В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенографический отчет о круглом столе `Формирование нового образа учителя: механизмы и инструменты коммуникационной кампании` Назад
Стенографический отчет о круглом столе `Формирование нового образа учителя: механизмы и инструменты коммуникационной кампании`
Стенографический отчет о круглом столе "Формирование нового образа учителя: механизмы и инструменты коммуникационной кампании",
организованного в рамках Всероссийского открытого семинара-конкурса профессионального мастерства пресс-секретарей и иных специалистов, по связям с общественностью органов управления образованием субъектов.

Дата проведении: 07 октября 2009 г.
Место проведения: Зал коллегии Министерства образования и науки РФ
(г. Москва, ул. Тверская, 11)

Ган И.В.: Коллеги, прошу прощения, мы немного задержались. Еще раз хотела попросить у вас извинений за то, что вам пришлось переформатировать наш сегодняшний день с учетом служебной необходимости. Андрей Александрович уехал на Старую Площадь, вы в курсе. На нашей встрече он постарался максимально полно ответить на все вопросы, которые были заданы от пятерки, которая вышла в финал конкурса творческого среди пресс-секретарей региональных органов управления образования. Я так понимаю, что мы с вами виделись 5 числа на торжественных мероприятия, связанных с подведением итогов Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2009". Приятно, что вы знаете, что 5 лет тому назад, когда Андрей Александрович Фурсенко возглавил Министерство образования и науки, он вышел с инициативой о том, чтобы Всероссийский конкурс "Учитель года России - 2009" проводился в городе-победителе предыдущего конкурса. Таким образом, этот хрустальный пеликан вернулся в Челябинск. Здесь есть коллеги из Челябинска? Я вас поздравляю, это большая ответственность. Наверняка это будет в городе Магнитогорске, потому что 5 лет тому назад это было в Челябинске, значит сегодня эстафетная палочка передана в город Магнитогорск, я думаю, что ваш министр уже в курсе, и уже начал готовиться к конкурсу "Учитель года России - 2010". Тем более, что президент 5 октября в подельник, в принципе, открыл следующий год, который объявлен годом учителя.

Этому будет посвящен наш круглый стол. Поблагодарить также хочу Агентство гуманитарных технологий, сегодня здесь присутствует лично руководитель агентства Вячеслав Лащевский, он выступит позже со своим вступительным словом. Спасибо большое Агентству гуманитарных технологий, Ирине Большедворской, Надежде Малкиной и всему дружному коллективу специалистов, менеджеров за активную поддержку и помощь в организации семинаров для нас с вами.

Насколько я знаю, у меня справочная информация перед глазами, здесь присутствуют представители из 31 субъекта Российской Федерации - 19 участников конкурса и 13 участников семинаров. Хотелось бы, конечно, больше, но потихоньку мы прирастаем. Хотела сказать, что еще 5 лет тому назад в нашем пуле (а я, наверное, по праву могу называть вас нашим пулом - нашими коллегами), было всего 15 человек. Потребовалось всего 5 лет, чтобы увеличить эту цифру вдвое. Надеюсь, что не нужно будет еще следующие 5 лет ждать, чтобы нас стало 83.

Вчера 6 октября был проведен первый этап конкурса. В результате конкурсных испытаний - презентации кейсов успешных коммуникационных проектов, письменного задания на знание, содержание образования, информационных материалов о Всероссийском конкурсе "Учитель года России - 2009" были определены финалисты конкурса 5 человек, я еще раз назову эти фамилии: Поскурякова Юлия Михайловна, Разумова Ирина Федоровна, Спивачук Валентина Анатольевна, Савиных Виталий Владимирович, Ульяновская область, и Милёхина Екатерина Юрьевна, Кемеровская область. Очень приятно, еще раз поздравляю.

И сегодня в результате круглого стола мы должны будем обсудить 2 проблемы, 2 задачи. Мы постараемся определить основные векторы информационного сопровождения года учителя в 2010 году и в процессе дискуссии выявить абсолютного победителя конкурса пресс-секретарей. В работе круглого стола участвуют участники конкурса, эксперты, а жюри следит за ходом дискуссии для подведения итогов конкурса. Я правильно понимаю, что президиум - это жюри?

Малкина Н.В.: И президиум - жюри, и на первом ряду тоже представители жюри, которые оценивали вчера конкурсные испытания.

Ган И.В.: Это тайным голосованием мы будем определять, какая процедура? Спасибо за информацию. Передаю слово Абрамову Константину Валерьевичу, первому заместителю генерального директора, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦОМ).

Абрамов К.В.: Спасибо. Здравствуйте, уважаемые друзья, коллеги. Во-первых, я очень рад принимать участие в этом мероприятии, оно для меня складывается двусложно. Вчера был первый этап, сегодня второй. Я был абсолютно доволен увиденным вчерашним, вашими презентациями, они были очень яркими и самобытными, у кого-то они получились более глубокие, у кого-то более яркие, у кого-то более цельные, у кого-то идеи были очень интересные. В принципе, как наша страна, она очень разная, такие получились и презентации.

Сегодня я хотел бы сделать затравку для нашего круглого стола, чтобы мы поработали немного с данными, которые я хотел бы вам представить, они есть у вас перед глазами в виде презентации, которая называется "Школьный учитель вчера, сегодня, завтра". Давайте пройдем буквально по слайдам, соответственно, таким образом у нас будет некое поле для дискуссии. Может быть, у кого-то появятся в ходе обсуждения какие-то идеи, в ходе изучения тех данных, которые представлены в данной презентации. Прежде всего, я хотел бы поблагодарить тех коллег, которые использовали в своих презентациях социологические данные. Я считаю, что это показывает просто качество подхода и уровень тех проектов, которые они делали. Потому что любой РR-проект без социологического сопровождению по нашему мнению не может быть успешным. И в данном случае абсолютными победителями были, я бы сказал, три человека, которые использовали, во-первых, социологические данные как на стадии запуска проекта РR, так и потом, на стадии выхода из этого проекта для того, чтобы понять, насколько РR-эффект в умах, в сердцах отложился в тех целевых аудиториях, на которые он был направлен. И в данном случае это коллега Екатерина Милехина, которая представляла проект по школьному питанию. Вообще, школьное питание в данном случае было абсолютным лидером, потому что еще одна коллега, которая тоже озвучивала проект по школьному питанию, то же самое, пользовалась абсолютно профессионально этими данными. Меня очень порадовало, на самом деле, ваша коллега из Чечни, которая тоже проводила в своем проекте сопровождение именно социологическое абсолютно грамотно как на стадии запуска этого проекта, так и на стадии выхода из него. В принципе, мы всегда говорим, что в стадии исполнения проекта социология тоже нужна. Нужно понимать, куда скорректировать, так ли мы идем, той ли дорогой движемся, тем более, если проект этот длительный по времени. Кстати, у меня будет небольшой сюрприз тоже. Я думаю, в конце, чуть позже. Давайте вернемся тогда к презентации.

Методология. Доклад основан на наших исследовательских данных, которые мы собирали в течение последних лет. Тут будут сравнения с 1989 годом, здесь будут сравнения с 2006 годом. В принципе, исследовательская программа, которую мы запустили очень давно, она у нас не заканчивается. Это инициативные наши проекты, связанные с пониманием места учителя в социальной структуре сегодняшнего общества.

Не у всех есть презентации, понятно. Очень жаль. Я надеюсь, что коллеги друг с другом будут просто делиться. Давайте, я постараюсь, чтобы цифр было не очень много, потому что, как правило, они потом начинают смешиваться, забываться, постараюсь какие-то основные вопросы озвучить, которые мы задавали. А для того, чтобы качественно обсудить, я думаю, что мы уже включимся в дискуссию все вместе.

Какое положение в обществе, по вашему мнению, сегодня занимает школьный учитель? Такой вопрос мы задавали в 1991 году, и такой же вопрос мы задали в 2009 году. И нужно сказать, что большинство наших сограждан, как и ранее, считает, что учитель занимает среднее положение в обществе - 56 % в 2009 году и в 1991 году 47 %. Так думают, кстати, в основном, жители обеих столиц - 54 %, обладатели среднего образования - 59 %. По сравнению с 1991 годом вдвое меньше стало тех, кто отводит школьному педагогу высокое либо выше среднего положение в обществе. С 22 % до 11 %. Как правило, это жители малых городов и сел 12-13 % и малообразованные респонденты - 18 %.

Другая характеристика: Соответствуют ли учителя тем требованиям, которые к ним предъявляет общество, справляются ли со своей работой современные школьные учителя? Большинство россиян устраивает уровень компетенции сегодняшних школьных учителей. 36 % дают положительные оценки, еще 37 % считают качество их работы удовлетворительным. Нужно сказать, что те, кто в целом положительно или удовлетворительно оценивает работу учителей, чаще встречаются среди тех, у кого есть несовершеннолетние дети или внуки - 38-39 %. О том, что современные школьные педагоги выполняют свои обязанности плохо или ужасно заявляют порядка 13 % респондентов. Еще раз хотел бы отметить, что это данные репрезентативных общероссийских опросов, выборка 1600 человек, репрезентировалось население старше 18 лет, погрешность 3,4.

