В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Суды подтвердили законность отсутствия автомобиля в перечне средств реабилитации, предоставляемых инвалидам за счет бюджетов всех уровней Назад
Суды подтвердили законность отсутствия автомобиля в перечне средств реабилитации, предоставляемых инвалидам за счет бюджетов всех уровней
С 2005 года ни автомобиль, ни иные транспортные средства не предоставляются бесплатно инвалидам, получающим реабилитацию за счет бюджетов всех уровней.
Ряд комментаторов указывал на тот факт, что отмена существовавших льгот без "монетизации" (простой расчет показывает, что только "монетизация" "Оки" и расходов на ее содержание требует выплаты в размере не менее 3000-4000 рублей в месяц, кроме суммы монетизации всех остальных льгот, что места не имеет) противоречит конституции РФ, как социального государства.

Вопрос стал предметом рассмотрения значительного количества судов от ряда районных до Верховного и Конституционного.

Все суды признали новое законодательство действительным.

В частности Конституционный суд РФ (Определение от 18 декабря 2007 г. N 881-О-О) указал: "признав утратившей силу статью 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральный законодатель одновременно дополнил его статьей 28.1, предусматривающей для инвалидов ежемесячную денежную выплату, размер которой для лиц, признанных инвалидами II группы, с 1 января 2006 года составляет 1000 рублей и подлежит индексации в установленном порядке. Были внесены дополнения и в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в соответствии с которыми инвалидам предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (статья 6.1, подпункт 2 пункта 1 статьи 6.2). При этом им предоставлена возможность выбора - получать набор социальных услуг или ежемесячную денежную выплату с учетом его стоимости.

При этом Конституционный суд не счел допустимым вдаваться в вопрос о размере компенсации при монетизации льгот, поскольку определение ее размера относится к компетенции федерального законодательства и правительства.

После вышеизложенного нормативного толкования закона 2004 года, данного Конституционным судом РФ и обязательного для применения всеми органами государственной сласти России, уместно поставить вопрос о неадекватности суммы монетизации льгот в части замены бесплатно предоставлявшегося инвалидам автомобиля денежной компенсацией, возможно ввиду ошибочных расчетов компетентных финансовых органов.

Это предположительное увеличение касается только инвалидов, у которых право на получение автомобиля от государства возникло до 1.01.2005 года.
Для "новых" инвалидов автомобиль не включен в перечень реабилитационных средств и они не смогут претендовать на выплату взамен автомобиля. Государство согласно Конституции РФ имеет право самостоятельно определять объем своих обязательств перед гражданами на будущее время.

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2009 г.)

5. Замена транспортного средства, предоставленного бесплатно в пользование льготной категории граждан в соответствии с ранее действующим законодательством, производится при условии постановки их на соответствующий учёт в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.
Заявитель обратился в суд с иском к органу социальной защиты населения субъекта Российской Федерации о предоставлении легкового автомобиля, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом войны первой группы по ранению. Как имеющий соответствующие медицинские показания, начиная с 1954 г., он бесплатно обеспечивался автомобилем с ручным управлением, который менял по истечении 7-летнего срока эксплуатации. Последний раз он получил автомобиль ВАЗ-2107 в 1989 г., который был им приобретен с зачётом стоимости полагающегося ему бесплатно автомобиля "Запорожец". Срок окончания эксплуатации данного автомобиля истёк в 1996 г., однако с заявлением о предоставлении автомобиля в органы социальной защиты он не обращался. При проведении диагностического осмотра в 2008 г. его автомобиль был признан неисправным и непригодным к эксплуатации, в связи с чем он обратился в орган социальной защиты населения с заявлением об обеспечении его транспортным средством, в котором ему было отказано в связи с тем, что он не был поставлен на учёт на получение бесплатного транспортного средства до 1 января 2005 г.

К участию в деле в качестве соответчика судом привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и в качестве третьего лица - Министерство финансов Российской Федерации.

Решением районного суда, оставленным без изменения определением областного суда, исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета произвести бесплатную замену истцу транспортного средства в качестве технического средства реабилитации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и приняла по делу новое решение об отказе в иске, указав следующее.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет.

Пунктом 28 ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ признан утратившим силу.
Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закреплённые в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счёт средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учёт по обеспечению транспортными средствами".
Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008-2009 гг. инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учёте в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счёт средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 рублей.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учёт в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.

Поскольку судом было установлено и не отрицалось самим истцом, что он не был поставлен на учёт по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 г., право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло.

При разрешении спора судом не было учтено, что органы социальной защиты населения обязаны были принимать и рассматривать обращения инвалидов, связанные с реализацией права на получение автомобиля, давать ответы, совершать действия по постановке на учёт по результатам рассмотрения обращений. Между тем указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида как правообладателя. Нормативно-правовыми актами, действовавшими до 1 января 2005 г. (до момента прекращения постановки инвалидов на учёт), на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами.

