В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новая генерация российского ислама Назад
Новая генерация российского ислама
Автор: Александр Бахмутов

Айрат Хайбуллов

Старшее поколение мусульман часто сетует, что молодежь пошла не та: "Традиции предков не уважает, мечети посещает редко, к советам аксакалов не прислушивается, намазы не читает". Действительно, архаические представления об исламе стремительно сходят на нет. У дедов и прадедов они остались на уровне бухарских и самаркандских дореволюционных преданий. Отцы ностальгируют об атеистическом, но стабильном, по их мнению, советском прошлом, а дети и внуки поглядывают в сторону развивающихся в экономическом отношении цивилизаций, прекрасно осознавая, что на дворе не XIV, а XXI век. Ну что тут сказать? Извечная проблема отцов и детей.

Меняется жизнь, меняется и восприятие религии. Те же мечети, в представлении современной мусульманской молодежи, скорее являются не духовно-религиозными центрами, а местами встреч и общения.

Вполне естественно, что в мусульманском сообществе все чаще говорят о смене форматов духовных управлений, о модернизации самой исламской идеологии. Таким пионером нового исламского образа жизни позиционирует себя известный религиозный и общественный деятель Республики Чувашия, муфтий Айрат Хайбуллов.

В то время когда мусульманская умма взбудоражена реконструированием института духовных управлений и частой сменой лидеров, вы предлагаете более революционный путь, в корне меняющий всю систему российского ислама. На чем основаны ваши предложения?

Есть крупные государства на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, где исламская идеология имеет глубокие корни и отработана веками. Есть отдельные регионы в России, такие как Татарстан и Башкортостан, с высокой концентрацией мусульманского населения. Кроме того в нашей стране существуют регионы: Чувашия, Мордовия, Ульяновская, Пензенская области, другие территориальные субъекты, где процент этнических мусульман составляет от 5 до 15 процентов.

Вот в этом случае, как я считаю, нужно применять другие методики по ознакомлению с исламом. Часть этих методик - я не говорю об идеологии, нам можно позаимствовать именно методики у других государств, идеология у нас своя, созданная предками. Кто мог сказать 20-40 лет назад, что премьер-министром Турции станет человек из рядового турецкого медресе - ататюркского формата? Почему мы не используем этот метод и не формируем общество, если он эффективный?

В Европе скоро будет сидеть 70 млн. турок, а нашу страну в перспективе заселят китайцы. И с чем мы останемся? Об этом кто-нибудь задумался? Мы же боимся доморощенных ваххабитов и горных народностей Кавказа. Зачем? Нам нужно боятся более серьезных вещей, которые уже становятся реальными.

В Чувашии имеется почва для новой исламской идеологии?

У нас в течение пяти последних лет все "устаканилось". Вернее, проблем, аналогичных тем, что имеются на Северном Кавказе, у нас никогда и не было. Пытались нам предлагать свои "услуги" некоторые лица, но мы вовремя сориентировались и поняли, куда все может привести. Поэтому не витали в облаках и не занимались пиаром, а просто работали с людьми на земле, что и должны делать по сунне пророка Мухаммада, мир ему.

И в чем же основные принципы вашей работы? Проводите воспитательную работу в мактабах?

Я не являюсь сторонником культивирования старых исламских названий, которые отжили свое время. Это же всего навсего арабские или татарские названия школ. И эти названия только отпугивают современных людей, в том числе молодежь. У дореволюционных мактабов и медресе должны быть современные синонимы. Поэтому мы называем их другими именами. Сегодня мечети в Чувашии, которые входят в состав нашего духовного управления, функционируют только при исламских культурных центрах, которые не пустуют. Я бы посоветовал российским мусульманам отходить от практики строительства пустующих мечетей, в которые никто не ходит; конечно, это только мое мнение, и я его никому не навязываю.

Исламские культурные центры (например в г. Чебоксары) - это не только то место, куда человек приходит помолиться или изучать исламские науки. Там, прежде всего, можно пообщаться с единоверцами, и не только с единоверцами, но и с единомышленниками. Двери исламского центра всегда должны быть открыты для любого человека: атеиста, христианина или иудея, не важно для кого. Важно то, чтобы каждый желающий познакомиться с исламом мог найти там своих друзей: решить вопросы по бизнесу, послушать полезную лекцию, пообщаться в Интернете, принять участие в культурно-спортивных мероприятиях.

Наши исламские центры прекрасно взаимодействуют с Фондом исламской культуры, науки и образования. Несмотря на то, что мы получаем не такие уж большие средства от Фонда, нам хватает, ведь сколько не попросишь, все равно мало, главное ведь правильно распределить средства. На средства Фонда в Алатыре был произведен ремонт исламского центра, а в Чебоксарах реализованы прекрасные социальные проекты по антиалкогольной и антинаркотической программе, да и многое другое.

Направлений очень много. Вот это и есть исламский образ жизни!

Исламский культурный центр Чебоксар

И что представляет собой этот образ?

Могу привести в пример г. Алатырь. Этот город чисто православный, можно сказать - оплот РПЦ в Чувашской республике. Что мы сделали? С имамом местной религиозной организации, да и с его единомышленниками, конечно, пришлось много поработать. До того, как мы поменяли формат, там, как и везде, изначально практически все мусульмане, да и не мусульмане, ассоциировали ислам только с мечетью. Да и мечети там не было. Хвала Всевышнему, мы нашли понимание, и ситуация за каких-то 2 года в этом провинциальном городке кардинально изменилась. Ведь никто и мечтать не мог, что в Алатыре появится не просто мечеть, а полноценный исламский центр - это милость Всевышнего к нам за то, что мы идем в правильном направлении.

Имам г. Алатырь Минреис Муллин - человек смышленый и жизнь повидал. Сейчас тренирует алатырских ребят и сотрудников правоохранительных структур по боксу, и его воспитанники выигрывают соревнования на различных турнирах Чувашии. Кроме того, проводит воспитательную работу с подростками. Вытягивает из трясины бандитствующую, пьянствующую и наркозависимую молодежь, а до него с ней "занимались" только "блатные" или вообще никто не занимался.

На открытом первенстве по боксу в Алатыре трое его молодых воспитанников стали чемпионами турнира в различных весовых категориях. Такие соревнования проходят под девизом: "Жизнь без наркотиков, алкоголя и табака", что соответствует предписаниям ислама и является достойным образцом для современной молодежи.

Я не говорю, что Минреис ставит для себя задачу всех исламизировать, он просто помогает государству и обществу сохранить граждан. Наша религия не настаивает: "Давайте всех исламизируем и только тогда будем хорошо жить!" Нет! Если рядом сосед не пьет, не насилует, не ворует - это уже очень хорошо! В том числе для мусульман.

Мы никого не призываем приходить и совершать намаз. Есть и другие формы общения, но если тебе интересно, почему мы молимся и поклоняемся Аллаху, мы всегда готовы разъяснить. Принял ты ислам - хорошо. Не принял - это твоя жизнь и твое дело, мы никого не осуждаем и не принуждаем. Но если ты к нам приходишь и считаешь нас своими друзьями, то будь добр - соблюдай правила приличия: не воруй, не пей, не грабь, помогай родителям и семье, уважай старших и окружающих. Вот это и есть другой формат.

http://www.islamnews.ru/news-44511.html

Viperson

Док. 638366
Перв. публик.: 26.03.11
Последн. ред.: 06.02.12
Число обращений: 0

  • Бахмутов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``