В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Агентство стратегических инициатив и проблемы внедрения инноваций в России Назад
Агентство стратегических инициатив и проблемы внедрения инноваций в России

Агентство стратегических инициатив и проблемы внедрения инноваций в РоссииРасширенное интервью руководителя Общественного штаба по внедрению инноваций Дмитрия Белоконева.

Корр. - Дмитрий Викторович, последние события в стране четко показывают заинтересованность Правительства РФ в развитии и поддержке инновационного сектора экономики России. Как Вы считаете, что повлияло на заявление Владимира Путина о создании Агентства стратегических инициатив?

Д.В. - Полагаю, в стране сложилась объективная необходимость в поддержке процесса инновационного развития, которое является действительно единственным способом избежать не только сползания России в глубочайший кризис, но и восстановления былого лидерства в мире. Сегодняшние возможности сырьевой модели экономики не только не позволяют уже удовлетворять потребности страны, но они вдобавок постоянно сужаются. Это было ясно и до кризиса. Мы сегодня находимся на низших позициях мирового рейтинга разделения труда и с этим явно надо что-то делать. Развитие, прежде всего, внутреннего рынка является приоритетным направлением в сегодняшней критической точке. Нам необходимы новые высококачественные продукты и технологии. Люди не будут дальше мириться с таким положением вещей и Правительство это осознает.

Корр. - Таким образом, Правительство РФ делает финальную попытку изменить ситуацию в стране и запустить процесс долгожданной модернизации?

Д.В. - Действительно, еще в 2009 году в своем ежегодном Послании Президент РФ Дмитрий Медведев озвучил основные направления развития экономики России. Руководствуясь данным документом, мы собрали команду молодых и в хорошем смысле амбициозных инновационных менеджеров, а также представителей ряда профильных общественных организаций. Цель работы была поставлена однозначно. Она заключалась в создании в стране действенной системы по внедрению инноваций. Мы полагали, что тезисы Послания Президента РФ будут восприняты чиновниками на местах как боевой приказ и руководство к действию. Новая общественная организация получила название Общественный Штаб по внедрению инноваций. Успешный опыт в этой сфере к этому моменту составлял в общей сложности более 3-х лет. Мы полностью изучили рынок и вывели новые оригинальные модели внедрения. Приходилось импровизировать. Стало ясно, что в стране достаточно изобретений и инноваций, которые не имеют аналогов в мире, и которые можно внедрять в сжатые сроки с максимальным эффектом, однако сам процесс затягивался в разы.

Корр. - Вы хотите сказать, что начали работать в направлении создания системы по внедрению инноваций еще в 2009 году?

Д.В. - Именно так. Мы определили центральное направление деятельности - энергоэффективность и экология транспортной отрасли. Более 95% всего транспорта в России не соответствует современным экологическим стандартам, но продолжает эксплуатироваться. Энергоэффективность транспортной отрасли находится на крайне низком уровне. Объем всех вредных выбросов более чем на половину, а в городах более 80% связан именно с транспортом. Таким образом, мы провели патентный поиск, выявили ряд российских перспективных разработок, готовых к применению и не имеющих аналогов в мире, а далее совместно с изобретателями начали непростой процесс внедрения. Сначала было проработано производство и вскоре на рынке появились новые инновационные продукты. Мы сформировали целую нишу, новый сектор на рынке. Название наших инновационных продуктов стало нарицательным. Мы объединили все имеющиеся наилучшие существующие разработки в экологический комплекс. Далее, добившись первых успехов, мы стали продвигать их в государственный сектор. Суть применения имеющихся технологий потрясала экспертов. Снижение вредных выбросов более чем на 50% и увеличение энергоэффективности более чем на 20% должны были сделать наше предложение уникальным по сути и максимально привлекательным. Следует отметить, что мы провели также неоднократные успешные испытания, в том числе в профильном ведомстве ФГУП "НАМИ".

Корр. - Вы хотите сказать, что любой крупный город, например Москва, может применить ваш экологический комплекс на своем транспорте и решить проблему загрязнения окружающей среды?

