В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Полимеры России 2010` Назад
`Полимеры России 2010`
Производство полимеров в нашей стране все в большей степени расходится с потребностями рынка, исправление этой ситуации не заложено в инвестиционные планы ведущих поставщиков.
Несмотря на тяжелые конъюнктурные потрясения, российский полимерный рынок продолжает расти как в натуральном, так и в стоимостном выражении, как в прошлом, так и в этом году. И хотя многие участники рынка испытывают серьезные проблемы, рост продолжится и дальше. Однако настроения как производителей, так и переработчиков, далеко не радужные - определенности нет. Главный вопрос в том, чем следует считать нынешнее конъюнктурное оживление - послекризисным "отскоком от дна" или же уверенным возвратом на траекторию взлета ракеты, по которой российская полимерная отрасль двигалась на протяжении предкризисных лет. Те, кто уверены в первом, готовятся затянуть пояса еще туже и думают, как подготовиться к новому ухудшению конъюнктуры. Оптимисты отрасли ждут возвращения тучных лет с легкой отдачей инвестиций и низкой конкуренцией на быстрорастущем рынке. Ошибаются и те и другие.
Российский полимерный рынок не "провалился" и не провалится подобно строительному и автомобильному, но и того, что было раньше, больше не будет. На наших глазах формируется новая архитектура российского полимерного рынка, рождаются новые тренды, от следования в русле которых зависит успех бизнеса как переработчиков, так и производителей полимеров. Детально эти проблемы будут обсуждаться участниками рынка на организованном консалтинговой компаниeй Creon форуме "Полимеры России" 7 октября 2010 года, но ключевые положения понятны уже сейчас. Приглядимся к ним.

Кушать хочется всегда

Традиционные движители внутреннего спроса на полимерную продукцию в России - пищевая, упаковочная индустрия и ритейл, а также строительство. Роль машиностроения и, в частности, автопрома в формировании спроса на полимеры в России, в отличие от многих зарубежных стран, пока незначительна. Потребность пищевиков и ритейлеров в полимерных пленках, пакетах и иной упаковке связана с динамикой массового потребительского спроса, тогда как рынок полимерной продукции строительного назначения (пластиковые трубы, оконные профили и листы, изоляционные материалы и т. д.) в большей степени зависит от инвестиционной активности государства и крупных частных компаний.
Кажется парадоксальным, что массовый потребительский спрос в стране растет на фоне сохраняющейся экономической неопределенности. Его двигают вперед несколько объективных факторов, слабо эластичных к социально-экономической конъюнктуре. Прежде всего, в России продолжает расти производство разнообразной пищевой продукции и кризисные тенденции только подстегнули активность инвесторов в этой сфере, поскольку других вариантов вложения финансовых средств с умеренными рисками, особенно, на региональных рынках, немного. Сокращение доходов населения также сместило потребительскую активность в сторону наиболее насущных вещей, что стимулирует рост потребления продовольствия внутри страны и продуктовый ритейл. Кроме того, в России продолжает расти численность наиболее активной в потребительском отношении возрастной когорты людей 25-35 лет. И, наконец, продолжается активная экспансия упаковочной культуры из столичных агломераций в российские регионы, в некоторых из которых "цивилизованный" ритейл с цивилизованной упаковкой стал одним из немногих видимых результатов экономического роста 2000-х годов.

Если потребительский спрос и рынок упаковки, развивающийся в стране уже полтора десятилетия, имеет видимые ограничения, то емкость инвестиционного спроса в строительстве кажется беспредельной. В то же время именно "инвестиционные" сектора переработки полимеров позднее остальных оправляются от кризиса. Причины банальны - строительство в России оживает крайне медленно и преимущественно стараниями государства. Например, производители полимерных труб не скрывают, что главным двигателем рынка, этой весной сошедшего с мертвой точки, стали газификация и крупномасштабные федеральные стройки: Олимпиада в Сочи, саммит АТЭС, строительство жилья для военнослужащих и пострадавших от пожаров и т. д. Но все эти проекты имеют близкие сроки реализации, удастся ли к этому времени государству и бизнесу расшевелить коммерческий сектор строительства, пока неясно.


Полный текст статьи в приложении

viperson.ru

Док. 639355
Перв. публик.: 16.11.10
Последн. ред.: 29.05.12
Число обращений: 0

  • Кильзие Фарес Нихадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``