В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ФСБ зондирует общество Назад
ФСБ зондирует общество
Происходит обкатка методов нейтрализации интернет-инструментов коллективной организации масс

В конце прошлой недели Федеральная служба безопасности России предложила запретить по причине невозможности контроля несколько популярных сервисов - Skype, Gmail и Hotmail. Одновременно на сайте Министерства спорта и туризма появились рекомендации по борьбе с экстремизмом в молодежной среде: среди авторов текста - МВД и ФСБ. Активизация силовых ведомств в области пропаганды происходила на фоне тревожных событий в Интернете - мощной DoS-атаки на Живой Журнал и "Новую газету". Эксперты связывают все эти события с реакцией консервативной части элит на либеральные тенденции в политике последнего времени.

Запретить Skype, Gmail и Hotmail предложил в пятницу начальник Центра защиты информации и спецсвязи ФСБ Александр Андреечкин. По его словам, "бесконтрольное использование таких сервисов может привести к масштабной угрозе безопасности России". Замглавы Минкомсвязи Илья Массух после заседания, проходившего в закрытом режиме, рассказал журналистам: ФСБ объяснила свою инициативу использованием в сервисах шифрования, затрудняющего осуществление оперативных мероприятий. Официальная позиция Минкомсвязи выглядит следующим образом: "Гражданам ничего нельзя запрещать, особенно Интернет".

В тот же день на инициативу ФСБ откликнулся Кремль. Там заявили, что "личное мнение" Андреечкина не отражает позиции государства. Белый дом отреагировал мгновенно. "Представители ФСБ не высказывают личных точек зрения. Естественно, это позиция ведомства, и она тщательно аргументирована", - сказал пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Однако уже на следующий день, в субботу, Федеральная служба безопасности отыграла назад: там заявили, что на сервисы никто покушаться не будет. "Напротив, развитие передовых технологий - это естественный процесс, которому надо способствовать", - говорится в официальном сообщении Центра общественных связей ведомства.

Между тем, напомним, главным аргументом ФСБ была борьба за безопасность граждан. Можно ли понять нынешнюю позицию ведомства как признание неготовности к этой борьбе? Если нет - то каковы были истинные причины, побудившие спецслужбу заявить о своих претензиях к сервисам?

"Идет отработка определенных технологий силовиками, - сообщил "НГ" президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. - Спецслужбы решили: надо попробовать, что у нас получится - можем ли мы это сделать, и это, и это... Отрабатываются технологии на плацдарме "экстремизма", в понятие которого в нашей стране часто входит несогласие с мнением начальства, выраженное в резкой форме".

Со стороны ФСБ, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, это, "видимо, была попытка зондажа, которая оказалась неудачной": "Такое ощущение, что они не были к этому готовы. Не успели возмутиться правозащитники, блогеры, пользователи, как на инициативу силового ведомства последовала реакция со стороны других государственных структур, включая президента. Да и реакция премьера была очень осторожной. После этого зондаж надо было заканчивать".

Несколько иные причины у последних атак на Живой Журнал, полагает Макаркин: "Речь не идет о том, что это стратегическое решение, что кто-то хочет уничтожить LiveJournal. Его использует не только оппозиция, но и Кремль". В глобальном мире, отмечает эксперт, трудно вырубить Интернет, не превращаясь в Северную Корею: "Скорее всего это реакция на какие-то локальные вещи. Может быть, спецслужбы тоже смотрели реакцию, возможно, на разоблачения Навального. Или на митинги 31-го числа".

Изменения в информационном пространстве собеседник "НГ" связывает с несколько другим контекстом: "По многим позициям в элитах происходят очень жесткие столкновения - и логические, и по конкретным политическим вопросам. Разногласия по поводу Ливии, десталинизации... Усиливается конкуренция идей и групп перед 2012 годом. С одной стороны, активизировались элитные группы, идущие за Медведевым. Президент сейчас инициировал столько реальных вещей, сколько он не инициировал в течение всего своего президентства. Они все носят отчетливо либеральный характер". С другой стороны, отмечает эксперт, ужесточается реакция консерваторов и силовиков: "Есть люди, которые считают, что это опасно. И они предлагают различные варианты решения проблем. Одновременно проверяя отношение к ним и общества, и отдельных групп политических элит".