Д.В. - Справедливо отметить, что такое предложение мы сделали во все регионы нашей страны. Москва и Санкт-Петербург, а также еще восемнадцать городов миллионников неоднократно получали конкретные предложения со стороны нашей организации. Деятельность Общественного Штаба носила системный характер. Мы предлагали к рассмотрению местных властей любые варианты внедрения. Успешным примером такого подхода стало внедрение наших технологий на базе ГУП г. Москвы "Мосгортранс". На серийных автобусах нашей столицы были установлены и ежедневно эксплуатировались уникальные приборы созданного экологического комплекса, которые позволили снизить дымность дизельных двигателей на 63%. Эта цифра является официально зафиксированной всеми экспертами. Реализация экологического проекта на базе Москвы позволила бы решить проблему постоянного превышения предельно допустимых норм концентрации вредных выбросов автомобильного транспорта, уменьшить количество онкологических заболеваний, заболеваний верхних дыхательных путей и сердца, а также резко понизить смертность жителей мегаполиса. Мы даже не говорим здесь о повышении энергоэффективности городской транспортной отрасли в целом.

Корр. - Власти города Москвы должны по идее с готовностью принять такие разработки и установить их на весь транспортный парк. В чем же проблема?

Д.В. - Наличие таких уникальных технологий и проведенные успешные испытания еще не являются достаточным основанием, чтобы все заработало естественным путем. Это Россия. Административные барьеры и чиновничьи препоны не дают естественно развиваться даже самой нужной и действенной идее в нашей стране. Мы столкнулись с полным отсутствием поддержки на любых уровнях. На все наши многочисленные предложения о проведении рабочей встречи либо иных формах сотрудничества мы не получали порой даже письменных ответов. Отсутствие ответственности у чиновников полностью размывают в сознании молодых людей веру в позитивные изменения в нашей стране. За 2 года деятельности Общественного Штаба было в общей сложности отправлено более 2000 писем в различные инстанции с различными конкретными предложениями.

Корр. - Может быть крупный бизнес в нашей стране более заинтересован во внедрении инноваций?

Д.В. - Опыт работы с бизнесом у нас также есть. Мы обратились по порядку к 100 самым богатым представителям бизнеса России. Мы надеялись, что законы функционирования этой системы будут отличаться от чиновничьих. Интерес к реализации такого экологического инновационного проекта позволил бы крупному бизнесу не только заработать с точки зрения финансов, но и получить в глазах общества и власти неоспоримое на наш взгляд конкурентное преимущество, тем более, что первые лица страны к этому моменту неоднократно советовали бизнесу поддержать модернизацию и внедрение инноваций. Если бизнес выполняет социально значимые проекты, то во всем мире его цена на рынке увеличивается. В нашей стране крупный бизнес также как и чиновники никак не реагирует на тезисы Послания Президента РФ и объективную необходимость развития инновационного сектора страны.

Корр. - На ум приходит пример создания Е-мобиля Прохоровым М.Д. Неужели самый богатый человек в России остался также в стороне?

Д.В. У нас был опыт общения со структурами этого бизнесмена, а сегодня будущего политика. Как пояснил нам его пресс-секретарь, лично Михаил Прохоров положительно отозвался по поводу наших предлагаемых разработок и с готовностью направил документы своим исполнителям. Далее началось взаимодействие с менеджерами проекта "Е-мобиль". Наша идея была проста. Раз новый продукт "Е-мобиль" призван стать лучшим и самым совершенным на рынке, то логично, что в нем должны использоваться новейшие технологии. Однако, ни одной встречи с техническими специалистами далее не произошло. Мы увидели на уровне исполнителей отсутствие инициативы и готовности к сотрудничеству. К сожалению, неоднократные попытки с нашей стороны также не увенчались успехом. Даже на официальной презентации "Е-мобиля", которая прошла в Онэксим группе мы не увидели ни желания к сотрудничеству, ни особого энтузиазма к внедрению инноваций на системной и плановой основе. В общем, их можно понять, ведь они реализуют свой личный проект, у которого есть четкие цели.