Положительно оценивают работу современных школьных учителей, в основном, селяне - 47 % и россияне моложе 34 лет - 42 %. Негативно отзываются, в первую очередь, столичные жители. Очевидно, что материальный фактор является не единственным, но достаточно важным с точки зрения мотивации для того, чтобы учителя становились членами, в том числе, с большой буквы. Не самым, может быть, главным, но важным. И мы задавали вопрос: Как вы считаете, по труду ли получают сегодня школьные учителя? И как и прежде, заработная плата школьных учителей кажется нашим согражданам неоправданно низкой. Заявляют об этом сейчас 51 % респондентов. А в 1989 году об этом заявлял 41 %. То есть на 10 % выросло среди россиян число тех людей, которые считают, что учителя неоправданно низкую зарплату получают на сегодняшний день. И естественно, в меньшинстве группа респондентов, с точки зрения которых учителя зарабатывают слишком много, их всего 4 %.

Кстати, москвичи и петербуржцы, в отличие от остальных россиян, наиболее склонны считать, что современный учитель получает по труду - 46 % против 21-30 % в других населенных пунктах. Интересный факт.

И хотел бы перейти к рейтингу престижных профессий и месту учителя в этом рейтинге. Какие профессии вы считаете в настоящее время наиболее престижными? Сравниваются данные 2006 года и 2009 года. Юрист, адвокат, прокурор, безусловно, на первом месте и в 2006, и в 2009 году. Самое интересное, что в 2006 году на втором месте с большим отрывом лидировали экономисты и финансисты, и только на третьем месте были врачи. В 2009 году ситуация изменилась, и врачи стали разделять твердое второе место вместе с экономистами и финансистами. Адвокат, юрист, прокурор, опять же, остались на первом месте в рейтинге престижности профессий. Где же мы видим учителя, какое место он занимает? А учитель занимает место в середине этого рейтинга, притом, стабильно, с 4 %. Что такое? Это чуть больше погрешности респондентов считает, что это профессия престижна. И ситуация в течение последних 4 лет практически не меняется.

Какие профессии вы считаете в настоящее время наиболее доходными? Посмотрим место учителя в этом рейтинге. Понятно, что оно приближается к концу. Россияне достаточно адекватно оценивают доходность профессии учителя в современном российском обществе. Выгоднее быть юристом и бизнесменом.

Не так давно мы провели серию исследований, посвященных отношению к ЕГЭ. Чем они были уникальны? Дело в том, что в последние годы мы всегда мерили отношение всего населения к ЕГЭ и к факту замены обычных экзаменов на ЕГЭ. И, к сожалению, динамика в обществе была не очень положительная: с каждым годом де-факто число россиян, которые положительно относятся к этому изменению, становилось все меньше. Но мы, исследователи, задались вопросом: А как же целевые аудитории относятся к факту замены ЕГЭ? И специально сконструировали выборки специально для учителей общероссийскую, для учеников старших классов и для их родителей. И специально в этих трех целевых аудиториях задавали те же самые вопросы, которые мы задаем, в том числе и, в принципе, населению, но и более специальные вопросы задавали. Что же оказалось? К факту замены вступительных экзаменов в ВУЗы на поступление в эти ВУЗы на основе ЕГЭ положительно относятся 70 % учителей. Учеников 68 % и родителей 55 % по результатам первой волны (Первая волна была у нас проведена в июне этого года). И по результатам второй волны практически данные не изменились, только количество родителей стало почти 63 %, стали относиться к этому факту положительно.

Переходим к следующему графику. Очень интересно, мы проводили достаточно интересные качественные исследования (что такое качественное исследование, в данном случае это были фокус-групповые дискуссии), где специально приглашались учителя (отдельная аудитория), отдельная аудитория учеников и отдельная аудитория родителей. И в ходе дискуссии как раз мы пытались не только обсуждать какие-то поверхностные вопросы, но попытались понять, какая же аргументация стоит у сторонников и у противников введения ЕГЭ, что за этим стоит. И что мы увидели? Сторонники, кто они по нашему мнению, среди аудитории учителей, это часто преподаватели наиболее передовых, экспериментальных школ, а также уже обладающие опытом проведения ЕГЭ. Считают, что ЕГЭ позволяет объективно оценить уровень выпускника, готовы повышать свой профессиональный уровень, не боятся внешних оценок результатов своей работы и выступают за борьбу с коррупцией как при выпускных экзаменах в школе, так и при поступлении в ВУЗ. Это аргументация сторонников среди учителей. Противники - часто учителя-предметники, а также консервативно настроенные к реформам. Не хотят быть главными акторами, трансляторами введения новой системы, хотя именно этого от них ждут все остальные группы. Не заинтересованы в ЕГЭ, пассивно относятся к информации, особенно те, по чьим предметам ЕГЭ не является обязательным. Не хватает знаний для подготовки школьников к написанию блока С.

О чем думают сами учителя? Цитаты очень интересные: "Группа очень активных чиновников подсуетилась и взяла новую тему, чтобы под это выбить бюджет", - еще цитата дальше, это противники: "Пушкин был двоечником по математике, он бы не сдал ЕГЭ на 100 %, но он стал Пушкиным!", "Хотя бы люди, которые всю жизнь этим занимаются, они не те, что после лотереи их кинули на образование, а завтра он будет БАМ поднимать". Кстати, к кому обращается эта фраза? Эта фраза была обращена к разработчикам этих стандартов ЕГЭ. В принципе, люди не обладают информацией, кто это делает, и начинают додумывать, придумывать какие-то мифы об этом - какие-то проходимцы занимаются, не профессионалы, наверное. Но точно об этом никто не знает.

Реплика. Это наиболее распространенные, да?

Абрамов К.В.: Да, ответы, которые достаточно типичны были в ходе дискуссии и яркие, интересные. "В 90-е многие шли в школу только лишь из-за того, что некуда уже идти. Ну, пойду в школу, пойду, отсижу - такое тоже было. Поэтому многие учителя действительно "не тянут", очень многие". "Может, что американцу хорошо, то нашему - смерть. Все западные методики в Российском применении как-то теряют смысл. Никогда у нас не будет так, как на Западе". Еще аргументация, которая, на самом деле, основывается на мнении, что невозможно повысить качество образования без реформы всей системы школьного образования: "Взяли вершки, а надо корешки", "Мы сейчас говорим, какой цвет занавесочек должен быть в каждой комнате, а самого здания нет - стандарта нет, норм нет, нет вообще ни методов оценки, ни целей сформированных, ни средств достижения, ни специалистов". Вот на этом я хотел бы, скажем так, ввести дискуссионную часть нашей сегодняшней программы. И эти достаточно распространенные заявления и мнения противников ЕГЭ, мне кажется, что с нашей стороны, со стороны конкурсантов, которые принимают в нашем круглом столе участие, должны каким-то образом, надо каким-то образом на эти заявления отвечать.

Ган И.В.: Спасибо, Константин Владимирович, я думаю, что мы, прежде всего, здесь, конечно, обсуждаем уже не сами результаты ЕГЭ, а через результаты ЕГЭ и через другие исследования, которые вы проводили, в том числе, исследование образа учителя. То есть последние цифры и цитаты - это, на самом деле, некие образы. Я для себя видела образы учителя, которые можно представить по результатам вашего исследования. Опять-таки, это нашим конкурсантам как раз с тем, "месседж" для работы в дальнейшем, для обсуждения.

Пожалуйста, я бы хотела сейчас передать слово моему коллеге, директору Федерального института развития образования, доктору психологических наук Асмолову Александру Григорьевичу, "Формирование изменений социальных установок по отношению к учительству в массовом сознании".

Асмолов А.Г.: Дорогие коллеги, я не могу... когда 40 лет преподаешь в Московском университете, мне удобней здесь. Я думаю, что всем видно и, не побоюсь этого слова, даже слышно. Поэтому я буквально несколькими штрихами коснусь той проблемы, о которой сейчас говорили. Первый момент: перед нами стоит серьезнейшая вещь, связанная с рождением образа учителя в массовом сознании. Когда мы с вами об этом говорим, я бы хотел, чтобы некоторые простые вещи так или иначе выступили перед вами. Я хочу их облечь в, своего рода, небольшие правила, в стиле тех советов, которые так или иначе могут нами использоваться. Первое, что мы должны с вами понимать, когда работаем в мире образования, пытаясь сделать тот или иной образ образования или учителя, надо отчетливо понимать: нет образа учителя, есть образы учителя. Вот это первое правило. Не существует в разнородном, полном противоречий массовом сознании образа учителя, есть образы учителя - у родителей одни, у детей другие, у профессиональных групп третьи, у управленцев четвертые. И в этих образах учитель часто разрывается, как в знаменитой восточной казни, когда привязывают к двум лошадям и рвут в разные стороны. Учитель в этом смысле оказывается как персона, как личность разорван разными ожиданиями. И когда мы работаем через средства массовой коммуникации, мы должны для себя уяснить, что мы создаем социальную мифологию учительства. Другого пути нет. Мы порождаем мифы, и это невероятно важная вещь. Отсюда любой мастер коммуникации, он мастер мифологии, а не какой-либо другой линии.

