В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гоча Дзасохов: Общекавказский диалог: возможен ли он? Назад
Гоча Дзасохов: Общекавказский диалог: возможен ли он?
История должна стать цементирующим фактом, а не камнем раздора, именно к такому выводу приходишь, если тебе, не безразличны судьба народов Грузии, спокойствие в Закавказье, гражданский мир и согласие на всей территории бывшего Советского Союза.

Кавказ всегда отличался своим многообразием. Здесь перемешались десятки культур, со своими особенностями и традициями. На протяжении веков в этом регионе мирно уживались многие народы. Однако нельзя отрицать и тот факт, что в истории государств Кавказского региона были и множество трагических моментов. Иногда получалось и так, что два некогда братских народа, брали оружие в руки и в борьбе друг против друга выясняли свои житейские проблемы, отношения между государствами, перекраивали свои границы.

История знает немало межнациональных конфликтов на Кавказе, итогом которых всегда становились тысячи жертв, среди мирного многонационального населения на столь обширном географическом пространстве. Как в прошлом, так и в недалекой современности такая обстановка порождала огромное количество беженцев, расходившихся в разные стороны от эпицентра конфликта, разрухи, хаоса с единственной целью - выжить. Огромный вред наносился этим обществам: утеря диалога культур народов, появление разорванных культурных и духовных связей. Несомненно, эта стороны жизни человечества проходит через самосознание и национальное сознание, она труднее всего восстанавливается, действует с удвоенной энергией.

Однозначно, каждая этническая общность красива по-своему. Этнические общности Кавказа не являются в этом плане исключением. Из истории известно, что каждый народ подарил миру выдающихся людей, внесших огромный вклад в науку, культуру, искусство, спорт... И об этом любят вспоминать те, кому принадлежит тот или иной поэт, скульптор, ученный. Любят вспоминать и рассказывать об этом соседям, гостям, которые приезжают на эту благодатную и, обласканную солнцем землю. Любят тут и немного приукрасить, рассказывая о величии своего народа, своих предков и истории. Однако и то, и другое хранит именно история.

И по моему мнению, очень важно доводить до молодых поколений как тот богатый накопленный исторический опыт нашими народами в прошлом в процессе общения, так и те созидательные начала, которые удалось государствам Кавказа приобрести в новой обстановке своего существования.

Не случаен тот факт, что во всех государствах заметно возрастает интерес к истории и особое внимание обращается на преподавание истории в общегосударственных образовательных учреждениях и в высшей школе. В целях адекватного формирования самосознания и национального сознания, воспитания культуры между этническими общностями важно достоверное отображение истории народов, их взаимодействия, что крайне важно для понимания происходящих в мире процессов в условиях глобализации. Нельзя допускать того, чтобы каким-то образом принижался бы в истории один народ, и превозносился другой. К сожалению, это часто происходит и приобретает трансформированный вид.

Наверное, у каждого народа есть, что предъявить своему соседу, вспомнив те или иные годы, когда их совместное проживание переживало кризис. Неспокойных точек на Кавказе не мало. Однако общество должно быть, особенно в тяжелых ситуациях, толерантным, его не должен покидать человеческий разум. Мы обязаны постоянно помнить, следующему поколению передается самое лучшее, молодежь не должна воспитываться в ненависти к ближнему. Она приобретает право ответственности за будущее. В условиях экстремальной обстановки всегда можно утерять целое поколение, молодых людей, оторванных не только от своей культуры, но и от культуры других народов, оставаться закрытой сама в себе, порождая отчужденное общество. Такое состояние постепенно выплескивается в неоправданный очередной виток насилия.

В связи с этим история не должна становиться инструментом в руках нерадивых и нечистоплотных политиков. Это удручает, ведь правду в народе говорят, что "тот, кто выстрелит в свое прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки..." Нельзя допускать общество до такого состояния, когда страдают от этого ни в чем не повинные люди.

Именно поэтому, мы должны брать из истории, сохранившей опыт наших поколений, только то-лучшее, что объединяет все наши народы. Мы должны учить наших детей любить и ценить дружбу. Должны воспитывать их на традициях братства и взаимоуважения. В прошлые столетия мы приобрели много общих положительных качеств, овеянных славой подвигов общей борьбы с врагами общей родины. И об этом также следует не забывать и армянину, и азербайджанцу, осетину, грузину и русскому, и чеченцу...

