В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Избирателей умаслили поправками Назад
Избирателей умаслили поправками
Выборное законодательство переживает косметический ремонт

Отечественное избирательное законодательство традиционно обновляется перед каждым циклом федеральных выборов. И на этот раз будет применено несколько новых законодательных норм. Однако эти поправки настолько незначительны, что дают основания говорить о консервации политической и избирательной систем.

До конца весенней сессии Госдумы, по сведениям "Ъ", будет принято несколько поправок к избирательному законодательству. Проекты находятся на разной стадии рассмотрения, но комитет по конституционному законодательству как минимум три из них рекомендовал к принятию (см. интервью с Александром Москальцом). Проекты согласованы с Центризбиркомом и администрацией президента.

Забота о людях и листах

Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан" меняет правила голосования инвалидов. Социальные службы обяжут предоставлять избиркомам данные об их численности, а сами инвалиды смогут воспользоваться помощью "другого лица" при проведении избирательных процедур - при сборе подписей и получении бюллетеня, что сейчас запрещено. Необходимость принятия законопроекта мотивируется приведением законодательства в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов; принятие законопроекта преследует сразу две цели: повысить явку этой довольно крупной социальной группы избирателей и продемонстрировать европейским критикам нашей избирательной системы стремление к ее совершенствованию.

Проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о выборах и референдумах в части уточнения требований к голосованию вне помещения для голосования" ограничивает число бюллетеней для голосования за пределами избирательного участка. Они не могут превышать более чем на 5% число полученных избиркомом заявлений (устных обращений) избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Норма является ответом на жалобы оппозиции на слабый контроль над голосованием избирателей при помощи выносных ящиков.

Проект закона "О внесении изменений в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"" устанавливает единые формы подписных листов с подписями избирателей, выразивших поддержку кандидатам на выборах. Ранее в каждом регионе избирком устанавливал свои правила заполнения подписных листов, что затрудняло партиям оформление подписных листов, а для избиркомов служило одним из наиболее распространенных оснований для отсеивания подписей и, соответственно, кандидатов.

"У нас устойчивое правовое состояние"
АЛЕКСАНДР МОСКАЛЕЦ, первый заместитель главы думского комитета по конституционному законодательству заверил корреспондента "Ъ" ИРИНУ НАГОРНЫХ, что никакого принципиального изменения законодательства до думских выборов уже не будет....

На первый взгляд перечисленные законопроекты должны облегчить участие в выборах и кандидатам, и избирателям. Однако участники выборов отмечают, что самым непрозрачным моментом проверки подписных листов является так называемая почерковедческая экспертиза. Ее практически невозможно оспорить в судебном порядке - суды отказываются вызывать в качестве свидетелей самих подписантов. Так что единая форма подписного листа лишь на одну позицию уменьшает меню манипуляций в отношении неугодных кандидатов. Законопроект о выносных ящиках одним абзацем вносит 5-процентное ограничение. А другим фактически его снимает, поскольку в случае необходимости возможно увеличение количества переносных ящиков, если оно направлено на обеспечение прав избирателей, являющихся инвалидами или старше 80 лет.

Попытки смягчить избирательное законодательство направлены не на каркас сложившейся системы выборов, а на его второстепенные нормы. Этот вектор придал поправкам к избирательному законодательству Дмитрий Медведев. С его подачи был увеличен срок полномочий Госдумы с четырех до пяти лет, для президента - с пяти до шести лет, отменен избирательный залог, введены "приставные кресла" - один-два мандата для партий, которые набрали от 5 до 7% голосов. Введено поэтапное снижение количества подписей, необходимых для регистрации кандидатов, урезано досрочное голосование (только в труднодоступных местностях). Количество региональных групп в списке кандидатов уменьшено с 80 до 70, федеральная часть списка увеличена с 3 до 10 человек. Усилены степени защиты бюллетеней, введены их единая нумерация, получение под роспись ответственного лица. Введены штрафы за незаконную выдачу открепительных удостоверений 2-3,5 тыс. руб., за получение - 1-3 тыс. руб.