Чтобы вы это более четко увидели и почувствовали, я приведу вам маленький пример, который говорит, как отличаются два типа коммуникационных воздействий и, следовательно, что влияет на личность больше: информационное воздействие, где все четко, все правильно, но это закрытый текст, обезличенный текст, полный, полный фактов текст. Или влияет то, что мы называем интерпретационное воздействие, за которым стоят ваше видение, ваша личность, ваше понимание ситуации, ваш учет мотивации тех, с кем вы говорите. Оказалось, приведу результаты исследования: под влиянием информационных воздействий, они изменили установки 29 % людей, на которых это обрушивалось, и 71 % изменился под влиянием интерпретационных воздействий. Я просто говорю вам это как о факте, и этот факт, может быть, будет вам интересен в вашей собственной работе.

Второй момент, это второе правило: коммуникация в социальной сфере и по поводу социальной сферы, в том числе, по поводу образования - это всегда изменение социальных установок, а не формирование установок. Наша с вами задача в 100 раз труднее, чем создавать новые установки - мы каждый раз ломаем те установки или сталкиваемся с сопроматом массового сознания. Не просто массового сознания, а как бы мы сказали на языке психоанализа, с сопроматом массового бессознательного, а он намного более мощен и по энергетике велик, чем сопромат массового сознания. И в этой ситуации, мы всегда подчеркиваем, имеем дело и изменением установок. Приведу некоторые из этих установок, которые действуют и которые надо понимать. Если вы работаете в мире образования, всегда понимайте, что образование в любой эпохе, в любом государстве - это арена психологической и политической борьбы. Вне этого образование не существует. И любой шаг в образовании интерпретируется различными противоборствующими группами каждый на свой лад. Вы занимаетесь политикой. И не надо строить иллюзий, будто вы вне этой политики. Образование всегда внутри политики и вовне ее не существует. Отсюда уникальный момент: если вы проанализируете развитие инноваций за последние 30 лет, вы столкнетесь с самым замечательным эффектом: демонизация любого лидера, который пытается ввести инновации. Второе, демонизация любых инноваций. Что бы вы не говорили, самое замечательное, самые лучшие вещи - всегда эти вещи, наталкиваясь на инерцию сознания, будут демонизироваться. И тот, кто вводит те или иные действия - какая у нас аллергия на слово "реформа"! Стоит сказать слово "реформа", и вас сразу захотят бить - долго, больно и, как говорили Ильф и Петров, даже ногами. То есть, по сути дела, это всегда возникает, и это надо понимать. На этот момент я обращаю ваше внимание.

Следующий момент, уникальное средство психологической борьбы - социологические опросы. Я выделил в небольшой книге, посвященной выборам президента, называется "Президент по выборам. Моделирование желаемого будущего" эффект рейтингового гипноза. Через рейтинг мы не измучаем общественное мнение, мы его конструируем. Рейтинг - уникальное средство конструирования общественного мнения. Иллюзия объективности приходит на помощь, когда мы делаем мнение. Это замечательно! Грамотные социологи, социологи пропаганды великолепно это знают, и в этом конструировании это вещь важная и нужная. Только надо понимать: когда мы говорим: "Вот у нас исследование", - это не термометр, это не температура. Какой вопрос задам, такой и получу ответ. Отсюда вопрос конструирует личность, вопрос меняет личность и во многом определяет эту логику исследования. Вот эта формула - вопрос как изменяющий установки личности - это нормально. Я хочу сказать, что это не критика, это реальная методологическая и культурно-психологическая оценка с позиции школы Выготского, к которой я принадлежу, всех этих явлений.

Следующий момент, который здесь у нас выступает. В образовании как нигде при введении той или иной технологии используются авторитарные технологии воздействия. С помощью уникальных вещей под названием "глас народа - глас божий", "народный учитель", "народный актер" - это было всегда. И наше сознание, которое формировалось как матрица многие годы, куда более реагирует на авторитарное воздействие, чем на брифинги, круглые столы. Одно дело, императив, другое дело - надо убедить, изменить. И поэтому нормально вот эти социальные технологии действуют. Что делать и какие линии возможны, чтобы менять эти установки? Уникальная линия - посредством каналов, по которым мы работаем, для вас известна, я только ее напомню - вербальные тексты не работают или работают слабо. Чтобы дать вербальный текст, надо всегда побороть, как говорил Лев Семенович Выготский, равнодушие значений, которое несет этот текст, и сделать его мотивационно захватывающим. И где это можно сделать? Куда сильнее, чем газета, это делает, как вам известно, телевидение и, как для вас известно, сегодня конкурентом появляется Интернет. Вот эти линии говорят, что изменяется профессия журналистики. Вот недавно я написал статью, которая называется "От мы-медиа к я-медиа - блогосфера как конкурент профессиональной журналистике". В этой статье я пытался показать, насколько через блогосферу мы без цензора быстро даем ту или иную информацию, и она становится достоянием и воспринимается как факт коллективного сознания. Поэтому если нам удается как пресс-секретарям добиться эффекта через средства воздействия, через Интернет-воздействие, это невероятно важно. Также надо четко различать профессиональную образовательную прессу и общую прессу. Для вас это "дважды два четыре", но у них разные адреса и разные адресаты, разные установки. Мастеру профессиональной прессы невозможно делать то, что делает мастер газеты "Известия". Я никак не хочу, если кто-то здесь есть из "Известий" или, например, "Российской газеты".

Реплика. Тут "Комсомольская правда".

Асмолов А.Г.: Это особенно для меня интересно. Я в "Комсомольской правде" работал в 1964 году в "Алом парусе", поэтому немного об этом знаю. В этой ситуации мы должны просто думать, какой мы, чтобы донести информацию, находим канал. Наконец, еще один факт, еще одно правило. Запомните раз и навсегда: любые действия в образовании, любые инновации в образовании воспринимаются как социальные, а не профессиональные инновации. Любая инновация! Пример тому - сейчас об этом говорил мой коллега - ЕГЭ. Дело не в том, что ЕГЭ - это в образовании, ЕГЭ не в образовании, ЕГЭ в пространстве социальной жизни. И при этом я хочу напомнить судьбу тех, кто в другом варианте ввел ЕГЭ. Что такое ЕГЭ? Это массовая диагностика. Первые, кто ввели массовую диагностику - педологи - 1934 год, постановление "О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСОВ". 1935-37 год - все, кто вводил ЕГЭ в то время, были расстреляны. То есть ситуация заключается в том, что мы должны это отчетливо понимать, за этим стоит не реакция на ЕГЭ, попробуйте заняться диагностикой каждого. Если я вас начну измерять, диагностировать, вспомните гениальный мультфильм: "Он и меня посчитал!", - так когда мы всех считаем, первая реакция, это реакция не на ЕГЭ. Вещи спутаны! Это реакции на любое массовое тестирование, на любую массовую диагностику. А уж получает ЕГЭ за все грехи, которые делаются.

Еще один ход в этой ситуации: Как не воспользоваться ЕГЭ, чтобы не сказать: "Во всем виновна школа, во всем виновно образование"? Любимая технология политических групп - превращение образования в козла отпущения. Помните это всегда, лучших козлов, чем козлы в образовании, вы не найдете. У нас самые шерстистые, самые замечательные козлы.

Реплика. С рогами.

Асмолов А.Г.: Слово "рога" очень многозначно. Так вот, в этой ситуации мы четко понимаем, насколько мы имеет дело с социальными эффектами, а не с эффектами образования. Поэтому вы можете прийти с каким-нибудь, например, Амонашвилли или другим новатором (я говорю старые примеры, сейчас трудней привести) или спустить на кого-нибудь Ямбурга, но что бы они не говорили, вы столкнетесь с совершенно другой ситуацией - они будут говорить об образовании, а будут слышать совершенно другое - что происходит с сознанием, что происходит с бессознательным, насколько это важно. Почему образование касается всех и каждого, даже больше, чем здравоохранение? Потому что образование, в отличие от здравоохранения, - еще одна вещь - это идеология. Всегда идеология: всегда, везде и во всем. Что такое идеология? Даю свое определение идеологии. Идеология - это формирование мотивации больших и малых социальных групп. Мы должны это отчетливо понимать, именно эта идеология как формирование мотивации больших, как конструирование мотивации, и мы выступаем как уникальные манипуляторы, формируя эту мотивацию. Это нормально и это было во все времена, и это во все времена будет.

Наконец, риски при работе СМИ попасть под ту или иную парадигму. Один из самых больших рисков - это сегодня редукция, сведение образования к сфере услуг. Нет ничего более опасного, чем превращение образования в большую парикмахерскую, в сферу услуг. Это всегда будет использовано против образования. Во всех управленческих документах учитель - это работник какой сферы? Непроизводственной сферы. А раз непроизводственной сферы - ничего не делает. А раз в непроизводственной сфере, то таков его социально-экономический статус в обществе. Пока мы не добьемся изменения этих вещей в управленческих, нормативных документах, мало что будет получаться. Это надо четко везде и во всем учитывать.

