В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сбрасывая оковы безысходности Назад
Сбрасывая оковы безысходности
Виктор Николаевич ЯРОШЕНКО - выходец из директорского корпуса, доктор экономических наук. Он возглавлял Министерство внешнеэкономических связей в первом "переходно-перестроечном" правительстве Ивана Силаева.

Либерал по убеждениям, он, однако, критически отнесся к реформам Чубайса - Гайдара. Будучи торгпредом РФ во Франции, несколько лет следит за событиями в нашей стране из своего парижского "далека". Имеет возможность сравнивать рыночную экономику в России с ее западными моделями.

- Виктор Николаевич, сегодня вряд ли кто будет спорить, что реформы "младореформаторов" оказались не совсем удачными. Спад производства оставил людей без работы. Обнищали по крайней мере 30-40 процентов россиян. Что же произошло?

- На мой взгляд, это прежде всего, нежелание, незаинтересованность финансово-кредитной системы вкладывать средства в реальный сектор экономики. Финансово-кредитная система для экономики - это все равно что кровообращение для человеческого организма. То, что произошло с ней у нас, вывело из строя все жизнеобеспечение страны. В результате даже, казалось бы, здоровое производство и серьезные коммерческие проекты медленно умирают.

- А если более конкретно?

- У многих банков накопились крупные долги перед государством по выплате налогов, отчислений в Пенсионный фонд и другим статьям. Учитывая это обстоятельство, государство должно установить контроль над этими банками, взяв за долги контрольный пакет акций, и сменить там менеджеров. Надежность и кредитоспособность банков можно было бы обеспечить за счет золотовалютных запасов страны. Для этого, конечно, необходимо резко увеличить добычу золота и алмазов.
У людей на руках десятки миллиардов долларов. Если государство создаст систему, которая обеспечит гарантии банковских вкладов, люди понесут в банки свои средства.

- Но после краха стольких банков доверие к ним в стране самое минимальное, если оно вообще есть. Люди не понимают, куда подевались их вклады. При этом хозяева лопнувших банков как были, так и остаются богатыми. Как все-таки вернуть доверие к банкам?

- Необходимо дать твердые гарантии, что деньги, вложенные в банки, ни при каких условиях не пропадут. Приведу пример Франции. Два года назад обнаружилось, что крупнейший французский коммерческий банк "Креди Лионнэ" имел "дыру" более чем в 50 миллиардов долларов США! Но государство не отступилось и не бросило на произвол судьбы вкладчиков. Вопреки протестам соответствующих органов Европейского союза и его законодательству, оно поддержало банк. Слово государства - закон, самая надежная гарантия. Во Франции не было никакой паники, никто не разорился.

- О каких гарантиях речь?

- Например, в течение десяти лет гарантируется возвратность всех банковских вкладов и выплата процентов, которые устанавливаются путем договорных отношений с банками. Для этого следует создать соответствующие госрезервы (золото, алмазы, земля и т.д.).
Следующий пункт: в этих же банках разрешить открытие номерных счетов без предоставления вкладчиками документов, подтверждающих личность, - как резидентам, так и нерезидентам. Это - своего рода гарантия анонимности и амнистия теневых капиталов. Но сейчас нет другого пути привлечь теневые капиталы в банковскую систему, в том числе те, которые "бежали" за границу.
Капиталы, которые вернутся из-за границы, должны по закону оставаться в России на срок не менее трех лет. Потому что если мы такое временное ограничение не установим, то из-за рубежа в Россию будут на сутки-двое приходить огромные теневые средства, "отмываться" и потом, став как бы легальными, законными, возвращаться за рубеж.

- То есть вы за тайну банковских вкладов, которая, кстати, в ряде западных стран постепенно утрачивает свою "таинственность"?

- Повторяю, вклады должны быть по-настоящему тайными. Если вкладчик в чем-то виноват, это надо доказать в суде. Но только по решению суда деньги данного лица могут разыскиваться и раскрываться его вклады.
И еще. Если раньше говорили, что в России две беды: дураки и дороги, то сейчас можно было бы добавить и третью: налоги. Государство не дает встать на ноги ни одному производству, ни одному бизнесу. Все в корне душится налогами. Одной из первых задач должна стать замена высоких, по сути дела запретительных, налогов низкими, поощряющими деловую активность.

- Сейчас в России идет спор о том, следует ли разрешить продажу земли или нет. Есть ли у вас определенная позиция в этом вопросе?

