В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Ухов: Страхование логистических систем Назад
Вячеслав Ухов: Страхование логистических систем
Логистические системы (ЛС) включают в себя множество разнородных элементов, которые находятся под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Их функционирование сопряжено с достаточно большим количеством рисков. Вследствие этого, одним из основных принципов логистики считается надёжность. Риски должны быть нейтрализованы или сведены к минимуму.

Одним из направлений обеспечения безопасности ЛС, является их страхование. Риск - основное понятие страхования. Под ним понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него. Понятия риска и страхового случая в Теории страхования соответствуют понятиям вероятности отказа и надежности системы в Теории надежности.

Страхование ЛС представляет собой процесс обеспечение их юридической и фактической безопасности. Для его осуществления необходимо разрабатывать и периодически обновлять комплекс организационных и технических мероприятий.

Динамика ЛС - это процесс движения материальных ресурсов, осуществляемый в сферах производства и продвижения продукта. Исходя из этого, будем считать, что ЛС состоит из двух взаимосвязанных подсистем:
- производственной (получение готового продукта), где возможны риски, вследствие ненадлежащей работы производственного оборудования, перегрузочных машин, транспортных средств и персонала;
- коммерческой (распределение готового продукта), где характерными являются риски логистических каналов, по которым происходит движение товаров и денежных средств. Это закупка, реализация (сбыт), транспортировка, хранение (складирование), информационные и финансовые услуги, договорные отношения и человеческий фактор.

Риски присутствуют везде, они сложны и разнородны. Проклассифицируем их по следующим условным группам:
- технические риски, связанные с эксплуатацией технических средств ЛС;
- риски, которые обусловлены хищениями товарно-материальных ценностей, включая угон транспортных средств;
- риски возникновения гражданской ответственности за ущерб, наносимый юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности;
- коммерческие риски, выражающиеся в срыве поставок или недопоставках продукции, нарушении сроков поставок, невыполнения финансовых обязательств, потери части доходов (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировок и хранения;
- экологические риски, выражающиеся в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции;
- риски утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий, включая стихийные бедствия.

Обеспечение безопасности ЛС от логистических рисков, учитывая их специфические особенности, целесообразно осуществлять силами специализированных страховых организаций. Взаимоотношения между логистическими и страховыми компаниями регулируются договорами страхования.

Договор страхования предусматривает участие в нём двух сторон:
- страхователя, организатора логистического процесса. Например, владельца товаров (грузов) или транспортных средств;
- страховщика - юридического лица, принимающего на себя ответственность за те или иные риски.

Примерная структура рисков и предметов договоров приведена в табл.1.
 

Согласно договору страхования, страхователь уплачивает так называемые страховые премии страховщику, а последний возмещает ущерб, в случае наступления страхового случая.
Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, т.к. кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. Страхового возмещения оказывается недостаточно для полной ликвидации ущерба. Поэтому, задача состоит в недопущении наступления страхового случая. Её решение возлагается на персонал, поскольку ЛС функционирует как система "человек-машина". Таким образом, в системе страхования, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы, центральное место занимает управление.

Можно выделить две группы факторов, определяющих эффективность управления ЛС:
- качество системы обслуживания и обеспечения процесса товародвижения, комплекса логистической инфраструктуры;
- целенаправленность и разнообразие управляющих воздействий на процессы товародвижения материальных и финансовых ресурсов.

В оценке качества управления ЛС следует ориентироваться на целевую установку её функционирования. Она тоже не однозначна. Её основными целями являются:
- сбалансированность спроса и предложения;
- обеспечение конкурентоспособности произведенного продукта и системы его распределения;
- надежное материально-техническое снабжение;
- обеспечение заданных параметров перемещения материальных ресурсов в логистических каналах с минимальными затратами;
- возмещение товаропроизводителями и другими участниками логистического процесса произведенных ими затрат.

Достижение этих целей обеспечивается введением в действие следующих управляющих воздействий:
- регламентацией использования материальных ресурсов, в том числе нормированием их расхода или потребления;
- ускорением продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям;
- использованием резервов компаний, оперативным маневрированием материальными ресурсами;
- изменением траекторий движения логистических потоков;
- изменением частоты поставок;
- оперативными закупками материальных ресурсов;
- эшелонированием материальных запасов;
- консигнацией товаров и грузов через деловых посредников;
- профилактикой и резервированием технических средств логистического процесса;
- сервисным сопровождение логистического процесса;
- предварительной комплектацией товаров (грузов) согласно требованиям покупателей;
- поставками по системе: "точно в срок";
- диспетчеризацией движения товаров и транспортных потоков.

Арсенал управляющих воздействий не исчерпывается приведенным перечнем. Его расширение повысит надежность логистических операций и логистического процесса в целом.

Логистическая инфраструктура, как и любая другая инфраструктура, условно подразделяется на три вида: техническую (производственную), институциональную и социальную.

Техническая инфраструктура предусматривает наличие и функционирование транспорта, дорог, зданий, сооружений, складов, терминалов и пр.

Институциональная инфраструктура - это деятельность банков, таможни, органов сертификации, страхования и др., непосредственно связанная с обслуживанием процесса товародвижения.

Социальная инфраструктура - это персонал, занятый в процессе движения материальных потоков.

Специализированные страховые компании, являются самостоятельными субъектами страхового рынка. Вместе с тем, выполняя свои задачи, они становятся частью институциональных логистических инфраструктур.

Инфраструктура играет определяющую роль в экономике в целом и в логистике в частности. Её наличие - необходимое условие эффективного функционирования ЛС. Поэтому, при формировании системы страхования, следует обращать внимание на состояние инфраструктуры ЛС, параметры которой должны соответствовать требованиям конкурентоспособности.



Viperson

Док. 639883
Опублик.: 06.06.11
Число обращений: 0

  • Ухов Вячеслав Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``