Наконец, я завершаю свой краткий поток сознания следующим: кто вы такие? Вот всегда приятно подойти к человеку и спросить, кто ты такой? Лучше это делать, отойдя на два шага в сторону. И каждый раз, когда мы задаем вопрос: "Кто ты такой?", - я рискну определить, кто такой пресс-секретарь, поскольку знаю это по опыту работы в течение 3 лет с Геннадием Алексеевичем Ягодным, у которого работал в качестве психолога и пресс-секретаря. Петр хорошо помнит эту ситуацию. Так вот, пресс-секретарь (когда говоришь о себе-любимом, всегда лучше делать такое нарцистическое, мягкое, я бы даже сказал, нежное определение) - это дизайнер личности лидера, который преобразует действия лидера в профессиональной области в факт массового сознания. Я хочу, чтобы вы обратили внимание, когда речь идет о пресс-секретаре того или иного лидера, и задумались: лидер может говорить о тех изменениях, о тех программах - это касается, прежде всего, и часто профессионального сообщества. При этом не учитывается, что без прессы, без пресс-секретаря, все эти действия останутся в башне из слоновой кости, они не станут фактом массового сознания. Мы с вами медиаторы, посредники и в буквальном смысле, тем самым, дизайнеры. И от нас зависит, как его слово отзовется, а не только от того, с кем мы с вами работаем.

И на этом я завершаю свой небольшой спич. Спасибо.

Ган И.В.: Александр Григорьевич, я хочу сказать, что не каждому студенту психологического факультета МГУ доводится слушать лекции профессора. Нам повезло, это правда. Мы немного выбиваемся из графика, но я думаю, что это полезно в любом случае... я не хочу говорить: "За счет обеда", - обед у вас будет полноценный, но мы немного не по расписанию. Если вы почувствуете, что надо заканчивать, вы мне скажите.

Председатель совета директоров коммуникационной группы "АГТ", кандидат философских наук, лауреат национальной премии в области медиа-бизнеса, медиа-менеджер России 2008 года Лащевский Вячеслав Викторович. "Роль и место PR - я подразумеваю PR, это коммуникации - в реализации национальных социальных и экономических программ и проектов". Пожалуйста, Вячеслав Викторович.

Лащевский В.В.: Добрый день. Уважаемые коллеги, я искренне... Александр Григорьевич задал планочку стоя, что, честно говоря, есть эмоция, и хочется продолжить ту идею по поводу дизайна лидера. Давайте я сначала поприветствую, а потом к содержанию перейду.

Мне очень приятно то, что аудитория практически переполнена представителями регионов. Я хочу сказать, что система образования (мы просто работаем очень много с государственными органами, работаем с Министерством образования, спорта, здравоохранения, с Рострудом, Минсельхозом, Автодором - много, много, много), но ни одно из федеральных ведомств, министерств не может похвалиться тем, что у него есть такое ядро, есть такой костяк, сформирована такая реальная сила, с кем можно вместе работать и на федеральном, и на региональном уровне. Здесь честь и хвала Министерству образования, что они сумели в этой системе, начиная с малого, прийти вот к такому большому. Я хочу сказать, что все Министерства, которые задумываются о том, как бы им продвинуться в регионы, смотрят на Министерство образования, изучают этот опыт, говорят: "Ребята, а давайте мы тоже проведем семинар для наших представителей Министерства спорта, например, в регионах", - и т.д. Если они находятся на начальном этапе, то вы, что называется, уже в пути в полный рост. Поэтому я искренне приветствую, поздравляю вас с тем, что мы здесь вместе собрались. Я надеюсь, что те знания, которые вы получите, то общение, которое состоится, будет очень полезным. Потому что, наверное, в этом состоит смысл нашей работы - послушать, узнать, обменяться, сказать, что сам думаешь, что есть какие-то позиции. Ибо, дорогие друзья, женщины и девушки, и мужчины, мы выбрали с вами совершено тяжелую и очень часто неблагодарную работу - так жизнь сложилась у нас, что мы часто являемся крайними в любой ситуации. Мы отвечаем за то, порой, за что не должны были бы отвечать, потому что эта работа делается в других кабинетах, но мы с вами на передней линии обороны, атаки и всех острых моментов, поэтому мы являемся очень важным звеном. Мы должны быть одновременно и социологами, и психологами, и журналистами, и педагогами, и всем вместе взятым. Поэтому дай бог вам всем терпения, силы, здоровья, профессионализма это все дело выдержать, пройти достойно. Я хочу вручить по поручению своих коллег трем представителям аудитории новую книгу "Европейская энциклопедия PR", которая вышла в печать буквально только-только. Я имею честь быть одним из соавторов данной книги. Здесь, в принципе, по большому счету, антология PR. Здесь есть все - есть и теоретическая часть, есть концептуальные вещи, есть примеры, есть опыты, есть кейсы, бренды, всевозможные родоначальники европейской школы PR. И мне кажется, интересно с ней познакомиться, может быть, мы решим потом расширить тираж, и он поступит и в регионы. А сейчас я хочу вручить три книги, которые я с собой взял. У меня их было 5, вот 3 я с собой принес. Сушенцов Андрей Анатольевич, главный специалист информационно- аналитической группы Министерства образования республики Марий Эл.

Король Елена Валерьевна, пресс-секретарь Министерства образования и науки Красноярского края, Магомедова Зарета Хусаиновна, начальник информационно-аналитического отдела Министерства образования и науки Чеченской республики.

Спасибо большое. Надеюсь, полезное будет пособие. Поскольку много соавторов, мне самому какие-то вещи было очень познавательно прочесть, ибо, являясь практиком, не всегда руки доходят до теории. Реально, мы с вами находимся в бесконечном процессе, и осмыслить, оглянуться назад, осознать не всегда находится время, к сожалению.

Так вот, я продолжу мысль на счет дизайна лидера. Мне кажется, это одна грань нашей с вашей профессии - лидер. Но у нас есть еще и дизайн отрасли, дизайн наших аудиторий, есть дизайн профессии. Мы более многогранны и более многоответственны, чем только за нашего лидера. Хотя, конечно, лидер - это ключевое звено. У меня в жизни была такая история, не буду называть фамилию - высокий чиновник провел совещание с депутатом Государственной Думы, это была фракция КПРФ, лоббировался закон в Госдуме соответствующий. Он сказал, что наша отрасль не может быть приватизирована. И все ленты новостей разом вышли с этим сообщением. Я читаю, я просто знаю позицию, мы формировали подходы к этой проблеме, а вот лидер заявил, что отрасль не может быть приватизирована. Я вызываю сотрудника, который был на этом мероприятии, говорю: "Объясни, как такое может быть?" Он говорит: "Вот диктофон", - включает мне. Действительно, речь нашего заказчика, клиента о том, что должно быть так. Он мне звонит: "Слава, почему я читаю в газете, пошли новости, почему эта фраза?", - так вы ведь произнесли эту фразу! Он говорит: "Не важно, что я произнес, важно, что будет в прессе, важно, как будет оценено и воспринято это все". Поэтому, к сожалению, наша профессия такова, что мы должны видеть тоньше и глубже некоторые явления и процессы, которые, в принципе, могут быть публично озвучены. Это, наверное, наша цеховая тайна, но мы абсолютно должны отвечать не только за то, как говорят наши коллеги, наши руководители либо наши смежники, наши партнеры, мы должны понимать последствия этой работы, которые произойдут. То есть каким образом отзовется то слово, которое будет сказано. И в этом смысле мы с вами, я еще раз подтверждаю позицию, находимся на самом острие атаки. Сегодня, действительно, классическое Медиа - это то, с чем мы работали, понимаем схемы и формат работы. И действительно, блогосфера - это новая среда. WEB2.0, я по-человечески говорю, я немного смущаюсь тому, мне не очень нравится, что Интернет стал развиваться в сторону WEB2.0, потому что я полагал, что он будет развиваться в сторону мобильности, будет более содержательный контент, но жизнь богаче представлений, которые есть у отдельных людей. Он пошел в сферу WEB2.0, которая совершенно никак не контролируется, не управляется, не организуется, с ней работать практически с точки зрения ее модерации невозможно. Я немного ниже скажу о форматах, которые мы используем в своей работе по работе в блогосфере, но это среда, где все станет явным. Поэтому наша с вами профессия, наша с вами работа должна быть абсолютно открыта, понятна, прозрачна и очевидна. И на мой взгляд, когда мы сегодня говорим о социально-экономических проектах, которые реализует государство, мы тоже пришли к ним не сегодня, и это не является нашим российским изобретением. Просто в это книге, я не знаю, есть ли эти материалы, но я просто знаю, что и Сегела, и Бодуан делали, разрабатывали программу продвижения Португалии как страны для туризма. Финляндия заказывала программу международным PR-агентствам как страна для инвестиций, у Рима была специальная программа Мекки для туризма, сейчас идет большой международный тендер, мы в нем тоже неким образом участвуем - Казахстан будет на следующий год возглавлять ОБСЕ, Казахстан проводит большой международный тендер, где будут участвовать ведущие международные PR-агентства по поводу позиционирования Казахстана как председателя ОБСЕ. Путь Казахстана в Европу - такое название проекта.

