В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гоча Дзасохов: Состояние и актуальные проблемы развития отечественной инновационной системы, как фактор модернизации страны! Назад
Гоча Дзасохов: Состояние и актуальные проблемы развития отечественной инновационной системы, как фактор модернизации страны!
Россия с серьезным опозданием входит в русло мировых тенденций современного мирохозяйственного развития, характеризующихся возрастанием роли научно-технологического фактора в обеспечении устойчивого экономического роста. Затянувшийся трансформационный кризис и проводимая в течение десятилетия малоэффективная экономическая политика привели к утрате ею воспроизводственной целостности, разрушению основных элементов научно-промышленного потенциала и резкому сокращению объемов научных исследований и разработок, к серьезным структурным дисбалансам в сторону расширения сырьевого комплекса. Экспорт России, в основном, обеспечивается за счет сырьевой продукции, доля которого за прошедшее десятилетие в общем объеме экспорта увеличился с 70% до 85%, в то время как доля машиностроительной продукции в этот же период снизилась с 17,5% до 9%.

С позиций долгосрочных интересов общества и государства, такой характер структурных сдвигов не может считаться оптимальным. В ближайшее время следует ожидать нарастания критической массы целого ряда факторов, связанных с исчерпанием потенциала ресурсно-ориентированной модели развития, которые могут, привести к существенному торможению роста и дальнейшему падению конкурентоспособности страны.

В стране фактически приостановился процесс обновления производства. Изношенность основных фондов в 2007 г. достигла 43,8%, в том числе по промышленности - 51,4%, средний возраст машин и оборудования в промышленности составил 22,7 лет при принятом во многих развитых странах нормативном сроке службы менее 7-9 лет. Разработку и освоение инноваций ведут сегодня не более 10% промышленных предприятий России (для сравнения: в развитых странах нормой считается 60 - 80%). Уровень показателя отгруженной инновационной продукции в ВВП составлял 3,5%, что значительно ниже порогового значения экономической и технологической безопасности, составляющего по расчетам экономистов 15%.

Высокотехнологичный сектор российской промышленности, сосредоточенный в основном в оборонных отраслях, оказался невостребованным рынком. За годы реформ его удельный вес в общем объеме отечественного промышленного производства снизился примерно вдвое - с 12% до 6%. По уровню развития высоких технологий страна "откатилась" на 10-25 лет, а ее доля в мировом производстве высокотехнологичной продукции стала ничтожно мала и в настоящее время по разным оценкам не превышает 0,3-1% (США-36%, Япония-30%). По данным Мирового экономического форума в 2005 г. по уровню глобальной конкурентоспособности Россия занимала лишь 75 позицию.

В новых экономических условиях одной из основных задач является обеспечение перехода от отраслевого или секторального принципа инновационной деятельности в стране к формированию национальной инновационной стратегии Российской Федерации, направленной на достижение в перспективе глобального технологического лидерства. Необходимо сформировать новую систему организации, регулирования и мотивации инновационного развития, предполагающую вовлеченность всех слоев общества, институтов государственного управления, субъектов экономической деятельности, некоммерческих организаций и т.д., на базе постоянного процесса выработки видения перспектив.

Для этого необходимо продвижение по ряду направлений, связанных с устранением технологического разрыва с развитыми странами, модернизацией существующих производств, обеспечением научно-технологического развития и технического перевооружения во всех сферах экономики.

Претворяя в жизнь либеральный экономический курс в течение последнего десятилетия, российское государство не смогло по-хозяйски распорядиться высокотехнологичным сектором экономики, оказавшись плохим собственником, неэффективным управляющим. Отсутствие государственной политики с четко обозначенными целями, средствами, методами и этапами ее реализации не позволили обеспечить управляемую переориентацию высокотехнологичных отраслей на обновление производственного аппарата технологически отсталых отраслей, на импортозамещение, на выпуск продукции потребительского спроса.

Утрата такого ядра, имеющего стратегическое значение в обеспечении устойчивого экономического развития и конкурентоспособности страны, недопустима. В связи с этим необходима смена экономического курса в направлении перехода к инновационной модели развития, предполагающей усиление как высокотехнологичной и информационной компоненты, так и модернизации традиционных секторов экономики.

