Бывший генпрокурор полагает, что остудить горячие головы в Следственном комитете и Генпрокуратуре под силу только Дмитрию Медведеву
Противостояние Бастрыкина и Чайки перешло в публичное
"Раньше СК и прокуратура были одним ведомством - СКП. И трения между ними были, но не выносились на суд общественности. Был механизм внутреннего разрешения конфликтов. Сейчас же следствие вышло из-под прокуратуры, и им нужно утвердиться", - объяснил газете ВЗГЛЯД причины публичного межведомственного конфликта экс-генпрокурор России Юрий Скуратов.
Генпрокуратура резко ответила Следственному комитету (СК), который в пятницу утром обвинил подмосковное подразделение надзорного ведомства в снисхождении к коррупции. Поводом для этого заявления следователей стали два уголовных дела о подпольных казино и незаконных выделениях земель, благоприобретателями которых оказались подмосковные прокуроры. В итоге ГП обвинила СК в глумлении над Конституцией.
О хитросплетениях во взаимоотношениях ведомств и путях выхода из кризиса газета ВЗГЛЯД побеседовала с бывшим генеральным прокурором России, который возглавлял еще единую структуру прокуроров и следователей, Юрием Скуратовым.
ВЗГЛЯД: Юрий Ильич, обмен претензиями через официальные заявления, которые мы наблюдаем сегодня, - это свидетельство начала межведомственных войн?
Юрий Скуратов: В этой ситуации действительно есть признаки межведомственных войн - между Следственным комитетом и прокуратурой. Хотя определенное противостояние, кстати, было всегда. Перетягивание "каната полномочий" было и в советский период, когда следствие и надзор боролись за влияние. Другое дело, что последние несколько лет войны приобретают публичный характер - достаточно вспомнить распри между Минюстом и Генпрокуратурой.
Бывший генпрокурор РФ Юрий Скуратов полагает, что личные отношения не должны сказываться на работе (фото: РИА
ВЗГЛЯД: И в чем причина таких противостояний?
Ю.С.: Причины войн здесь двоякого плана: раньше СК и прокуратура были одним ведомством - СКП. И трения между ними были, но не выносились на суд общественности. Был механизм внутреннего разрешения конфликтов. Сейчас же следствие вышло из-под прокуратуры, и им нужно утвердиться в работе при режиме самостоятельного функционирования следствия. Происходит становление самостоятельного органа - Следственного комитета РФ - и должна сформироваться культура отношений. И его, и с ним. Естественно, что пока многое делается по привычке, не все прокуроры смирились с потерей следствия. Для того чтобы ведомства начали функционировать в полную силу, нужно время.
ВЗГЛЯД: Насколько далекоидущими могут быть последствия конфликта, который мы сейчас наблюдаем?
Ю.С.: Данный конфликт - это конфликт между СК и Генпрокуратурой, арена битвы - Московская область. Но понимаете, можно по-разному относиться к коллеге как к человеку, но если ты - руководитель такой структуры, как СК или Генпрокуратура, то нужно пересилить свою неприязнь и перейти к режиму нормальных деловых взаимоотношений. От конфликта Бастрыкина с Чайкой страдает дело - нужно общими усилиями бороться с коррупцией, преступностью. Дружба или неприязнь не должны быть в ущерб законности.
Прокуратура - надзирающий орган, нужно искать изъяны в работе следствия, это их прямая обязанность, но нужно и быть объективным. С другой стороны, следствие теперь самостоятельно, но у него не должно быть головокружения от успехов. Нужно помнить, что есть орган высшего надзора - Генпрокуратура. Здесь должна проявляться сдержанность и взаимоуважение сторон, чтобы была атмосфера эффективного взаимодействия, для защиты законности и чистоты делопроизводства. Не должно быть охоты друг на друга, не надо превращать конкретные уголовные дела в какую-то кампанейщину. Хотя понятно, что есть определенное ведомственное противостояние.
ВЗГЛЯД: Расследование "игорных дел" в Подмосковье вела ФСБ. Как вы считаете, какую роль спецслужба сыграла во всей этой ситуации?
Ю.С.: ФСБ - это третья сила, которая может повлиять и на ту и на другую сторону - и на следствие, и на прокуратуру - через собственные полномочия по ведению оперативно-розыскной деятельности. Сейчас задача службы, на мой взгляд, - повлиять на преодоление ситуации, не вставая ни на одну из сторон. Плюс очень важная роль у суда, который призван выносить решения на основании закона, а не под влиянием одной из сторон, будь то следствие или прокурорский надзор.
ВЗГЛЯД: Каковы могут быть способы выхода из сложившегося межведомственного кризиса?
Ю.С.: Я думаю, президент побеседует с обоими главами ведомств - и с Чайкой, и с Бастрыкиным, чтобы у них не было искушения бросить все свои ресурсы только на борьбу друг с другом. У президента достаточно рычагов, чтобы нормализовать ситуацию. Но посмотрим, какую позицию займет политическое руководство страны, быть может, наверху есть какие-то свои соображения на этот счет.