Корр. - Расскажите, куда еще вы обращались и с кем взаимодействовали на пути создания системы по внедрению инноваций в России?

Д.В. - Общественный Штаб руководствовался тезисом, что страна находится в чрезвычайных условиях и выполнять призывы первых лиц государства обязаны на всех уровнях не только чиновничьего аппарата, но и бизнеса. Цель инновационного развития ясна - это фактическое спасение страны через возрождение производства. К сожалению, следовать этой цели без реальной и системной поддержки первых лиц оказалось невозможным. Общественный Штаб работал с каждым губернатором. Неоднократные предложения Штаба о реализации точечного показательного внедрения на базе транспортного предприятия региона не нашли реальной поддержки ни у одного руководителя региона. Далее по логике вещей мы обратились к Полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах. Мы описали ужасающую ситуацию, связанную с фактическим игнорированием и невыполнением тезисов Послания Президента РФ. Практически в каждом аппарате полпредов мы получили один и тот же ответ. Сотрудники ссылались на то, что у полпреда нет реальной власти над губернаторами и повлиять они на них, к сожалению, не могут. Такой ответ дал полную картину происходящего в стране и развеял иллюзии изменений к лучшему. Можно отметить здесь оперативность работы аппарата полпреда в Приволжском федеральном округе Григория Рапоты. Этот человек действительно оказал помощь Штабу. Здесь хочется поблагодарить его за это. Мы подвели неутешительный итог взаимодействия с регионами. Эффективность такого взаимодействия оказалась не более 15%. К слову сказать, ни одного внедрения так и не произошло.

Корр. - Неужели больше никто так и не поддержал ваши предложения по созданию в стране действенной системы по внедрению инноваций?

Д.В. - Мы получили в рамках нашей деятельности, применяя индивидуальный подход к каждому вопросу и затрачивая порой сверх усилия, поддержку Администрации Президента РФ, ряда Министерств и ведомств. Ведущие ученые с мировым именем, среди которых можно назвать заслуженного профессора МГУ В.С.Петросяна, который является экспертом ООН по химической безопасности и профессора Д.Н.Гаркунова, который является автором двух научных открытий, видя наш потенциал и энергию, а также трезво оценивая реальность наших предложений и ситуацию в стране - эти люди давали нам личные гарантии того, что будут отстаивать нашу позицию на самом высшем научном уровне, если это потребуется. Следует отметить, что в области прорывных инновационных технологий также есть сложности в однозначности их научной оценке. Вы можете вывести на рынок новый прибор, он может иметь подтверждающие все необходимые документы и успешные испытания, акты внедрения и активно продаваться, но научное сообщество не будет его признавать. Так у нас дела до сих пор обстоят с магнитной обработкой жидкотекучих сред и трибологией.

Корр. - В чем же причина затягивания и как построить не только действенную систему внедрения, но и значительно сократить сроки?

Д.В. - Здесь хочется вспомнить период 2009 года, когда, встречая очередную проблему, мы направляли предложения и Президенту РФ и Председателю Правительства РФ. Как только наша организация осознала и на практике прочувствовала, что без личной поддержки первого лица никакой реальной модернизации и в помине не будет, мы стали писать в Правительство РФ, в профильные комиссии и вообще всюду, где по нашему мнению могли бы быть услышанными. Мы предлагали ввести налоговые преференции для предприятий, внедряющих инновации. Мы обращались в банковский сектор с предложением выделить особую кредитную линию для тех, кто идет по пути модернизации производства. Наши эксперты совместно с ассоциациями изобретателей создали пакет предложений по патентной деятельности. Важным здесь будет отметить, что Россия до сих пор может поднять флаг в этом вопросе и стать первой в мире страной, которая проявит профильную инициативу.

Корр. - Неужели ни одно из ваших предложений так и не было услышано?

