В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Декларация о духовно-нравственных и культурный устоях граждан России Назад
Декларация о духовно-нравственных и культурный устоях граждан России
ПРЕАМБУЛА

Среди множества стран и народов мира, переживая взлеты и падения, уже более одиннадцати веков существует Россия, занимая видное, неотчуждаемое и значительное место в многоликом международном сообществе.

В продолжительном процессе становления, укрепления и развития нашего славного Отечества выделился, сплотился и оформился в единую, целостную и самостоятельную национально-культурную общность русский народ, ставший обладателем, носителем и источником самобытного национального самосознания.
При тысячелетнем разностороннем взаимодействии с другими нациями, религиями, культурами, странами и цивилизациями в этносфере российских народов сложились, устоялись и закрепились, превратившись в устойчивые смыслообразующие образования, определенные принципы, идеалы, воззрения, взгляды, вкусы, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, образцы взаимодействий и взаимоотношений, присущие именно русскому соборному самосознанию.

Поистине всеохватывающий характер приобрели, отчетливо проявившись и обособившись в общенародном мысленном пространстве, именно те концептуально-смысловые сущности, которые более всего способствовали выживанию, сохранению и благоприятному развитию Великой России.

Устойчивые формы, образы и конкреции общенародного самосознания, выделившиеся в своей полнозначной ценностной сути, определяют, компонуют и оформляют духовно-нравственные и социально-культурные устои национально-общественного самовыражения народа с присущим ему своеобразием жизнедеятельности и стиля бытия.
Разрушение этих базисных ментальных структур, как и их преднамеренное смысловое извращение, зачастую, может обусловить скорое падение и гибель народа в любом суверенном самоуправляемом сообществе.

В современных демократиях каждое индивидуальное физическое лицо, дееспособная личность, обладая гражданством по рождению, либо добровольно приобретя его, вступает в особые правовые отношения с государством, конституция и законодательная система которого, регулируют многообразные и разноплановые отношения граждан с существующими властными органами и структурами.
Множество законов и других юридических актов содержат устоявшиеся принципы и нормативные регуляторы традиционных форм нравственного, культурного и общественно-полезного поведения. Однако далеко не каждый гражданин России способен в достаточно полном объеме понять и овладеть громадным информационным массивом ныне действующего российского законодательства.

С другой стороны, каждый правоспособный и деятельный российский гражданин, при реализации собственной интеллектуальной, творческой, трудовой, социальной или любой иной позитивной формы индивидуальной активности, обязан знать, понимать и усвоить базисные духовно-нравственные и социально-культурные устои, сформировавшиеся в его стране за многие века, выверенные историей, закрепленные в законах и рассыпанные по великому множеству разнородных юридических актов и нормативных документов.

Иначе говоря, не обладая основами жизненно-важных знаний и понятий, никакое имеющее гражданство лицо в реальности не сможет, осознано принимать обоснованные и благоприятные для окружающих решения, также как и осуществлять желательные поступки и социально полезные действия в своей повседневной жизни.
Поэтому настоящая Декларация, представленная как совокупность духовно-нравственных и социально культурных устоев, принципов, норм и воззрений русского народа, не дублируя положений действующего законодательства, предназначается для добровольного ознакомления и принятия любым гражданином России, а также для обязательного изучения лицами, намеревающимися получить или восстановить российское гражданство.

Краткий свод духовно-нравственных и социально-культурных устоев гражданина России основывается на десяти заповедях, преданных человечеству Богом, а также на многовековом реальном опыте усвоения их христианством и другими мировыми религиями.
Не будет вполне правильным, рассматривать эти устои как прямое и буквальное отражение положений библейских трактатов. Лучше и полезнее воспринимать их как концентрированный смысл основополагающих положений Божьих заповедей, укоренившийся в многовековом религиозно-нравственном, духовном и культурно-историческом наследии русского и других народов мира, как наиболее полно и адекватно определяющий жизнеутверждающую, положительную, полезную, созидательную сущность и содержательные основы русского национального самосознания.
Не каждый гражданин России, изучивший, осознавший и пожелавший принять настоящую Декларацию, сразу же станет способным и сможет в реальной жизни полностью соответствовать духовно-нравственным и социально-культурным устоям русского народа, так как для этого требуется весьма упорный и продолжительный труд личного нравственного самосовершенствования.

Но, имея благие цели, добрую волю, усердие и упорство, любящий свою страну российский гражданин, устремившийся к истинным духовно-нравственным высотам, уповая на помощь Божью, поддержку общества и государства, может стать достойным сыном или дочерью своего суверенного демократического Отечества.

ГРАЖДАНСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Российской Федерации гражданство является одним из первичных и основополагающих элементов конституционно-правового статуса личности, определяющего и регулирующего ее многообразные и многоплановые взаимоотношения с государством, выражающееся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Конституция Российской Федерации утверждает права и свободы человека (личности, гражданина) в качестве наивысшей ценности и возлагает на государство обязательства признания, соблюдения и защиты этих прав.
Со своей стороны, гражданин России, зная, понимая и осознавая свои гражданские обязанности и ответственность, оценивая и развивая свои личные способности и силы, должен всемерно содействовать сохранению, укреплению и процветанию российского народа, общества и государства.

Конституцией и законами России предусмотрено, что Российское гражданство может быть приобретено:
-    по рождению;
-    в результате приема в гражданство Российской Федерации;
-    в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации.
Все российские граждане имеют равные права независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Российское гражданство является единым и равнозначным в правах независимо от оснований его приобретения.
Проживание гражданина России за пределами территории страны не лишает человека российского гражданства.
Гражданин России не может быть лишен российского гражданства или права изменить его.

Российский гражданин не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству, а если он находится за пределами своей страны, то ему предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.

Понимая, осознавая и принимая свои гражданские права, обязанности и ответственность, присоединяясь и разделяя основной смысл настоящей Декларации,
я выражаю желание, стремление и готовность в повседневной жизни и деятельности всемерно проявлять, развивать и совершенствовать те духовные, нравственные, профессиональные и социально важные качества и черты личности, которые утверждают честь и достоинство гражданина Российской Федерации, а также способствуют сохранению, укреплению и возвышению России в мировом сообществе.

ГРАЖДАНИН, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И НАРОД РОССИИ

Каждый гражданин России является полноправным, приобщенным к своему народу членом российского гражданского общества, имеющим возможность осуществлять народовластие непосредственно или через существующие властные структуры, определяя направление, цели, характер, пути и способы духовного, культурного, социального и экономического развития страны.

В наше время российское гражданское общество претерпевает сложнейший период своего становления, стряхивая с себя идеологический гнет тоталитарного большевистского правления, опираясь на присущее российскому народу своеобразие многовековых духовно-нравственных, культурно-исторических устоев и традиций, а также активно впитывая в общественное сознание многовекторную результирующую составляющую несчетных индивидуальных проявлений мировоззрения, убеждений и отношений граждан.

Мы полностью согласны с теми патриотичными представителями русской философской мысли, утверждающими о беспочвенности предположений и убежденности, что некие внешние, занесенные к нам извне реформы или революции, могут сами по себе, независимо от внутренних, духовных, душевных, личностных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств живущих в стране граждан, обеспечить устроение и созидание справедливой, сильной и достойной общественно-политической системы российского государства.

Нет, и не может быть, такой избирательной системы, такого устройства государственной власти, таких образовательных и общественных институтов, которые обеспечили бы России возрождение, обновление и благоприятное развитие независимо оттого, что будут реально осознавать и представлять себе российские люди, каковыми будут их уклад мыслей, мировоззренческие позиции, социально-культурные устои и духовно-нравственные убеждения.

"Невозможно, чтобы дрянные люди со злою волею обновили бы и усовершенствовали общественную жизнь. Жадный пустит в ход все средства; продажный все продаст, человек, в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление..." (И.А.Ильин).

Поэтому каждому российскому гражданину необходимо осознавать, твердо усвоить, а также всегда помнить, что от его мировоззрения, убеждений и личного отношения к людям, к своему народу и Отечеству, от индивидуального уровня образования и культуры, активности нравственной и гражданской позиции, всецело зависит то, как будут протекать реальные процессы развития нашего демократического общества и народа, насколько справедливым будет государство по отношению к своим гражданам, какой станет Россия в будущем, каким будет занимаемое ей место в мире, и как смогут жить нынешние и последующие поколения российских людей.
Активное служение гражданскому обществу и народу, состоящее в стремлении сохранения, благополучия и процветания России, - священная обязанность каждого российского гражданина.

ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ
С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Между властью и личностью существует вечное противоречие: личность желает максимальной свободы самовыражения, а власть, в своей главной предназначенности, обладает правами и осуществляет ограничение этой личной свободы в целях обеспечения целенаправленности, устойчивости и безопасности общественно-государственного развития.

Главной характеристикой и обобщенным оценочным показателем должной направленности и продуктивности совместной созидательной деятельности граждан в процессе общественно-государственного развития, является достижение непрерывного и последовательного возрастания духовной культуры, нравственного самосознания, соборного единства, социальной активности, демографического здоровья и бытового благополучия всего народа.

Практическое достижение этой высокой цели может быть осуществлено лишь при условии сбалансированности интересов между властью и личностью, справедливости и стабильности правовой системы, человеколюбивой и добродетельной настроенности органов государственной власти и местного самоуправления, активной, но не бездушной и не безразличной, микросоциальной среды, действенной практики социального контроля, устоявшихся и стабильных правил функционирования экономики, последовательного стремления всех граждан к минимизации противоречий между государством и обществом.

