В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Спасибо: Опасные фантазии Назад
Владимир Спасибо: Опасные фантазии
Народ задается вопросом - почему коммунальные платежи растут с непостижимой скоростью, а коммунальщики плачут в голос о катастрофическом износе всего и вся? И сетуют, а с ними вместе и замглавы Минрегиона Анатолий Попов, что "низкий уровень благосостояния населения не позволяет увеличить тарифы до необходимого уровня".

Поневоле возникает смутное подозрение в чистоте помыслов причастных к денежным потокам в 3 триллиона рублей ежегодно. Специалисты утверждают, что только за 2010 год дебиторская задолженность в сфере ЖКХ выросла на 120 миллиардов и достигла 600 миллиардов рублей (1) А президент и вовсе о воровстве восклицает. На фоне вполне горячих протестов жителей против роста коммунальных платежей (2) Год назад президент поручил Дмитрию Козаку в десятидневный (!) срок разобраться с причинами резкого роста цен в ЖКХ. Похоже, что срок-то великоват. Поскольку причины вполне очевидны. Алчность одних и бестолочь других.

А еще Дмитрий Анатольевич потребовал объяснить руководителям "что они отвечают головой и должностью за подсчет точной стоимости тарифов, за то, чтобы нормы потребления (воды и тепла) не отличались друг от друга в соседних населенных пунктах, за корректность расчетов и, в конечном счете - за социальную стабильность. В тех случаях, где будет установлено, что тарифы завышены, руководители субъектов Федерации и муниципальных образований должны принять меры по их изменению, открутке в обратную сторону, уменьшению"".

Так ведь именно руководители утверждают тарифы. И обязаны проверять точность их расчетов, "откручивать, уменьшать". Получается, что плохо это делают?
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) до 2006 года устанавливала предельные уровни тарифов на газ, электричество и тепло.

С 2006 по 2009 год ФСТ определяла для регионов предельные уровни тарифов еще и на водоснабжение, канализацию и вывоз мусора, тепло от локальных котельных. А регионы в этих рамках должны были устанавливать лимиты для муниципалитетов (3).

С 2010 года право устанавливать тарифы на электричество, газ и тепло было возвращено регионам, а на холодную воду, канализацию и вывоз мусора - муниципалитетам.

Результат "на лице".

Заговорили о том, чтобы передать сферу ЖКХ в частные руки.
"Приватизация пройдет не только по особо лакомым кусочкам. То есть то, что сегодня представляет интерес для бизнеса. Мы не позволим, чтобы количество брошенных бесхозяйных сетей сегодня увеличивалось. Поэтому сегодня приватизация будет рассчитана не только на тот сектор, который приносит прибыль. И для решения этой задачи, я думаю, мы должны совместно с бизнесом очень серьезно подумать над тем, как должна пройти приватизация в отрасли жилищно-коммунального хозяйства", - министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. (4)

Первое - зачем приватизировать лакомые куски? Какой в этом интерес государства?
Второе - как понимать термин "брошенная бесхозяйная сеть"? Ею пользуются или нет? И как же идет учет потребления ресурсов через сеть бесхозную?
Степень хаоса просто поражает!

Ставится задача бесхозяйные объекты зарегистрировать и принять на баланс. А потом отдать в руки частника. Который будет решать вторую задачу - ежегодно заменять до 20 процентов изношенных фондов.

"Я еще раз призываю всех мобилизовать весь ресурс, чтобы реально модернизировать отрасль. Самое главное, мы сегодня видим, что это возможно. И не пугают цифры, о которых мы говорили - 6 триллионов надо для того, чтобы только в нормативное состояние отрасль привести. Не пугают эти цифры", - Виктор Басаргин.

Да, похоже, что Виктор Басаргин - бесстрашный человек. Пожалуй, даже чересчур.
Ведь "доведение хотя бы до нормативного состояния" за 6 трлн. руб. - это по-меньшей мере 12 трлн. руб. с учетом процентов по кредитам на срок возврата инвестиций. Которые должен оплатить потребитель. То есть увеличение ежегодных платежей на 40%. Без учета инфляции.