При этом в законодательстве сохранились все лазейки, позволяющие оппозиции подозревать власти в масштабных фальсификациях. К примеру, экс-глава Совета федерации и лидер "Справедливой России" Сергей Миронов в интервью радио "Эхо Москвы" в конце мая заявил о том, что, по его информации, в пользу "Единой России" регулярно на выборах приписывается от 8 до 30% - при помощи выносных урн, законодательно разрешенного переписывания итоговых протоколов и даже при помощи ГАС "Выборы". В частности, господин Миронов рассказал, что на выборах в законодательное собрание Тверской области член "Справедливой России" стал свидетелем, как операционист передал окончательные данные протоколов по 23 районам в Москву, при этом в Москве утверждали, что получили только 9. "А потом они могли оказаться с совершенно другими цифрами. Вот такое элементарное и, может быть, туповатое, но жульничество".

Переделывать не надо
"Не дать конкурировать на равных"
АРКАДИЙ ЛЮБАРЕВ, эксперт ассоциации "Голос", заявил корреспонденту ИРИНЕ НАГОРНЫХ, что перемены в избирательном законодательстве носят декоративный характер....

Перед прошлыми избирательными циклами законодательство подвергалось более существенным переменам. Так, к федеральным выборам 2003-2004 годов был введен мораторий на проведение референдума в последний год перед президентскими и парламентскими выборами. Было установлено госфинансирование партий, набравших более 3% голосов избирателей, на выборы допускались только политические партии (общественные объединения это право потеряли, но могли выступать на выборах с партиями в блоках). Партией может считаться только такая организация, которая в течение пяти лет выдвинула кандидата в президенты, федеральный список на выборах в Госдуму, 12 кандидатов в депутаты Госдумы по одномандатным округам, 9 кандидатов в главы субъектов федерации, а также кандидатов в 18 региональных парламентов и органы местного самоуправления 45 регионов. Политическая организация имеет право участвовать в выборах только через год после регистрации в Минюсте. Появилась парламентская льгота - право выдвигать кандидатов на выборах всех уровней без сбора подписей и внесения денежного залога.

В период до федеральных кампаний 2007-2008 годов был повышен заградительный барьер с 5 до 7%, отменены прямые выборы губернаторов, изменен принцип формирования Госдумы (вместо смешанной системы - полностью пропорциональная), отменены избирательные блоки, введен единый день голосования, отменена норма, запрещающая так называемые паровозы: если кандидат из первой тройки откажется от работы в Госдуме, его мандат передается другой партии. Кроме того, ужесточены правила сбора подписей, в перечень оснований для отказа в регистрации вернулся пункт о предоставлении недостоверных данных. Запрещено участие в выборах кандидатов, замеченных в экстремистских наклонностях (при весьма широком толковании самого понятия "экстремизм"). Ликвидирована графа "против всех", отменен порог минимальной явки. Третье нарушение избирательного законодательства во время кампании является основанием для суда приостанавливать действие лицензии СМИ. Установлен запрет на критику соперников в телеэфире.

Эти поправки в конце концов практически ничего не оставили от правил выборов, которые существовали в 90-х годах. Избирательная система была встроена в новый политический облик страны, в котором контролируемая малопартийная система стала щитом государства против любой гражданской политической инициативы. Если сравнивать блок избирательных поправок, который будет опробован в предстоящем цикле федеральных выборов, с теми изменениями, которые описаны выше, остается ощущение бега на месте. Это позволяет оппозиции говорить о консервации политической и избирательной систем, а партии власти и ее сторонникам - о политическом балансе и стабильности всех государственных институтов.

ИРИНА НАГОРНЫХ
КоммерсантЪ

Док. 639727
Опублик.: 31.05.11
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Москалец Александр Петрович
  • Миронов Сергей Михайлович
  • Чуров Владимир Евгеньевич
  • Любарев Аркадий Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``