Жизнь устремлена в будущее, и оно должно быть прекрасным, наполненным, если мы сумеем достойно анализировать прошлое. И то, что разделяет нас временно, не должно быть причиной тому, чтобы не знать друг о друге.

Уже многое сказано о том, что Грузия, ее народы всегда занимали не последнее место в сердцах русского и других народов, населявших Советский Союз и современную Россию. С их стороны был повышенным интерес к культуре этнических общностей Грузии. Они на разных этапах развития грузинской государственности преодолевали те же лишения и невзгоды, что и все народы России, Советского Союза, Российской Федерации.

Славной и насыщенной событиями оставалась история Грузии, русско-грузинских отношений, как в прошлые времена, так и в период новой и новейшей истории. Эти отношения насчитывают в своем арсенале более трех веков. Именно так протекла река времени российско-грузинских отношений расстоянием официально зафиксированных 225 лет: от Георгиевского трактата до современности. Было и изменение стратегической обстановки на грузинских территориях, и постоянный поиск поддержки у России со стороны грузинских царей.

Что же их подвигало на эти действия? Несомненно, разум и расчет. И мы не вправе осуждать эти действия. Мы можем только анализировать и делать выводы. Причины, предпринимавшихся мер, по своему характеру были различными. В первую очередь они обусловливались необходимостью защиты коренных интересов своего государства, его целостности в борьбе с военной экспансией Ирана и Турции.

24 июля (3 августа) 1783 г. был подписан в Георгиевске трактат между двумя государствами - Россией и Грузией. Стали объединенными Картли и Кахетия (Ираклий II), Имеретия (Соломон I). Они обратились к русской Императрице с просьбой о защите и покровительства. Правильным ли был этот шаг? С исторической точки зрения он соответствовал требованиям той эпохи.

Грузия получала условия в более спокойной обстановке приращивать и приумножать свою государственность духовно и материально. И что это было действительно так, показывало и последующее развитие событий в истории Грузии.

Грузия становилась соприкосновенной с более чем трехсотлетней частью российской цивилизации. Она выстраивала свои отношения с Россией на равноправных основах, всегда полагаясь на защиту своего северного соседа. Надо отметить, что, несмотря на имевшиеся отступления от выработанных принципов, в отношениях между государствами всегда брал верх разум, преобладала полезность действий и мер, которые были адекватными статусу двух существовавших государств.

Локальные авантюры, как и та, что случилась летом 2008 г., естественно, оборачивались ростом напряженности, однако со временем они уходили в небытие, превращаясь в события для описания историками, а разум народов побеждал, охраняя главное - дружбу, взаимопонимание, мирное сосуществование. Рост возникавшей напряженности ослабевал.

Государства решали свои задачи и проблемы, носившие в своей основе спорный характер, за столом дипломатии, не пересекая океан, не устремляя свои взоры на государство, расположенное на обратной стороне земного полушария. И роль, действия, принимаемые решения русским, грузинским народами, как и другими народами, населявшими Советский Союз, оставались достойными и уважаемыми. Высоко чтимые представители России и Грузии, провозглашавшие на практике принцип защиты судеб народов, проживавших на их территориях, выступали против ущемления гражданских свобод и действий, ухудшающих материальное положение людей, ущемление их кровных интересов.

И уже, будучи в едином государстве - представители народов Грузии, составляли интеллектуальную часть государства, его истеблишмент, имевший широкий доступ к его управлению, решению государственных дел, направленных на преобразование всех сфер общества. Они непосредственно участвовали в выработке этих направлений.

И так было всегда. Общность интересов выступала мощной чувствительной основой для совместной борьбы народов в годы Гражданской войны, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в послевоенное время. И следует отметить, что в любых обстоятельствах среди этнических общностей, населяющих Грузию, была вера в Россию, глубокая привязанность к ней, в первую очередь к ее великой культуре.

Кавказ - это благословенная территория, где перемалывались как в жерновах мельницы десятки культур со своими особенностями и традициями. На практике взаимоотношений вырабатывались новые принципы взаимодействиях во всех сферах жизни. На мой взгляд, в условиях современности эти принципы требуют и защиты, и сохранения, и приумножения, особенно это приобретает актуальность в условиях глобализации мировых процессов, в которые вовлечены в одинаковой степени и Россия, и Грузия, и Абхазия, и Южная Осетия, и другие территории многонационального Кавказа.

