В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О 300-летии Военно-морского флота России Назад
О 300-летии Военно-морского флота России
А.А.Кокошин
О 300-летии Военно-морского флота России

А.А.Кокошин
ГОРДОСТЬ И БОЛЬ МОРСКОЙ ДЕРЖАВЫ
ВМФ России накануне своего 300-летнего юбилея
(Независимое военное обозрение, 28.03.1996, стр.5)

БЕЗ МОРЯ НЕ ЖИТЬ

История отечественного мореплавания берет свое начало в седой древности. Достоверно известно, что за несколько столетий до походов князей Олега и Игоря в Византию флотилии славянских племен появились в Черном и Средиземном морях. На протяжении нескольких веков активно развивалась морская торговля Новгорода со своими соседями по Балтике. Новгородцы и скандинавы не раз обменивались морскими военными набегами.
Благодаря Великому торговому пути "из варяг в греки" развивались экономические, культурные и политические связи, что позволило Древней Руси к XI в. занять видное положение в Европе.
В XII-XIII вв. Русь подвергалась ударам печенегов и половцев, шведов, немцев-крестоносцев, монголо-татарскому нашествию. Несмотря на громкие победы Александра Невского, позиции новгородцев на Балтике были в значительной мере утрачены. Единственный выход русских купцов к морским торговым путям остался в Белом, Баренцевом морях, находившихся далеко от основных торговых путей Европы. Раздираемая междуусобными княжескими распрями, Русь стала жертвой нашествия с Востока и утратила свой суверенитет. Силы нации и государства были подорваны. В этих условиях русские княжества не смогли пробиться к морю, чтобы обеспечить самостоятельность связи Руси с Западом и Востоком. Лишение России выхода к морям стоило нам очень дорого - в военном, экономическом, культурном плане. Отсутствие дальнего мореплавания вело, в частности, к тому, что не развивались практические точные науки, в чем Россия к моменту прихода к власти Петра Великого отстала от Запада на столетия.
Создание нового Русского государства вокруг Москвы начинается со времен правления Ивана Калиты. Более 250 лет понадобилось его потомкам для объединения княжеств в борьбе за национальную независимость Руси. Но еще полтора столетия после этого царствующие династии России безуспешно пытались возвратить утраченные выходы в Балтийское и Черное моря. До Петра I решения этой проблемы найдено не было. Недолговечными оказались "корсары" Ивана Грозного на Балтике. Неудачей закончилась и попытка царя Алексея Михайловича создать современный флот для выхода на Каспий. Тем не менее этот период имел важное значение для создания предпосылок превращения России в морскую державу. Определенная база судостроения в России возникла еще до прихода Петра к власти. Уже имелись ряд металлургических и металлообрабатывающих заводов, мануфактуры, на которых изготавливались парусина, пенька и другие материалы. И что особенно важно - в России было создано до десятка судостроительных верфей, способных строить небольшие парусные и гребные суда.

МОНАРХ-КОРАБЕЛ

Как писал известный историк русского флота Веселаго, русская политическая элита во второй половине XVII в., равно как и иностранцы, жившие в России, "вполне понимали невозможность для такого обширного государства быть в тягостной зависимости от соседей и единственный выход из этого положения видели в приобретении морских портов и заведении флота".
20 октября 1696 г. По настоянию Петра Великого Боярская Дума приняла историческое решение: "Морским судам быть!" С этого момента начинает отсчет история развития отечественного морского флота, 300-сотлетний юбилей которого широко отмечается в Российской Федерации.
Российский флот развивался прежде всего благодаря Петру Великому. Он обладал особой любовью и страстью к флоту и судостроению, ко всем наукам и ремеслам, с ним связанным. Он лично создал на основе голландских и английских терминов русскую морскую терминологию, широко используемую до сих пор. Такого монарха, столь преданного идее отечественного флота, не знала, наверное, не только российская, но и мировая история. Петра I, как истинно великого человека, отличала не слепая любовь к делам рук своих, но способность трезво и критически взглянуть на то, что сделано и делается, способность исправить складывающиеся диспропорции, сделанные ошибки. Именно благодаря этому дару ему удалось в итоге создать сбалансированный по своему корабельному составу флот, обеспечивающий должное соотношение между корабельным составом, береговыми укреплениями, судоверфями и доками, инфраструктурой в целом.
В 1699 г. на русском флаге, ставшем впоследствии российским военно-морским флагом, по инициативе Петра Великого появился косой андреевский крест.
В созданном Петром на Балтике флоте гармонично сочетались различные классы и типы кораблей с учетом поставленных им целей вооруженной борьбы, военно-географических особенностях театра. Это было сочетание мощного гребного флота, предназначенного для совместных действий с сухопутными войсками в шхерных районах (скампавеи, галеры и др.) с парусным флотом, призванным не допустить господства на море Швеции и обеспечить успех гребного флота. Гребной флот при этом включал в себя и специальный десантный корпус численностью до 16 тыс. человек - первый полк морской пехоты был создан на основе указа Петра I от 16 ноября 1705 г., чем было положено начало этому славному роду сил ВМФ России.
Создание боеспособного военно-морского флота потребовало интенсивного развития практически не существовавших до этого отраслей отечественной промышленности и науки, с массовым привлечением европейского опыта технологий, специалистов. Строительство военно-морского флота дало мощный толчок развитию горной и лесной промышленности, математики, астрономии, географии, физики, химии. Была сформирована система подготовка флотских кадров. Создавались системы берегового базирования сил флота, морской обороны отвоеванного у грозного противника побережья. Самое главное - созданный Петром флот выполнил свое политическое предназначение, решил свою историческую сверхзадачу, Россия воссоединилась с Европой, отвоевала исторически принадлежащие ей (или находящиеся в сфере ее непосредственного влияния) земли с выходом в море.

