В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Европа провоцирует ползучую реабилитацию Гитлера Назад
Европа провоцирует ползучую реабилитацию Гитлера
Черняховский Сергей

Безусловно, Гитлер, гитлеризм, нацизм, фашизм - являются носителями того, что не может не быть признано абсолютным злом, его элементами или его воплощением. И то, что европейскую общественность передернуло от высказываний Фон Триера - и естественно, и хорошо.

Кстати, вполне можно поверить в то, что режиссер просто неудачно пошутил. Дело просто в том, что есть вещи, по поводу которых шутить непристойно. И хорошо, что общество на Западе способно это ощущать и отвергать подобные шутки. И что знает, как на это реагировать.

Российское общество, кстати - не знает и не умеет. И отделывается утверждениями на подобие того, что "это лишь оценочное мнение". В России можно высказать благожелательное отношение к Власову или Краснову - и ничем за это не поплатится. В России можно выступить со статьей, в позитивном ключе описывающей гипотетическую возможность победы Гитлера над СССР, - и остаться не отлученным от публичного слова.

В России можно публично славить Горбачева - и не только остаться на свободе, но и чувствовать себя гордой свободомыслящей личностью. Хотя и в результате действий Гитлера, и в результате действий Горбачева Россия (СССР) потеряли людей больше, чем погибло во время Холокоста. Холокост стоил жизни 6 миллионам человек. СССР Россия тогда потеряла в четыре раза больше - и для них это учетверенный Холокост. Авантюры Горбачева стоили СССР потерь, хотя и меньших, чем война - но сопоставимых - порядка минимум двух Холокостов.

Запад на такие вещи систему реакции выработал, Россия - нет.

Проблема только в том, что сами эти шутки становятся возможны. И в том, что они отражают некоторое проявление определенной привлекательности Гитлера и нацизма в современном обществе. В первую очередь - западном.

Гитлер есть Зло. И он признан Злом. Зло естественно вызывает отторжение и противодействие у Добра - не только политико-юридическое, но имманентное, морально-нравственное, интуитивно-экзистенциональное.

Триер не шутил бы на эту тему публично - если бы по тем или иным бытовым контактам не чувствовал, что такая шутка допустима. То есть Такого отторжения этого Зла - там нет.

Но если Зло не вызывает реакции непосредственного отторжения - значит реальность не есть реальность торжествующего Добра. Если современное западное общество испытывает некую неосознанную тягу к образам Зла - значит, в реальной жизни ему не хватает чего-то нужного, чего у него нет, а у Зла - как ему кажется, было или есть.

Современное западное общество имеет очень многое - благосостояние, защищенность, комфорт, нечто не вполне понятное, что именуется "правами человека". То есть оно имеет практически все необходимое для того, чтобы Жить. Но оно не имеет того, ради чего стоило бы жить. Постмодернизм растворил то, чем Европа прежде гордилась: собственно европейские ценности. Сегодня за них выдается не то, что ими было изначально - не Подвиг и Героизм античности и не самопожертвование христианства. За них выдается то, что могло бы быть не ценностями, а лишь средствами их обеспечения.

Современное западное общество отказалось от признания существования высших ценностей, идеалов и единств истины. Оно утверждает, что его идеал - это самоценность собственно жизни, как самого биологического начала и его комфортность. И что ничто ее не стоит. Но цена обретается в обмене. В том, за что ты можешь нечто отдать, чему пожертвовать. Если такого начала нет - цена твоей жизни есть ничто. Ноль.

Герой античности, восходящий на крест в искупление грехов людей мученик, идущий в поход и рискующий жизнью - а также отказывающихся от повседневных благ во имя освобождения реликвии крестоносец, идущий в бой за Честь и Даму рыцарь, спасающий свою Королеву гвардеец, идущий на штурм королевского дворца санкюлот, поднимающийся на баррикаду коммунар, ложащийся под танк с гранатами защитник Москвы или Сталинграда - все это далеко от образов и идеалов современной Европы. Она продукт этого. И она - этого лишена. И была, в основе своей, лишена уже и перед лицом гитлеровского нашествия. Поэтому судьба ее решалась не в битве на Сене - а в битве на Волге.

Она сегодня имеет все для благополучной жизни - кроме целей и ценностей этой жизни. Но без последних человек в принципе существовать не может - пока он остается человеком. И если в жизни нет места Подвигу, Героизму и Романтике - он тянется к тому, где, как ему кажется - они есть или были.

Тогда, в 40-е годы была не просто Мировая война - это была битва проектов. Европейский великий проект Модерна - остывал. Растворялся в собственных комфортных достижениях. И отучался жертвовать.

Гитлер нес миру страшный проект Контрмодерна. Обрушения в Средневековье. Отрицания всех прогрессистских и гуманистических ценностей Эпох Возрождения и Просвещения. И неся все это - апеллировал к, казалось бы, основам необходимым для жизни человеческой личности - Героизму и Подвигу, служению чему-то высшему. И это завораживало и гипнотизировало рафинированных носителей Постмодерна. Тем более, что лишенные воли и энергии они оказывались бессильны противостоять этому варварскому нашествию античеловеческой энергии.

И они были бы уничтожены - если бы в битву не включился Проект Сверхмодерна - советский коммунистический проект. Гитлеризм считал жизнь человека разменной монетой, средством для завоевания господства. Остывающий Модерн ценил жизнь превыше всего - но биологическую жизнь, которая считалась высшим началом и не подлежала жертве ни ради чего. Сверхмодерн СССР тоже считал человека высшей ценностью - но не "животного человека" - а человека в его потенциальном развитии.

И он защищал тот мир, в котором человек мог бы не просто жить, как откормленное животное - но самореализовываться и творить, превращаясь в Демиурга. И за этот мир - за эту потенциальную возможность будущего носители Сверхмодерна отдавали свои жизни, останавливая вырвавшееся из онтологической преисподней Зло Контрмодерна.

И сегодня ситуация во многом повторяется. Европейское общество все больше угнетает лишенный ценностей Постмодертн, оборачивающийся моральным релятивизмом и диктатом меньшинств - требующих толерантности, но не желающих проявлять ее по отношению к большинству. И оно подспудно ищет. Ищет мира, где у Жизни - была бы не только абстрактная ценность, но и Смысл, Подвиг.

А поскольку то, что и позволило остывающему Модерну сохраниться - и "доостывать" до Постмодерна - то есть Проект Сверхмодерна - оказался разбит и сознательно дискредитирован - там для подобной тяги не остается иного направления, как тот или иной вариант Контрмодерна. И их сегодня два: восточный, Зеленый. И западный - Коричневый. Основа новой мировой биполярности.

Европа кичится своим антинацизмом - но молчаливо поощряет надругательство над памятью и памятниками тех, кто спас ее от гитлеризма. И оправдывает тех, кто сегодня чествует ему служивших. То есть, официально осуждая и проклиная гитлеризм - сама отрывает двери преисподней, куда его вернули в 1945 году.

Нельзя, осуждая СССР и Сталина и объявляя их злом, не вести вольно или невольно к ползучей реабилитации Гитлера и Третьего Рейха.

И если на то пошло, непристойная шутка Триера - в значительной степени была рождена как аморфным состоянием Постмодерна, так и непотребной резолюцией ОБСЕ об осуждении "сталинизма".

http://www.km.ru/

viperson.ru

Док. 639562
Перв. публик.: 24.05.11
Последн. ред.: 21.07.11
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович
  • Горбачев Михаил Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``