Дмитрий Белоконев: Агентство стратегических инициатив реализует Киотский протоколНазад
Дмитрий Белоконев: Агентство стратегических инициатив реализует Киотский протокол
Начало второго десятилетия ХХ1 века для Россия стало отличным поводом для того, чтобы осмыслить сложившуюся критическую ситуацию в экономике и социальной сфере, а также предложить пути выхода из нее. Всесторонняя модернизация не случилась в одночасье. Властям пока так и не удалось, несмотря на заявления Президента РФ Дмитрия Медведева, создать умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, которые могли быть полезны людям. Изобретатели все еще зачастую получают унизительные, нищенские пенсии. Ученые, учителя и новаторы, а также предприниматели, внедряющие новые уникальные технологии, к сожалению, так и не стали самыми уважаемыми людьми в обществе и не получили все необходимое для плодотворной деятельности. Тезисы ежегодного Послания Президента РФ 2-х годичной давности, на которые так надеялась интеллектуальная инновационная элита страны ушли в песок. Чиновники на местах не услышали боевой приказ главнокомандующего, а самой заветной мечтой для молодежи так и осталось теплое кресло в государственной структуре.
Может ли что-то переломить этот унылый тренд? Многие эксперты и профильные общественные организации на протяжении двух лет информировали власти о том, что конкретно необходимо предпринимать, для того чтобы процесс модернизации тронулся с мертвой точки и стали видны реальные результаты. Среди таких организаций был и Общественный Штаб по внедрению инноваций. Штаб - это негосударственная некоммерческая общественная организация, цель которой заключается в создании на федеральном уровне действенной системы по внедрению инноваций. Общественный Штаб, являясь институтом гражданского общества и субъектом инновационной деятельности, начал свою работу с реализации Федерального инновационного экологического проекта Великая Россия (ФИЭП Великая Россия ), суть которого заключалась в показательном внедрении ряда перспективных инновационных разработок в области транспорта для снижения вредных выбросов, решения экологических вопросов превышения ПДК в крупных городах, улучшения среды обитания человека и увеличения энергоэффективности экономики страны в целом.
Деятельность Штаба основывается на личном профессионализме и творческом, нестандартном подходе в решении всего спектра возникающих вопросов каждого члена команды. Сотрудники Штаба - это молодые профессионалы, получившие первичный опыт в политической, социальной и деловой сферах. Устойчивость команды и сплоченность в работе, выработка новой идеологии и острое понимание значимости необходимых изменений в экономике и системе государственного управления позволили Штабу добиться точечных успехов и выявить весь комплекс проблем на региональном и федеральном уровнях, мешающих процессу реализации инновационных проектов. В Администрацию Президента РФ и в аппарат Председателя Правительства РФ за полтора года было направлено только этой организацией в общей сложности более 50-ти конкретных предложений по улучшению климата в данной сфере. Необходимо отметить, что ряд из них были приняты и получили реальное воплощение. Создание новой надминистерской структуры, которая получила название Агентство стратегических инициатив в этой связи является ярким положительным примером взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Агентство создается как социальный лифт для молодежи и служит поддержкой уникальных проектов. Новый орган имеет общественный юридический статус, а его руководство будет отобрано по результатам открытого конкурса. Все это свидетельствует о демократическом подходе в решении назревших проблем. Такая инициатива премьера Путина В.В. получила сразу широкую поддержку среди научно-инновационных кругов и вызвала подъем ожиданий и активности данной социальной группы.
Что должно предпринять Агентство стратегических инициатив, чтобы в него поверили? Не будет ли АСИ очередным агитационным проектом наравне с Роснано или Сколково? Такие вопросы действительно возникают, но чтобы ответы на них стали в корне отличаться от предыдущих результатов инновационной российской действительности, необходимо назвать основные направления деятельности будущего министерства. Этим занимаются как раз те претенденты, которые выразили желание участвовать в конкурсе и занять пока еще вакантные должности генерального директора Агентства стратегических инициатив и трех руководителей основных направлений.
Исходя из задачи построения инновационной модели экономки до 2020 года и отхода от сырьевой кормушки, можно выделить ряд направлений, которые до сих пор в нашей стране остаются невостребованными. Одним из них может стать реализация ст. 6 Киотского протокола. Само соглашение является на сегодня первым глобальным документом об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования - механизме рыночной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Таким образом, любая страна, реализовавшая на своей территории инновационный экологический проект и снизившая количество вредных выбросов, может реализовать их на международных экологических биржах. Есть ли в России уникальные технологии способные добиться желаемого результата в данном направлении? Конечно, есть, и они существуют уже не один год! Будущее руководство Агентства стратегических инициатив на наш взгляд должно пристальным образом рассмотреть это направление деятельности в связи не только с его глобальным экологическим значением, но и вполне ощутимой экономической прибылью.
Более пяти лет команда молодых инновационных менеджеров вела патентный поиск и отбор наилучших существующих технологий в сфере экологии и энергоэффективности транспорта. Инноваторам удалось выпустить на рынок новые продукты и создать уникальный сегмент экологических приборов и новейших технологий. Изобретения были объединены в единый экологический комплекс, полностью готовый к внедрению. Все имеющиеся разработки, каждая из которых защищена многочисленными патентами как российскими, так и зарубежными, прошли многократные успешные испытания в профильных экспертных центрах и имеют примеры актуального использования на ряде транспортных предприятий. Испытания проводились на ОАО "Автоваз", ОАО "ЗМЗ" и ГУП "Мосгортранс". В ряде случаев были зафиксированы факты снижения вредных выбросов на 63%, что является революционным показателем. Применение такого комплекса, не имеющего аналогов в мире по совокупности потребительских качеств, позволит любому транспортному предприятию или региону включиться в реализацию Киотского протокола.
В России в настоящее время около 30 млн. транспортных средств. 95% транспорта изношено морально устарело. Федеральный проект в рамках Киотского протокола составит по предварительным расчетам около 3 000 000 000 долларов США. Лимит вредных выбросов для России в настоящее время до 2012 года составляет 3 216 326 719 тонн (предельный уровень 1990 г.) В РФ по оценке аналитиков используется около 70 % данного лимита, то есть около 2 251 428 703 тонн. Практически 50 % вредных выбросов составляют выбросы автомобильного транспорта, что составляет 1 125 714 351 тонн. Реализация такого проекта внутри страны позволит получить снижение данных показателей минимум на 50 %, что составит 562 857 175 тонн. При сегодняшней цене квоты за выброс 15-16 долларов США за 1 тонну прибыль для России составит 8 442 857 625 долларов США. Чистая прибыль с вычетом стоимости проекта составит 5 442 857 625 долларов США. После 2012 года некоторые аналитики склоняются к тому, что цена за 1 тонну на бирже возрастет и может составить от 50 до 100 долларов США. Таким образом, чистая ежегодная прибыль от одного реализованного проекта Агентства стратегических инициатив по Киотскому протоколу может перекрыть доход некоторых естественных монополий.