ЯРКИЕ ПОБЕДЫ И ТЯЖЕЛЫЕ ПОРАЖЕНИЯ

Выход русского флота на просторы Балтики, в Черное и Средиземное моря во многом способствовал развитию экономических, культурных связей России со странами Европы. Присутствие русских кораблей на Балтике, в Черном море, в средиземном регионе оказывало подчас решающее влияние на ход европейской политики. Во многом именно благодаря созданию военно-морского флота Россия заняла ключевую роль в процессе формирования политической обстановки в Европе XVIII в. Особенно примечателен был "век Екатерины Великой", когда флоту ставились четкие политические задачи, которые им в основном и успешно решались.
Имена Спиридова, Орлова, Грейга, Сенявиных, Ушакова стали легендарными, а русские военные моряки восторженно встречались населением средиземноморских стран, жаждавших избавиться от османского ига.
Походы Беринга, Крузенштерна и Лисянского, Головина Беллинсгаузена и Лазарева имели непреходящее значение для всего человечества. Русскими моряками была открыта Антарктида, исследованы и освоены Чукотка, Аляска, Командорские и Курильские острова, Дальний восток.
Но на протяжении прошлых трех столетий военно-морской флот России пережил не только времена блистательных побед флотоводцев. Героизм, мужество моряков не могли компенсировать возникавшие в те или иные моменты острые проблемы, связанные с экономической слабостью страны, отсталостью в развитии технологической базы судостроительной промышленности, с плохой системой подготовки кадров, с политическими и стратегическими ошибками государственных руководителей.
Парусники Нахимова не могли противостоять английским и французским паровым кораблям. После блестящей морской синопской победы (последнего крупного сражения эпохи парусного флота в 1853 г. над турками морякам-черноморцам пришлось совместно с армейцами на суше отстаивать Севастополь против войск англо-франко-турецко-сардинской коалиции, проявив при этом чудеса храбрости и стойкости. После Крымской войны у России практически не оказалось современного флота не только на Черном море и Тихом океане, но и на Балтике, где до этого наш флот играл доминирующую роль. Российский флот пришлось практически строить заново.
Относительно структуры и состава флота в то время были найдены решения, которые позволяли обеспечивать наиважнейшие оборонные и военно-политические интересы Российской империи даже в условиях жестоких бюджетных ограничений и слабости отечественной промышленной базы. Он состоял преимущественно, с одной стороны, из броненосных кораблей прибрежного действия, а с другой - из крейсерских сил, способных действовать на просторах Мирового океана, нарушая жизненно важные коммуникации противника. В то же время, думая о будущем, российские моряки и корабелы создали один из лучших по тому времени мореходных броненосцев "Петр Великий", который, к сожалению, на протяжении 15 лет оставался единственным кораблем этого класса в российском военном флоте. Государственным руководством при активном участии моряков-профессионалов была сформирована четкая концепция для российского флота. Согласно этой концепции, России "необходима морская сила, которая... внушала бы большим державам то уважение, какое могло бы их заставить искать или союза, Россией или ее нейтралитета". Упор был сделан на качественное развитие флота, особенно на радикальное изменение системы подготовки кадров, на значительное повышение образовательного уровня офицеров, на развитие новых отношений между офицерами и матросами.