Д.В. - Были. Мы вывели даже четкие сроки. Обычно это занимает полгода. Ряд предложений, которые мы направляли в указанные адреса, впоследствии были озвучены. Мы вовсе не утверждаем, что кроме нас такие предложения больше никто не вносил. Мы лишь говорим о том, что занимаясь реальным внедрением инноваций, ты на системной основе начинаешь чувствовать все процессы и предлагать пути решения основных проблем, которые не видны для бизнесмена, политика или инноватора. Чтобы заниматься в России внедрением новейших технологий, необходимо иметь весь перечисленный опыт профессиональной деятельности, в противном случае результаты будут неудовлетворительны. Конечно, в заключении, нельзя не назвать самым большим успехом нашей деятельности по созданию действенной системы внедрения инноваций, инициативу Председателя Правительства РФ Владимира Путина. Предлагаемая структура будет иметь личную поддержку премьера, значит, ее деятельность будет развиваться успешно и без проволочек. Это то, с чем мы обращались в Правительство, это то, что было необходимо нашей стране.

Корр. - Как вы считаете, что сейчас является самым главным для АСИ?

Д.В. - Объявлен открытый конкурс. Должности генерального директора и руководителей трех направлений займут лучшие представители инновационной сферы России. Это, вне всякого сомнения, единственно верные условия формирования новой организации. Пусть придут лучшие и пусть победят сильнейшие! В современных условиях назначать очередного чиновника или управленца было бы опасным шагом. Достаточно посмотреть на полностью дискредитировавшую себя структуру "Роснано". Только естественным образом выбранное лучшее руководство из молодых профессионалов позволит АСИ функционировать как надо, то есть быстро и эффективно. Роль работоспособности данной структуры лежит не только в сфере инноваций. Фактически АСИ должна вернуть власти подорванный авторитет реальных дел. Стране нужны работающие проекты. Нам необходимо объединить в рамках запускаемых процессов изобретателей с одной стороны и молодежь с другой. В России сегодня один из самых низких КПД рабочего труда. Эту ситуацию необходимо исправлять в сжатые сроки. В стране огромный инновационный потенциал, который принадлежит старшему поколению. Оно в большинстве своем разочаровалось, опустило руки и не предпринимает практически никаких попыток к внедрению. Ситуацию необходимо менять с помощью привлечения к этому процессу молодых профессионалов. Необходимо создать желание у студентов становиться инноваторами, а не чиновниками. Только возрожденное производство может спасти страну.

Корр. - Скажите, а Вы сегодня участвуете в конкурсе?

Д.В. - Конечно, участвую. Дело в том, что создав за эти годы настоящую команду молодых профессионалов по внедрению, объединив наилучшие существующие технологии в экологический комплекс для решения одной из самых важных проблем загрязнения окружающей среды, ты просто знаешь, что делать и как лучше это сделать. Положительную оценку нашей деятельности мы встречали не один раз и с разных сторон, однако получить поддержку первого лица государства все еще не удавалось. Информация о нашей деятельности распространилась по многим направлениям и, таким образом, после того, как Владимир Путин озвучил свое решение о создании АСИ, мне позвонило сразу несколько человек и сообщили об этом. Для меня это был настоящий знак того, что в стране начался положительный долгожданный процесс, тем более что именно этой деятельностью мы занимаемся в общей сложности более 5 лет. Когда ты знаешь все нюансы процесса и четко видишь картину происходящего; когда ты уверен в своих силах и своей команде; когда тебя поддерживают более 100 ученых и изобретателей и нужно только одно, что в итоге и происходит, несложно догадаться какие эмоции это вызывает. В то же время, могу отметить, что чувствую большую ответственность не только за судьбу уникальных разработок, но и за самих изобретателей, а ведь это все люди за 70 и более лет. Мы знаем, в каких тяжелых условиях они живут сегодня. Считаю своим долгом обеспечить достойный уровень их существования через успешную реализацию инновационных проектов.

Автор: Павел Гришин

viperson.ru

Док. 639938
Перв. публик.: 08.06.11
Последн. ред.: 13.03.12
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Прохоров Михаил Дмитриевич
  • Белоконев Дмитрий Викторович
  • Гришин Павел Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``