В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Подберезкин: Социальный потенциал и стратегия долгосрочного социально-экономического развития Назад
Алексей Подберезкин: Социальный потенциал и стратегия долгосрочного социально-экономического развития
Полная версия работы автора "Национальный человеческий КАПИТАЛЪ"


"Политика Александра Невского заключалась ... в том,
чтобы в период тотальной агрессии на Русь ... сделать
точный геополитический выбор, дававший возможность
сберечь русские земли, обеспечивавший духовное и
физическое выживание русской народности"[1].

Ан.Торкунов, ректор МГИМО (У)


Такой же геополитический, даже цивилизационный выбор предстоит сегодня сделать правящей элите России в эпоху глобализации. И долгосрочная стратегия социально-экономического развития России, дискуссия о которой обострилась в 2010-2011 годы, будет по сути следствием системы этого выбора. Либо ориентация на западноевропейскую систему ценностей и модернизация, основанная на заимствованиях, с последующей неизбежной потерей национальной идентичности и суверенитета, либо самостоятельный путь, основанный на национальной системе ценностей и модернизации нации, экономики и социальной структуры.

По сути дела - и это поняли все дальновидные исследователи, включая экономистов - правящей элите России в 2011-2012 годы предстоит сделать окончательный политический выбор, принять политические решения относительно стратегического курса развития. И даже не столько социально-экономической, сколько национальной стратегии России. В условиях избирательной кампании 2011-2012 годов, которая безусловно, обострит начавшуюся после кризиса дискуссию в стране.


Обострение социальных и политических противоречий в России в 2008-2011 годах


Современное российское общество расколото на две неравные социальные группы. Первая социальная группа, представляющая абсолютное меньшинство наций, ответственно за политику стагфляции, растущее отставание России, созданную систему социальной несправедливости, бешенную инфляцию, коррупцию, рост недоверия к власти, когда национальное богатство распределяется в пользу этой группы и утекает за рубеж. Экспорт российского капитала, составившей в 2010 году не мене 40 млрд. долларов, целевым образом предназначен для Швейцарии ((боле 50%), Кипра и оффшоров. Сотня российских миллиардеров ежегодно получает доход (не попадающий под прогрессивную шкалу налогообложения) порядка 37,5 млрд. долларов, который, естественно, не попадает в доходную часть бюджета. По оценке депутата РФ О.Дмитриевой, только этой суммы было бы достаточно, чтобы повысить доходы всех бюджетников и превышает расходы федерального бюджета на образование[2]. И это только доходы 100 человек! Готовы ли авторы нынешней политики и "уточненной" Стратегии пересмотреть сами принципы антисоциального и антинационального развития нации, либо ограничиться только поиском механизмов модернизации и иностранных заимствований?

Таблица ниже показывает, что за период наблюдения с 1994 по 2010 гг. сальдированный ввоз капитала был только в самые благополучные годы с точки зрения макроэкономической конъюнктуры, когда чистый приток капитала составил астрономическую сумму для РФ в размере 123,1 млрд. долл. США. В другие же годы наблюдался только вывоз капитала, который в сумме составил, как минимум, 267,6 млрд. долл. США. Из этого следует, что экономика России является нетто экспортером капитала. Такая позиция характерна для стран: с развитой финансовой и экономической системой, в которых переизбыток капитала формирует часть экономики за пределами национальных границ (США, Англия, Гонконг, Тайвань и др.) и для наименее развитых стран, в которых политико-экономические условия заставляют бежать капитал из страны при первой же возможности, а также для сырьевых экономик, зависящих от зарубежных инвесторов.

В условиях же хронического недофинансирования экономики РФ такая ситуация губительна и отражает зависимость от внешних факторов. При этом правительство не принимает мер для предотвращения практики оффшорных схем ведения бизнеса.


Надо ли говорить, что вывод капитала за рубеж - черта характеризующая представителей первой социальной группы, как назвал её В.Сурков, - "оффшорной аристократии"?

Вторая социальная группа, составляющая более 50% населения, это фактически граждане проживающие ниже уровня бедности и в нищете. И это, как принято объяснять, - следствие низкой производительности труда. Между тем покойный ныне академик Д.С.Львов подчеркивал, что "доля заработной платы в ВВП России примерно в 2-2,5 раза ниже, чем в любой западной стране. На один доллар ... наш среднестатистический работник производит в 2,5-3 раза больше ВВП, чем например, в тех же США"[3]. Другими словами, правящая элита недоплачивает, искусственно держит в нищете и бедности значительную часть нации. Готовили эксперты предложить решение об изменении такой ситуации, введении, например, ограничений на вывоз капиталов за рубеж (которые существуют в ряде стран), или введении прогрессивной шкалы налогообложения? Уверен, что нет.

