Логистические системы (ЛС) включают в себя множество разнородных элементов, которые находятся под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Их функционирование сопряжено с достаточно большим количеством рисков. Вследствие этого, одним из основных принципов логистики считается надёжность. Риски должны быть нейтрализованы или сведены к минимуму.
Одним из направлений обеспечения безопасности ЛС, является их страхование. Риск - основное понятие страхования. Под ним понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него. Понятия риска и страхового случая в Теории страхования соответствуют понятиям вероятности отказа и надежности системы в Теории надежности.
Страхование ЛС представляет собой процесс обеспечение их юридической и фактической безопасности. Для его осуществления необходимо разрабатывать и периодически обновлять комплекс организационных и технических мероприятий.
Динамика ЛС - это процесс движения материальных ресурсов, осуществляемый в сферах производства и продвижения продукта. Исходя из этого, будем считать, что ЛС состоит из двух взаимосвязанных подсистем: - производственной (получение готового продукта), где возможны риски, вследствие ненадлежащей работы производственного оборудования, перегрузочных машин, транспортных средств и персонала; - коммерческой (распределение готового продукта), где характерными являются риски логистических каналов, по которым происходит движение товаров и денежных средств. Это закупка, реализация (сбыт), транспортировка, хранение (складирование), информационные и финансовые услуги, договорные отношения и человеческий фактор.
Риски присутствуют везде, они сложны и разнородны. Проклассифицируем их по следующим условным группам: - технические риски, связанные с эксплуатацией технических средств ЛС; - риски, которые обусловлены хищениями товарно-материальных ценностей, включая угон транспортных средств; - риски возникновения гражданской ответственности за ущерб, наносимый юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности; - коммерческие риски, выражающиеся в срыве поставок или недопоставках продукции, нарушении сроков поставок, невыполнения финансовых обязательств, потери части доходов (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировок и хранения; - экологические риски, выражающиеся в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции; - риски утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий, включая стихийные бедствия.
Обеспечение безопасности ЛС от логистических рисков, учитывая их специфические особенности, целесообразно осуществлять силами специализированных страховых организаций. Взаимоотношения между логистическими и страховыми компаниями регулируются договорами страхования.
Договор страхования предусматривает участие в нём двух сторон: - страхователя, организатора логистического процесса. Например, владельца товаров (грузов) или транспортных средств; - страховщика - юридического лица, принимающего на себя ответственность за те или иные риски.
Примерная структура рисков и предметов договоров приведена в табл.1. Согласно договору страхования, страхователь уплачивает так называемые страховые премии страховщику, а последний возмещает ущерб, в случае наступления страхового случая. Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, т.к. кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. Страхового возмещения оказывается недостаточно для полной ликвидации ущерба. Поэтому, задача состоит в недопущении наступления страхового случая. Её решение возлагается на персонал, поскольку ЛС функционирует как система "человек-машина". Таким образом, в системе страхования, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы, центральное место занимает управление.
Можно выделить две группы факторов, определяющих эффективность управления ЛС: - качество системы обслуживания и обеспечения процесса товародвижения, комплекса логистической инфраструктуры; - целенаправленность и разнообразие управляющих воздействий на процессы товародвижения материальных и финансовых ресурсов.
В оценке качества управления ЛС следует ориентироваться на целевую установку её функционирования. Она тоже не однозначна. Её основными целями являются: - сбалансированность спроса и предложения; - обеспечение конкурентоспособности произведенного продукта и системы его распределения; - надежное материально-техническое снабжение; - обеспечение заданных параметров перемещения материальных ресурсов в логистических каналах с минимальными затратами; - возмещение товаропроизводителями и другими участниками логистического процесса произведенных ими затрат.
Достижение этих целей обеспечивается введением в действие следующих управляющих воздействий: - регламентацией использования материальных ресурсов, в том числе нормированием их расхода или потребления; - ускорением продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям; - использованием резервов компаний, оперативным маневрированием материальными ресурсами; - изменением траекторий движения логистических потоков; - изменением частоты поставок; - оперативными закупками материальных ресурсов; - эшелонированием материальных запасов; - консигнацией товаров и грузов через деловых посредников; - профилактикой и резервированием технических средств логистического процесса; - сервисным сопровождение логистического процесса; - предварительной комплектацией товаров (грузов) согласно требованиям покупателей; - поставками по системе: "точно в срок"; - диспетчеризацией движения товаров и транспортных потоков.
Арсенал управляющих воздействий не исчерпывается приведенным перечнем. Его расширение повысит надежность логистических операций и логистического процесса в целом.
Логистическая инфраструктура, как и любая другая инфраструктура, условно подразделяется на три вида: техническую (производственную), институциональную и социальную.
Техническая инфраструктура предусматривает наличие и функционирование транспорта, дорог, зданий, сооружений, складов, терминалов и пр.
Институциональная инфраструктура - это деятельность банков, таможни, органов сертификации, страхования и др., непосредственно связанная с обслуживанием процесса товародвижения.
Социальная инфраструктура - это персонал, занятый в процессе движения материальных потоков.
Специализированные страховые компании, являются самостоятельными субъектами страхового рынка. Вместе с тем, выполняя свои задачи, они становятся частью институциональных логистических инфраструктур.
Инфраструктура играет определяющую роль в экономике в целом и в логистике в частности. Её наличие - необходимое условие эффективного функционирования ЛС. Поэтому, при формировании системы страхования, следует обращать внимание на состояние инфраструктуры ЛС, параметры которой должны соответствовать требованиям конкурентоспособности.
Viperson
Док. 639883 Опублик.: 06.06.11 Число обращений: 0
Ухов Вячеслав Алексеевич
|