Для сохранения и развития научного и индустриального потенциала страны в стратегии и тактике реформ должна быть усилена направляющая и регулирующая роль государства, которое должно определить долгосрочные стратегические ориентиры, как для государственного сектора, так и для частного бизнеса и создать механизмы и стимулы для их достижения. В условиях инновационной экономики оно должно выработать и реализовать соответствующую стратегию научно-технического и промышленного развития, направленную на содействие структурным преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости и обеспечения стабильно высокой динамики и качества экономического роста за счет:

- освоения массового выпуска товаров глубокой промышленной переработки и технологий, в том числе промышленного назначения;

- вовлечения в хозяйственный оборот важнейшего стратегического резерва государства - накопленных и вновь получаемых результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок;

- использования интеллектуальной собственности и осуществления инноваций, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынке;

- консолидации и концентрации ресурсов и усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы, предпринимательского сектора экономики.

Необходимо четко представлять, на каком участке поля высоких технологий Россия действительно способна освоить и производить принципиально новую продукцию высших укладов, удерживая лидирующие позиции на рынке. На каком более широком участке она может быть на равных со странами-лидерами, производя конкурентоспособные изделия, и наконец, на каких участках она безнадежно отстала от лидеров, и в целях экономии средств целесообразно приобретать зарубежные лицензии, технологии, оборудование и готовые изделия.

Наиболее рациональным мне представляется вариант инновационного развития, ориентирующийся не только на островки высоких технологий, но и учитывающий необходимость решения социально-экономических задач подъема жизненного уровня населения. В этом случае следует, не мешая развиваться на обычных рыночных началах производству товаров и услуг при сравнительно отсталых технологиях (если есть спрос и сравнительно низкие издержки), обеспечивая тем самым рабочие места и доходы для работников средней и низкой квалификации, сконцентрировать имеющиеся ограниченные ресурсы и лучшие кадры на крупномасштабном освоении технологий современного пятого уклада, а там, где это возможно, осваивать рыночные ниши и теснить импортные товары, в том числе используя с этой целью и современные импортные технологии. Сегодня около 60% технологий, требующихся для модернизации российской экономики, не только в автомобилестроении, но и в таких ключевых фондообразующих отраслях, как станко- и роботостроение, электронная промышленность и приборостроение, - вероятно, также придется приобретать за рубежом. Необходимо в короткие сроки освоить методы производства, пусть не новейшей, но достаточно современной техники на основе закупки лицензий, ноу-хау, проведения консультаций и т.п.

Центральной задачей инновационной политики является вопрос формирования национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие в треугольнике наука - бизнес - государство, интегрирующих научно-технические, экономические, финансовые и организационные факторы создания и тиражирования нововведений.

Собственно целостная национальная инновационная система в стране пока отсутствует. Существуют отельные фрагменты, на базе которых эта система может быть создана. В частности, Россия сохранила структурированную систему фундаментальных исследований мирового уровня, высокотехнологичную промышленность, сосредоточенную в основном в авиакосмическом, атомном и оборонном комплексе, высокий уровень подготовки инженерно-технических кадров.

Вместе с тем, слабой стороной российской инновационной системы является институциональная среда, в рамках которой пока не созданы эффективные механизмы взаимодействия государственного и частного бизнеса, в ходе реализации инновационных проектов. Не решены задачи сквозного непрерывного финансирования всех стадий инновационного цикла, не созданы предпосылки для развития венчурного бизнеса, обеспечивающего поддержку наиболее рисковых стадий инновационного процесса.

На мой взгляд, в современных условиях для России важно консолидировать сохранившиеся элементы традиционной научной инфраструктуры, выстроив при этом эффективную государственную инновационную политику и рыночные институты стимулирования инноваций. Важными шагами в этом направлении могло бы стать развитие механизмов государственно-частного партнерства, формирование специализированных банков инновационного развития для финансирования приоритетных научно-технических программ и проектов в форме долгосрочных целевых льготных кредитов на возвратной основе, а также страховых компаний в целях страхования кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции.

Важнейшим аспектом разработки и реализации стратегии инновационного развития России является укрепление ее позиций в необратимом процессе глобализации, путем расширения своего присутствия на глобальных высокотехнологичных рынках. Этого невозможно достичь без максимально возможного уровня сотрудничества со странами "семерки", ЕС и обретения членства в ВТО, но при условии, что государство не расстанется с рычагами регулирования внешнеэкономических процессов.

Конечно, в предстоящее десятилетие осуществить полный переход к инновационной экономике невозможно, также как было бы абсурдным уже сегодня начать свертывание топливно-сырьевого экспорта, он еще надолго сохранит свое значение, однако продолжать делать на него основную ставку без учета современных общемировых тенденций научно-технологического развития представляется необоснованным и бесперспективным.

Для превращения России в одного из глобальных лидеров мировой экономики важнейшей целью государственной экономической политики должно стать содействие развитию российского бизнеса в высокотехнологичных отраслях. Концентрация государственной поддержки на выделенных приоритетах позволит задать четкое направление движения предпринимательскому сектору страны, а также иностранным инвесторам.

