В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Конверсия инженерного образования России: от каменного топора к оперативному мышлению Назад
Конверсия инженерного образования России: от каменного топора к оперативному мышлению
В этом году весь мир отметил полувековой юбилей первого космического полета человека - советского гражданина Юрия Гагарина.

Эпохальному полету предшествовал вывод в 1957 году на орбиту Первого искусственного спутника Земли с помощью первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, разработанной и испытанной всего за четыре года.

Калиброванное наследие плановой экономики

Успех ракетного и атомного проектов предопределила передовая система образования, основы которой были заложены ленинским планом ГОЭЛРО.

К сожалению, эйфория побед космонавтики и милитаризация экономики в годы "холодной войны" вызвала зуд губительных реформ по формализации школы, специализации и переход к квалификационным характеристикам (КХ) инженеров, сведению обучения к усвоению простейших знаний, умений и навыков (ЗУН), что не оставило места интуиции и воображению.

Сегодня для модернизации России необходимы инженеры, техники и специалисты рабочих профессий новой формации. Их воспроизводство невозможно без конверсии системы образования , функционирующей по принципу массового обслуживания потока заявок, калиброванных по требованиям мобилизационной модели военного производства. Определившей программу подготовки рабочих, выпускников с высшим и средним образованием.

В наследство от советской крупно серийной экономики, инженерное образование России получило узкую специализацию и сокращенный фундаментальный цикл для деятельности по копированию и тиражированию конечного продукта технологической цепи. Превращавшей инженера в плохого техника, не знающего регламент вверенного участка и не способного к опережающему отражению инновационных процессов.
Реакцией такой системы образования на переход к новой продукции служит открытие новых специальностей и профильных вузов с задачей экстренной подготовки специалистов с чистого листа (например, по нано технологиям) без комплексной модернизации всех этапов процесса обучения.

Идеологический просчет помешал СССР осуществить широкий технологический прорыв умножением контингента рабочих, когда лидер коммунистов Ленинграда Григорий Романов преобразовал школы в ПТУ.

Интеллект рабочих из ПТУ не создал прослойки "синих воротничков" для реализации возможностей инженеров и техников. Персонаж Гоши из фильма "Москва слезам не верит" навсегда остался мечтой ученых и инженеров.

Между тем прародителями японского "экономического чуда" стали вчерашние школьники, подготовленные к работе в "кружках контроля качества" (ККК) и открывшие для всего мира высокие технологии.

После двух технологических пробоин - аварии на ЧАЭС и создания никому не нужной системы "Энергия-Буран", экономика страны потеряла остойчивость.
Запас плавучести министерств и ведомств, почтовых ящиков ОПК и многих тысяч ученых, по числу которых на душу населения мы были впереди планеты всей, оказался лишним в рыночной стихии. Создавшей пробоину с другого борта, куда вместе с учеными за рубеж ушли и достижения в области высоких технологий, в том числе информационных и авиационно - космических.

Инженеры по оптимизации гаек

Осознание недостатков есть первая ступень в их устранении - отмечал академик Алексей Крылов, знаменитый математик и судостроитель.

Ответом США на прорыв СССР в ракетно-космических технологиях стало повышение роли фундаментального цикла образования. Давшего толчок научно-технологической революции середины 60-х годов прошлого столетия.

Есть точная шутка: американский университет - это место, где русские профессора учат китайских студентов. Когда в России потребность в грамотных инженерах удовлетворяется за счет иностранных специалистов.

Но дело здесь не в квалификации профессоров, а в содержании образования .
Директор НТЦ по ядерной и радиационной безопасности, профессор МИФИ Борис Гордон свидетельствует: "Отсутствие у профессоров новых идей и недостаточность внимания к оригинальным разработкам, свободным от недостатков действующих реакторов, закрепляется начиная с высшей школы, где дипломные проекты до сих пор посвящены ВВЭР и РБМК, а не новым типам реакторов". Выход профессор видит "в наукоемкости и наукостойкости отрасли, сберегающей имеющиеся и стимулирующая новые знания".
Диктат специалитета, слабо интегрированного с фундаментальными дисциплинами, не способствует формированию оперативного мышления для принятия инженером многофакторных технологических решений.

Конкурентоспособный специалист видит конечный продукт производства не как совокупность деталей, - "ведро с гайками", по образному выражению Президента РФ Дмитрия Медведева, а как результат созидательной деятельности по стыковке знаний и опыта для достижения поставленной цели.

Первым технологическим прорывом человечества стал топор - камень, привязанный к палке. Сегодня инженер сориентирован на "конечную продукцию" - тот же каменный топор, а не на путь достижения лучшего результата.

Студенты национального исследовательского университета МИФИ изучают и проектируют ВВЭР и РБМК, - те же ипостаси камня и топорища, а не усваивают методы генерации новых знаний из опыта поколений первопроходцев.
Спроектировать конечный продукт при наличии САПР под силу пользователям ЭВМ - юзерам (от to use - использование, применение).