Однако усиление геополитической конкуренции в мире, обострение соперничества между государственными и транснациональными властными структурами, осуществляющими практическое воплощение однополюсной власти в изначально многополярном устроении мирового порядка, повышают напряженность между странами и народами, порождают новые опасности, вызовы и угрозы, повышают активность международных террористических структур, в том числе, и в отношении российского государства.

Одним из основных методов международного терроризма при достижении властно-политических целей, является порождение в сознании людей хаоса и страха, сопряженных, преимущественно, с грубым искажением принятых в народе норм и понятий, деструкцией целеполагания, сознательным нарушением здравого смысла при содержательной интерпретации обыденных жизненных ситуаций, преднамеренным разрушением духовных, нравственных основ и культурно-исторических устоев национального самосознания.

Но важнейшей стратегической целью проектировщиков и организаторов агрессивных геополитических акций против какой-либо страны, всегда является провоцирование и углубление противоречий между государством и обществом, между властью и личностью, между чиновниками и гражданами. И в достижении этой цели идеологи и руководители транснациональных властных и террористических структур используют все имеющиеся и подходящие для этого способы, методы и средства, а также тратят на такие мероприятия огромные деньги.

Осознавая реальность существования в современном мире организованной транснациональной террористической силы, всякое государство, желающее избежать скорой собственной гибели и нацеленное на длительное, непрерывное, устойчивое и спокойное развитие, обязано официально декларировать в качестве фундаментальной целеполагающей доктрины, стратегию достижения максимально возможного сближения государства и общества во всех сферах и сегментах общественно-государственной практики, а также планомерно осуществлять необходимые действия для достижения такого единства.

Возможность положительного результата на этом нелегком пути зависит как от органов и структур власти, так и от наличного уровня правосознания общества, от степени гражданской активности населения. Власть и общество, определившиеся в единстве стратегии и тактики целей государственного строительства, неизбежно обязаны согласовать и неукоснительно претворять в повседневную жизнь целый комплекс необходимых мер, среди которых следует особо выделить:
-    соборное сплочение граждан, общества, народа и государства на основе общих созидательных целей духовного, культурного, социального и экономического развития;
-    подготовка и реализация взаимоувязанных организационных, культурных, массмедийных и иных мероприятий, направленных на возвышение значения российского гражданства, духовно-нравственных и историко-культурных устоев народа, героического прошлого и славного будущего России в индивидуальном и общественном сознании российских людей,
-    создание условий для духового единения и благоприятного развития народов разных этносов и культур, различной конфессиональной и цивилизационной принадлежности;
-    организация совместной созидательной деятельности государственных, общественных и корпоративных институтов на основе дружественности, сотрудничества и сотворчества;
-    осуществление государственного стимулирования, общественной, моральной и финансовой поддержки образовательных, культурных, демографических, экологических, научных, инновационных, аграрных, производственных, транспортных, инфраструктурных и иных социально важных программ;
-    обеспечение максимально полного удовлетворения насущных бытовых и социально-культурных потребностей населения, создание всех возможных условий, обеспечивающих уменьшение разрыва в потреблении благ между различными профессиональными, сословными и социальными группами граждан;
-    нормализация межличностных отношений между чиновниками и жителями, обеспечение внимательного и заинтересованного отношения к гражданам со стороны исполнительных органов власти и управления (особо муниципальных) при решении повседневных вопросов жизнеобеспечения населения;
-    подготовка и реализация актуальных муниципальных проектов и программ, направленных на формирование в местах проживания граждан благоприятной микросоциальной среды, соборное сплочение и единение общества на основе духовно-нравственных и культурно-исторических традиций, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, повышение активности и действенности социального контроля, создание благоприятной среды жизнеобитания населения.
-    активное покровительство и обеспечение эффективной защиты граждан от криминальных структур, создание доверительных отношений между силовыми органами (особенно милицией) и населением;
-    организация совместной разработки и реализации силами государства и граждан крупных проектов социально-культурного, корпоративного и территориального развития;
-    организация и обеспечение государственного одобрения, стимулирования и поддержки полезных общественных инициатив, ярких проявлений творческой, трудовой, социальной и гражданской активности;
-    государственное стимулирование, положительная общественная оценка и доведение через массмедийные каналы до максимально широких слоев населения событий и фактов социально-полезного предпринимательства, благотворительности и меценатства;
-    обеспечение совместной защиты от потенциально опасных для государства, общества и граждан вызовов и угроз со стороны внешних и внутренних источников опасностей.

В сплочении и единении граждан, общества, народа и государства - источник общественного оптимизма, социальной справедливости, роста благосостояния и культуры, духовного возвышения, силы и славы России.

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Как собственная жизнь человека является уникальным и бесценным божественным даром, так и духовное, культурно-историческое наследие страны, свидетельствующее о возникновении, становлении, житии и особенностях существования народа, представляет собой высочайшую, непреходящую и неповторимую ценность.
В культуре воплощена душа народа, суть его самосознания, его жизненная сила.

