В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Простов: Ресурсы для развития: капитализация человеческого потенциала Назад
Александр Простов: Ресурсы для развития: капитализация человеческого потенциала
"Если мы и дальше будем мыслить так, как мыслили до сих пор,
то у нас нет ни малейшего шанса на выживание" (1).

Мировой исторический опыт показывает, что после каждой глобализации всегда следует новая деглобализация, причиной которой является ослабление прежнего глобального лидера. Упадок нынешнего гегемона - США означает, что глобальный мир с неизбежностью распадется на большие внутренние автономные части. Поэтому сегодня мы наблюдаем не только крах глобальной экономической и политической модели, но и системы мышления ценностей и представлений, которые ранее считались абсолютно бесспорными.

? 1. Глобальные факторы влияния на уровень национальной безопасности.
Процесс модернизации в России оказался под давлением глобальных и локальных факторов, которые создают новые угрозы национальной безопасности и суверенитету страны. Среди них доминируют факторы, которые связаны с новой глобальной моделью управления и рисками 21 века (2).

Фактор 1. Кризис идеи "социального государства" западного типа породил тенденции к неумеренному раздуванию социальных программ, что привело к хроническим бюджетным проблемам, инфляции и росту налогов. Сегодня государства уже не могут решить все социальные проблемы сами (3).

Фактор 2. Кризис идеи "плавильного котла" оказал непосредственное влияние на крах идеи "социального государства" - миграционный хаос превратил борьбу "за права человека" в войну "за жизненные ресурсы", нехватка которых ощущается повсюду. Желание "жить лучше" переросло в конфликты на национальной почве, которые нарастают по всему миру. Это произошло по причине того, что либеральные концепции неправильно определили смысл "национальной идеи", что спровоцировало новое "великое переселение народов" из бедных в богатые страны. "Национальная идея" позволяет сконцентрировать усилия нации на решение собственных проблем, а ее отсутствие понуждает переезжать туда, где эти проблемы уже решены другими. Однако до сих пор наука не определилась с этим базовым понятием. В этой связи интерес вызывает концепция "Безопасность через эффективное управление", где "национальная идея" обосновывается как историческая константа и раскрывается посредством пяти признаков государственности (4).

Фактор 3. Угроза идее "суверенного государства". Последствием влияния первых двух факторов стало создание множества новых транснациональных неправительственных сетей и центров влияния, которые оказались более эффективными управленческими системами, чем государственная вертикаль. В этой связи возникла острая необходимость провести профилактику с целью нейтрализовать их возможные действия, способные нанести ущерб суверенитету и безопасности государства (5).

Фактор 4. Кризис глобальной финансовой системы. Вся видимость поддержки мировых активов обеспечивается только финансовым сектором, который за счет денежной накачки покрывает огромные бюджетные дефициты всех "развитых" экономик мира.

Благодаря этому процветает "экономика знаний" - так именуют глобальную специализацию США. На самом деле в действующей модели финансового капитализма такая "экономика" построена на знании, как обманывать всех остальных и жить за их счет. Абсолютным конкурентным преимуществом здесь обладает тот, кто имеет материальные возможности делать это безнаказанно. Когда эти возможности окажутся подорванными, наказание последует с физической неизбежностью. Понимая это, независимые эксперты дают негативную оценку мировой финансовой системе, которая не отражает потребностей глобальной экономики, так как завязана на одну валюту и ограниченное число финансовых центров.

Современная финансовая система находится на грани краха: США имеют суммарный внешний (14 трлн. долл.) и внутренний долг, составляющий более 50 трлн. долл., тогда как совокупный мировой ВВП составляет 60 трлн. долл. При этом мировой ВВП растет со скоростью 3-4% в год, а долги США со скоростью 10% в год. Такая система долго существовать не может в принципе. В этой ситуации необходим антикризисный план действий. Попытки США решить эту проблему своими методами провалились (6).

Фактор 5. Неравномерность распределения мировых активов. По данным Всемирного банка соотношение суммарных материальных активов за 2000 год выглядит следующим образом: Евросоюз - 177 трлн. долл.; США - 123 трлн. долл.; Россия - 5 трлн. долл. Для сравнения - японская группа Мицубиси - 1,7 трлн. долл., а вся банковская система России - 0,3 трлн. долл. Эти показатели автоматически формируют рейтинг стран в мировом кредитном пространстве. Обесценивание активов советской экономики явилось результатом ориентации ее экономической стратегии и налоговой политики на устаревшие показатели прибыли и вала (7).