В 1863 г. новый российский флот обеспечил России крупную политическую победу. Даже без морского сражения. Во время восстания в Польше, входившей в Российскую империю, по настоянию управляющего морским министерством адмирала Краббе император Александр II в кратчайшие сроки направил две крейсерские эскадры за пределы России. Эти эскадры в случае грозившего России вмешательства в "польский вопрос" Англии и Франции должны были нарушить английские и французские коммуникации в Атлантическом и Тихом океанах. Русские эскадры под командованием Лесовского и Попова, состоявшие из фрегатов, клиперов и корветов, были восторженно встречены в Нью-Йорке и Сан-Франциско, поскольку они одновременно предназначались для помощи северянам в их борьбе против южан в ходе гражданской войны в США, а также пресечения возможного вмешательства Англии на стороне южан. Появление этих эскадр в упомянутых портах было полной неожиданностью для Англии и Франции и в немалой мере способствовало тому, что они отказались от вооруженного выступления против России, а Англия - от интервенции против северян. Без преувеличения можно сказать, что это была одна из самых выдающихся акций по демонстрации военно-морской силы в мировой истории, сочетавшая в себе глубокий и тонкий политический расчет с блестящим военно-морским исполнением.
К сожалению, многие достижения этого периода впоследствии были утрачены, в результате чего трагедией Порт-Артура и Цусимы обернулась русско-японская война 1904-1905 гг., а на Черноморском флоте и Балтике вспыхнули восстания на "Потемкине", "Памяти Азова", "Очакове".
Но и в этот тяжелейший для российского флота период наши моряки совершали подвиги, демонстрировавшие всему миру российскую доблесть, верность воинскому долгу, андреевскому флагу. Подвиги "Варяга" и "Корейца", миноносца "Стерегущий", лихие действия владивостокского отряда крейсеров ("Россия", "Громобой", "Рюрик") на японских коммуникациях, героическая шестидневная борьба в уже безнадежной ситуации броненосца "Севастополь" на внешнем рейде Порт-Артура после гибели всей 1-й Тихоокеанской эскадры, борьба до последнего многих кораблей 2-й и 3-й тихоокеанских эскадр навсегда остались в сердцах тех, кто верит в Россию, кому дорог наш флот - и в годы побед, и в годы поражений.
В результате русско-японской войны в течение нескольких лет Россия не имела морской силы не только на Тихом океане, но и на Балтике, откуда на усиление были направлены 2-я и 3-я тихоокеанские эскадры Рождественского и Небогатова, сформированные из кораблей Балтфлота. А в это время резко усиливала свою военно-морскую мощь Германия, равно как и целый ряд других европейских государств, включая "владычицу морей" Великобританию. Возрастала угроза с моря столице Российской империи - Санкт-Петербургу.
Кораблестроительные программы, разработанные молодым российским морским Генеральным штабом и широко поддержанные общественностью, к началу Первой мировой войны, к сожалению, так и не были реализованы в необходимой мере, что поставило русских моряков в трудное положение как на Черном море, так и на Балтике. Флот оказался несбалансированным, в нем явно не хватало легких сил, авиации, тральщиков и пр. Хотя у него были на вооружении такие совершенные по тем временам корабли, как эсминцы типа "Новик", достроенные в ходе войны 4 дредноута типа "Севастополь" на Балтике и 3 аналогичных дредноута на Черном море, летающие лодки Григоровича, эффективное минное оружие и др.
У российского флота в годы Первой Мировой войны было немало героических свершений. Среди них - выдающиеся достижения русских минеров, подвиги "Новика", оборона Моонзунда в 1915 и 1917 гг. группой кораблей и береговой артиллерией во главе с линкором "Слава" и др. Созданная адмиралом Эссеном система морской обороны столицы империи, в том числе известная всем специалистам Центральная артиллерийская позиция, прикрытая мощными и хитроумными минными полями, в целом сыграла свою роль, не дала возможности обладающему превосходством на Балтике германскому флоту даже приблизиться к Санкт-Петербургу-Петрограду.