Осознание этого явления дает все основания предполагать, что присущие глобализации противостояние и обострение геополитической конкуренции, со временем, будут во все большей степени перетекать из военно-политической сферы в область духовности, нравственности, языка, истории и социально-культурных отношений.

Политические властные структуры, агрессивной инициативой которых, всегда правила и правит гордыня самомнения, самодовольства, личного превосходства и успеха, закрепившиеся своими корнями в почве безбожного рационализма и прагматизма, приведшие мир на грань самоуничтожения, в течение обозримого времени, теряя авторитет и уважение в народных массах, неизбежно будут вынуждены уступить свое доминирующее положение. Уступить тем странам и народам, которые не утеряли нравственно-религиозной сути национального самосознания, которые не пожелали согласиться с перспективой собственного перманентного вымирания, которые, прочно встав на многовековой фундамент сострадательной соборной духовности и морали, смогут пережить бездушную эпоху силового монетарно-рассудочного миропорядка.

Понимание этой важнейшей закономерности предопределяет необходимость формирования у российских граждан трепетного и бережного отношения к духовному и культурно-историческому наследию, пробуждения осознания того, что с утратой каждого, даже самого малого и незначительного историко-культурного элемента, безвозвратно исчезает память, рвется наиважнейшая жизненная соединительная ткань, угасает суть и сила общенародного единения.

Российским законодательством к культурным ценностям отнесены: нравственные и эстетические идеалы; нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований, культурной деятельности; здания, сооружения, предметы и технологии, имеющие историко-культурную значимость; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Каждый гражданин России должен иметь представление о многообразии культурных ценностей, связанных с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, отражающих жизнь и деятельность выдающихся граждан России (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства), среди которых, как наиболее распространенные группы, выделяются:
-    предметы и фрагменты предметов, полученные в результате археологических раскопок;
-    художественные ценности, картины и рисунки ручной работы;
-    оригинальные скульптурные произведения и барельефы;
-    оригинальные художественные композиции и монтажи из различных материалов;
-    иконы, росписи, фрески, иконостасы и иные художественно оформленные предметы культового назначения;
-    гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
-    произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
-    изделия традиционных народных художественных промыслов;
-    составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
-    старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), как отдельные экземпляры, так и собранные в коллекциях;
-    редкие рукописи и документальные памятники; архивы, в том числе фоно-, фото-, кино-, видеоархивы;
-    уникальные и редкие музыкальные инструменты;
-    почтовые марки и иные предметы филателии, как отдельные экземпляры, так и собранные в коллекции;
-    старинные монеты, денежные знаки, ценные бумаги, ордена, печати и другие предметы нумизматического коллекционирования;
-    редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия, палеонтология, и других;
-    другие предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Российские граждане в своей жизни и деятельности должны всемерно содействовать спасению, сохранению и приумножению национального духовно-нравственного и культурно-исторического наследия России.
Оберегая духовное и культурно-историческое наследие - ты сохраняешь жизненные основы российского общества, укрепляя дух и самосознание российского народа.


РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ

Без преувеличения можно утверждать, что своим величием и могуществом, Держава Российская в наибольшей мере обязана православию, явившемуся той реальной духовной основой и объединяющей созидательной силой, которая накрепко сцементировала русский народ и позволила ему стать великой нацией.
С 988 года, ставшего годом крещения Руси, православие является духовно-нравственным стержнем российского общества, определяет и формирует самосознание и культурное своеобразие народа, утверждает его многолетние устои и традиции, жизненный уклад, отношение к верховной власти, рождает самоотверженность, доблесть и отвагу русских воинов при защите своего Отечества.

Православная духовность предопределяет способность доброжелательно принимать и естественным образом включать в свое русское державное сообщество нации и народы различного вероисповедания и этнокультурного происхождения.
"У нас вера православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей, Россия всегда будет славна и врагам страшна, и необорима, имущая веру и благочестие в щит, и во броню правду: сих врата адовы не одолеют".
Преподобный святой старец Серафим Саровский

Россия выделяется в мировом сообществе многонациональностью и многообразием народов, содружественным взаимодействием традиционных религиозных конфессий, представленных православными христианами и католиками, мусульманами, буддистами, иудеями и другими религиозными меньшинствами.
Являясь светским государством, Российская Федерация в своей Конституции и федеральном законодательстве содержит соответствующие уложения, подтверждающие право каждого российского гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

Законом Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" признана особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также подтверждено уважение к христианству, исламу, иудаизму, буддизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Тысячелетняя православная традиция Руси, впитавшая основы христианской духовности через повседневную религиозную практику в плоть и кровь русского национального самосознания, определила своеобразие народного характера, сформировала семейный и бытовой уклад, обусловила специфику трудовых, сословных и межличностных отношений, систему взглядов русских людей на мир, человека, природу, общество и государство.