Фактор 6. Угроза экономическому и политическому суверенитету России. Западу нужна ресурсная помощь, но получить ее можно только от России, так как только у нее есть нереализованный потенциал. Однако Запад не хочет просить, он хочет получить ее посредством политической хитрости, экономических трюков и военно-силового шантажа. Общемировые военные расходы уже превысили триллион долларов, что составляет ок. 2% мирового ВВП, где на долю США приходится 50% этих расходов. При этом их темпы роста составляют почти 8%, а темпы роста мирового ВВП лишь 3-4% (8).

Таким образом, поведение России на ближайшее и будущее время уже просчитано, спрогнозировано и запрограммировано с заранее заданными результатами. России только остается наблюдать, как ее превращают в придаток западной экономики и культуры, отбирая не только национальный суверенитет, но и все сопутствующие ему признаки государственности: территорию, население, язык, власть и право. Этот проект реален, так как современная Россия в глазах Запада представляет собой "мировую сокровищницу с вымирающим коренным населением".

По этой причине Россия становится привлекательной для ее захвата и эксплуатации. Об этом западные политики говорят открыто: позицию Мадлен Олбрайт, относительно "нерусской Сибири" и ее богатств, можно дополнить высказыванием Маргарет Тэтчер о том, что для России достаточно иметь население 15-50 млн. чел., проживающих в европейской части России, чтобы обслуживать поставку энергоресурсов в страны Европы. Им вторят и российские интеркарьеристы, например, изданная в США скандальная книга бывшего члена Правительства РФ Коха, где автор ставит России смертельный диагноз как "исторически несостоявшемуся государству". Запад представляет себе Россию будущего как систему карликовых государств во главе с нацменами, которые выбирают себе хозяина на Западе, способного управлять этой властью и защищать ее от гнева коренных народов.

? 2. Локальные факторы влияния на уровень национальной безопасности.

"Когда в России говорят о безопасности,
то вовсе не имеют в виду саму Россию".

Фактор 1. Неэквивалентное сотрудничество по Западному сценарию есть новый скрытый вид конкуренции и эксплуатации России. Реализуясь, их идеи наносят стране огромный ущерб: на фоне открытия национальных границ для глобального бизнеса в самой России идет процесс усиления правового давления на своих граждан. Власть до сих пор не понимает того, что Западные страны только дают наставления другим, но сами так не живут. Они давно создали внутри своих стран "мягкий национальный потребительский социализм", который защищается внешним, жестким, интернационально-либеральным капитализмом, например, отказ иностранцам приобрести в США и странах ЕС активы портов и энергетических компаний.

Фактор 2. Неэффективное бюрократическое управление. Характер существующих социально-экономических и политико-экономических проблем намного сложнее, чем сфера прямого влияния и компетенций действующих министерств и ведомств, на которые возлагается реализация Федеральных целевых программ (ФЦП) и Приоритетных национальных проектов (ПНП). Это означает, что используется традиционный административно-ведомственный подход к решению проблем, который заинтересованно отодвигает население от прямого участия в принятии решений по поводу распределения полномочий, ответственности и ресурсов. Программы и проекты не связаны в единую систему и реализуются по отдельности, разными по своему мировоззрению и интересам людьми. Поэтому России нужна единая развернутая во времени и в пространстве Программа действий, понятная и привлекательная для большинства населения России. Однако, судя по полученным результатам работы Правительства и Государственной думы, можно сказать, что такой долгосрочной программы у власти нет. Все политические доктрины, платформы, программы, идеи и законы преследуют лишь краткосрочные цели.