Конечно, мир изменился коренным образом. Стала иной наполняемость отношений между государствами, в том числе между Россией и Грузией, дошедших в отдельных случаях до применения вооруженной силы со стороны Грузии в целях выяснения отношений и удовлетворения притязаний политиков, взращенных новыми условиями и мировым порядком.

Для удовлетворения своих корыстных целей они поступают на практике, пренебрегая зачастую устоявшимися между народами вековыми традициями отношений, порожденных слиянием многих сторон их культур, совместными решениями вопросов экономики, реализованным на практике принципом мирного сосуществования.

Эти приоритеты должны быть защищены, а спорные проблемы при разумном подходе, с учетом консенсуса могут быть урегулированными. Народам России и Грузии, однозначно, предстоит заниматься реализацией заявленных более трехсот лет тому назад приоритетов в отношениях между Россией и Грузией.

Историю невозможно повернуть вспять.

Необходимо уяснить главное - и Россия, и Грузия - это самостоятельные государства, различные стороны их жизни претерпели трансформацию. Последовал отказ от многих сложившихся стереотипов. Несмотря на сбои эволюционного процесса в развитии государств - Российской Федерации и Грузии - общества в своем совершенствовании должны продвигаться вперед. Они обязаны при этом базироваться на разумном, полезном, следуя исторической правде, устранять негативные проявления, возникающие на этом пути.

Можно восстановить разрушенный дом, целый город, поселок, исторические памятники, которые должны быть неприкосновенными, а они ведь еще охраняются и государственным законом, но нельзя при этом забывать о самосознании и национальном сознании, что для мира и согласия необходимы доверие друг другу, сохранение той самой веры, а не насильственное лишение жизней.

Очевидно, сложившаяся реальность определяла возможность для реализации этих мер. Сама жизнь показывает необходимость уйти от конфронтации. Люди, как и страны, разные, но никто не хочет войны, смертей и потерь. Люди хотят мира и гармонии в душе. И для этих целей существуют выработанные мировым сообществом рецепты - необходимо "создание основы национальной конкурентоспособности, где и Россия, и Грузия, и народы, их населяющие, смогут получить выгодные преимущества".

Этой цели должны быть подчинены усилия политиков, ученых, всех сфер общества. Как замечал по этому поводу Президент Российской Федерации Д.А. Медведев: "Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни". Реализация этой меры на практике возможна только в условиях мирного сосуществования государств, осуществления взаимовыгодного сотрудничества между ними, проведения такой политики, основу которой должна составлять идеология - в центре которой человек.

Одно из лучших средств, опробованных мировой практикой - это диалог как общекавказский, региональный, когда могли бы лидеры закавказских государств решать проблемы за одним столом, так и диалог на двусторонней основе, предусматривающий взаимную выгоду, взаимоуважение. В решении этих задач, по нашему мнению, не последнее место должно быть отведено и культуре народов, воспитанию культуры межнационального общения, она всегда несет такую важную социальную функцию, как сближение этнических общностей и их культур, цементирует отношения между государствами и народами, их населяющими.

Попытки лидеров институтов гражданского общества Грузии, а сюда следует причислить и созданную Международную общественную организацию "Ассамблею народов Грузии", отдельных грузинских ученых-гуманитариев, олигархов найти контакт в создавшейся экстремальной обстановке в отношениях двух государств, с учеными России - это благородное дело.

Несомненно, в этой связи особую ценность приобретает учреждение и общественного объединения в Грузии, неправительственной организации "Историческое наследие", и состоявшаяся ее презентация 27 марта 2009 года, поставившей своей целью воспрепятствовать фальсификации истории российско-грузинских отношений, стиранию исторической памяти, пресечению преемственности поколений, стравливанию братских народов.

И это отчетливо понимают ведущие ученые Грузии, лидеры многих общественных организаций. В числе их академики Грузинской академии наук Магули Тодуа, Элизбар Джавелидзе; вице-президент Академии национальных и социальных отношений Грузии Александр Чачия; академик Российской академии социальных наук, профессор Вахтанг Гурули; президент Грузинской Ассоциации выпускников МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Шота Квиртия; председатель НПО "За нейтралитет Грузии" Тарас Гагнидзе и многие другие.

Трудности отношений государств в новых условиях, как и чаяния самих народов, одни и те же. В обстановке развернувшегося мирового экономического кризиса решать их необходимо сообща, и это как раз будет проще, чем в условиях постоянной конфронтации, воин, недосказанности, в условиях постоянно вспыхивающих конфликтов. Народы России в 1990-е годы осознали это. Не случайно на бренде Сенаторского клуба, который я возглавляю, начертано: "Вместе мы сильнее".