Посмотрим на те же водоканалы (будем употреблять этот термин). Которые пока в большинстве своем МУПы. Но есть уже и частные операторы - "Росводоканал", "Российские Коммунальные Системы", "Евразийский" и др. (5)

Чтобы уменьшить вполне очевидные риски и повысить привлекательность водоканалов для операторов, подготовлены поправки в закон о концессионных соглашениях в ЖКХ и законопроект "О водоснабжении и канализовании", включающий нормы по регулированию качества воды, качества очистки сточных вод, формирования тарифов.
Не касаясь качества питьевой или технической воды, качества очистки сточных вод - думается, что это можно все описать в технических регламентах, стандартах, санитарных нормах - заинтересуемся тем, как прописан метод тарификации.
В проекте закона вместо договоров аренды предложены концессионные соглашения, когда собственник сетей - муниципалитет. А концессионер получает гарантии возврата инвестиций через долговременный тариф, устанавливаемый методом доходности инвестированного капитала (RAB-тарифы).

Правда, сохраняется почему-то дифференцированный подход к установлению тарифов для различных категорий абонентов.

Предусматривается обязательность раскрытия информации о регулируемых товарах и услугах, используемой при формировании тарифов организации.(6)

Вводятся регуляторные договора, которые будут гарантировать водоканалам неизменность установленных тарифов, необходимых для реализации инвестиционных программ.

Некоторые эксперты высказывают опасения, что законопроект может привести к очередному витку роста квартплаты. Мол, аналогичные правила уже действуют в электроэнергетике. Где переход на долгосрочные тарифы не спас потребителей от роста цен на услуги сетевых компаний.

Более того, рост RAB-тарифов называют мерой вынужденной, поскольку разрушенное водоснабжение и водоотведение нуждается якобы в экстренной модернизации. (7)

Хотя на самом деле тарифы не должны расти быстрее, чем инфляция, как принято в странах "зарубежных".

Опыт "зарубежья"
В 1994 году в Италии был принят закон, содержащий ряд важных положений:
-    сектор водоснабжения должен быть реорганизован с созданием крупных региональных предприятий.
-    минимальная численность населения, обслуживаемого одной компанией, должна составлять 100 000 человек.
-    зона обслуживания (ответственности) компании должна проходить по гидрологическим, а не административным границам.
-    тарифы должны отражать реальную себестоимость оказываемых услуг.

Очень важно подчеркнуть - операторы, концессионеры должны быть изначально крупными, чтобы квалифицированно управлять водоснабжением больших регионов либо муниципалитетов. В их деятельности по водоснабжению и водоотведению необходима системность, гарантирующая безопасность и экологичность.

Во Франции 85% рынка услуг в водном секторе контролируются двумя ТНК - Suez и Veolia. Ежегодный доход - 58 300 млн. (Suez) и 35 410 млн. долл.(Veolia).(8)

Французские муниципалитеты заключают контракты на оказание услуг водоснабжения с крупными компаниями, у которых технические компетенции и возможности финансирование необходимых капиталовложений.

Контракты предусматривают обязанность подрядчика инвестировать средства в оборудование и объекты инфраструктуры и эксплуатировать систему в течение установленного периода времени.

Принципиально - почти всегда основные средства остаются в собственности муниципалитета. Компания окупает вложенные средства и получает прибыль в течение срока действия контракта, который составляет 25, а иногда и 30 лет.
Компании также оказывают и другие коммунальные услуги, такие как сбор и удаление отходов. Муниципалитету выгоднее включить функции выставления счетов в контракт, если компания оказывает два или более вида услуг.

Конкурсные предложения по контракту на водоснабжение должны содержать тариф на срок действия контракта, учитывающий возврат капиталовложений, техническое обслуживание системы, покрытие эксплуатационных затрат и прибыль.
Обычно контракты позволяют получать прибыль только в течение второй половины срока их действия или даже нескольких последних лет, когда основная часть капиталовложений уже окупилась.

Во всех конкурсных предложениях может приниматься базовый уровень затрат, который будет превышать уровень самых эффективных компаний мира, для гарантирования прибыльной работы контрактора.

Это очень важно, поскольку создаются условия для стимулирования модернизации систем и определенной унификации тарифов.

В Соединенном Королевстве существуют три различных структуры ВКХ: приватизированные предприятия водоснабжения и водоотведения в Англии и Уэльсе; единое Управление по водным ресурсам в Шотландии; и государственное предприятие водоснабжения и водоотведения в Северной Ирландии.