Фактор 3. Вывоз из страны инвестиционных ресурсов. Все финансовые ресурсы страны концентрируются в "центре", переправляются и хранятся на "западе", в то время как в регионах местные потенциалы остаются не задействованными, а люди - не востребованными. При этом механизмом управления территориями остается "выравнивание бюджетов" посредством выделения дотаций. Из бюджета, в который почему-то не входят доходы ЦБ РФ, региональные финансовые ресурсы перекачиваются в ценные бумаги правительств других государств под 2% годовых, в то время, как российские предприятия берут на Западе кредиты под 7-12%. Кроме того, огромные суммы крупных компаний вывозятся и хранятся в оффшорах, а также вывозятся работающими в РФ иностранцами (доходы этнических диаспор в России). Балансовые прогнозы указывают на то, что в России последует неизбежное закрытие экономики путем локальных замораживаний ранее принятых обязательств. По этим причинам вступление России в ВТО обсуждаться будет, но в ближайшее время не состоится. России придется готовиться к очередному финансовому кризису, который нарождается в балансовых системах регионов. На самом деле, России нужна "производящая модель развития", чтобы экспортировать не сырье, а готовую продукцию. Искать новые конкурентные преимущества нужно в наращивании капитализации имеющихся ресурсов.
Таким образом, граждане России находятся под гнетом финансовых обязательств и поборов на нескольких уровнях управления: 1. Международная рента развитых стран (завышенные цены на свои технологии и заниженные цены на сырье и на рабочую силу из других стран). 2. Федеральные налоги. 3. Региональные налоги. 4. Административные "откаты" (взятки). 5. Криминальные поборы (за "крышевание").
Фактор 4. Недопустимый разрыв в доходах и низкий уровень жизни большинства населения. Сегодня Россия - это страна, где 30% населения не имеет централизованного отопления, водопровода и теплых туалетов - канализации; где 30% доходов приходится на менее, чем 1% населения. Например, Москва, где проживает 8% населения, аккумулирует 80% финансово-кредитных ресурсов России. Здесь разница в доходах составляет более, чем в 50 раз (максимально допустимая - 7 раз).

Потребительская корзина - 3700 руб., минимальная заработная плата - 4400 руб., а пособие по безработице - 850 руб. (для сравнения - на Западе безработные мигранты получают 800 евро, а свои - 1700 евро). Доля заработной платы в конечной цене продукта в России составляет 10-20% (на Западе 50-75%). Более 50% работающих граждан получают 12 тыс. руб. и меньше, а российские "работающие нищие" с высшим образованием - стали феноменом, которого больше нет нигде в мире. При этом никто не может сформулировать, что такое "социальная справедливость".

Фактор 5. Структура территориального расселения - является недооцененным фактором решения проблемы. Население в России не только сокращается, но все более концентрируется вокруг больших городов (74%). За 15 лет ликвидировано 30 тыс. деревень. Регионы как элементы федерации функционируют неэффективно - только 10% самодостаточны, а остальные - дотационные. России необходимо навести экономический порядок - выстроить эффективную систему управления внутри страны, иначе стране грозит тотальная депопуляция целых регионов, где нет постоянно проживающего населения, и откуда люди стремятся уехать. Это означает, что государственный контроль над этими территориями будет утерян. Поэтому внешняя политика для России - это вопрос, который стоит не на первом месте.

Фактор 6. Местное самоуправление. Всем очевидно, что никакого реального местного самоуправления, как впрочем, и гражданского общества в России, не будет до тех пор, пока финансовые потоки уходят из регионов в федеральный бюджет. Бюджетное финансирование региональных программ из эмиссионных источников и золотовалютных резервов ЦБ РФ и другие меры административного регулирования кредитной системы в сочетании с традиционной индексацией оплаты труда и социальных выплат вызовет еще большее разрушение активов местных товаропроизводителей.

Таким образом, нерешенность проблемы капитализации активов страны негативно сказывается на благосостоянии граждан и качестве их жизни. Поэтому власть должна взять под свой контроль динамику стоимости ресурсов страны и попытаться повлиять на свою внешнюю торгово-экономическую политику посредством реализации проекта, способного превратить все 24 тысячи муниципалитетов в точки экономического роста. Каждое поселение должно иметь собственные центры капитализации, обеспечивающие приток средств не только с рынков товаров и услуг, но и с финансового рынка.

? 3. Ресурсы для развития: капитализация человеческого потенциала.

