В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Космический прорыв Назад
Космический прорыв
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ

Спустя 50 лет после полета Гагарина в космос страна, похоже, при всем почитании этой даты, еще не в полной мере осознает значимость того, что было тогда сделано.
Строго говоря, 12 апреля 1961 года стоит в одной ряду с 9 Мая 1945 года. В 45-м СССР спас мир от порабощения режимом и системой, которые были проявлениями едва ли не онтологического зла. Через 16 лет СССР показал миру путь возможного дальнейшего развития - освоение космоса.

В этом событии присутствовало много моментов, которые не всегда осознаются. Первый из них - ощущение человечества как некой единой общности. Не в плане пресловутых "общечеловеческих ценностей", а в плане общего соприкосновения с чем-то иным. Восторг мира от полета Гагарина и его бурные встречи всюду, куда он приезжал, означали рождение новой общности - земляне. И рождена эта общность была именно Советским Союзом, его прорывом.

Второй момент: этот путь, открытый нашей страной, был не только путем выхода человечества в новую сферу открытий. Это был путь к новому цивилизационному типу, переход к "обществу познания", которое является альтернативой привычному "обществу потребления". Что этот вариант развития существует, что познавать и делать открытия может быть интереснее и важнее, чем наслаждаться растущим потреблением, было понятно и раньше. Но далеко не всем. После полета Гагарина это стало ясно человечеству как таковому. Эта идея вырвалась из круга явного меньшинства и оказалась воспринята уже широкими массами на всей планете.
Путь был указан, но по этому пути человечество в целом так и не пошло. Возможность перейти к "обществу познания" не обернулась реальным переходом к этому обществу. А открывший и указавший этот путь СССР в известном смысле разделил участь Прометея.

Ненависть, которую СССР вызывал и вызывает у определенных политико-психологических групп была, в частности, связана с тем, что он показал возможность и перспективу "цивилизации познания". И одной из главных мишеней атаки, результатом которой стала геополитическая катастрофа СССР, являлась сама идея освоения и исследования космоса. Четверть века назад, когда по стране катились валы разрушения, спровоцированные политикой "перестройки", один за другим ее "прорабы" с трибун съездов и станиц газет обличали космические программы как бессмысленную трату денег, имеющую своим содержанием лишь удовлетворение "державных амбиций". Они требовали тогда одного - "власти и колбасы". Их лозунгом было "общество потребления".

Правда, как оказалось в ходе реализации этих требований, речь шла о потреблении не для всех, а в первую очередь для них самих. И ценой удовлетворения уже не державных, а их частных амбиций стали и "Буран", и орбитальная станция "Мир", и космические программы страны. Как недавно выяснилось, Россия сегодня не имеет долгосрочной программы освоения дальнего космоса.

Однако общество еще чтит Гагарина и полет 12 апреля. По данным опроса декабря 2010 г., для 53 % россиян 50-летие со дня полета Гагарина является наиболее важной юбилейной датой этого года, наряду с 70-летием со дня начала Великой Отечественной войны (58 %).

Общество подспудно ощущает связь этих двух дат. Но отвечая на вопрос о том, какие направления научных исследований нужно развивать в России прежде всего, лишь 10 % говорят об изучении космоса. При этом 72 % называют первоочередными те направления, целью которых является развитие экономики, 41 % - укрепление обороноспособности страны, 38 % - охрана окружающей среды, 55 % - совершенствование медицины, 42 % - совершенствование образования, 20 % - использование ресурсов Земли и атмосферы.

Здесь показательны следующие моменты. Главным люди считают развитие экономики. С одной стороны, это понятно, учитывая то состояние, в котором она находится. С другой, - это отражение как неготовности признать познание приоритетным по отношению к потреблению (при всей естественной важности последнего), так и непонимания экономического значения освоения космоса.
Собственно все указанные направления исследований, оказавшиеся в промежутке между развитием экономики и мирным использованием космоса, своим важным компонентом имеют как раз развитие космоса - он нужен и для обороноспособности, и для здравоохранения, и для образования, и для экологии.

Но вместе с тем это отражает и некоторую примитивизацию познания - оно воспринимается как нужное "для чего-то". Хотя, когда Фарадей впервые демонстрировал свои электрические эффекты и ему был задан вопрос о том, как это может быть использовано в дальнейшем, он, смутившись, предположил, что возможно, со временем это позволит делать "забавные электрические игрушки".

Разница между "обществом потребления" и "обществом познания" состоит как раз в том, что в первом наука ценится преимущественно как инструмент расширения потребления, а во втором она самоценна. И ее опережающее развитие, требуя на первом этапе определенного ограничения потребления, после его выхода на новую стадию само уже снимает проблемы недостатка потребления. Но важнее другое - в таком обществе человек получает от познания и открытий больше наслаждения, чем от возможности попробовать дополнительный десяток сортов колбасы. Хотя для носителей идеологии рыночного фундаментализма и "ведущих российских экономистов" колбаса куда важнее космических кораблей.

Так или иначе, 60 % российского общества космос еще интересен, 13 % он очень интересует, 47 % интересен в средней степени и 37 % совсем не интересен.
Это перекликается с другими цифрами. Вот данные социологических опросов о том, какую экономическую модель предпочитает российское общество: "основанную на планировании и государственном распределении" - 51 %, "основанную на рыночных отношениях и частной собственности" - 31 %.
А вот данные о том, чего граждане требуют от власти в плане основного направления политики: "жестче контролировать экономику и политическую жизнь в стране" - 63 %, "предоставить людям свободу заниматься своими делами и следить только за тем, чтобы они не нарушали закон" - 28 %.

Примерно две трети на треть. Условно говоря, за космос те, кто за плановую экономику. Против - те, кто за рынок и частную собственность.
На фоне общего позитивного отношения общества к Гагарину, космическим исследованиям и развитию космических программ, российская власть отнеслась к юбилею полета довольно сдержанно. Между тем, ООН посвятила этому дню специальное пленарное заседание Генеральной Ассамблеи, на котором была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля Международным днём полета человека в космос.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

НОВАЯ ПОЛИТИКА (novopol.ru)
постоянный адрес публикации: http://www.novopol.ru/text99682.html

viperson.ru

Док. 638746
Перв. публик.: 14.04.11
Последн. ред.: 21.07.11
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович
  • Гагарин Юрий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``