать страстные споры собравшейся толпы. Атмосфера была до того накалена, что, например, на площади около дворца Кшесинской было небезопасно высказать, что-либо против Ильича. Во время одного такого импровизированного митинга на Невском один оратор, выступивший перед толпой, был убит на месте выстрелом из толпы.

Можно сказать, что энтузиазм народных масс рос не по дням, а по часам. Это было, в буквальном смысле слова, стихийное распространение большевизма, который из Ленинграда распространялся и по провинции. По улицам начались большевист-демонстрации с многочисленными флагами. Наконец, движение выросло в целое восстание (3 июля 1917 г.). Оно было подавлено казаками, но это была ,,пиррова победа" тогдашнего правительства. Создавшиеся в то время Советы начали приобретать все большее и большее значение в стране. Власть уже перешла, в сущности, к ним, и правительство, как известно, могло действовать "постольку - поскольку". Наконец, великий Октябрь решил судьбу Временного правительства.

Ильича мне удалось видеть во время открытия 2-го съезда III Интернационала во дворце Урицкого. Нечего говорить о том энтузиазме, с которым встречен был Ильич, поднявшийся на кафедру. И надо было слышать его речь, когда через головы слушателей Ильич, вождь русского народа, говорил с Европой, громил ее капиталистические устои, говорил о ее невыносимо тяжелом финансовом положении после войны, и с цифрами в руках доказывал необходимость взаимного уничтожения военных долгов. Конец речи Ильича снова ознаменовался шумной овацией.

В дальнейшем мои встречи с Ильичем относились уже к тому времени, когда наступили дни его тяжкой болезни и когда я приглашался в качестве консультанта к его постели, но описанием этих печальных дней Ильича я не хотел бы омрачать свои воспоминания об Ильиче.


В. Бехтерев

Посмертная статья В.М. Бехтерева.
журнал "Огонек", N2, от 8 января 1928 г.

http://www.bekhterev.net/modules/articles/article.php?id=22

viperson.ru

Док. 640410
Перв. публик.: 28.06.00
Последн. ред.: 29.06.11
Число обращений: 0

  • Бехтерев Владимир Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``