"Главная задача государственного аппарата и элиты России -
эффективное управление страной в существующих границах". (Д. Медведев)

Ресурс 1. Саморазвитие с опорой на собственные силы - новые формы управления социальным развитием населения и территорий, где "развитие выступает как саморазвитие, а источник развития находится внутри самой системы". Здесь эффективным является управление, в результате которого объект управления переводится в режим самоуправления и самостоятельно решает задачи. Однако проведенное исследование показало, что в ходе реформы основное внимание уделяется перераспределению административных ресурсов, в то время как проблему можно решить только посредством внедрения принципов саморазвития, когда возможности для решения проблем будут формироваться на местах. Для этого необходимо сплотить местное сообщество "общим делом". Однако само население этого сделать не в состоянии, поэтому необходимо привлечь социальные консалтинговые технологии, способные через мотивацию увеличивать активность населения.

Ресурс 2. Капитализация существующих активов - формирование социального фундамента модернизации России. По мнению экспертов, конкурентоспособность любого государства определяется величиной и качеством активов экономики, так как на практике оказалось, что условием получения дохода и прибыли является не просто создание чего-то нового, а владение чем-то старым (активами или капиталом). В масштабах всей экономики России был искусственно создан дефицит ресурсов для развития. Это видно на балансовых результатах 2006 года, когда рост составил 6,8% - на эту величину возросли российские активы в результате их воспроизводства, а внешняя задолженность увеличилась на 10,5%, то есть "чистые активы", в которых выражен овеществленный труд людей, сократились на 3,7%.
Слабая патентная политика России - 37 место в мире - приводит к тому, что страна теряет право на результаты НИОКР и получает по импорту уже дорогую готовую продукцию. В качестве добывания новых знаний российская наука является одним из мировых лидеров, а в качестве их внедрения отстает - из 240 тыс. российских патентов реально используется только 2%; капитализация нематериальных активов в Японии 37% ВВП, а в России 0,04 %.

Проблема в том, что большинство российских предприятий не могут пройти даже предварительную квалификацию у западных инвесторов по параметрам своих активов. В результате вырисовывается ситуация, когда по темпам роста ВВП и балансовых задолженностей Россия теряет в полтора раза больше, чем производит. Этот феномен получил название "оппозитной динамики глобальных ресурсных систем" и объясняется тезисом "Чем больше мы работаем, тем меньше мы стоим". Глобальные последствия "оппозитного феномена" определяют величину активов, с которыми российские производители вступают в глобальную конкуренцию в условиях членства в ВТО. Здесь конкуренцию определяют не темпы роста ВВП, не активы на душу населения, а, например, активы "Боинга" против активов "Туполева". Поэтому российским производителям предстоит либо победить в этой конкуренции активов, либо обанкротиться.

В этой связи возникает необходимость привлечь потенциал глобальных финансовых рынков, где "крутится" много деривативов, которые Россия слабо использует для решения своих внутренних проблем на уровне регионов и поселений. Это позволит создать в стране новый национальный актив, основанный на синтезе капитализации человеческого потенциала и объектов интеллектуальной собственности.
    
Размер капитализации человеческого потенциала территорий (ЧПТ) определяется посредством стоимости индивидуального человеческого капитала (ИЧК), который оценивается посредством суммы затрат на подготовку специалиста. Например, космонавта - 2 млн. долл.; офицера - 200 тыс. долл.; рабочего - 10-50 тыс. долл. и так далее. Экспертные расчеты показывают, что территория с численностью 100 тыс. жителей в среднем имеет 52 тыс. активно населения, из которого трудовые ресурсы, подпадающие под нестратегические профессии, составляют около 20% или 10 тыс. человек. Расчёт капитализации для публичного кадрового центра с такой численностью составит 100-500 млн. долл. в течение 4-10 лет. Эти данные совпадают с расчетами международных компаний, обеспечивающих выход на IPO. Используя существующий механизм, каждый муниципалитет сможет обеспечить внебюджетный источник поступления средств для своего развития.

Ресурс 3. Остановить утечку из страны кадровых ресурсов. Государство ушло из науки, а бизнес туда не пришел. В результате непродуманной кадровой политики потери от "утечки мозгов" из России составляют до 3 млрд. долл. в год, а с учетом упущенной выгоды - более 50 млрд. долл. Главным образом это физики, математики, программисты и другие специалисты, чьи профессии обеспечивают глобальное лидерство. Потеря научных школ в результате "миграции мозгов": за годы реформ науку покинули более 600 тыс. чел. - 60% от общего их числа. Средний возраст работающих специалистов - 48 лет, кандидаты наук - 53 года, доктора наук - 60 лет. Разрыв между фундаментальной и прикладной наукой увеличивается. Сегодня страна занимает меньше 1% мирового рынка наукоемкой продукции, в то время как США - 40 %, где наши иммигранты обеспечивают до 25% производства этой продукции - они производят в 10 раз больше своих коллег в России. Затраты РФ на НИОКР ок. 1% ВВП, в других странах 2-3%. В рейтинге по уровню развития IT - технологий Россия на 70 месте (9).
    