Ссылку суда первой инстанции на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 624-О-П нельзя признать правомерной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно", предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 3 февраля 2008 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 15. Кроме того, после вынесения указанного определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 и постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670, которыми введён новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 г., включая лиц, состоявших на указанную дату на учёте в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.

Таким образом, выводы судебных инстанций о праве истца на получение транспортного средства основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права.

Определение по делу N 87-В09-3.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(с изменениями ... 23 октября 2003 г.)

Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов
....

Инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях.
Право вождения транспортного средства, предоставляемого ребенку-инвалиду, передается взрослому члену семьи ребенка-инвалида или его законному представителю.
Порядок дальнейшего использования бесплатно предоставленного инвалиду, в том числе ребенку-инвалиду, транспортного средства после окончания срока его эксплуатации или в случае смерти инвалида, в том числе ребенка-инвалида, определяется органом, предоставившим данное транспортное средство.
Инвалидам, в том числе детям-инвалидам, обеспеченным транспортными средствами в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также инвалидам, в том числе детям-инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания, но приобретшим транспортные средства за собственный счет, выплачивается ежегодная денежная компенсация расходов, связанных с эксплуатацией указанных транспортных средств.
Инвалидам, в том числе детям-инвалидам, имеющим право на обеспечение транспортными средствами в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не получившим их или отказавшимся от их получения, выплачивается ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.

Комментарий ГАРАНТа
См. Положение о финансировании расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 ноября 1999 г. N 1254

О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах см. постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. N 356

См. Инструкцию о порядке обеспечения инвалидов мотоколясками и Инструкцию о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей, утв. постановлением СМ РФ от 22 февраля 1993 г. N 156

См. Правила назначения и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, и транспортных расходов отдельным категориям инвалидов, получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 марта 2003 г. N 146

Порядок выплаты ежегодных денежных компенсаций расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, и транспортных расходов инвалидам (кроме инвалидов из числа ветеранов) определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок выплаты ежегодных денежных компенсаций расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, и транспортных расходов инвалидам из числа ветеранов определяется в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ).


Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(действ ред.)
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам
1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.

2. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
1) инвалидам I группы - 2 162 рублей;
2) инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей;
3) инвалидам III группы - 1 236 рублей.
3. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

4. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
5. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
6. Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
7. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р
1. В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2004, N 35, ст. 3607) утвердить прилагаемый федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 1343-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4252).

Федеральный перечень
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
(утв. распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р)

...
Технические средства реабилитации
6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
7. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
Автомобилей нет

Определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 881-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Михайлова Сергея Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 28 статьи 63 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

просит признать неконституционным пункт 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым признана утратившей силу статья 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регламентировавшая порядок транспортного обслуживания инвалидов, в том числе обеспечения инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания, транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) бесплатно или на льготных условиях, а также выплату тем из них, кто приобрел транспортные средства за собственный счет, ежегодной денежной компенсации расходов, связанных с их эксплуатацией.

По мнению заявителя, в результате отмены указанной нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ухудшилось его социальное положение, ему причинен материальный и моральный вред, поскольку он лишился возможности нормальной жизнедеятельности с помощью ранее предоставлявшихся инвалидам транспортных льгот и технических средств реабилитации, что нарушает предписания статей 7 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации не находит оснований для принятия жалобы С.М. Михайлова к рассмотрению, поскольку, как следует из представленных материалов, фактически он оспаривает правомерность решений органов социальной защиты населения, отказывающих в постановке на учет и выплате денежной компенсации в связи с использованием автомобиля, приобретенного им за собственный счет в 2004 году - до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. Между тем проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, как требующая установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, и разрешение вопросов, касающихся возмещения материального и компенсации морального вреда, возложены на суды общей юрисдикции, в деятельность которых Конституционный Суд Российской Федерации не вправе вмешиваться.

Кроме того, следует отметить, что, признав утратившей силу статью 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральный законодатель одновременно дополнил его статьей 28.1, предусматривающей для инвалидов ежемесячную денежную выплату, размер которой для лиц, признанных инвалидами II группы, с 1 января 2006 года составляет 1000 рублей и подлежит индексации в установленном порядке. Были внесены дополнения и в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в соответствии с которыми инвалидам предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (статья 6.1, подпункт 2 пункта 1 статьи 6.2). При этом им предоставлена возможность выбора - получать набор социальных услуг или ежемесячную денежную выплату с учетом его стоимости.

Адвокат Алексей Куприянов,
руководитель фирмы "Адвокатская контора Алексея Куприянова" АПМО
почетный юрист города Москвы

Viperson

Док. 639637
Перв. публик.: 26.05.11
Последн. ред.: 31.05.11
Число обращений: 0

  • Автомобиль для инвалида: всесторонний правовой анализ

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``