Благодатным влиянием Русской Православной Церкви следует объяснить величайшие достижения русской литературы, искусства, архитектуры, философской и научной мысли, как и непререкаемое всемирное значение духовного и культурного наследия Руси.

Оценивая влияние и роль православной идеи в общественной и культурной жизни России, выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин писал:
"...И если мы пройдем мыслию от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, Л.Н.Толстому, А.К.Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову, - то мы увидим гениальное цветение русского духа из корней Православия...
И, то же самое увидим мы в других ответвлениях русского искусства, в русской науке, в русском правотворчестве, в русской медицине, в русской педагогике и во всем".

Был в нашей стране и страшнейший период воинствующего атеизма, когда выпестованная мировым финансовым интернационалом большевистская коммунистическая власть, в безбожном неистовстве уничтожала Русскую православную церковь, громила и разграбляла храмы, убивала духовенство и священнослужителей, насильственно насаждала атеистическую идеологию.
Но к счастью, этот мрачный период российской истории - уже в прошлом. Сегодня Русская Православная Церковь переживает свое возрождение, умножает паству, восстанавливает храмы, монастыри, открывает духовные учебные заведения, церковно-приходские, воскресные и художественно-иконописные школы, приюты и богоугодные дома, благотворительные фонды.

Активно развиваются и другие традиционные для России религии: мусульманство, буддизм и иудаизм, строятся мечети и синагоги, храмы и молельные дома. Но самое главное, что происходит в настоящее время, это увеличение числа верующих российских граждан.

Страна постепенно уходит из безбожной эпохи атеистического коммунизма. И мы хорошо видим, а еще лучше чувствуем, как восстанавливается Россия после хаоса, депрессии и позора последнего десятилетия ХХ века, и как начинает возрождаться и заполнять сердца российских людей благодатная вера в Бога.
"Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно; и передающего свое видение воле для действия, и мысли для осознания и слова. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления. Вот то, что другие народы смутно чувствуют в русском духе, и когда верно узнают это, то преклоняются и начинают любить и чтить Россию. А пока не умеют или не хотят узнать, отвертываются, судят о России свысока и говорят о ней слова неправды, зависти и вражды. (И.А.Ильин)

РУССКИЙ ЯЗЫК - ДАР БОЖИЙ,
СОЕДИНЯЮЩИЙ НАРОДЫ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ

Нет, и не может быть на земле народа, если он не обладает собственным, только ему присущим языком. Язык появился на Земле вместе с вселением на нее человека разумного, и человеческая история непререкаемо свидетельствует, что люди, семьи, роды и племена в процессе этногенеза объединяются вместе, прежде всего, на основе единого языка.

Но и язык приобретает уникальные, соответствующие исключительно ему речевые формы, семантические особенности, звучание, окраску, начертания букв, алфавит, грамматический строй и другие его элементы в процессе становления и жития народа.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона написано, что "язык является проявлением народного духа, отличительнейшей чертой данной национальности". И это, безусловно так, потому что народ собирается вместе и живет, обладая собственным языком, а язык живет, видоизменяется и развивается вместе со своим народом, впитывая в себя его духовную сущность и формируя на ее основе единодушие и соборное народное самосознание.

С помощью языка люди выражают свои мысли и чувства, размышляют, познают и описывают явления окружающего мира, фиксируют события действительности, общаются между собой в процессе жизни и деятельности. Духовно богатый и творчески одаренный народ всегда выделяется красотой, глубиной и образностью своего языка.
Среди множества культурных ценностей народа язык занимает наиглавнейшее место. Является он и одним из важнейших атрибутов государственности, так как без единого языка не может быть и самого государства.
Народ России многонационален, а значит, - и многоязычен. Но единым государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Как граждане России, мы имеем полное право гордиться русским языком: красивейшим по форме и звучанию, богатейшим по своей семантической многозначности, несравненным в своей способности передавать тончайшие оттенки человеческих мыслей и чувств, высокохудожественным и могущественным по своему влиянию.

Русский язык дал миру величайшие поэтические творения, несравненные образцы художественной литературы, драматургии, публицистики, философской и научной мысли. Это язык М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С. Пушкина, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, Ф.М.Достоевского, Н.В.Гоголя, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.М.Пришвина, М.А.Шолохова и многих других выдающихся, признанных во всем мире писателей.
Прилежное изучение русского языка, старательное овладение русской разговорной и литературной речью, трепетное и бережное отношение к памятникам русской словесности и историческому письменному наследию - непреложная обязанность каждого гражданина России.

СЕМЬЯ И БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В изначальном естестве своем, человек представлен мужчиной и женщиной, наделенных великим божественным даром совместно производить на свет детей, умножая и продлевая род человеческий, вступая для этого в брачные отношения и создавая семью.