В принципе, время пришло к тому, что государства, ведомства пришли к осознанию, что относиться к коммуникациям, к массовым коммуникациям, к общению с целевыми аудиториями необходимо профессионально. Я рад, что система образования в регионах к этому тоже пришла. В других отраслях этого практически нет. Мы пытаемся искать представителей Министерства спорта в регионах - там шаром покати. Время придет. Но раньше начнем - эффективней, сильнее сможем поработать.

Профессия PRщика, вы знаете известный профессиональный анекдот по поводу Моисея, который увел народ Израиля через мертвое море. Он абсолютно профессиональный, тем не менее: Моисей ведет народ Израиля из Египта, за ним гонится огромное полчище египетских войск, они дошли до мертвого моря, надо его перейти, что делать - не знают, сейчас конница всех искрошит в мелкие клочья. И тут появляется PRщик перед ним, говорит: "Моисей, проблем-то никаких нет". Он говорит: "Как нет проблем? Ты что, море, люди - сейчас все погибнут. Что нужно делать?" Он говорит: "Встаньте на колени, помолитесь - легче будет". Моисей говорит: "Поможет?" - "Поможет, не поможет - не знаю. Но в библии это будет написано точно".

Это такой немного ироничный пример, но в каждой доле шутки есть доля шутки. Ведь не зря, помните, Рим - это не место на земле, Рим - это идеал. Вот философия Рима, которая в те далекие времена формировалась просто как философия, как сознание, и которую все Центурионы несли в массы и доказывали, что это идеал. Мы с вами, действительно, формируем определенные идеальные представления, конструируем, мы с вами создаем модели. Но когда эти модели являются совершенно фантазией и таким нашим нереалистичным образом, мы с вами можем получить эффект обратный. Наша профессия призвана работать с ощущениями, чувствами. Например, вы наверняка не знаете эту историю, что по европейской хартии PR - это не пропаганда, это убеждение. В этом смысле мы работаем с совершенно другой категорией. Если мы говорим о пропаганде, то это форматы рекламы, это известно, это публично... мы должны суметь убедить. Кампания Бориса Николаевича Ельцина, мы тогда работали: "Выбирай сердцем". Понимаете, вот подсознание. Мы должны суметь включить своей работой отношение к нашим аудиториям, к нашим задачам, которые мы решаем, чтобы она была подсознательно воспринята, убеждена. Просто известность - это не тот прием, не тот способ. И конечно, коммуникации наши, они реально развиваются. Я просто помню, как формировался рынок PR в России, например, с чего начинался. Он начинался с простых политтехнологических вещей. В 90-е годы, когда все это произошло, что случилось с Советским союзом и Россией, начались массовые политические избирательные кампании, и там, в принципе, нужны были, по большому счету, ноги, пехота. То есть победа ждала того, кто сумел сформировать в большей степени массы людей, которые от двери к двери, листовки, раздаточный материал, митинги и т.д. - форматы такого, самого простого, мне кажется, PR политический был. Это был не зрелый еще, не совсем грамотный, профессиональный политтехнологический PR всех наших институтов коммуникации.

Затем, когда начали формироваться - это уже, наверное, 1995-1998 годы - финансово-промышленные группы, PR стал корпоративным. Помните, захваты рейдерские, репутации. И в принципе, он сопровождал все финансовое перераспределение средств, капиталов в стране. И PR выполнял функцию обеспечения. Это время, к счастью, завершилось. И сегодня PR выполняет, мне кажется, очень большую, важную социальную задачу. И те проекты, которые сегодня делаются, они совершенно другие по содержанию. Наверное, мы должны были пройти этот период. Не бывает чудес - вдруг мы проснулись, и все такие из себя профессиональные, знающие, умеющие медиа-менеджеры и т.д. Мы должны были быть, наверное, и политтехнологами, мы должны были быть, наверное, консультантами каких-то финансово-промышленых групп, мы должны были просто пройти этот путь для того, чтобы по-другому смотреть на вещи и набрать свой жизненный капитал, свой жизненный опыт. И сегодня это есть. Сегодня, в принципе, на мой взгляд, рынок коммуникаций и система коммуникаций, которая существует в России, она достаточно профессиональна, на мой взгляд. Да, у нас нет российской школы PR - есть британская, есть европейская - в каждой стране PR совершенно разный. Мы проводили семинар для наших корпоративных компаний. Например, британский PR - это абсолютно лобби. Только лобби. Руководители PR-агентств - бывшие министры, вице-премьеры, их жены и друзья. Это все не публично. Долго, 3 месяца они изучают какую-то проблему, потом - раз - за неделю все состоялось. Для меня была удивительна эта технология, как работает Скандинавия, но она такова. Британская модель - это абсолютно все фондовый рынок. Любые шаги, которые здесь происходят, они отражаются на финансовом рынке: котировки акций упали, кто-то не так прокомментировал, акции упали, все понятно, все завязано на финансовую историю. Германия, Франция, европейская модель, там и Италия, и Россия в том числе - это коммуникационный PR. Он в большей степени связан с доверием, с брендом, с репутацией. Это другая немного ипостась. Я ожидал, честно говоря, что у нас в России будет развиваться модель финансовая, когда у нас рос рынок и т.д., я стал к этому делу готовиться, формировать соответствующие структуры. Но не случилось. Формируется модель маркетингового, коммуникационного PR, который тоже имеет свои особенности, который имеет свои характеристики и который имеет свои приемы и примеры для российского рынка. Он другой, он ближе к французскому, ближе к немецкому, но он не англо-саксонский, не американский, где работают другие модели. И сейчас, когда мы говорим о реализации социальных проектов или экономических проектов, то, как ни странно, критерием является не процесс, не только количество публикаций, количество упоминаний, не знаю, положительных PR-действий. Ждут результат. Не просто ЕГЭ, как оно... А каков результат, как в итоге социология скажет нам, что там с ним произошло в итоге. Не количество публикаций, которые вышли на эту тему, не количество комментариев, не количество релизов, которые вышли. Другие совершенно критерии оценки. Есть донорский проект, вы, наверное, о нем слышали. Мы в том году в нем участвовали, в этом году мы тендер проиграли, но нам дали работу в регионе, там одним из критериев прошлого года было количество вновь пришедших доноров на станцию переливания крови. Количество! Мы говорим: "А какое отношение это имеет к PR?" Они говорят: "Результат! Зачем процесс?" И поэтому, в принципе, объективно работаем с вами уже не просто, убеждая, мы должны просто добиться результата, добиться действия. Это новая совершенно ситуация в качестве нашей с вами работы. То есть, есть модели оценки, конечно, эффективности ТРI, количественные показатели, качественные показатели - несомненно, все это есть. Я считаю, что абсолютно важным инструментом является социология. Без нее ни один комплексный информационный проект нельзя проводить, просто проводить его нельзя, потому что нужно понимать точку отчета и понимать, что на выходе. В процессе проведения исследования мы понимаем риски, мы понимаем, какие аудитории имеют отношение к этой проблематике. Поэтому все комплексные проекты, мы, иными словами, имеем дело с комплексными проектами, они в обязательном порядке включают в себя социологическую составляющую. Конечно, по мере развития отношений все становится сложнее: раньше было проведение информационной кампании, сейчас ничего подобного - сейчас нужно решить задачу, где есть и PR-составляющая, и рекламная составляющая, и социологическая составляющая, и с Интернетом нужно поработать, и со всеми аудиториями ключевыми поработать. Поэтому в этом смысле комплексность нашей с вами работы становится таким важнейшим просто реальным показателем и требованием сегодняшнего дня.

Как раз все социальные проекты, они комплексные, они большие, они включают в себя много граней, они включают в себя регионы. Всегда же все в Москве происходит. Написал в федеральных СМИ - и все, казалось бы, хорошо. Ерунда, полная ерунда! Например, с компанией NOKIA: ни одной копейки денег мы не носим в СМИ. Пул региональных журналистов, который нами объединен вокруг компании NOKIA составляет 900 СМИ. То есть любая информация, которая поступает с федерального уровня, как сигнал, приходит в наш информационный центр в регионах, расходится по этому каналу коммуникации. Зато люди знают, куда позвонить, какую информацию запросить, они понимают, где точка входа, если им нужна какая-то дополнительная информация. Они тестируют новые модели телефонов через наших представителей в регионах. То есть другие модели коммуникации. Было просто - деньги, договор, газета, все положительно. Начальнику на стол, почитал - все довольны, все рады. Ничего подобного! Не надо, в деньги в СМИ не носить, строить долгие длинные отношения, работать только информационно и заинтересовывать в информации, которой вы владеете. Другой модели работы с журналистом просто нет. Как только вы начнете что-то такое серенькое, то тут же все и закончится.

