В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: Основные предпосылки и условия успешной борьбы с коррупцией Назад
Владимир Андрианов: Основные предпосылки и условия успешной борьбы с коррупцией
На протяжении всей истории человечества коррупция как системное явление оказывает пагубное влияние на деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая стабильное, эффективное функционирование власти.

Коррупция представляет собой реальную угрозу публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.

Полностью искоренить коррупцию, как показывает мировая практика, до сих пор не удалось ни одной стране. Между тем противодействие и профилактика коррупции стали важнейшей задачей мирового сообщества и практически каждого современного государства, многим из которых удалось значительно снизить масштабы проявления коррупции.

Анализ практики противодействия коррупции в отдельных странах показал, что для успешной борьбы с коррупцией необходимы следующие предпосылки и условия:
-    политическая воля руководителей государства и последовательность в реализации антикоррупционной политики;
-    общественный антикоррупционный консенсус;
-    утвержденная национальная стратегия противодействия коррупции;
-    законодательная база по борьбе с коррупцией, соответствующая международным нормам;
-    специализированный государственный орган, ответственный за борьбу с коррупцией;
-    гласность и прозрачность в борьбе с коррупцией.

Ключевым элементом преодоления коррупции является политическая воля руководства страны. Если государство в лице представителей высших руководящих органов будет не на словах, а на деле заинтересовано в противодействии коррупции, то сокращение ее масштабов, а впоследствии и возможное искоренение, как показывает опыт отдельных стран, вполне решаемая задача.

Однако даже наличия политической воли руководителей государства недостаточно, победить коррупцию невозможно без антикоррупционного консенсуса в обществе.
Пока власть, общественные и политические организации, институты гражданского общества, средства массовой информации единым фронтом не объявят войну коррупции, надеяться на положительный результат бессмысленно.

В обществе должна сформироваться атмосфера нетерпимости к взяточникам. Необходимо создать условия, когда брать взятку будет не просто страшно, а неприемлемо по морально-этическим соображениям. Чиновник должен понимать, что, преступив закон, он может разрушить свою будущую жизнь, карьеру, лишиться пенсии и других привилегий государственных служащих.

Далее необходимы разработка и принятие Национальной стратегия противодействия коррупции, в которой были бы сформулированы основные принципы, задачи и механизмы противодействия коррупции.

В различных странах стратегия имеет свои национальные особенности, но в целом она представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, реализуемую федеральными и иными органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Меры по реализации национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Кроме Национальной стратегии противодействия коррупции в номативно-правовую базу должен входить специальный закон о борьбе с коррупцией, а после его принятия - соответствующие изменения в национальное законодательство. Во многих странах правила поведения чиновников регулируются кодексом этики для государственных служащих.

Очевидно, коррупцию невозможно задушить изменениями законов. Никакие самые совершенные законы, стратегии и планы не искоренят коррупцию, если не изменится мышление людей, не будет сформировано современное активное правосознание граждан.
Как показывает мировая практика, эффективная борьба с коррупцией невозможна без специального государственного органа с широкими полномочиями по противодействию коррупции, закрепленными законодательными актами.

В частности, такими органами в системе исполнительной власти Сингапура является Агентство по борьбе с коррупцией (АБК), в Гонконге - Независимая комиссия против коррупции (НКБК), в Китае - Государственное управление по предупреждению коррупции, в Республике Корея - Комитет по борьбе с коррупцией (КБК), в Италии в антикоррупционном ведомстве работает более 3 тыс. человек.

Многие из указанных органов законодательно были наделены чрезвычайными полномочиями - от несанкционированных выемок любых документов до применения моратория на принцип презумпции невиновности в отношении подозреваемых. Некоторым специализированным органам были делегированы карательные функции.

Работа антикоррупционного ведомства с самого начала должна быть гласной и прозрачной. Успехи в борьбе с коррупцией необходимо регулярно освещать в средствах массовой информации. Могут быть разработаны и реализованы специальные государственные программы информационного обеспечения противодействия коррупции.
В результате в обществе должно сложиться устойчивое неприятие и осуждение этого негативного явления, должно быть разрушено устоявшееся представление большей части населения о том, что коррупция будет существовать вечно.

Известный американский государственный и политический деятель, ученый и дипломат, один из авторов Декларации независимости США Бенджамин Франклин (1706-1790) более двух веков назад понимал важность "прозрачности" в искоренении коррупции. По его словам: "Солнечный свет - самый лучший дезинфектор". Именно прозрачность, как вакцина, позволит одолеть инфекцию, заражающую все общество, оздоровить его и возродить государственность".

Важный аспект борьбы с коррупцией социально-психологический. Дает и берет взятку конкретный человек, который имеет свои взгляды на жизнь, свои ценностные ориентиры, свою философию, понятия о нравственности и морали.

Поэтому честность и порядочность - характеристика личностная, субъективная, которая зависит от воспитания, от тех ценностей и идеологии, которые культивирует государство.

В государстве, где проповедуется культ насилия, потребления, где основными героями являются бандиты, олигархи, продажные чиновники и проститутки, о духовных ценностях говорить не приходится, для коррупции это самая благодатная почва.
Важным направлением противодействия коррупции является повышение эффективности государственного управления, которое, в свою очередь, во многом зависит от таких понятий, как политическая стабильность, степень бюрократизации государственной власти, способность государства контролировать коррупцию, качество предоставления государственных услуг населению, приоритет закона при принятии административных решений и др.

Проведенный анализ показал, что если страна имеет высокий показатель качества и эффективности государственного управления, то она, как правило, относится к числу наиболее благополучных стран в мировом рейтинге по противодействию коррупции. К таким странам, прежде всего, относятся Финляндия, Швейцария, Дания, Сингапур, Швеция, Канада, Норвегия и др.

Эти же страны по версии американского журнала "Ньюсвик" в 2010 г. были признаны "лучшими странами мира", а согласно опросам мирового агентства "Гэллап" именно в этих странах живут самые счастливые люди. Таким образом, очевидна существует устойчивая взаимосвязь и взаимозависимость между эффективностью государственного управления, качеством жизни в той или иной стране и масштабами распространения коррупции.

Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и
разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ,
д.э.н., академик РАЕН


viperson.ru

Док. 639198
Опублик.: 06.05.11
Число обращений: 0

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``