К ним относится, получаемый на выходе системы образования, узкий специалист, - вооруженный готовыми лекалами "инженер по оптимизации гаек", непригодный для инновационного производства ни в России, ни за рубежом.

Наши инженеры, способные рассчитать на салфетке прочность крыла самолета, выполняют примитивные функции в концернах ИАДС и Боинг.

В кратчайшие сроки проектанты Московского института теплотехники (МИТ) рассчитали морскую ракету "Булава", упорно не желающую лететь из-за дьявольских мелочей, давно известных профессионалам из ГРЦ им. Макеева, отстраненным федеральной властью от твердотопливного ракетостроения.

Причиной фантастического провала по срокам и ресурсам, затраченным на отнюдь не уникальное изделие, явилась фундаментальная ошибка главного конструктора МИТ в применении философской категории части и целого.

Наказанием за псевдо инновацию - замену комплексной отработки "принципиально отличным от других КБ подходом к проектированию, - много итеративным процессом оптимизации составляющих элементов ракетного комплекса, и, прежде всего ракеты" стал "плавающий отказ", порожденный технологической несовместимостью продукции сотен предприятий кооперации.

Чрезвычайная сложность такого подхода состоит в прецизионном монтаже элементов системы. Когда, например, согласно гироскопии малейшие отклонения от допуска тысячетонного ротора гидрогенератора в момент его пуска и останова вызывали на СШГЭС разрушительную вибрацию.

"Детская ошибка", по словам вице-премьера Сергея Иванова, в подготовке полетного задания "Протона" со спутниками ГЛОНАСС - это отсутствие инженерного подхода к комплексной отработке сложной человеко-машинной системы при ее оснащении новыми конструктивными элементами.

Ядро содержания высшего образования

Моментом истины стал Чернобыль - сигнал из постиндустриальной эпохи.
Образование, по мысли героя ЧАЭС академика Валерия Легасова, отражает уходящий "технический", а не наступивший "технологический" период истории.
Раньше думали "что сделать", а теперь "как сделать".

Опережающее отражение инноваций, как стандарт конкурентоспособного специалиста, трудно получить, проектируя известный заранее конечный продукт.
В отличие от старой парадигмы, на вход новой системы образования поступают заявки на разработчиков с технологическим мышлением, способных к систематизации знаний и опыта, необходимой для прогресса производства.

Российские компании ищут людей на ключевые позиции, а также способных "отстроить" тот или иной участок бизнеса, привнести в компанию не только передовые технологии, но и новый стиль в работе. Спрос имеется и на репатриантов - россиян, некогда уехавших за рубеж и сделавших там карьеру.
Главным философским приоритетом, принципом и содержанием образования мобильного инженера служит диалектика целого и части, определяющая алгоритм исследования и логику поиска неизвестных элементов (мозаик), дополняющих образ целостного процесса производства.

Академик Иван Павлов, который придавал огромное значение "конечной продукции" ученого - фактам, считал, что всегда требуется известное общее представление о предмете, чтобы было на что "цеплять факты", чтобы было с чем двигаться вперед. В технике эти представления формируются на принципах единой базовой платформы, - эволюционной "вешалки" для новых технологий, внедрения инженерных решений и накопления опыта предыдущих десятилетий.

Созданная платформа служит отправной точной при модернизации изделия.

Другое системное требование - восполнение традиций профессионального воспитания. Усвоение социально-исторического опыта "питает разум" врача, инженера, педагога или юриста, преграждая путь катастрофическим ошибкам, коррупции и служебной безответственности. Наблюдаемой сегодня в отказе Минобороны России от системы воинского воспитания.

Подъемная сила инженерного образования - наука не бывает академической, университетской, федеральной или национальной. Гении космонавтики Циолковский и Кондратюк творили в школе, не получив степеней и званий.

Опыт школы МФТИ по работе студентов в научных учреждениях показал, что возникновение потребности к самостоятельному исследованию составляет ядро содержания образования, откалиброванное под инновационный продукт.
Конкурентоспособный специалист должен быть способен прорывными идеями дать толчок к развитию не самого современному производства.

Оболочка содержания ядра высшего и среднего технического образования формируется в школе при усвоении знаний по литературе, русскому языку и математике.
Исследования Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) показали, что образовательный приоритет принадлежит литературе.

Исключение литературы из обязательных для ЕГЭ предметов резко снижает качество усвоение школьной программы. Ныне первый семестр в вузе превращается в рабфак 30-х годов. Ректор МИФИ Михаил Стриханов предупреждает: доведение до кондиций студентов сокращает программу вуза.

Вектор непрерывного образования (long life learning), которое сопровождает человека всю жизнь, задается содержанием базового ядра образования. Где баланс между практическим знанием и теорией определяет уникальное для каждого вуза полезное знание (useful knowledge), независимое от динамики рынка труда, ниши карьерного и профессионального роста выпускников.