Коллеги, наши двери всегда открыты, телефоны наши вам известны. Милости просим! И давайте работать вместе и дальше. Спасибо.

Муж. Ирина Витальевна, разрешите вопрос?

Ган И.В.: Нет, потом. Мы с вами выстраиваем работу. Министр сегодня задал, найдя 20 минут, зайдя сюда, когда пятерка финалистов задавала ему вопросы, он определил, в принципе, наш с вами подход сегодняшней работы, задал нам с вами планку - стратегически смотреть на все вопросы и на все проекты, и на проблемы, и повышать уровень ответственности, прежде всего, к себе. Так вот, не случайно мы заслушали сейчас трех докладчиков, которые именно, не слыша министра и его выступления, обозначили стратегическое направление нашей с вами дальнейшей работы. Возвращаясь к теме нашего с вами сегодняшнего конкурса, в котором участвует пятерка финалистов, а это основные векторы информационного сопровождения года учителя 2010. Обозначены какие-то три стратегические направления. Ваша задача сейчас, и вы слышали министра Фурсенко, просто сконцентрироваться, поднять на себя эту планку, посмотреть не узко, а как должен быть сформирован бренд или логотип учителя года, нужна там преемственность или нет. Давайте придерживаться комплексного подхода. Нужен какой-то "брейк", извините, использую английскую терминологию или перейдем сразу? Дам вам паузу подумать, кто первый начнет. Я просто не согласна с коллегой Лащевским, что PR в России начался в 1990 году. PR в России начался очень давно, еще в начале прошлого века, а может быть и раньше.

Лащевский В.В.: Я сказал, что политтехнологический PR в 1990 году.

Ган И.В.: Да и было. Извините, мы с вами работали в Останкино, где было две редакции. Это одна из ведущих редакций была информации и пропаганды. На Старой Площади в ЦК партии какой был отдел?

Лащевский В.В.: В 1917 году тоже пропаганда.

Ган И.В.: Поэтому очень много было интересных наработок, которые мы, к сожалению, переходя из одного статуса в другой, начиная с 1985-87 года потеряли, а наши с вами сейчас, коллеги, а ранее политические противники собрали и использовали тогда, когда мы увлеклись некими другими подходами. Об этом можно долго дискутировать, не все из вас пиарщики, насколько я знаю, многие в силу своих обязанностей занимаются этой темой, мы об этом можем с Вячеславом Викторовичем говорить долго, поскольку я, все-таки, заканчивала факультет журналистики и была агитатором, по своей военной специальности я офицер, лейтенант запаса, агитатор и пропагандист. Пожалуйста, кто первый? Мужчина, женщина? Начнете? 5 минут, коллеги, у вас. После этого жюри смогут задать вам вопросы. И я напомню, что еще от вас требуется, как мне тут подсказку написали, сформулировать вопрос министру. Прошу прощения, обращение к министру.

Реплика. После обеда.

Ган И.В.: Ок. Давайте, 5 минут. Я буду немного жесткой, хотя, может быть, внешне не произвожу такого впечатления, но буду 5 минут четко отсчитывать. Пожалуйста.

Савинцев В.В.: Уважаемое жюри, уважаемые коллеги. Предстоящий год - год учителя, 2010. Общее впечатление от посещения церемонии награждения победителя Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2009" и диалогов, дискуссий во время этой церемонии создало впечатление, что год учителя - это год позитивных ожиданий. Многое ждут от общественности, от государственной власти сами учителя, и многого, в свою очередь, ждут от учителей. Поэтому можно решать сразу ряд проблем. Нам стоит сразу понимать, что мы хотим не только популяризовать роль учителя в обществе, то есть невозможно и не нужно абсолютно, чтобы все дети, как раньше хотели стать космонавтами, теперь хотят стать учителями, но люди должны осознавать важность и необходимость этой профессии. Поэтому необходим ряд мероприятий, которые не просто популяризируют роль учителя, а которые заставят, подтолкнут людей к осознанию важности роли учителя в обществе, как в вашей презентации было мнение о положение учителя в обществе, о достойности его заработной платы. Люди учатся в школе самые важные свои годы, но время проходит, каждый год появляются какие-то инновации, что-то изменяется в системе образования, что-то изменяется во мнении людей о школе. Необходим ряд мероприятий, который позволил бы своевременно и постоянно освещать все, что происходит.

У нас есть система непрерывного образования. Почему бы нам не создать систему непрерывной информационной поддержки учителей и учительства. Как пример, вариант проведения: У нас есть дни открытых дверей у ВУЗов, которые преследуют свои специфические цели, почему нам не ввести дни открытых дверей в школах, которые шли бы постоянно в течение года, это был не один единственный день для всех школ одновременно города или России, но своеобразная ротация, в какой день, в какой месяц своя школа выступает, и это даст сразу несколько эффектов. Во-первых, мы покажем самих учителей, они смогут провести мастер-классы. Легкое отклонение - у нас в Ульяновской области в сентябре было два мастер-класса на базе сельских школ для учителей английского языка и для школьных библиотекарей. Учителя смогли, самое главное, обменяться положительным опытом, продемонстрировать своим ученикам, сколько много они еще умеют, и чему они могут научить. И показать родителям, чему они будут учить их детей, показать потенциальным будущим учителям, что профессия учителя - это творческая профессия, в чем-то романтическая профессия. И как раз тем людям, у которых есть задатки преподавания, они подтолкнут их, выпускников будущих школ и университетов к ведению преподавательской деятельности. Далее, возвращаемся ко дню открытых дверей в школах. СМИ, приглашенные на данные мероприятия, опять-таки, сработают на те же обе наших целей - это формирование уважительного отношения к учителям, раскрытие современных методик и средств по преподаванию. Потому что сейчас многие выпускники педагогических колледжей после окончания учебы не стремятся идти в учительство. Как сказала победитель конкурса "Учитель года России 2009", что ее сподвигло стать учителем, ее преддипломная практика. Она сказала, что она пришла в школу, в которой обнаружила потрясающую атмосферу, стремление учить детей и стремление учиться самим у детей и ради детей. Поэтому, я считаю, что выпускник отучился 5 лет в ВУЗе, это прошло 5 лет с того момента, как он сам окончил школу, изменилось очень многое. И полезность подобных мероприятий для них как профориентационных. Они могли растерять за 5 лет запал для того, чтобы стать учителем. Это может вдохнуть в них очередную новую искру. И благодаря информационному освещению подобных мероприятий это отразится не только на тех, кто смог лично прийти, это будет у всех пользователей СМИ, и что самое главное, у пользователей Интернета, потому что современное молодежное поколение, как мы все знаем, значительную роль отводит именно ему.

Спивачук В.А.: Уважаемые коллеги, во-первых, большое спасибо всем вам за тот урок, который вы нам сейчас преподали. Мне не нужно пяти минут, я скажу три составляющих того подхода комплексного года учителя, который я сделаю и исправлю то, что я сделала раньше. Мой проект абсолютно не верен. Может, какие-то маленькие есть детальки, которым я поставила плюсики. Итак, первое, это обязательное наличие обратной связи. Форму я придумаю обязательно, мы придумаем все. Может быть, мне Константина Валерьевича тоже хотелось бы спросить, насколько эффективен социологический опрос на сайтах. Если я это узнаю, я буду четко знать, использовать мне этот инструмент или нет. Как я могу безбюджетно провести социологический опрос, насколько ваше исследование разбросано по регионам или это общая статистика?

Второй вектор - это создать миф для каждой аудитории, но при этом не уйдя в демонизм. То, что я придумала, методический поезд, я просто учителя-новатора отдам на растерзание вандалам, по большому счету. Да, это жертвенный поезд будет. И следующее, что я сделаю, я буду использовать те каналы коммуникации, которые делают зримым образ и используют современные технологии. Спасибо за внимание, это блогосфера.