В 1974 г. принят закон, в соответствии с которым ответственность за оказание услуг водоснабжения перекладывалась с муниципалитетов на вновь создаваемые региональные Управления водопроводно-канализационного хозяйства.
Для обеспечения финансирования необходимых масштабных капиталовложений в развитие отрасли в 1989 г. предприятия водоснабжения и водоотведения Англии и Уэльса были приватизированы.

Все 10 компаний водоснабжения и водоотведения стали самостоятельными хозяйствующими субъектами.

Эти компании не получают никакого финансирования из государственного или местных бюджетов. Все компании обеспечивают финансирование капиталовложений и эксплуатационных затрат через тарифы на услуги, путем привлечения займов на финансовых рынках или выпуска облигаций на фондовой бирже.
Это компании со значительными ресурсами, огромными оборотами и надежными источниками поступления доходов.

В соответствии с Законом о воде к основным обязанностям Генерального директора по услугам водоснабжения и водоотведения (Управление ВКХ - OFWAT) относятся обеспечение:
-    надлежащего оказания услуг водоснабжения и водоотведения в Англии и Уэльсе;
-    возможности самостоятельного финансирования своей хозяйственной деятельности компаниями водоснабжения и водоотведения, в том числе за счет обеспечения необходимой нормы прибыли на капитал.
-    защиты потребителей.
-    стимулирования экономии средств и повышения эффективности деятельности.
-    стимулирования конкуренции созданием возможностей для участия других компаний в борьбе за заключение контрактов на водоснабжение с крупными абонентами и общего использования системы водотранспортировки и водораспределения соседними компаниями ВКХ.

OFWAT ограничивает ежегодное увеличение тарифов каждой компании с учетом уровня доходов, необходимого для оказания услуг потребителям. Оно не утверждает тарифы, но проверяет их соответствие установленному для данной компании лимиту.
Предусмотрены инструменты пересмотра лимитов на тарифы каждые 5 лет после приватизации.

Принцип установления лимита тарифов - учет инфляции через ежегодный индекс потребительских цен (ИПЦ), публикуемый правительством) и коэффициент X, отражающий прогнозируемое повышение эффективности деятельности частных компаний ВКХ.

Экономия достигается за счет снижения эксплуатационных затрат, повышения эффективности планирования капиталовложений и уменьшения стоимости строительства.

Компании ВКХ осуществляют свою деятельность на основании лицензий, выданных им Министром по охране окружающей среды в Англии и Уэльсе в 1989 г.
В каждой лицензии указывается географическая зона, обслуживаемая соответствующей компанией, в то время как основные условия назначения являются общими для всех компаний.

Лицензирование осуществляется с целью контроля цен, обеспечения соответствия режима оказания и качества услуг установленным стандартам и защиты потребителей.

В лицензии определяются:
-    формула расчета лимита тарифов.
-    ограничение сумм, взимаемых компанией за первое подключение жилого объекта к системам водоснабжения и водоотведения, а также темпы повышения платы.
-    запрещение предоставления необоснованных льгот любым категориям потребителей.
-    требования от компаний публикации и утверждения Директором сводов правил работы с абонентами, описаний оказываемых услуг, размера платы, правил выставления счетов, порядка снятия показаний приборов учета воды и реагирования на жалобы абонентов.
-    правила и порядок взимания задолженности и отключения.
-    правила и порядок начисления платы за услуги в случае утечки.

Рассматриваются вопросы начисления платы абонентам с установленными приборами учета воды в случае необнаруженной утечки в части системы водоснабжения, которая находится в зоне ответственности абонента.
-    сведения о стандартах качества услуг - ежегодный отчет о соблюдении требований и показателей, касающихся обеспеченности водными ресурсами; надежности оказываемых услуг; принятия мер в порядке реагирования на жалобы и обращения потребителей; оптимизации режимов напора в сетях; уменьшения количества перебоев в водоснабжении; уменьшения числа случаев подтопления зданий из канализационных коллекторов; снятия показаний приборов учета воды.
-    Лицензионный сбор для покрытия расходов на финансирование деятельности OFWAT.

В Гданьске (Польша) договор об аренде водоканала на 30 лет подписан в июле 1992 года. Партнёром города является французская фирма Saur, принадлежащая концерну Bouygues. Предполагается расширение диапазона деятельности, охватывающего Сопот, Прушч Гданьский, Жуково.