Вступление мужчины и женщины в супружеские отношения и образование новой семейной пары, в русском языке издревле обозначается словом брак. История человечества знает многие формы брака: моногамный (брак одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство), полиандрический (брак одной жены со многими мужьями).
Но в русской православной традиции, как и в действующем российском законодательстве, признается только моногамный супружеский союз мужчины и женщины. Брачное соединение мужчины и женщины окутано тайной, и в тайне этой заложен благодатный смысл взаимного чувственного тяготения и самоотречения каждого из супругов в пользу гармонии цельности и единства.

В русском народе всегда верховенствовал взгляд на нерушимую святость брачного союза, заключаемого на веки вечные, освящаемого у Престола Божия, что четко и ясно представлено во многих примерах народного фольклора: "Венчают в одночасье, а повенчаны - на всё горе, на всё счастье!"; "Где венчают - там и жизнь кончают".
С точки зрения христианского самосознания, брак нерасторжим, так как его расторжение неизбежно приводит к разрушению полноты человеческого естества.
В качестве канонического толкования понятия брак в православии закрепилось определение древнеримского юриста Модестина (III век): "Брак - союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве".
Брак порождает семью, а семья порождает общество. Поэтому в русском народе, созданию и укреплению семьи всегда уделялось особое значение, а семейные отношения, представляя собой одну из форм духовно-нравственного устроения народного быта, всегда осознавались и рассматривались на Руси как важнейшая и приоритетная социально-культурная ценность.

Для углубления понимания значения брачных отношений в развитии народа, рассмотрим этимологию русского слова "семья".

Нетрудно заметить, что слово семья в своем составе содержит обозначение числа 7, и слово "я", в котором легко усмотреть конкретную личность. Получается, что семья в своей минимальной численности представлена семью конкретными личностями. Что же это за личности такие, которые все вместе составляют семью?
Вполне резонно утверждать, что в состав минимальной семьи включены, связанные наиболее тесным родством, представители трех поколений: ребенок, его мать и отец, а также, родители матери и отца, являющиеся для ребенка дедушками и бабушками.

Если мы примем такое понимание семьи, то, продолжив наше рассуждение, увидим, что мужчина и женщина, вступающие в брак, не только становятся основателями новой супружеской четы, образованной для рождения детей, умножения и продления жизни вида человеческого, но и становятся объединительной силой двух различных родов, из которых произошли муж и жена.

Таким образом, в самой семантике русского языка, наиболее полно отражающего культурно-историческую суть важнейших проявлений народного духа, понятию семьи придан глубочайший смысл естественной объединительной силы, - необходимого и вполне достаточного исходного условия для возникновения конкретного народа и его последующего этногенеза.

Следует обратить внимание и на следующее весьма значительное обстоятельство. От того, какими в своей массе являются российские семьи, от взаимной любви между членами семьи, от количества детей, от характера внутрисемейных отношений, от уровня благосостояния в семье, всецело зависит, как физическое, так и духовное состояние общества и народа, его пассионарная сила и актуальный потенциал развития.

Отечественная история свидетельствует, что наиболее высокий прирост населения России за счет высокой рождаемости детей наблюдался в русских семьях именно тогда, когда вера населения в Бога была массовой, а православие являлось в стране государственной религией.

"Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости для обоих восхитительнее. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности. У них одно питье из домашнего источника, которого не вкушают посторонние, которое не вытекает никуда и ниоткуда не притекает"
                    
Святитель Григорий Богослов, 320 -389 год.

В настоящее время в Российской Федерации существуют необходимые правовые основы, гарантирующие защиту брака и семьи, а государство проводит активную демографическую политику, направленную на стимулирование родителей к увеличению числа рождающихся детей.

Конституция Российской Федерации прямо, однозначно и непосредственно устанавливает, что в нашей стране, как в социальном по своей сущности государстве, власть и общество должны создать необходимые условия обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, а также подтверждено, что:
-    материнство и детство, семья находятся под защитой государства;
-    забота о детях и их воспитание является равным правом и обязанностью родителей;
-    трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Согласно действующему законодательству, супруги в семье имеют равные права, а также конкретизировано, что:
-    в Российской Федерации гражданам разрешается вступать в брак с 18 лет.
-    каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
-    вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов.
-    супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Анализируя проблемы брака и семейных отношений в контексте присущих России базовых историко-культурных и духовно-нравственных общественных ценностей, необходимо выделить следующее важное и тревожное обстоятельство.

Транснациональные геополитические структуры, стремящиеся к построению однополярного монетарно-потребительского миропорядка, при реализации своих властных целей в пространстве общественного сознания других народов, активно стараются формировать через массмедийные средства такую информационную среду, которая способствует разрушению традиционных взглядов людей на супружество, брак и деторождение, подталкивая граждан и общество к закреплению в сознании приоритета интересов индивида перед интересами семьи.