Важно, что к числу безработных и малообеспеченных семей относится значительная часть социально-активных граждан. В том числе имеющих высшее образование (более 15%)[4].


И эта социальная несправедливость толкает большинство нации на выступления, которые порождают современный терроризм, бандитизм и неизбежно станут причиной внутриполитической нестабильности. Именно растущий средний класс стал движущей силой революций в Северной Африке. Разрабатывая новую стратегию, таким образом, необходимо принять политическое решение о повышении жизненного уровня граждан[5]. Причем не косметические, иногда издевательские (как, например, повысить стипендию в 1500 рублей на 9%, т.е. на 140 рублей в сентябре 2011 года), а реальные. Это, в свою очередь, приведет к росту производительности труда и расширению внутреннего спроса, который и является гарантированным двигателем экономики.

Важно подчеркнуть, что в XXI веке мало обеспечить прожиточный минимум, точнее - уровень биологического выживания. Необходимо обеспечить всей нации возможности интеллектуального культурного и духовного развития. Те возможности, которые сегодня определяют качество национального человеческого капитала (НЧК). Именно качество НЧК является главным ресурсом развития. В том числе и экономического.

Как справедливо замечает профессор И.Полюбина, "Принципиальный вопрос - это переход от нынешнего уровня прожиточного минимума к его достойному уровню. Достойный уровень прожиточного минимума предполагает учёт в составе потребительской корзины не только набор продуктов питания и товаров первой необходимости, но и затраты на образование, медицинское обслуживание, оплату коммунальных услуг и транспорта. Достижение этого минимума станет условием для перехода к рыночным механизмам в социальной сфере. Но сегодня говорить о достойном уровне прожиточного минимума не приходится"[6]. Пока же мы говорим о прожиточном минимуме как абстракции, которая должна обеспечить уровень выживания абстрактного индивидуума.

Данные этой таблицы свидетельствуют о том, что прожиточный минимум в России крайне низкий: во 3 квартале 2010 г. он составил 6159 рублей. Но, даже несмотря на такой крайне низкий уровень прожиточного минимума, в стране во 3-ем полугодии 2010 года 18,5 млн. чел. или 13,2% от общей численности населения, имели доход ниже этого уровня (см. табл.). Из таблицы видно, что эта цифра за период 2007-2009 гг. тревожно стабильна и колеблется в районе 13,3% от численности населения. Другими словами, десятки миллионов людей поставлены на грань вымирания. И они вымирают..

Эти данные, безусловно, имеют мало общего с действительностью, так как соотносятся с искусственно установленными нормами дохода и прожиточного минимума. По некоторым оценкам, численность малообеспеченных граждан, т.е. тех, кто испытывает ограничения в покупке продовольствия, превышает 60%. Но даже официальная статистика, привязанная к искусственным нормам, не может скрыть того, что десятки миллионов граждан живут ниже даже этих норм[7].

Очевидно, что Стратегия 2020 должна в приоритетном порядке, как минимум, не сократить, а ликвидировать эту социальную группу, а в качестве приоритетной задачи разработать минимальные критерии, в соответствии с которыми все социальные группы нации без исключения должны не просто биологически выживать, но и развиваться. Это - важнейший национальный ресурс. Примечательно, что при таком количестве бедных людей в России проводится откровенная асоциальная налоговая стратегия (см. табл.).

Как показывают данные таблиц, в России (где уровень дохода на душу населения в 3,3-3,4 раза ниже по сравнению с указанными в таблице развитыми странами мира) используются, по сути, асоциальные элементы налоговой системы. Миллионы работающих российских граждан должны начинать выплачивать налог на доходы после достижения получаемой в месяц суммы примерно 12 евро (т.е. 400 руб.). В развитых же западных странах платежи налогов начинаются лишь при достижении месячного дохода на уровне 600-700 евро. При этом величина нижней налоговой ставки в нашей стране (нацеленной на социально ущемленные слои людей) почти соответствует сложившимся на Западе нормам, в то время как верхняя ставка (ориентированная на состоятельных людей) примерно в 3-4 раза ниже мировых стандартов.