По числу обучающихся Россия находится на 8 месте в мире. Власть и бизнес видимо забыли, что образование напрямую связано с формированием рынка труда: перепроизводство одних специалистов и нехватка других вызывает большие проблемы в экономике. Чтобы решить проблему, нужен государственный заказ на подготовку национальной элиты.
    
Таким образом, российское образование и наука служит цели бесплатной поставки интеллектуальных ресурсов для развития экономики других стран за счет бюджета РФ. Важно не только то, в какой стране производятся знания, а в какой стране они реализуются. Успешнее развиваются те страны, где лучше построена система использования знаний, а не их производство. Надо изменить сложившееся отношение к знаниям, сделав их дорогостоящим товаром.
    
Ресурс 4. Новые национальные стратегии развития: сетевая модель управления развитием человеческого капитала в рамках социального заемного труда. Стратегия ставит своей целью получение синергетических эффектов в самоуправляемых системах, "когда проблемы решаются сами по себе там, где они возникают, без вмешательства вышестоящих структур". Здесь главную роль играет рост многообразия и равноценность вертикальных и горизонтальных связей. Здесь доминируют не институты, а связи, отношения и процессы. Сети формируются во всех сферах жизнедеятельности, ограничивая друг друга в расширении интересов посредством усиления влияния и определения долей при распределении ресурсов. Одной из таких моделей, содержащих необходимые технологии, механизмы, готовые решения и практики является "Модель ускоренного развития трудовых ресурсов и территорий" или "АНБ" - проект, который опирается на принцип: "Развития нет, если не возникает ничего нового" (10).

Разработчиком проекта является ЗАО "Центр исследований и внедрения инновационных технологий управления организациями "Оптима проект". Проект предусматривает развитие в регионах предпринимательских инициатив с привлечением НКО, которые создают "Центры кадровой социологистики". Центры работают на принципе системы заёмного труда, построенной на договорных отношениях. В рамках договора агент берет на себя ответственность за состояние трудовых ресурсов на данной территории. В рамках действующего законодательства Правительство ежемесячно выделяет одну тысячу рублей на каждого работника, вовлеченного в систему заёмного труда. Эти деньги являются постоянным источником финансирования социальных программ исключительно в интересах поселения. Кадровые центры объединяются в "глобальную сеть", образуя новые "центры влияния" (11).

Многочисленные презентации и экспертизы позволили наполнить Проект не только конкретным содержанием, но и дать всестороннее научное обоснование, четко сформулировать общественно-политический смысл и показать его экономическую целесообразность. Перечень решаемых Проектом проблем может быть положен в основу политической и экономической программы любой политической партии, так как в нем помимо намерений имеются методы, модели, проекты, технологии, механизмы и готовые решения. Проект позволяет нейтрализовать влияние негативных глобальных факторов:

1. Само название Проекта через понятия "население" и "территория" напрямую связывает его с основными элементами "государственности", проблемами безопасности и нейтрализации угроз суверенитету России.
2. Проект реализуется как федеральная "сеть", что позволяет ему вписаться в любые глобальные процессы и оказать противодействие транснациональным сетям, пагубно влияющим на развитие государства.
3. Проект нацелен на решение кадровых вопросов, что содействует решению проблем миграции: два встречных потока - из страны уезжают новаторы-ученые, а в страну приезжают низко квалифицированные рабочие и криминальные авторитеты. Проект позволяет использовать в интересах страны активность зарубежных кадровых агентств, которые занимаются вывозом за рубеж самых талантливых граждан России.
4. Проект предполагает решение целого комплекса социальных проблем, как на региональном, так и на отраслевом уровне, что закрывает "пробелы" государственной "социальной политики".
5. В основе реализации проекта лежат принципы "проектно-целевого" и "экспертного" управления ресурсами, что позволяет не только поддержать самых талантливых людей России, но и решить проблему коррупции (12).