Оплата населения за услуги ЖКХ состоит из двух частей - эксплуатационные оплаты и, так называемые "квартплаты" (эквивалент амортизации - на воспроизведение имущества, который вносится в бюджет города). Коэффициент роста тарифов на водоснабжение и канализацию не должен превышать коэффициент инфляции.

Самая дорогая вода в Европе - в ФРГ. От 1,9 до 2,7 евро/м3, в зависимости от региона. Расчет стоимости воды производится по принципу покрытия расходов, согласно которому стоимость литра воды не может существенно превышать расходы на его "производство" и должна контролироваться государством. (9)

В Берлине:

Холодное водоснабжение - 1,88 евро/м3 (76 рублей)
Водоотведение (канализация) - 1,97 евро/м3 (80 рублей)
Горячее водоснабжение - 5,12 евро/м3 (205 рублей)
Государство, по всей вероятности, контролирует очень хорошо. Но потребителю от этого контроля не сладко. Потому что дорого. Потому, что в известном смысле тариф - форма муниципального налога.

Во Франции стоимость одного кубического метра воды для компаний в 2008 году - 1,27 евро. (10)

На северо-западе США один человек оплачивает (начало 2009 года) в год за услуги (эксплуатационные расходы) - 16,44 долл., за первые 22,6 м3 холодной воды - по 36 центов, за следующие до 51 м3 по 55 центов, и при большем потреблении - по 0,77 центов.

За канализацию также плата, соразмерная с количеством использованной холодной воды. 20.83 долл. за услугу. Первый уровень - 48 центов за кубометр. Далее - 67 центов. И еще 6-7 долл. за содержание городских ливнестоков. (11)

Если брать уровень потребления до 100 м3 воды на человека в год, то цена водоснабжения и водоотведения для жителя северо-запада США - примерно 1,85 долл/м3.

Тарифы быстрорастущие

Начать нужно с того, что в свое время население дотировалось за счет промышленности и бюджетов. Например, в Перми на 1 января 2000 года 1 м3 питьевой воды населению обходился в 0,39 руб., промышленности - в 6,47 руб. Почти в 20 раз дороже!

С 1 января 2002 г. население платило 2,16 руб., промышленность - 12,62 руб.
К 2006 году цена холодной воды в Перми для населения выросла до 8 руб/м3.
В целом по стране цены на эти услуги росли на 30-35% в год. При этом в ряде городов сохранялось перекрестное финансирование, население пользовалось льготами. И поэтому по городам был довольно большой разброс в стоимости услуг водоснабжения и водоотведения.

Интересно посмотреть, что происходило в Москве, где и денег крутилось больше не в пример другим, и инвестиций хватало.

Население в 2005 году платило за водоснабжение и водоотведение 11,39 руб/ м3 (и на 40% дотировалось). Хозрасчетная группа и промышленность - 20,96 руб/ м3.
В 2007 году плата населением выросла до 17,56 руб/ м3.

В 2008 году - до 20,90 руб/м3. В том числе холодная вода - 11,8 руб/м3. При себестоимости ее (по данным руководителя ФГУП "Мосводоканал" С. Храменкова) 9,11 руб/ м3, (по России в среднем около 8 руб/ м3). (12)

То есть уже в 2008 году плата населением за водоснабжение (холодная вода) и водоотведение обеспечивала рентабельность почти 30% до уплаты всяческих налогов!
Не считая дотаций города Мосводоканалу - из бюджета в 2006-2010 годах на цели капитального ремонта сетей водоснабжения и канализации выделялось от 8,3 до 15,7 млрд руб. ежегодно. (13)

Однако рост тарифов продолжился. С поразительным упорством.
В 2009 году - 26,80 руб/ м3. Для прочих потребителей (кроме бюджетных организаций) - 28,55 руб/ м3.

По данным Департамента экономической политики и развития Москвы прибыль, учитываемая в тарифе на услуги водоснабжения и водоотведения и направляемая на развитие предприятия, составляла в 2009 году 10% от себестоимости услуг (около 3 млрд руб.).

Если верить Департаменту, то себестоимость услуг московской системы водоснабжения и водоотведения - 30 млрд. руб. Соответственно, при годовом объеме примерно 1,8 млрд м3 себестоимость -16,7 руб/ м3. Тариф, напомним, в среднем 27 руб/м3.