1917-1945

Военные моряки играли активную роль в событиях октября 1917 г. и в гражданской войне, преимущественно на стороне советской власти. Довольно большая часть офицеров царского военно-морского флота перешла на службу в Рабоче-крестьянский Красный флот. После Гражданской войны практически полностью был потерян для нас Черноморский флот, а Балтфлот сократился до минимума. Не было флота на Дальнем Востоке и на Севере. На долгие годы в стране прекратилось кораблестроение. Недостроенные корабли-красавцы линейные крейсера типа "Измаил" были проданы на металл. Из всех компонентов вооруженных сил России флот пострадал в годы Гражданской войны в наибольшей мере. Лишь в конце 20-х гг., когда возрождалась и создавалась заново индустриальная мощь страны, появились первые корабли советской постройки: легкие крейсеры, лидеры, эсминцы, подводные лодки, не уступающие по своим характеристикам лучшим мировым аналогам. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были заложены самые мощные по тем временам линкора типа "Советский Союз" и тяжелые крейсеры типа "Кронштадта". К сожалению, не было предусмотрено проектирование и строительство авианосцев, значение которых недооценивалось руководством страны. Это на десятилетия отрицательно сказалось на возможностях нашего флота. А ведь еще в 20-е гг. в СССР рассматривался вопрос о том, чтобы один из линкоров типа "Севастополь" переделать в авианосец. Очевидно, что создание дееспособного океанского флота было невозможно без мощных ударных авианосцев. Без них линкоры и тяжелые крейсеры стали бы просто мишенями.
Принятые перед Великой Отечественной войной меры позволили военно-морскому флоту встретить первые удары агрессора в полной боевой готовности.
На протяжении всего периода боевых действий флот обеспечил нейтрализацию военно-морских сил Германии как при выполнении операций по проведению конвоев и борьбе с противником на коммуникациях, так и при защите побережья страны от морских десантов и содействии ударам армии на приморских направлениях. Неувядаемой славой покрыли подводники под командой Маринеско, Колышкина, Грищенко, Лунина, Фисановича, Матясевича, катерники Шабалина, Гуманенко, Осипова, морские летчики...
Вновь морякам вместе с армией пришлось защищать свои морские базы на суше - Либаву и Ханко, Таллин, Одессу и Севастополь, Новороссийск, Заполярье. Велик был вклад флота и моряков в героическую оборону Ленинграда. Настоящими героями проявили себя моряки, сражавшиеся в пехотном строю в битвах под Москвой и за Сталинград. Выполняя свой долг перед Родиной, советский военно-морской флот в годы Великой Отечественной войны понес и тяжелые потери, в первую очередь от авиации и минного оружия противника.