Динамика содержания образования отражает феномен энергосбережения этапных процессов познания, где частный случай - бакалавр и магистр
Подобно разгонным ступеням ракеты, выводящим в заданную точку космоса блоки индивидуального наведения, бакалавриат - это момент выбора траектории специализации. Здесь отсекается импульс фундаментального цикла и требуется перезагрузка полезным прикладным знанием.

Умер, не породив "быстрых разумом Невтонов", проект фундаментального образования 80-х - целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС).

Качественная подготовка специалистов не гарантируется и увеличением сроков обучения. В советское время за шесть лет в Рижском авиационном институте готовили посредственного диспетчера, а на "отсталом" Западе классный управленец получался из бакалавра при полугодичной специализации.
Современная идея ограничить "трубку" траекторий бакалавриата магистратурой - путь к дефициту специалистов для производства и безработице среди лаборантов и ученых. Кибернетику Акселю Бергу не пришлось ждать столетие после Морского корпуса до открытия магистратуры в НИУ ВШЭ.

Ответ на вопрос о конкурентоспособном содержании образования дает 300-летний военно-морской проект Петра I, берущий начало в Навигацкой школе, ставшей стартовой площадкой системы образования России. Ее продукт - Ломоносов и Крылов, Колчак и Берг, композитор Римский-Корсаков и художник Верещагин. Свою конкурентоспособность эта система подтвердила в период реализации советского ракетно - космического и атомного проекта.

Синдром патологии техноцентризма

Развитие системы образования подобно делению живой клетки - из базовых, классических структур возникают новые, отвечающие перспективам производства, научно - технического прогресса и познания человека.

Прорывом советской системе образования было создание на базе МГУ вуза нового типа - Физтеха, альма-матер наших молодых Нобелевских лауреатов.
В сетевом мире стройные ряды вертикальных отраслевых структур - вчерашний день системы образования. Современный критерий инфраструктурных вложений - качество человека и ключевые технологии познания, составляющие суть государственной идеологии.
Принцип ядра содержания образования Минобрнауки подменяет правилом девяти беременных женщин, готовых немедленно к деторождению.

Система образования фокусируется на слиянии государственных учреждений мобилизационной экономики, не способных перестроиться на точечную подготовку специалистов для инновационного производства.

Массовость вуза определяют деньги, идущие за студентом и ЕГЭ.
Потенциал саморазвития заложен в интеграции образования с наукой и производством. Примером синтеза этих элементов выступает Физтех, совмещающий этап специалитета с профессиональной научной средой.

Технократизм приоритета вузовской науки, выбранной локомотивом экономики, состоит в массировании вложении в инфраструктуру суперуниверситетов, но не в человека - профессорско-преподавательский состав.
Смешно ожидать воспроизводства научной среды в условиях борьбы за выживание профессора со ставкой 19 тысяч и аспиранта - в полторы тысячи рублей. И когда конкурентом малых вузовских предприятий выступают коммерсанты, арендующие полезные площади и промышленные компании.

Идея Андрея Фурсенко о конкуренции между академической и вузовской наукой сродни задаче раздельного монтажа статора и ротора гидротурбины, или соревнования между сердцем и легкими человека. Когда гибнет опора - научно-производственный комплекс НИИ автоматической аппаратуры имени Семенихина (НИИАА), то в упадок приходит и ведущий вуз страны - МИРЭА.

Функцией отклика на технологический вызов стала социологизация высшего образования. Ранее эту функцию выполнял аттестат средней школы.
Службы занятости сегодня требуют наличия высшего образования даже от соискателей должности конторщика и продавца магазина.

Диплом инженера необходим рабочим ОАО "НПО "Сатурн" - лидеру в разработке, производстве и сервисном обслуживании газотурбинных двигателей, энерго генерирующих и газоперекачивающих установок.

По данным Еврокомиссии по образованию и культуре сегодня во всем пространстве потребностей неквалифицированный труд занимает не более 17%, остальное - рабочие с высшим и средним техническим образованием.

Реакцией на тупик конверсии и внедрения научных идей в конце 80-х годов стала НИР "Конверсия высшего образования"" с задачей создать новый стандарт содержания образования для вузов ОПК.

На итоговой конференции в МАИ выяснилось, что с конверсией содержания образования согласились единицы вузов. Элита ректората еще надеялась на поддержку ОПК и не видела падения качества военной продукции.

Разделить успех с инициатором НИР, НИИ высшего образования, знаменосцы вузовской науки не хотели, и Госкомвуз исключил конкурента из списка. Однако в 1994 году возникла необходимость в итоговом отчете по НИР.

Указание на подготовку данного документа получил автор статьи, - в ту пору сотрудник отдела Интеграции образования науки и производства НИИВО.

Сергеев Олег Леонидович, эксперт Всероссийского фонда образования,
кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН

viperson.ru

Док. 639531
Опублик.: 23.05.11
Число обращений: 0

  • Гагарин Юрий Алексеевич
  • Стриханов Михаил Николаевич
  • Стриханов Михаил Николаевич
  • Гордон Борис Григорьевич
  • Сергеев Олег Леонидович
  • Легасов Валерий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``