Проскурякова Ю.М: Я думаю, что учитель должен быть услышан для того, чтобы он выполнил свою роль в обществе. Для того, чтобы он был услышан, я думаю, учитель должен быть интересен. Слово "интересен" не просто с большой буквы, а каждая буква большая: ИНТЕРЕСЕН. Интересен всем, интересен ребенку, в первую очередь. А для этого он должен быть понят ребенком и должен ребенка понимать. Поэтому, мне кажется, интересным в этом плане будет тот проект, который мы хотим реализовать в нашей Тамбовской области, это цикл программ "Учитель глазами детей" или "О добром учителе замолвите слово", где именно учитель будет представлен детьми. Причем, детьми как теми, которых он учит сегодня, таки и теми, которых он уже выучил, и которые уже реализовались как-то в этой жизни. Кроме того, мне кажется, что здесь мы должны будем работать с разными целевыми аудиториями, и дети здесь главная целевая аудитория, потому что это именно те люди, с которыми учителя работают в первую очередь. И здесь интересен будет конкурс детских работ, конкурс детских сочинений, лучшие из которых будут опубликованы в региональных СМИ. Еще один проект, который мы захотим реализовать "Мой учитель", здесь, мы надеемся, нам помогут абитуриенты и студенты НПО, СПО и ВУЗов, где они смогут просто назвать того Учителя с большой буквы в их жизни, о ком они хотели бы просто сказать. И вот мы очень надеемся, конечно, это сложный проект для реализации, но мы надеемся, что нам удастся увидеть тех людей, которые именно такими Учителями с большой буквы являются у нас. Кроме того, у каждой школы есть сайт школы. И в школе реально сделать страницу того учителя, которого Учителем с большой буквы считают его коллеги. И очень интересно, кстати, потом будет посмотреть, совпадут ли Учителя с большой буквы для детей и Учителя с большой буквы для коллег. Тут очень интересный потенциал еще есть. Кроме того, учитель, он ведь не просто профессионал, он человек, он должен быть интересен не только в своей профессиональной деятельности. Мы бы очень хотели, чтобы у нас рубрика в газете была бы такой длительной. Учительский клуб, где учитель будет представлен именно не как профессионал, а как человек, какой он в жизни, чем он занимается, чем он еще интересуется, есть ли у него время еще чем-то интересоваться, кроме своей учительской деятельности, как это все связано. Потому что только интересный человек, наверное, будет не только в профессиональной деятельности интересен окружающим.

А результатом мы хотим попытаться сформировать образ успешного учителя, успешного человека. И еще такой маленький момент, но наверное, он нам в чем-то поможет. Это фото-галерея в областной газете, просто фотографии учителей. Для того, чтобы знать в лицо своих героев. Спасибо.

Разумова И.Ф.: Попробую я. Все выступление, о чем я хотела сказать, поменялось, когда увидела социологическое исследование. Можно я обращусь именно к социологическим исследованиям? Абрамов Константин Валерьевич отметил, что положительно отзываются об учителях селяне, так я поняла. Почему? Потому что учитель на селе у всех на виду, потому что об учителе все знают, и учитель чувствует огромную меру ответственности за свое поведение и за то, что он делает, и за тот продукт, который он выпустит. В городе совершенно иная ситуация, учитель не видит, его не видят, присоединяюсь к Юлии, как интересную личность, как человека, прежде всего. Знают от своих детей, от внуков и сами помнят о том, как они учились. Открытые уроки проводились - это все они знают, профессиональную деятельность. Убедить, наверное, в профессиональной компетенции учителя население сложно, я так думаю. Сложно. А вот убедить, что учитель - это интересный человек, и ему можно доверить воспитание наших детей, думаю, что можно. Значит важно привлечь СМИ для того, чтобы показать это многообразие личности: чем живет учитель, чем он интересен? В нашей области уже с марта месяца реализуется совместный проект с телекомпанией Иваново и печатными региональными СМИ "Учитель в центре внимания", это специальная рубрика в Ивановской газете и цикл телепередач "Учитель на 5+". Что хочу сказать, сразу хочу сказать: Журналистов нужно "зацепить". Да, чем может зацепить, какую "фишку", по-другому сказать, что интересного может предложить учитель журналистам, что может о себе рассказать? Рассказывают. Журналисты встречаются с учителями и уже после первых встреч с интересными учителями приходит журналист и говорит: "Знаете, для меня эта учительница, как нерешенное уравнение". Журналист просит у редактора, чтобы вместо половины полосы ему дали целую полосу. Я считаю, что журналисты поворачиваются лицом к учителям и видят их по-другому. Наверное, наша задача - рассказывать об учителях и показывать их, прежде всего, как интересных личностей. Это первое. Затем это циклы и телепередач, думаю, что в дальнейшем продолжение этих проектов будет, но, наверное, в других формах. Можно будет рассказывать об учительских семьях, одни на всех, о коллективах учительских. Что еще? Если говорить об образовании как непроизводственной сфере, о том, что мы не производим продукт, мы его производим. Может быть, это не так называется, но, все-таки, мы производим, мы выпускаем детей, результат нашего труда мы видим потом. И вот этот продукт - детей, выпускников - можно использовать, может быть, создание форума в Интернете "Расскажи об учителе". Сама нахожусь в "Одноклассниках". Училась в школе, в которой и работала затем. Оказалась сама одноклассником и оказалась сама учителем тех детей, которые вышли из этой школы. Вы знаете, интересные вещи пишут и об учителях, и о себе узнаешь интересные вещи, смотришь по-другому.

Может быть, использовать этот ресурс, очень интересный. Зашла на сайт санкт-петербуржской гимназии. Не могу сейчас вспомнить, какой. Школьники беседовали об учителях этой школы. Сначала говорили: "Все хорошо, какие замечательные учителя!", - а затем один вносит реплику: "Ну, что же, неужели у нас было так все хорошо в школе? Ведь были же проблемы и были плохие учителя, если их можно так назвать". Вы знаете, поток был небольшой, но поток был, направленный в сторону учителей. И появилась опять реплика, когда стали говорить о том: "Да что же, так все плохо? Были учителя, учителя класс, супер, с которых можно брать пример". Хочется, чтобы в год учителя журналисты вместе с учителями и вместе с учениками рассказывали о таких учителях, с которых можно брать пример, Учителях с большой буквы.

Наверное, такие мои, не знаю, насколько они конструктивные, предложения, но привлекать журналистов, привлекать интерактивные средства.

Ган И.В.: Спасибо большое. Екатерина Юрьевна, пожалуйста.

Милёхина Е.Ю.: Коллеги мои практически каждый остановился на роли учителя. Но я хочу сказать о том, о чем министр говорил, и сейчас по исследованию. Все-таки, в нашем обществе образ учителя в большей степени позитивный. Никто не думает, что учителя - это плохие люди. Доказательство простое. Если на новостных лентах появилась какая-то новость "Учитель ударил линейкой по рукам ученика" или там "Выгнал, в грубой форме с ним поговорил", это вызывает такой огромный потом шквал комментариев и обсуждение именно потому, что это не соответствие нашему привычному образу. Мы привыкли видеть образ позитивный, поэтому даже одна какая-то мелочь, не соответствующая нашему привычному образу, она уже такой большой поток вызывает. Поэтому образ учителя, он позитивный. Мне кажется, здесь нужно думать, прежде всего, о роли учителя. Потому что каждый ученик, мне нравится очень выражение, которое могло бы стать даже девизом каким-то этой части работы, что даже будущий президент сегодня сидит за партой и учит его сегодня учитель в обычной школе за обычной партой или уже не за обычной в сегодняшней школе. Понятно, что нужно основную мысль давать, что будущее страны, все, начиная от врачей, будущих учителей и до президента, они сегодня формируются нашим учителем. Почему не удается это сделать? Мне кажется, как мы воспринимаем человеческую жизнь? Родился, пошел в школе. Это "пошел в школу" у всех стандартное. Поэтому учитель - обязательный человек в жизни каждого ребенка. А потом, когда мы вышли из школы, мы уже немного не осознаем, какое он на нас произвел влияние сильное. Поэтому здесь такой типичный прием можно применить, вот эти самые лидеры мнений, спортсмены, политики могли бы с экрана сказать: "Я стал таким благодаря своему учителю такому-то из простого города, села". Я думаю, что у нас большинство людей прислушивается к таким людям, и каждый, наверное, вспомнит о своем учителе. И если вспомнить о роли учителей - новаторы, те, кто занимается инновационными разработками, участвуют в тех же конкурсах федеральных на поощрение лучших учителей, вот они что-то сделали, это все ушло, эксперты посмотрели - и это все отложилось куда-то в архиве. Думаю, не многие знают, какие разработки представлены, что там вообще, как повлияло это на детей, какие там результаты. Вот на это больше обращать внимание. Потому что сделать интервью с учителем, какой он хороший, а вот суть его работы, результат его работы, как правило, нам СМИ не показывает. Я думаю, собираюсь в своей работе обратить внимание именно на эти два аспекта. У меня все.

Ган И.В.: Спасибо. Коллеги, я предлагаю перейти к вопросам, которые сейчас зададут члены жюри. Я думаю, что в специальном представлении Петр Григорьевич Положевец, главный редактор "Учительской газеты", а так же оператор Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2009" не нуждается, тем не менее, я хочу напомнить вам, что "Учительская газета" так же является нашим партнером. Естественно, не хочу отрицать роль предыдущего министерства, у нас преемственность была соблюдена, но я посчитала в своей работе особое внимание уделить работе именно с "Учительской газетой", вы знаете, есть специальная вкладка наша совместная, которую мы готовим совместно с Петром Григорьевичем, потому что, на самом деле, "Учительская газета" - это именно та прямая коммуникация, которая на сегодняшний день существует с учительским сообществом. Насколько я знаю, эту газету выписывает каждая школа Российской Федерации. Если я не ошибаюсь, на сегодняшний день это 54 тысячи школ. Спасибо за работу, за поддержку, за то, что вы согласились принять участие в нашей сегодняшней работе.