В марте 2004 года президентом страны была поставлена задача: за 3 года сократить количество россиян, живущих за чертой бедности, почти втрое - до 10-12% ("Известия", 22 марта 2004 г.). Можно констатировать, что была провозглашена попытка по искоренению в России бедных. Приведенные выше цифры говорят о том, что задача эта оказалась невыполненной.

При этом следует иметь в виду 4 обстоятельства:

- растущая инфляция постоянно "поднимает" планку бедности;

- рост выплат из государственного бюджета может решить только проблему бедности для пенсионеров. И то лишь при условии повышения минимальных пенсий до уровня, превышающего официально установленный прожиточный минимум. Не следует забывать также и о необходимости индексации в объёмах темпов инфляции;

- большинство российских бедняков - это работники неэффективных предприятий, которые в условиях наступившего кризиса рано или поздно закроются. Это вызовет колоссальный всплеск безработицы.

- типичными ареалами бедности в России являются малые города. Особую остроту этому обстоятельству придает тот факт, что в них проживает четверть населения страны. Работнику в таком городе сложно найти даже основное место работы, не говоря уже о подработке. Снабжение семей продуктами питания затруднено в силу отсутствия крупных приусадебных участков, а имеющиеся земельные участки нередко расположены далеко от места проживания.

Социальный потенциал - не только важнейшая часть национального человеческого потенциала, но и ключевое условие его реализации, т.е. превращения в капитал. Дело не только в экономической эффективности, как считает ряд экономистов, но и, прежде всего, в общественной пользе.

Главная задача этой работы показать, что Россия нуждается не просто в опережающем развитии[8], а в качественно новом развитии - скачке[9], - как в развитии экономики, так и общества. Причем это развитие должно быть обеспечено, прежде всего, за счет развития национального человеческого потенциала, что может уже в среднесрочной перспективе обеспечить стране не только новое качество экономики и общества, но и "фазовый переход" в новое состояние экономики, общества и государства, соответствующее современным характеристикам развития человечества. Собственно эта общенациональная цель могла быть сформулирована в качестве главной в Стратегии 2020.


_________________________

[1] Ан.0. Внешняя политика Александра Невского: цели, принципы, направления. В кн.: По дороге в будущее. А.В.Торкунов; ред.-сост. А.В.Мальгин, А.Л.Чечевишников. - М.: Аспект Пресс, 2010 г., с. 177-178.

[2] О.Дмитриева: богатство миллиардеров за счет бедности населения. - Эл. СМИ "Viperson". 11 марта 2011 г. / http://www.viperson.ru.

[3] Д.С.Львов. Экономика развития. - М.: Экзамен, 2002, с. 291.

[4] Российский статистический ежегодник 2010. - М.: Росстат, 2010 г., с. 144.

[5] По оценкам В.Иноземцева, например, запланированная на весь 2011 год инфляций в 12% достигла в реальности 15%-го уровня уже в неполном первом квартале 2011 года. См.: Известия, 17 марта 2011 г.

[6] И.Б.Полюбина. Бедность как феномен: причины, стратегия преодоления. - Эл. СМИ "Viperson". 11 марта 2011 г. / http://www.viperson.ru.

[7] Российский статистический ежегодник 2010. - М.: Росстат, 2010 г., с. 193.

[8] Термин "опережающее развитие", как правило, используется для того, чтобы охарактеризовать темпы роста ВВП выше, чем средние в мире (порядке 3,5% в последнее десятилетие), либо в развитых странах (порядка 2.5%). Таким образом он фактически сводится к количественному росту ВВП. В этом смысле Россия в 2000-2007 годы вполне соответствовала этому критерию.
На мой взгляд, опережающие развитие это именно развитие, а не рост, когда основная "прибавка" в ВВП (более 75%) состоит из результатов деятельности наукоемких отраслей экономики и обеспечивается развитием человеческого потенциала.

[9] Скачок - зд. качественное изменение состояния общества, экономики и государства в среднесрочной перспективе (до 10 лет), при котором страна выходит на показатели развития НЧП, соответствующие странам-лидерам.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

29.03.2011

podberezkin.viperson.ru

 

 

 

 



Док. 638369
Перв. публик.: 29.03.11
Последн. ред.: 07.06.11
Число обращений: 0

  • Дмитриева Оксана Генриховна
  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Львов Дмитрий Семенович
  • Торкунов Анатолий Васильевич
  • Полюбина Ирина Борисовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``