ВЫЗОВ

В сложной военно-политической и экономической обстановке послевоенных лет получили развитие все роды и силы военно-морского флота. В 1970-1980 гг. ядерное противостояние сверхдержав достигло своего апогея. Для быстрого создания количественного паритета по боезарядам было построено несколько серий подводных лодок с баллистическими ракетами, с ядерными боезарядами. Сначала - с моноблочными, а потом - и с разделяющимися головными частями. В этот период судостроительная промышленность приступила к реализации программы строительства вертолетоносцев и авианесущих кораблей, ракетных атомных крейсеров. У флота появилось и такое мощное средство, как дальние самолеты-ракетоносцы, а также ракетные комплексы берегового базирования. Советский военно-морской флот активно вышел на просторы Мирового океана.
ВМФ СССР бросил вызов самому мощному в мире флоту США. Не раз в эти годы советский ВМФ играл важную роль в различных конфликтных и кризисных ситуациях, выступал сильным и гибким средством отечественной дипломатии.
В то же время в этот период от наращивания корабельного состава отставало развитие инфраструктуры флота, а также его обеспечение средствами разведки и целеуказания, боевого управления, оснащение спасительными средствами. Явно недостаточно строилось жилья для офицеров, было много недоработок в решении проблем жизнеобеспечения и пр.
В разработке программы строительства флота и при утверждении заданий на проектирование кораблей, оружия и технических средств часто доминировали ведомственные интересы представителей отдельных отраслей промышленности. На флоте превалировало излишнее количество кораблей одного и того же класса, что неминуемо сказывалось как на боевых возможностях флота, так и на стоимостных характеристиках ВМФ в целом.
Ресурсов и условий для параллельного строительства подводных лодок и ремонта введенных в строй в достаточной мере не предусматривалось. Чтобы закрыть план судостроительного предприятия, корабли иногда принимались в эксплуатацию без полного вооружения, а процесс их последующего дооснащения исчислялся годами. Мало кто думал о том, как придется осуществлять вывод из эксплуатации и утилизацию атомных подводных лодок, что превратилось сегодня в одну из острейших проблем не только для флота, но и для страны в целом.
Ресурсов и условий для параллельного строительства подводных лодок и ремонта введенных в строй в достаточной мере не предусматривалось. Чтобы закрыть план судостроительного предприятия, корабли иногда принимались в эксплуатацию без полного вооружения, а процесс их последующего дооснащения исчислялся годами. Мало кто думал о том, как придется осуществлять вывод из эксплуатации и утилизацию атомных лодок, что превратилось сегодня в одну из острейших проблем не только для флота, но и для страны в целом.
***
Сегодня Россия и ее военно-морской флот переживают не лучший этап своей многовековой истории. Утрачены важнейшие элементы системы базирования флота на Черном, Балтийском и Каспийском морях. За пределами России остались крупнейшие судостроительные предприятия. Значительно сократился корабельный состав. В сложном положении находится важнейший компонент ядерного щита России - морские стратегические ядерные силы. Резко сократился темп строительства боевых кораблей.
Обострились проблемы поддержания и развития инфраструктуры флота. Основная проблема в том, что резко уменьшены ассигнования на оборону, прежде всего на закупки вооружений и военной техники, на ее эксплуатацию и ремонт. Руководство Минобороны, ВМФ сосредоточило внимание и ресурсы на достройке и дооснащении кораблей с высокой степенью готовности, которые в значительной мере могут повысить боевые возможности ВМФ России, а также осуществлять важные политико-дипломатические функции на просторах Мирового океана. Среди них - тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко", эсминец "Александр Невский", ряд подводных лодок и другие корабли. Их введение в боевой состав флота играет исключительно важное значение.
Безусловно, России нужен мощный современный флот, прежде всего с высокими показателями боевой и оперативной эффективности. Флот, который вписывался бы в интегрированную систему военной мощи, но с полномасштабным учетом флотской специфики. Особое место должна занимать и кораблестроительная программа развития всех средств морской силы.
Одной из важнейших задач флота будет сохранение его океанской функции, в том числе в плане разведки, сбора данных, изучения гидрологической обстановки. Среди боевых задач главная - поддержание устойчивости стратегических атомных подводных лодок и создание таких режимов боевой службы кораблей, которые позволяли бы нам в случае политических кризисов и военных действий преобладать в наиболее уязвимых для обеспечения безопасности России и ближнеокеанских зонах, а также в некоторых ключевых районах Мирового океана.
Нельзя забывать, что ВМФ - это еще и особый инструмент государства, с помощью которого решаются не только военные, но и политические задачи. Демонстрация российского флага в различных районах мира должна осуществляться постоянно. И надо восстанавливать своего рода культуру политического использования флота.
Очевидно, что одной из первейших задач является увеличение ассигнований на военно-морской флот - как на судостроение и судоремонт, так и на его повседневную деятельность, на развитие всей необходимой флотской инфраструктуры, на повышение уровня материального благосостояния и социальной защищенности моряков и членов их семей в рамках общего увеличения расходов на оборону. Необходимо обеспечить и должный статус в системе вооруженных сил. Первой ласточкой в этом отношении может стать введение специальной должности заместителя начальника Генерального штаба вооруженных сил для представителя ВМФ.
При этом необходимо иметь в виду, что приоритеты в обеспечении флота приходится удовлетворять в сопоставлении с запросами других видов вооруженных сил - РВСН, войск ПВО, сухопутных войск, военно-воздушных сил, - обеспеченность которых ресурсами, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому все планы развития ВМФ должны подвергаться строгому системному анализу, отвечать критерию "стоимость-эффективность", быть убедительными как для специалистов, так и для широкой общественности.
Нашей судостроительной промышленности и флоту принадлежит приоритет в создании и развитии многих видов морского оружия. Отечественный ВМФ обладает крупными достижениями в гидрологии, гидрографии, гидроакустике и пр., что является одним из важнейших компонентов морской мощи. Должны быть приняты все меры по сохранению передовых позиций России в разработке и морских вооружений, технологий, обеспечивающих создание задела под флот будущего. Эта задача не только военного ведомства, Генерального штаба, Главкомата ВМФ, органов, ведающих оборонной промышленностью, но и государства и общества в целом.
Россия - государство, имеющее выход к двенадцати морям трех океанов. Ее территория простирается на два континента. Сегодня мы отдаем дань уважения дальновидности всех государственных мужей России, радевших о военно-морском флоте и морской мощи государства, таланту флотоводцев и корабелов, мужеству офицеров, унтер-офицеров, старшин, матросов и судостроителей, создавших флот России и одержавших блистательные военные и дипломатические победы.

Фото РИА "Новости": В 1992 г. в городе-герое Севастополе состоялось перезахоронение останков выдающихся русских адмиралов П.С.Истомина, В.А.Корнилова, М.П Лазарева.

Док. 639115
Перв. публик.: 29.04.96
Последн. ред.: 29.04.11
Число обращений: 0

  • Кокошин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``