В 2010 году население платило 34,25 руб/ м3. (прочие потребители - 37,75 руб/ м3).

В 2011 году -39,96 руб/м3. Уже почти как во Франции. (В Подмосковье стоимость доходила до 50 руб/м3.).

К вопросу о частниках - а у них все "фиолетово"?
Возьмем собственность "Альфа-Групп" - ГК "Росводоканал", которая, снабжая водой около 7 млн. человек, получила в 2009 году 12 млрд рублей выручки. (14)

Их тариф, утверждаемый каждый год, учитывает расходы на содержание инфраструктуры и инвестиции в ее модернизацию. Плюс 5% гарантированной рентабельности. Еще одна статья доходов - подключение новых потребителей - в 2009 году принесло "Росводоканалу" около 993 млн рублей выручки. По итогам 2009 года совокупная прибыль РВК - 835 млн рублей.

Идем дальше, или, если хотите. Глубже. В ООО "Калужский областной водоканал" - дочку ГК "Росводоканал".

В 2010 году в Калуге холодное водоснабжение без НДС обходилось в 11,94 руб/м3. Водоотведение - в 7,56 руб/м3. Итого 19,5 руб/м3 без НДС. Или 23 руб. с НДС.
В 2011 году стоимость холодного водоснабжения и водоотведения выросла до 27 руб/м3. При том половина водозабора приходится на подземные воды, в разы более дешевого, чем из поверхностных источников. Объем очистки сточных вод - до 200 тыс. м3 в сутки.

В 2006 году, когда "Росводоканал" пришел в Калугу, в городе было зафиксировано 409 аварий на водопроводных сетях.

В 2009 году их стало 605. В первом полугодии 2010 года -уже 365.
При этом компания сообщает об инвестиции в модернизацию инфраструктуры за 4 года около 1,5 млрд рублей.

Инвестиции осуществляются. Аварии растут. Странная закономерность.
Правда, калужские власти сильно сомневаются в справедливости заявленных инвестиций.

И мы бы на их месте также засомневались. Денег больше. А толку - меньше.

Инвестиции

В структуре затрат предприятий ЖКХ на водопотребление и водоотведение в 2004 году материальные затраты составляли 42,4% (в том числе топливо - 1,5%, вода - 1,1%, электроэнергия - 18,8%, сторонние ресурсы - 9,6%), ремфонд - 6,4%, ФОТ с ЕСН - 25,5%, амортизация - 8,0%, прочие - 13,2%, сопутствующие услуги - 4,5%.
Считается, что применение только частотного регулирования работы насосов снижает удельный расход электроэнергии на 20-30%.

Правильный учет рельефа местности при прокладке водоводов позволяет экономить еще порядка 20-30% электроэнергии. Очень эффективно использование по возможности водонапорных станций.

Пример: расход электроэнергии системой ВКХ в Перми вдвое выше, чем в Бирмингеме при равной численности населения и близкой структуре промышленности.
Численность персонала Водоканалов может быть снижена в 2-3 раза за счет внедрения систем телемеханики и автоматизированного управления производственными процессами очистки и перекачки воды и стоков, а также за счет передачи Водоканалом функций строительства новых и капитального ремонта действующих основных фондов, автотранспортного обслуживания, реализации услуг, охраны объектов на аутсорсинг.

По подсчетам Национального центра развития частно-государственных партнерств, на восстановление инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в городе-миллионнике требуется около $200 млн. ($200 на 1 жителя).

Пример:

ОАО "ОмскВодоканал" ежесуточно поставляет потребителям 600 тыс. м3 питьевой воды, принимает и очищает сточные воды. Общая инвестиционная емкость программы реабилитации и развития системы водоснабжения и водоотведения на 25 лет оценивалась ГК "Росводоканал" примерно в 7,5 млрд руб.

На 1 жителя - 6637 руб. (проживает 1 130 тыс. человек). Или 1250 руб/м3 мощности.
ООО "Тверь Водоканал" управляет системой водоснабжения и водоотведения г. Твери с 2007 года на правах долгосрочной аренды. С 2008 по 2015 гг. предприятие реализует инвестиционную программу по модернизации водной инфраструктуры города объемом 2,9 млрд. руб.