6. Правильная кадровая политика позволит проблему национализма перенаправить в русло роста национального самосознания посредством переориентации на созидательный труд во имя усиления потенциала Родины. Такой подход напрямую связан с проблемами демографии и сохранением титульных наций, проживающих в России (опыт Японии, Дании, Финляндии).
7. Проект ставит своей целью развитие "человеческого капитала" и генерацию новой "социальной энергии", направленной на созидательный и осмысленный труд, ориентируясь на тезис: "высшим уровнем управления является духовно-творческое самоуправление человека".
8. Проект содействует повышению эффективности местного самоуправления посредством внедрения инновационных социальных технологий и экспертных методов оценки объективности и эффективности принимаемых управленческих решений.
9. Проект решает проблему "сжатия заселенных пространств" в России, которая вызвана не только вымиранием коренного населения, но и процессом миграции молодежи и трудоспособного населения в крупные города.
10. Проект позволяет создать стратегическую систему обеспечения кадрами, инвестируя в этот процесс не только средства компаний отрасли, но и в механизме государственно-частного партнерства - федеральные средства, а также игроков международного финансового рынка.
11. Проект является составной частью новой модели государственного управления, известной как "Принципат" - соборно-сетевое управление в России, где "вертикаль власти и власть закона" трансформируются в формулу: "вертикальная спираль власти и сетевое самоуправление" (13).

На фоне этих изменений и связанных с ними проблем усиливается роль местного самоуправления, которое в ближайшее время будет вынуждено взять на себя решение многих вопросов, внедряя инновационные социальные технологии, так как сегодня идеи социальной справедливости можно реализовывать другими методами и защищать другими способами. Для этого необходимо разработать единую Программу действий, которая реализует тезис: "Поселениям вместо дотаций - инвестиции, а гражданам вместо пособий - рабочие места с европейской зарплатой".

_________________________________________________________________________________
1. Малинецкий Г.Г. "Инновация - последняя надежда России". // Доклад на семинаре Института динамического консерватизма.

2. Абулмагд А.К., Ариспе Л., Ашрави Х. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. Под редакцией С.П. Капицы. М.: Логос. 2002. 192 стр. Global Risks 2011: Sixth Edition An Initiative of the Risk Response Network. World Economic Forum. January 2011.

3. Викторова З. С. Сетевой подход как методология исследования процесса принятия государственных решений. Автореферат. М.: МГУ. 2009. 22 с.

4. Простов А.Ф. Безопасность через эффективное управление // Навигут N 18, 2004.

5. Костюченко О.В. Политические сети в государственном управлении.
Автореферат. Ростов - на - Дону. 2009. с 23

6. Хазин М. Что скрывается за новым атлантизмом? // Торгово-промышленные ведомости N 16, 2007

7. Савельев Н. Активы - ключ развития//Торгово-промышленные ведомости N 15. 2007

8. Кузнецов В.Н. Московско-Шанхайская модель миропорядка 21 века. М: Книга и бизнес. 2006. с. 352

9. Яновский Р.Г., Простов А.Ф. Проблема управляемости глобальным развитием.// "Навигут" N 3. 2007. Простов А.Ф. Политическая кибернетика: глобальное управление.// "Социальная экспертиза" N 2. 2008. Источник: The Economist Intelligence Unit.

10. Алексеев Ю.В. Человеческий капитал: практика создания личного и национального богатства N20. 2010. Практика развития человеческого потенциала и его капитализация // Человеческий капитал N12. 2009. Человеческий капитал и вопросы преодоления глобального кризиса // Человеческий капитал N11. 2009.

11. Простов А.Ф. Конкуренция глобальных и локальных проектов будущего. М.: РАГС. 2008.

12. Простов А.Ф. Статьи и проекты по данной теме размещены на сайте www.vebis.ru.

13. Простов А.Ф. Принципы проектирования будущего // "Социальная экспертиза". N3. 2010.


Простов Александр Федорович - канд. полит. наук, главный редактор журнала "Социальная экспертиза", сопредседатель НП "Национальный союз общественных экспертов".

Алексеев Юрий Валерьевич - канд. психологических наук, Председатель Совета директоров ЗАО ЦИВИТУО "Оптима проект".

Viperson

Док. 639746
Перв. публик.: 31.05.11
Последн. ред.: 03.06.11
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Простов Александр Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``