Положевец П.Г. Большое спасибо, Ирина Витальевна, за представление, у меня есть один вопрос к участникам (есть больше, но я задам один). Я бы хотел в вашем присутствии поблагодарить Агентств гуманитарных технологий за ту огромную помощь, которую они оказали при проведении конкурса "Учитель года России - 2009", который был проведен по совершенно новой модели, мы очень благодарны за все, что они сделали. Будет еще время отдельно подвести итоги, но, пользуясь вашим присутствием, хотел бы поблагодарить их. У меня вопрос к Юлии Михайловне. Юлия Михайловна, скажите, вот когда вы называли свой проект, о котором вы рассказывали, вы можете объяснить, по какой глубинной или простой причине вы использовали слово с многозначным значением "О добром учителе замолвите слово"? Вот глагол этот очень неоднозначен. И возникает сразу очень неустойчивая конструкция.

Поскурякова Ю.М. Я, в общем-то, не только это слово использовала. Я по ассоциации с известным фильмом про бедного гусара, довольно красивая конструкция, мне показалось. Но, с другой стороны, что требует сегодня учитель - о том, чтобы о нем говорили много и хорошо. С этой точки зрения, о том, чтобы именно позитивно говорили. Это всегда нужно, а если сегодня мы говорим о годе учителя, то это сегодня еще и очень важно.

Асмолов А.Г. Вопрос такой: Как изменилось отношение к действиям после нашего с вами совместного общения?

Спивачук В.А.: Я думаю, что у меня изменилось мнение от того, что не всегда учитываешь психологию восприятия, до этого иногда просто не доходят руки и мозги. Если мы методы социологического исследования хоть трудно, но добываем, пользуемся, и результаты социологических исследований достаем, то психологию влияния и создания образа мы, по большей части, педагоги, даже не журналисты... хотя наша задача сформировать как учителя образ в человеке. Но совсем другими средствами. Спасибо.

Проскурякова Ю.М: Социологические исследования, я думаю, уже повернули мое сознание, как я буду работать дальше. Проанализировав в дальнейшем, я уже посмотрю, как нужно выстраивать свою работу, работу PR. Если говорить, Александр Григорьевич, о вашем выступлении, то ваши фразы наталкивают на интересные идеи. "Аллергия на слово "реформа". Я выстроить должна свою работу так, чтобы не было аллергии у людей на слово "учитель", потому что, по большому счету, оно такое затертое, никакого эффекта не производит. Я думаю, что можно все использовать в своей работе.

Савинцев В.В.: Также присоединюсь, что можно использовать все, но я для себя вынес одно из самых интересных, это про демонизацию спикера от реформ и инноваций, что я в своей работе буду стараться использоваться, потому что реформы неизбежны, без развития и без движения невозможно соответствовать духу времени. Так вот, брать тех спикеров, чей авторитет в данной области позволит им стать носителями реформы без вреда для них самих и без вреда для реформы.

Разумова И.Ф.: Для меня главным был этот разговор о результатах, о чем и Вячеслав Викторович говорил, и о чем было в исследованиях, почему, например, люди в Москве считают, что все оплачивается, потому что здесь люди привыкли работать и получать за это. В регионах еще взгляд немного другой, но туда тоже движется такое понимание, на будущее.

Асмолов А.Г. Коллеги, если честно, мне немного удивительно, почему никто из вас не сформулировал некоторое целеполагание. У меня вопрос, просто я объясняю, почему этот вопрос возник. Я на основе того, что вы сказали, для себя выделил, в чем основная идея, цель вашей программы. Сформулируйте ее, если можно, коротко, кто считает нужным. В чем цель программы, которую вы предлагаете? Буквально, одним предложением можно.

Проскурякова Ю.М: Я бы хотела еще раз повторить - сформировать образ успешного учителя, успешного человека.

Разумова И.Ф.: Убедить население, что профессия учитель - это здорово.

Спивачук В.А.: Изменить социальную установку в обществе.

Милёхина Е.Ю.: Показать, что учитель как раз в локомотиве того поезда, по которому сейчас движется развитие страны, и за все будущее отвечает именно учитель сегодня.

Савинцев В.В.: Создать психологический образ учителя как основы уважения в обществе и как человека, от которого во многом будет зависеть дальнейшее развитие общества.

Абрамов К.В.: Пару слов хотел бы сказать. Во-первых, спасибо участникам, что они уже начали сейчас активно работать с данными социологическими. Я бы хотел вас попросить, первое, существует два формата использования этих данных. И вы должны об этом хорошо помнить. Первый формат - это то, что с помощью социологических данных вы понимаете глубину определенных проблем, которые существуют в массовом сознании. Глубину этих проблем. И только потом, второй формат, вы действительно можете использовать определенные данные социологические в своей работе с определенной целью - целью формирования новых установок и прочее. Это понятно, это два разных формата. Первый формат содержательный, он вскрывает вам понимание социальной реальности определенной, сложившейся. Второе- это как вы с помощью социологических данных эту реальность можете изменять. Не путайте статистику с социологией. Это две большие разницы. Это комментарий.

Ган И.В. Коллеги, я передам, еще есть вопрос у члена жюри, пожалуйста Сергей Петрович.

Шатунов С.П.: У меня не вопрос, у меня ко всем вам такая реплика. Это выходит из нашего общего разговора. Вы должны понимать, что мы можем прикладывать свои активные усилия в сфере популяризации всяких инноваций в сфере образования, но мы все равно будем иметь очень негативное отторжение общественного мнения в связи со многими факторами. Поэтому вы должны быть к этому готовы. И второе, я вас призываю внутренне развиваться, изучать, быть губками, которые впитывают информацию не только из вне, связанную с образованием, а как губки, которые впитывают знания, которые необходимы для реализации вашей профессии. Вы сами должны быть учащимися, понимаете, учениками, вы должны впитывать. Потому что мы посмотрели на то, как шел конкурс, на вас на всех - учиться и учиться, и учить, и учиться! И не надеяться, что результат будет прямо хороший, стремиться и учителя... Ладно, во все века учитель у нас был плохой. Всегда говорили: "Учитель плохой, нужно с ним что-то делать, его поддержать. Все будет хорошо". Проходит время и опять: "Учитель плохой, нужно что-то делать, надо поддержать". Поэтому это очевидные вещи. Но вам для того, чтобы в этой сфере... - учиться, учиться и учиться, впитывать, требовать от жюри, от окружающих и от себя...

Ган И.В.: Коллеги, члены жюри, эксперты, еще вопросы есть? Пожалуйста, еще один вопрос, и мы будем тогда заканчивать.

Большедворская И.Ю.: Разрешите, я задам вопрос. Назовите своего главного учителя в вашей жизни. Кого они считают своим учителем?

Савинцев В.В.: Я считаю своим учителем по жизни свою жизнь, потому что что, как не она, дает огромную базу для реализации себя, она самый строгий критерий, самый объективный оценщик моих действий, и самый строгий наказывающий элемент за ошибки.

Спивачук В.А.: Я считаю, что мой главный учитель - это практика. Мы сегодня говорили о набивании шишек. Так вот, пока их не набьешь, ты ничего не достигнешь. Практика -это учитель.

Проскурякова Ю.М: Наверное, повторюсь, это, наверное, опыт. Лучше иногда самому наступить на грабли, чем посмотреть, что на них кто-то наступил. Потому что ничего бесценнее опыта, наверное, нет.

Разумова И.Ф.: А мой главный учитель - учитель русского языка и литература Авсена Вера Васильевна, которая научила меня многому. Я хочу брать пример с таких людей, как она.

Милёхина Е.Ю.: Я готова назвать по именам тех учителей, которые мне в жизни дали очень многое. Некоторые из них присутствуют и в этом зале. Но действительно, практика, опыт, а самое главное, может быть, это не совсем учитель, но и желание - это желание и готовность внутренняя. Это вот помощники в учении, которые являются тоже в чем-то, конечно же, учителями. Это готовность учиться тоже самому.

Ган И.В.: Ну что же, коллеги, я думаю, это было безумно интересно. Мне, например, безумно интересно. Я продолжаю вместе с вами учиться - это очень важно. Спасибо большое. Мы вас отпускаем на обед, обещаем, что он будет вкусным. Я передам слово тогда.

Абрамов К.В.: Да, коллеги, буквально одну секунду. Я хотел бы вручить почетную грамоту ВЦОМ за профессиональное использование социологических данных в своей работе. Награждается начальник информационно-аналитического управления Министерства образования и науки Чеченской республики Магомадова Заяфа Фосоиновна.

На самом деле, я прекрасно понимаю, что в Чеченской республике социология сейчас экстремальная, из-за этого я тем людям, которые проводят опросы, берут на себя огромный труд работы с населением в очень сложных условиях, в условиях просто военных, я считаю, что грамоты за это мало, огромное вам спасибо.

http://sovet-edu.ru/212/213/329/354.shtml

Док. 640212
Перв. публик.: 23.06.09
Последн. ред.: 23.06.11
Число обращений: 0

  • Асмолов Александр Григорьевич
  • Абрамов Константин Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``