В целом, используя нереализованный потенциал действующих корпораций и сектора исследований и разработок, Россия способна достаточно успешно конкурировать приблизительно по 10-15 направлениям наукоемкой продукции из 50, однако это возможно только при условии проведения в жизнь активной технологической политики.

Среди наиболее действенных показателей, характеризующих инновационную систему, следует выделяют следующие:

- доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;

- доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации;

- доля наукоемкой продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках;

- повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, развитие обороноспособности и обеспечение безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Особенность перехода к инновационному социально-ориентированному сценарию состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики необходимо сделать акцент на тех секторах экономики, которые определяют специализацию страны в мировом хозяйстве и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

В перечень стратегических целей входит инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Российская Федерация должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг. Необходимо сформировать условия для массового появления новых компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь, в её наукоёмких отраслях.

Необходимо отметить также неумение или нежелание российского бизнеса следовать мировым стандартам в управлении, организации, финансировании, контроле качества, что приводит к вытеснению российской промышленности с ряда традиционных рынков высокотехнологичной продукции, включая рынки вооружения и военной техники.

Предпринимательский сектор продолжает функционировать в рамках отсталых технологических укладов, низким остается уровень восприимчивости компаний к новым технологическим решениям, в значительной части компаний инновационная деятельность осуществляется эпизодически. Это предопределяет, при наличии роста инновационной активности предпринимательского сектора, доминирование расходов на новое оборудование в его затратах на технологические инновации при низком спросе на НИОКР.

Цель создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития - масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность.

Кроме того, комплекс мероприятий по достижению целевых индикаторов должен быть направлен на стимулирование спроса реального сектора экономики на инновации и передовые технологии, рост качества и масштабов предложения инновационных технологических и управленческих решений со стороны науки, сбалансированность инновационного развития регионов. Эти мероприятия характеризуются:

- комплексностью и взаимной согласованностью;

- ориентацией на выявление, поддержку и тиражирование эффективных технологических и организационно-управленческих инноваций;

- концентрацией ресурсов на поддержке наиболее эффективных организаций, проектов, научных кадров национальной инновационной системы.

Наличие значительных финансовых и других ресурсов, заинтересованность предпринимательского сектора в активизации использования результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности, с целью повышения конкурентоспособности производства и выхода на мировой и внутренний рынки - предопределяют необходимость взаимовыгодного сотрудничества государственных и частных организаций.

Это возможно путем организации и реализации различных форм государственно-частного партнерства в сфере науки и инновационной деятельности, что предполагает совершенствование механизмов и правовых норм взаимодействия государства и частного предпринимательского сектора на протяжении всего инновационного цикла - от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства высокотехнологичной наукоемкой продукции и выхода ее на рынки.

ФЦП "Исследования и разработки..." предполагает реализацию Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий и концентрации ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе, путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность бюджетного сектора экономики, науки и образования с точки соответствия запросам экономики, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.

В целях поддержки распространения механизмов государственно-частного партнерства в области повышения конкурентоспособности необходимо содействие развитию "сетевых" горизонтальных объединений органов исполнительной власти регионального и местного уровня (межрегиональных и межмуниципальных ассоциаций), учреждений науки и образования, а также профессиональных объединений управленцев и специалистов этих организаций, отвечающих за реализацию проектов в области государственно-частного партнерства. Проектам, направленным на повышение эффективности взаимодействия с бизнесом, инициируемыми этими организациями, также следует предоставлять финансовую поддержку, осуществляемую на конкурсной основе.

Ключевым фактором для развития государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях является создание мотивации у бизнеса вкладывать средства в проведение исследований и разработок, модернизацию существующих и создание новых производств, основанных на конкурентоспособных инновационных решениях, а также создание стимулов у научных организаций к поиску путей партнерства с корпоративным сектором экономики. Этого можно добиться только при экономической заинтересованности всех участников партнерства.

Среди приоритетных направлений государственно-частного партнерства в области поддержки развития инновационной деятельности необходимо выделить следующие:

1. Повышение доступности технологий. Низкий уровень инновационной активности предприятий проявляется в многократном отставании по показателю доли расходов на НИОКР в ВВП от уровня индустриально развитых стран, а также - крайне низком уровне коммерциализации технологий. Основанием для участия государства в коммерческих технологических проектах можно считать несколько факторов: рынок не обладает достаточной информацией о новых технологиях; риски инновационного предпринимательства значительно превышают риски других видов экономической деятельности. Целью взаимодействия государства и бизнеса в области инновационного развития является усиление стимулов к инновациям, повышение эффективности расходов, прежде всего государственных, на НИОКР и снижение рисков входа на рынки новых технологических продуктов.

2. Расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам наряду с развитием инструментов финансового рынка требует также повышения эффективности поддерживаемых государством специализированных финансовых институтов и механизмов, а также развития институтов страхования некоммерческих рисков и предоставления государственных гарантий по кредитам на осуществление высокотехнологичных инновационных проектов. Вследствие нецелесообразности поддержки финансовыми институтами развития локальных коммерческих быстроокупаемых проектов, способных к привлечению частных инвестиций на обычных условиях, необходимо введение дополнительных требований к характеристикам проектов, которые могут быть поддержаны государственными финансовыми институтами развития (например, финансирование инновационных проектов, -ориентированных производств товаров с высокой долей добавленной стоимости и др.).

3. Развитие инновационного предпринимательства в дополнение к существующим направлениям поддержки малого бизнеса (создание бизнес-инкубаторов, поддержка системы кредитования малого бизнеса).

4. Содействие активизации внешнеэкономической деятельности направлено на стимулирование диверсификации экспорта и притока прямых иностранных инвестиций.

Еще одним столпом в модернизации страны могут выступить технологические платформы. Технологическая платформа - это и есть тот механизм развития, который на основе государственно-частного партнерства обеспечивает выработку и реализацию тех самых стратегических приоритетов в масштабах отдельных секторов экономики. Механизм этот уже достаточно хорошо апробирован в Европе. Там этих платформ более 30.

Прежде всего они хороши тем, что для нас в проблеме модернизации является краеугольным камнем - эффективностью! Уже с самого начала формирования подобных проектов все в них работает на эффективность: и тщательный анализ рыночного потенциала технологий с привлечением экспертного сообщества, и общее видение заинтересованными сторонами (государство, бизнес и потребители) рыночных перспектив проекта, и мобилизация общественных и частных источников финансирования. А, главное, сопровождение проекта со стороны науки и бизнеса на всем протяжении цикла разработки, производства и сбыта инновационной продукции.

На мой взгляд, это как раз то, что нам необходимо в условиях, когда России необходимо вернуть ряд конкурентных позиций в области науки, технологий и техники. Считаю, что именно через технологические платформы по приоритетным направлениям, мы сумеем обеспечить успех технологической модернизации отечественной экономики и ее переход на инновационные рельсы.

ИТОГ:
Необходимая для России широкомасштабная технологическая модернизация производства возможна либо путем импорта технологий и оборудования, либо на базе отечественных разработок. Обе модели являются конкурирующими и обладают определенным набором ограничений и преимуществ. Сценарий внутренних закупок является приоритетным, т.к. позволяет обеспечить модернизацию приоритетных отраслей и увеличить платежеспособный спрос для отечественных производителей, но его реализация наименее вероятна.

Реализация данного сценария в полном объеме может вызвать существенное снижение предпринимательской активности в секторах, реализующих внедрение разрабатываемых отечественных технологий в силу сложившегося сегодня серьезного отставания уровня развития сектора исследований и разработок именно на наиболее экономически перспективных направлениях развития промышленности. При этом влияние реализации данного способа решения проблемы на макроэкономические показатели развития страны можно ожидать лишь в долгосрочной перспективе.

Сценарий модернизации преимущественно на базе импортных технологий является крайне нежелательным, поскольку содержит опасность создания современных промышленных производств вместо саморазвивающихся высокотехнологических комплексов. Наиболее вероятным следствием чего является закрепление сложившейся производственной функции в международных цепочках добавления стоимости и слабая интеграция в функцию управления. Это означает вступление страны в жесткую конкурентную борьбу за возможность размещения заказов на те, или иные виды готовой продукции, то есть конкуренцию на устаревших технологических этапах, где основные конкурентные преимущества стоимость ресурсов (в основном энергетических в случае РФ) и рабочей силы, а норма прибыли вследствие высокой конкуренции является минимальной.

Таким образом, интеграция России в мировые цепочки добавления стоимости произойдет на низкорентабельных и стратегически бесперспективных участках. Однако важнейшей, на наш взгляд, угрозой данного сценария является высокая вероятность окончательной утраты конкурентных преимуществ, связанных с потенциалом сферы исследований и разработок, развитием "человеческого интеллектуального капитала" на базе системы образования, разрушением внутреннего рынка высококвалифицированной рабочей силы.

Президент Ассамблеи народов Грузии, член Общественной Палаты РФ
Гоча Дзасохов
12 августа 2010 года

Док. 638659
Перв. публик.: 12.08.10
Последн. ред.: 11.04.11
Число обращений: 0

  • Дзасохов Гоча Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``