Делается это потому, что агрессивные геополитические цели гораздо легче достичь в разобщенном обществе, а для разобщения общества нужно, прежде всего, максимально ослаблять в стране институт семьи, как глубинную, естественную и наиболее прочно цементирующую общество, объединительную силу.

Вступив в супружеские отношения, всегда любите друг друга, сохраняйте семью даже в самых сложных жизненных ситуациях, рождайте детей, растите их, старайтесь вдохнуть в них духовно-нравственные и культурные устои российского народа, и если вам удастся сделать это, то радостью всегда будет наполнен ваш дом, и счастливая старость будет вам обеспечена, а ваше гражданское служение своему народу и обществу будет бесценным.

СОБСТВЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Собственность, как особая форма правовых имущественных отношений, известна и действует в человеческом обществе тысячелетия. И в стародавние времена соблюдению прав собственности придавалось важное общественное значение.

Среди ветхозаветных заповедей Синайского законодательства, сообщенного людям через пророка Моисея, восьмая заповедь Божья "Не укради" самым непосредственным образом относится к отношениям собственности. В краткой и ясной форме, начертанных на скрижалях древнейших текстов, людям было продекларировано запрещение кражи, то есть самовольного завладения и присвоения каким-либо лицом чужого, принадлежащего другим людям имущества.

Но история свидетельствует, что в разное время и в различных сообществах существовали многообразные формы ограничения прав собственности, подчас разделяя людей, - на тех, кто мог владеть и распоряжаться по своему усмотрению имуществом, и на тех, кому это разрешено не было.

И в нашем, еще совсем недавнем прошлом, при коммунистическом правлении, законом была запрещена частная собственность на средства производства, не допускалась передача в собственность граждан земли, существовали и многие другие ограничения.

В процессе развития государственно-правовых отношений было осознано, что в условиях такого общества, в котором гражданин не имеет возможностей свободно распоряжаться принадлежащим ему имуществом, средствами производства и результатами собственного труда, наиболее остро проявляется факт ограничения и подавления личности именно в первичных, основных правах.

А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на возможностях актуализации и развития творческого, инновационного и экономического потенциала народа, и, кроме того, является существенным фактором возникновения социальной нестабильности в государстве.

Именно поэтому, принятая в Российской Федерации Конституция, после семидесятилетнего большевистского периода подавления экономической свободы личности, возвратила в правовую систему России одну из наиболее важных, значимых и широких по содержанию категорий гражданского законодательства, - право собственности, предоставляющее правообладателю (собственнику) полноценную возможность самостоятельно определять цели, направления, способы и объемы использования принадлежащего ему имущества и нематериальных ценностей.
Однако революционный переход к новой форме правления в России, основанный на гиперлиберальных принципах, вызвал глубокое общественное разочарование, так как привел к массовым нарушениям права, в первую очередь, в сфере собственности и имущественных отношений.

Пользуясь слабостью и безответственностью государства, наиболее безнравственные и наглые люди в процессе воровской приватизации беспардонно захватывали лакомые куски общенародной собственности. Внутри общества распространилась практика силового захвата чужого имущества, резко обострилась криминальная обстановка, а нарушения древнейших нравственных заповедей и социально-культурных устоев стали массовыми.

Прошло время, написаны и приняты многие законы, регулирующие отношения собственности, но и сегодня реальное нравственное состояние гражданского общества России весьма далеко от нормального, хотя в последние годы верховная власть прилагает весьма эффективные усилия для его улучшения.
Гражданский Кодекс Российской Федерации утверждает право собственности в формате традиционной для русского гражданского права "триады" правомочий, охватывающих в совокупности все возможные варианты правообладания:
-    право владения, то есть фактическое обладание объектом собственности и удержание его под собственным контролем;
-    право пользования, то есть получение от эксплуатации объекта собственности какой-либо пользы, продукции или дохода;
-    право распоряжения, то есть осуществление любых сделок с объектом собственности, определяющих его дальнейшую юридическую судьбу.
В соответствии с действующим российским законодательством, равными правовыми возможностями в осуществлении права собственности на территории России обладают:

В настоящее время вполне возможно говорить, что юридические основания прав и свобод граждан, как и других правообладателей, в сфере имущественных отношений уже заложены, в достаточной мере разработаны, детализированы и закреплены в действующем законодательстве.
Поэтому проблема полноценной реализации всего комплекса имущественных прав в России сместилась с законодательного на практический уровень, и в значительной мере зависит сейчас от реального состояния правосознания и самосознания гражданского общества.
Данное утверждение означает, что реальный характер имущественных отношений определяется теперь, и в первую очередь, способностью граждан и существующих социальных институтов обеспечить необходимое качество общественного контроля исполнения принятых законов всеми структурами и органами власти, элитой, сословиями, профессиональными и социальными группами населения.
В решении проблемы гармонизации правовых отношений собственности, все большее значение приобретает не законодательный, а духовно-нравственный компонент, актуализирующий скоординированные и целенаправленные усилия граждан, общества и государства культурного, просветительского и воспитательного характера, направленные на восстановление исторически обоснованных социокультурных норм, традиций и нравственных устоев народа. И, прежде всего тех, которые преднамеренно и активно разрушались в советский период, как и на начальном этапе псевдодемократического либерального реформирования.
Для оздоровления реальных отношений в сфере собственности российское гражданское общество должно встряхнуть всю испачканную воровским либерализмом ткань общественного самосознания, выбить, и вымести из страны осевшую, глубоко впитавшуюся и въевшуюся грязь алчного пиршества криминальных структур, рациональной бездуховности, безнравственной потребительной агрессии, непомерной жадности и фатальной диспропорции имущественного состояния различных социальных слоев и групп населения.
Настала пора снова вспомнить и постараться уже никогда не забывать, что для людей и общества - хорошо, а что - плохо; что ведет Россию к действительному возвышению в мировом сообществе, а что тянет в бездну; что будет полезно будущим поколениям, а что может лишить их благоприятной жизненной перспективы.
Ведь в многовековом историко-культурном опыте народа России давно закрепилось понимание того, что богатство - не самоцель, а средство созидания достойной жизни семьи, общества и народа своего;
Именно поэтому, в развитии имущественных отношений и собственности современной российской демократии особое значение приобретает выделение и возвышение обществом и государством таких общечеловеческих добродетелей, как честность и порядочность, скромность и аккуратность, нерасточительность и бережливость, щедрость, радушие и доброта.
Гражданское общество России только тогда сможет стать совершенным и устойчивым, если большинству российских граждан удастся понять, осознать и укрепить в душе, что несравненно большую радость человеку отпущено испытывать оттого, что он отдает другим, а не оттого, что он алчно и агрессивно присваивает для последующего безудержного и расточительного эгоистического потребления.
Граждане России должны признавать и уважать институт собственности как неотъемлемое право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться собственным имуществом.
Безнравственно завидовать благополучию других людей и посягать на их собственность.
О ГРАЖДАНСКОМ ОТНОШЕНИИ К РОССИЙСКОМУ СУВЕРЕННОМУ САМОУПРАВЛЯЕМОМУ СООБЩЕСТВУ
Я, гражданин России, прочно соединенный собственной судьбой со своим народом,
понимая и переживая с душевной скорбью, тяготы и разрушительные последствия войн, революций, насильственного разделения народов, нарушения целостности единого этнического, национального и культурно-исторического пространства,
проявляя созидательную устремленность к возвышению народного духа и укреплению русского национального самосознания,
базируясь на глубинных, сущностных, выработанных, выстраданных и выверенных веками духовно-нравственных и социально-культурных устоях,
стремясь к кооперации и сотрудничеству на основе добросердечности, соборных принципов миропонимания и общих интересов во имя сохранения, укрепления и благоденствия исторически сложившейся на российской земле единой цивилизационной общности,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, незыблемость народовластия и суверенных основ демократического государственного устройства,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, мирного сосуществования, непрерывности, преемственности и последовательности духовного, интеллектуального, социально-культурного, экономического и государственного развития,
основываясь на памяти предков, передавших нам любовь, уважение и гордость к основополагающим ценностям взаимопонимания, взаимодоверия и взаимопомощи, завоеванным кровью и страданиями близких и соотечественников, отдавших свои жизни и утвердивших нашу общую веру в истину, добро и справедливость,
понимая и принимая всю полноту ответственности перед нынешним и будущими поколениями за свои убеждения, устремления и действия,
намереваясь обеспечить вечное благополучие, защиту, укрепление и нерушимость общего дома российских народов,
оберегая государственный суверенитет, территориальную целостность, национальную и культурно-историческую уникальность российского государства, осознавая и сохраняя при этом незыблемость и нерасторжимость союзнических и партнерских отношений в глобальных политических и экономических процессах, осознанно и добровольно принимаю настоящую Декларацию
во имя спасения, сохранения и укрепления предначертанного судьбой и нашими предками единства и целостности российского государства,
во имя сплочения и духовного единения российских народов перед существующими ныне и грядущими смертельными опасностями, угрозами и вызовами,
во имя общей заботы о безопасности близких, благополучия и процветания российских граждан, созидания и утверждения справедливого жизнеустройства, счастливого и славного будущего наших детей!

Заремба Виктор Борисович,

Эксперт комиссии Общественной палаты Российской Федерации
по вопросам сохранения культурного и духовного наследия

28 апреля 2007 г

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 639571
Перв. публик.: 28.04.07
Последн. ред.: 24.05.11
Число обращений: 0

  • Заремба Виктор Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``