ООО "Тверь Водоканал" обеспечивает услугами водоснабжения и водоотведения 400 тыс. человек, коммунальный сектор, промышленность. Инвестиции - 7250 руб/чел. Потребителям подается 130 тысяч м3 воды в сутки. (15)

Правительственной инвестиционной комиссией в 2007 году утверждена общая сметная стоимость проекта модернизации системы водоснабжения и водоотведения в Ростовской области - 22 137 млн. рублей. Или 5177 руб./чел. ($200 по курсу 2007 года) при населении области 4 276 тыс. человек.

Инвестиционная программа ЗАО "Челныводоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Набережные Челны на 2007-2010 годы оценивалась в 209 млн. руб. и включала строительство новых и реконструкцию действующих объектов водоснабжения и канализации. Программа должна была обеспечить возможности подключения новых объектов по водоснабжению в объёме 9795 м3/сутки, по канализации в объёме 11 153 м3/сутки. Из расчета водоснабжения 40 тыс. человек.
Или примерно 5200 руб/чел.

При сроке возврата инвестиций в 20 лет инвестиционная надбавка к тарифу (с учетом процентной ставки по кредиту) не должна превышать 6 руб/м3 (в год - 600 руб. на человека при годовом потреблении 100 м3 или 270 л/сутки на человека). Среднее потребление воды в Москве в 2008 году - 270 литров на человека в день (холодной и горячей). Нормы потребления воды в Европе - до 175 литров на человека в сутки.

Сейчас фактически себестоимость воды определяется стоимостью электроэнергии. Которая бьет все рекорды. Тем не менее. Пусть будет даже европейский уровень - можно снижать вдвое потребление электроэнергии и плевать на рост ее стоимости. Который стал уже опасным!

Себестоимость 1 м3 водоснабжения и водоотведения вполне реально "заморозить" на уровне 18 руб. Тариф, с учетом прибыли (4 руб. или 15%) и возврата инвестиций (6 руб.) - на уровне 25 руб/ м3. С корректировкой с учетом инфляции.

Итак

Тарифы вполне могут быть зафиксированы в случае проведения реконструкции и модернизации системы водоснабжения и водоотведения за счет первичных внетарифных инвестиций с заключением долгосрочного арендного или концессионного договора с частным оператором.

При наших уровнях потребления ресурсов, их потерях использование современных технологий, финансового менеджмента позволяет говорить о совершенно реальных возможностях удержания тарифов на нынешнем уровне даже при неминуемом росте стоимости энергоресурсов.

Но глупости о триллионах инвестиций при неизбежном дальнейшем росте тарифов только усиливают ощущение обмана. И ведут к накоплению протестного потенциала.
_______________________________________________________________________________
1. Сергей Куликов. Деньги населения пропадают в криминальной дыре. /НГ.2011-03-11 /

2. Тарифные ошибки перекладывают на регионы/НГ 2010-03-15 /

3. Элина Билевская. Западня для президента./НГ 2010-11-23 /

4. Андрей Сидоренко. В Москве обсудят приватизацию объектов ЖКХ http://www.vesti.ru/doc.html?id=437633

5. Екатерина Шохина, Евгений Берлин. "Приватизация" канализации /Expert Online" / 11 фев 2011

6. Законопроект о водоснабжении и канализовании будет доработан в течение месяца. http://nprvo.ru/press/news/detail.php

7. Нина Егоршева. "Российская газета" - Федеральный выпуск N5418 (42) 01.03.2011

8. http://www.vkh21.ru/strategy/international/nl.htm.

9. Алина Раймер. Где на свете жить дешевле? "Европа-Экспресс"11 Февраля 2008, номер 7 (519) http://www.euxpress.de/archive/artikel_8381.html

10. В Германии самые высокие в мире тарифы на водопроводную воду. http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3575004,00.html

11. http://www.woman.ru/home/medley9/thread/3855606/

12. http://www.elcode.ru/hotnews/4187.html.

13. Марина Оглоблина, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы. /Вечерняя Москва. N18 (25286) от 03.02.2010

14. Михаил Козырев. "Альфа-Групп". Повелители воды. http://www.forbes.ru/person/2149-kozyrev-mihail 06 октября 2010

15. http://www.rosvodokanal.ru/ru/company/structure/tver

viperson.ru

Док. 638428
Перв. публик.: 31.03.11
Последн. ред.: 13.04.11
Число обращений: 0

  • Басаргин Виктор Федорович
  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``