В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Т.Мусабаева и Ю.Батурина: О космическом туризме Назад
Интервью Т.Мусабаева и Ю.Батурина: О космическом туризме
Батурин: Мы...- экипаж, который впервые начал пассажирские перевозки!
Возвращаясь к вопросу об особенностях полета, я хочу сказать, что он запомнился мне как необычный. В этом полете, мы с Талгатом выступали как экипаж, который впервые начал пассажирские перевозки в космосе. В России, очень политизированной стране, на наш полет смотрели так: полетим мы или не полетим, несмотря на противодействие NASA? А в других странах смотрели иначе: начинаются ли пассажирские перевозки в космосе или нет? На нас лежала очень большая ответственность, потому что мы должны были продемонстрировать всему миру, что Россия может это делать. И мы с Талгатом очень старались, чтобы эту задачу выполнить, хотя это была задача номер два. Не надо забывать, что задачей номер один у нас была замена корабля-спасателя.

Мусабаев: Космический туризм приносит России деньги

Т.М.: О регулярных полетах космических туристов еще рано говорить. Но, при наличии свободных правых кресел в корабле, почему бы их не использовать для пассажиров? Тем более что это приносит России деньги. И мы показали, что это возможно. А так полетели бы мы вдвоем, с третьим свободным креслом, и не получила бы Россия дивидендов... Сейчас для страны 20 миллионов долларов - сумма немалая.

Батурин: России надо этим заниматься, но это не главное стратегическое направление
Я думаю, главное сейчас то, что обозначен новый сектор рынка космических услуг. Нашим полетом забит первый колышек. Дальше этот сектор будут занимать те, кто в состоянии его занять. На сегодня это, конечно же, США. Может быть, этим будет заниматься NASA, но, скорее всего, даже можно сказать, что точно этим будут заниматься частные американские компании. И, конечно, Россия. Это, несомненно. Если мы сейчас промедлим, то нам впоследствии придется отвоевывать отдельные участки этого сектора. Поэтому России надо этим заниматься, но космический туризм не будет главным стратегическим направлением государственной космической политики. Не те деньги, но забывать про космический туризм нельзя.

Мусабаев: Тито... залезал туда, куда ему совсем не надо было...
Нам очень повезло с Деннисом Тито... Он с инженерным образованием и мышлением, и, хотя подготовка у нас была короткая, для него она оказалась достаточной. А вот человек с гуманитарным образованием, да если еще с амбициями, которые бывают у богатых людей, так быстро и хорошо подготовиться к полету уже не смог бы. Тито постоянно проявлял любознательность, несмотря на свои 60 лет, залезал туда, куда ему совсем не надо было...

Батурин: Он даже попросил сделать ему сокращенный вариант бортдокументации, хотя ему не надо было по ней работать. Ее сделали, и он по ней следил за фазами полета.

Мусабаев: Деннис нам сразу сказал: "Я хороший солдат"
Космический пассажир - это должен быть исполнительный человек. Многие миллионеры привыкли сами приказывать, привыкли к тому, чтобы окружающие исполняли их желания и указания, а пассажир на борту корабля должен обязательно исполнять приказы командира экипажа. И в этом нам с Деннисом Тито тоже повезло,. потому что он сразу сказал: "Я хороший солдат" - в том смысле, что готов выполнять все, что от него требуют. И это здорово помогло нам всем в полете.

Батурин: Деньги - необходимое, но недостаточное условие... Турист может выбрасывать всякие фокусы...

Я хотел бы добавить, что психологический критерий при отборе космических туристов выходит на первое место. Самое опасное то, что во время космического полета турист может начать выбрасывать всякие фокусы, упрямиться и показывать свой характер. Во время космического полета это очень опасно. Поэтому именно психологический отбор должен выявить характер человека. И второе, я уверен, что миллионеры, желающие полететь в космос, должны сразу понять, что их деньги необходимое, но не достаточное условие для этого. На мой взгляд, должен быть элемент конкуренции. Мне кажется, что начальную подготовку туристов необходимо проводить в группе, чтобы у них была конкуренция и первыми летали лучшие, а остальные по своему уровню подтягивались к лидерам. И, конечно же, у космического туриста должен быть дублер. При этом экономический фактор, естественно, остается, но туристы должны летать не обязательно в том порядке, в каком они переводили деньги за свои полеты. Важно, чтобы "золотой телец" не был главным критерием для полетов космических туристов. И потом, мотивация - это существенный фактор для того, чтобы полет был успешным. У Тито такая мотивация была. Он очень хотел слетать в космос, хотел, чтобы космос принял его, чтобы он получил удовольствие от космического полета. И это у него получилось.

Мусабаев: Тито не мог сдержать своих эмоций: "Сбылась, сбылась моя мечта!"
Как только мы вышли на орбиту, неимоверная радость охватила Денниса, и мы разделили с ним эту радость. Он не мог сдержать своих эмоций и громко говорил: "Я самый счастливый человек! Сбылась, сбылась моя мечта!" Правда, я знал, что через несколько часов ему станет плохо, из-за "разбалтывания" вестибулярного аппарата...

http://www.musabayev.ru/space/space3_p6.shtml

Док. 640249
Перв. публик.: 23.06.01
Последн. ред.: 23.06.11
Число обращений: 0

  • Мусабаев Талгат Амангельдиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``