- Земля на сегодня осталась единственным крупным ресурсом, не пущенным в оборот. Крестьяне лишены права продавать, покупать или отдавать в залог землю, хотя "черный рынок", разумеется, существует.
В начале ХХ века на Всемирной выставке в Париже россияне потрясли воображение европейцев тем, что представили срез российского чернозема. Это был просто кубометр российской земли, кажется, из Воронежской губернии. Таких земель в Европе просто нет. Я это говорю для того, чтобы мы осознали, каким богатством мы владеем.
В России до сих пор отсутствует рыночный оборот сельскохозяйственных угодий. Нет кадастра, нет ипотеки, нет залога, нет кредита, нет продажи. Земельный вопрос в 1-2 года не решишь, оборот земли необходим, однако он должен приводить к накоплению богатства, а не к его проеданию.
По-моему, одним из пунктов экономической программы должно быть положение о запуске в торгово-финансовый оборот земли, которая представляет собой непреходящую ценность и дорогостоящий товар.

- Многие производства перешли в руки частных предпринимателей, произошло сращивание капитала с государственной властью. Как разрубить этот гордиев узел?

- Говоря о социальной справедливости, мы еще раз вспоминаем ту истину, что богатой считается та страна, где живет богатый народ.
Соединенные Штаты - очень богатая страна. Но не потому, что там живут мультимиллионеры (или, по-нашему, олигархи) - Форды, Рокфеллеры, Морганы, а потому, что там живет много богатых людей, потому, что в Америке миллионы семей миллионеров и десятки миллионов семей, состояние которых более ста тысяч долларов.
В этом смысле России хвастаться нечем. До 90 процентов всех финансовых потоков находится в руках менее 1 процента населения - крупного капитала и верхушки госбюрократии.
Порочность нынешней российской крупной собственности в том, что она накоплена не в результате труда нескольких поколений предков, а в результате сомнительных операций в области приватизации и финансов.

- Ну и что же теперь делать? Нувориши, конечно, не вернут стране эти богатства...

- На сегодня практически все они являются крупнейшими должниками государства. Совершенно обоснованно в рамках действующего законодательства в счет этих долгов передать в руки государства контроль над их ресурсами.

- Вы предлагаете национализацию? Ведь стоит закону обратить внимание на крупного собственника, как поднимается невероятный шум?..

- Нет, это не национализация. Это вполне законная процедура поиска лучшего собственника, которая является результатом банкротства.
Несколько лет назад был арестован и умер в тюрьме очень известный во Франции человек - мэр Ниццы, который более 10 лет успешно управлял городом. Угодил в тюрьму и мэр Гренобля.
Четыре года назад Франция узнала, что арестован президент крупнейшей транспортной монополии, которая контролирует все железные дороги Франции, Флек Прижан. Причем за грехи пятилетней давности, когда он был президентом самой крупной монополии Франции - группы "Эльф Акитэн", обороты которой составляют многие десятки миллиардов долларов, а чистая прибыль после вычетов и налогов - более 2 миллиардов долларов. В тюрьме он просидел не несколько дней, а несколько месяцев.
Это было предварительное заключение до предъявления окончательного обвинения (по французским законам - до 4 месяцев). А инкриминировалось ему хищение государственных средств в размере 1 миллиона франков (около 150 тысяч долларов). Решение о его аресте принимал не президент, не премьер-министр, не генеральный прокурор, а следователь местной прокуратуры. В обществе царили удивление и сожаление, но не было ни одной передачи, ни одной статьи, осуждающих президента, премьер-министра или генерального прокурора. Ни один из заместителей Флек Прижана не преследовал президента Миттерана во время его заграничного турне и не организовывал выступления в американском сенате или пресс-конференций в отелях, где обычно проживал президент. Впоследствии суд признал его виновным. В срок заключения был засчитан срок предварительного заключения. Флек Прижан был отпущен на свободу при условии, что вернет "заимствованные" у государства деньги.
Еще раньше застрелился премьер-министр Франции П. Береговуа, когда узнал, что готовится ордер на его арест. Речь шла о такой "незначительной" по нашим меркам сумме - 150 тысячах долларов США.
Другой пример: американский мультимиллионер Марк Ритч, успешно торговавший нефтью, зерном и другими товарами, был уличен в уклонении от уплаты налогов в США. Вынужден был спасаться бегством и почти десять лет скрывается в одной из стран, у которой нет соглашения с Интерполом. Он уже внес в американскую казну все налоги, но обвинение не снято, и ему по-прежнему угрожает длительное тюремное заключение.

Николай ПАКЛИН,
соб. корр.
Париж.

    

"Российская газета"

Док. 639801
Перв. публик.: 02.06.03
Последн. ред.: 02.06.11
Число обращений: 0

  • Ярошенко Виктор Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``