Известно, что в марте 2009 г. к Президенту Российской Федерации обратилась группа видных грузинских ученых - обществоведов, политологов. В своем обращении они призывали воспрепятствовать всему, что содействует искажению многовековой истории грузино-российской дружбы в угоду сиюминутных интересов. Президент России Д.А. Медведев в отчетном послании заметил, что "в условиях, когда отношения близких друг к другу народов России и Грузии проходят через серьезные испытания, необходимо восстановление исторической справедливости и непредвзятое отношение к фактам нашего общего прошлого".

Однозначно, с учетом логики развития государственности, возникает вопрос: возможен ли диалог не только в общекавказском масштабе, но и в отношениях между Россией и Грузией, возможен ли отход от конфронтации в решении существующих и возникающих спорных проблем, и в ходе реализации более целенаправленной государственной политики, базирующейся на принципах добрососедства, общей заинтересованности. Несомненно, под грохот пушек, танков, авиационных налетов вряд ли мыслимо решение общих проблем отношений между государствами.

Можно констатировать, что в условиях развития отношений между Россией и Грузией в первой половине 1990-х годов имелись все основания для следования по пути мира и прогресса. Имелась база для постановки и развития всестороннего приграничного сотрудничества, обмена творческими коллективами, студенческими группами, решения проблем применения новых технологий в экономическом секторе государств, новых социальных систем регулирования общественными процессами, включая и сферу межнациональных отношений в государствах, взаимодействия общественных объединений (институты гражданского общества) с органами государственной власти и т.д.

Наверное, не будет ошибкой утверждать, что в этой ситуации первостепенное значение придается личностному фактору, в котором задействованы, в том числе и первые лица государственной власти, воля и устремление которых должны быть подчинены достижению мира, стабильности, взаимопониманию между народами.

Правда, это не означает того, чтобы государственная политика базировалась исключительно на принципе персонифицированности, строгое следование которому зачастую приводит к отрицательному итогу, что и нашло выражение на примере последних акций, проводимых в общерегиональном масштабе Грузией. В первую очередь имеются в виду отношения Грузии с Южной Осетией, Абхазией, и, в конечном счете, с Российской Федерацией.

Уроки этих акций очевидны и позволяют сделать некоторые выводы, определиться в направлениях, толковании событий, их места и роли в укреплении мира и стабильности на Кавказе и в отношениях между Российской Федерацией и Грузией. В целом же это остается и основой для выявления причин развития агрессивных отношений между двумя государствами.

Не будет лишним напомнить, что никто не станет возражать, что с распадом Союза ССР возникла непростая этнополитическая ситуация на Юге России, в основе которой, по нашему мнению, проявилось на практике контрстояние между такими принципами как самоопределение народов и сохранение целостности государства.

Как российская историография, так и грузинская еще не ответили на вопросы о причинах развития этнополитической ситуации по такому пути, а не по-другому. Не выявлены исторические корни существовавших противоречий между Грузией, Южной Осетией и Абхазией в условиях совместного сосуществования, что обусловило возникшие конфликты непосредственно на территории самой Грузии и в отношениях с Россией, выступившей на защиту этнических меньшинств Грузии - жителей Южной Осетии и Абхазии.

Вероятно, это можно объяснить стремлением сформировавшейся авторитарной системы управления многонациональным государством создать атмосферу полного подчинения национальных меньшинств воле государственной власти.



Особое внимание при этом уделяется человеку, личности в историческом процессе на обозначенном географическом пространстве, раскрытию роли органов власти на этом пространстве, роли и месту институтов гражданского общества, преобразовательным процессам, происходящим в сообществе.

Однозначно, подобный анализ актуален. Это ценно и необходимо не только для отслеживания процессов, но и своевременной корректировки, введения новых компонентов формирования условий для решения спорных проблем и устранения противоречий.

Актуально и рассмотрение многих других вопросов, выступающих в качестве скрепов государственности. Они отчетливо проявляются в истории современной Грузии, ее отношении с другими странами. В их числе и проблема мобильности этнических общностей в республике, пограничных разделов и влияние на консолидацию сообществ.