В этом плане исключительное внимание спецслужбы уделяют молодежи.

На официальном сайте Минспорттуризма в эти выходные появился любопытный документ под названием "Методические рекомендации по противодействию экстремизму в молодежной среде". Разработаны они были этим ведомством совместно с МВД и ФСБ. Неформальные движения, субкультуры и даже флешмобы признаны потенциально опасными для молодежи.

"Сегодня именно молодежные субкультуры могут рассматриваться как культуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность", - не сомневаются авторы документа. То есть готы, хипстеры и эмо как яркие представители субкультур, оказывается, составляют кадровый резерв (или даже состав?) экстремистского подполья. В последнее время, отмечают авторы рекомендаций, "экстремистские проявления значительно усилились в студенческой среде".

"Носителями экстремистских настроений" объявлены и фанаты. Последним авторы методик уделяют особенно много внимания. Например, предлагается создать совет спортивных болельщиков региона "для конструктивного взаимодействия и оперативного решения возникающих вопросов". Не менее оригинальной выглядит рекомендация "проводить перед футбольными матчами рабочие встречи лидеров объединений болельщиков и офицеров по безопасности встречающихся команд с представителями органов внутренних дел".

На сайте министерства предлагается несколько моделей профилактики экстремизма. В основе одной из них лежит идея "рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека". За формулировкой "неконтролируемое пространство социализации" молодых людей, по всей видимости, скрывается Интернет. Кроме того, по мнению авторов пособия, "Интернет обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности".

В качестве мер по борьбе с радикально настроенной молодежью помимо "ограничения свободного неконтролируемого пространства социализации" авторы методик предлагают "развитие позитивных молодежных СМИ". Также предлагается создать реестр молодежных субкультур, сформировать "команду тренеров, использующих в образовательной деятельности инновационные методики профилактики экстремизма", "привлечь специалистов по профилактике молодежного экстремизма в вузах". Одной из таких "инновационных" методик является, по всей видимости, "внедрение новых субкультур, имитирующих экстремистскую активность".

Известный блогер, специалист по интернет-коммуникациям Олег Козырев уверен, что в предвыборный год власти пытаются зачистить Интернет и приучить людей к тому, что обвалы сайтов - это нормальное явление. Эксперт отметил: "Интернет - площадка для свободных, в том числе и политических, дискуссий. Ситуация, когда в стране тенденция авторитарная, не может остаться незамеченной для Сети. Сейчас силовое мышление власти так или иначе проявляется в Интернете". Собеседник "НГ" связал столь пристальное внимание власти к Сети с неспособностью современных политиков к реальной конкуренции с теми, кто двигает Интернет: "Для силовиков, выполняющих функции охранки, Сеть является благодатной почвой, потому что здесь можно очень легко любого человека схватить за какое-нибудь неосторожное слово, возбудить уголовное дело, как минимум - заставить человека помучиться, как максимум, мы знаем уже случаи, были уголовные дела, и суды, и "посадки" блогеров".

Ситуацию с зачистками в Сети Олег Козырев охарактеризовал следующим образом: "Это такая эволюция, где сильный пытается сожрать слабого. Но Интернет не столь слаб, и я не уверен, что удастся его сожрать". Он отметил, что "Египет или Тунис по проникновению Интернета не были более развитыми странами, чем Россия. Если там были возможны перемены, то и в России они рано или поздно наступят". Попытки власти взять под контроль Интернет собеседник "НГ" сравнил с цензурой в СССР: "Сейчас власть идет по той же логике, по тому же пути, но совершенно точно ее ждет тот же финал, что и советское руководство, если она не изменится. Либо ты меняешься, либо, как динозавр, уходишь в прошлое".

Власти проверяют на прочность общество, отмечает в беседе с "НГ" президент Центра политических технологий Игорь Бунин: "Силовые ведомства словно трогают ногой воду - если очень холодно, они сразу сдают назад".

11.04.2011
Александра Самарина, Юлия Садовская
www.ng.ru

Док. 638644
Опублик.: 11.04.11
Число обращений: 0

  • Бунин Игорь Михайлович
  • Песков Дмитрий Сергеевич
  • Бортников Александр Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``