Грузинское общество не сумело преодолеть насильственными методами "синдром внутренних границ", проявить гибкую политику строительства отношений, что отражается на проживании этнических меньшинств как на территории Абхазии, непосредственно Грузии, так и Южной Осетии. Не была проведена работа и по привлечению к решению государственной задачи общественных движений, институтов гражданского общества, выступающих связующей нитью между органами государственной власти и населением регионов. Большее распространение получало совершенствование изощренности форм и методов подчинения интеллигенции грузинизации.

Изучение материалов применительно к Грузии и Российской Федерации, вектора их взаимоотношений позволяет сделать выводы, которые сводятся к тому, что проблема национального самоопределения в международно-правовых документах защищена обстоятельно, а принцип территориальной целостности защищен недостаточно. "Это, как отмечали участники научно-проблемного семинара "Национальные отношения - ХХI век" (2005 г.), - дает возможность в условиях геополитического передала мира под флагом ООН спекулировать принципом соотношения между нормами национального самоопределения и территориальной целостности"1. Такой негативный пример демонстрируют США и НАТО в Ливии. Однозначно, это путь решать свои собственные проблемы и коренные интересы насилием, он связан с захватом территорий и наживой. Он всецело противоречит провозглашаемым принципам демократического обустройства общества, это свидетельство политики с убогим двойным стандартом.

События августа 2008 г. позволяют сделать вывод, что при конструктивном подходе и осуществлении государственной национальной политики, международных отношений, базирующихся на консенсусе, взаимоуважении народов друг к другу, вполне можно было бы избежать обострения сложившейся обстановки в отношении Южной Осетии и Абхазии со стороны Грузии. Не следовало бы исключать тот факт, что и в рамках Советского Союза был накоплен богатейший опыт сотрудничества народов, говорящих на разных языках, относящихся к разным конфессиям и культурам, умеющим жить в мире.

Однако руководство Грузии проявило полное пренебрежение этим опытом, прибегнув к применению вооруженной силы в урегулировании возникших противоречий между веками живших бок о бок народами. Наверное, со мною согласятся, что как раз, накопленные позитивные практики в ходе взаимодействия народов, наоборот свидетельствуют, что там, где соблюдается конструктивный подход к оценке событий, осуществляется и поддерживается диалог культур и религий, единство действий по вектору "народы и власть", осмысливаются новые подходы к осуществлению толерантности, формированию общественного сознания, стратегии устойчивого развития, то там сохраняется и этнополитическая стабильность, и мир, и гражданское согласие. Именно такие сообщества свободны от войны и насилия, а это одна из важнейших составляющих развития любого сообщества. Главной задачей выступает поддержка этого состояния, этнокультурное развитие народов, населяющих эти государства. Грузины, представители других этнических общностей Грузии проживают на территории значительной части Российской Федерации. Только в Краснодарском крае насчитывается около 20 тыс. граждан грузинской национальности. По данным Международной общественной организации "Ассоциация народов Грузии", на территории России проживают 670 тыс. граждан с грузинским паспортом. В России более 1 млн. мигрантов из Грузии2. Они активные участники проводимых преобразований в стране в сфере экономики, культуры, совершенствования общественных отношений, выражая свои интересы путем участия в работе органов государственной власти, институтов гражданского общества. Их работа направлена на консолидацию народов России, поддержание мира, стабильности и гражданского согласия в обществе, налаживание отношений между Россией и Грузией.

Ассамблея народов Грузии предлагает своеобразное ноу-хау в грузинской политике. Судьбу своего народа и своего государства должны решать люди и других национальностей, если они родились на территории Грузии, в этом государстве. По определённым причинам сейчас они находятся в разных государствах, разбросаны по миру. Эту нишу еще никто не охватывал. Мы - новые созидатели. Мы - представители нового политического мышления.

Около миллиона выходцев из Грузии, включая собственно грузин и представителей других национальностей, живут сегодня на территории России, и им больно, когда российско-грузинские отношения находятся в таком плачевном состоянии.

Люди должны заботиться о своих близких, которые проживают в разных странах. И я уверен, что со временем России и Грузии удастся найти общий язык. То, что сейчас творится - уйдет в прошлое, и наши народы русские, грузины, абхазцы, осетины и представители других национальностей будут жить дружно, так, как раньше жили, наступит мир и стабильность.

Не будем терять надежду! Дорога к миру открыта...

Док. 639119
Перв. публик.: 29.04.11
Последн. ред.: 12.05.11
Число обращений: 0

  • Дзасохов Гоча Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``