В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Молодежь и наука: насколько они совместимы? реализация государственной молодежной политики на базе одного ВУЗа Назад
Молодежь и наука: насколько они совместимы? реализация государственной молодежной политики на базе одного ВУЗа
Наша молодежь живёт в эпоху, для которой характерен все нарастающий темп технологического развития. И последние годы реформ в России подтвердили, что молодежь сегодня - это самый мобильный слой общества, наиболее перспективный с точки зрения вовлечения в институты развития экономической и общественной системы страны.

Возрастные акценты участия граждан в формировании, как гражданского общества в России, так и его инновационной составляющей смещаются в сторону молодежи. За годы реформ выросло поколение молодых россиян, по-новому смотрящих на политические и социально-экономические процессы, на вызовы современного мира. Сегодняшняя молодежь не обременена ностальгией о советском прошлом, она свободна и открыта для осознания и своего активного участия в модернизации и в демократических преобразованиях в стране. Тем более что новый, информационный, двадцать первый век предъявляет к нам, молодежи, свои жесткие требования, где без четкой жизненной позиции, без осознания своей роли и места в будущем, справиться с предназначенной нам миссией - взять на себя ответственность за Россию, за её великое будущее, будет невозможно.

Поступая в наш институт - ИНМиН ( Институт Новых материалов и Нанотехнологий) НИТУ МИСиС, который готовит кадры высшей квалификации в области науки о новых материалах, многие решили, что из нас будут готовить таких специалистов, которые не только будут способны понимать и создавать новые материалы, но внедрять эти наукоёмкие технологии в жизнь. И мы надеемся, что призваны "занять пустующую пока в России нишу", связанную с самыми ранними стадиями инновационной деятельности. Но одно дело наши планы, ожидания, намерения и совсем другое - реальность. Несмотря на наши амбициозные планы, мы понимаем, что возникнет немало трудностей на этом пути. Ведь даже при особом отборе талантливых, творческих и предприимчивых студентов, далеко не каждый из нас сможет создавать инновационные проекты, генерировать полученные знания, (считается, что только 10% людей обладают предпринимательской жилкой).

В современных индустриальных обществах молодым людям очень трудно проявить себя, самоутвердиться. Поиски самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются не только изобилием выбора, но и в первую очередь, это связано с длительным периодом овладением профессией. Но сегодня молодой человек созревает гораздо раньше, насыщаясь знаниями, а положение его в обществе характеризируется тем, что он не может сказать свое взрослое "Я", что связано с отсутствием весомого участия в институтах взрослых. Самостоятельность приходит к нам, в большинстве своем, очень поздно: долгий путь познания, овладение профессией, поиск средств к существованию... Может быть, поэтому современное молодое поколение замыкается в собственном мирке. Ребята, склонные к техническим наукам, не всегда активны к организаторской работе. И если они пришли учиться в наш институт, то это авангард будущих новаторов и производителей инновационных идей, а научить их быть будущими лидерами, продолжателями сложившейся научной школы университета, сделать их инициаторами новых направлений исследований, как мне кажется, является неотъемлемым компонентом всего нашего обучения в ВУЗе.
В настоящее время широко обсуждается вопрос привлечения молодежи в науку и закрепления в ней молодых кадров, разрабатываются всевозможные концепции, предлагаются различные виды государственных мер. Мне кажется, что с учетом общегосударственных интересов имеет смысл сосредоточить внимание не только на аспирантах и молодых специалистах, но и на бакалавриат и студентах с первых курсов, поскольку именно в их среде сейчас возможно формирование нового отношения к науке. Тогда мы со всей очевидностью сможем пойти в науку и остаться в этой сфере, поскольку исследовательская деятельность будет подготовлена не только творческим потенциалом, но и организаторскими способностями. А это, как мне кажется, важно не только для воспитания будущих ученых, но и для обеспечения качественного образования, безусловно, к будущей сфере нашей профессиональной деятельности, для активизации творческих и исследовательских способностей. Сейчас в ряде университетов создаются лаборатории инноватики, где будут обучать приёмам изобретательской работы, давать новые курсы, связанные непосредственно с профилем подготовки, начинают учить тому, как продвигать свой наукоёмкий продукт на рынки.

Поэтому встает ряд вопросов: какая идея сможет привлечь наших студентов - первокурсников? Какие ценностные ориентиры им может предложить наш институт? Необходим по-настоящему масштабный проект, который позволит собрать вокруг себя молодежь с различными политическими взглядами. И самое главное, что проблемы у молодых одни. Ребята хотят быть успешными и востребованными в своей стране и в своем городе. Они хотят получать качественное образование и иметь гарантии первого рабочего места, они хотят равных стартовых возможностей. И они пытаются продвигать свои инициативы, решать реальные жизненные вопросы.

Мы должны помнить и знать, что наше поколение, закончив вузы и университеты, через 10-15 лет сменит правящую элиту в сфере политики, экономики, администрации и управления, социальной сфере. Поэтому те технологические, политические, экономические знания, которые мы получим, и, как и какие усвоим ценности, такой и будет политическая культура российского общества через эти 10-15 лет. Сейчас многие ребята рассуждают так, если молодой человек приходит в политику, то, скорее всего он делает это из соображений карьеры. Но ведь сегодняшние руководители в большинстве своем возглавляли комсомольские и партийные организации на местах, т.е. прошли кузницу руководящих кадров.
Желание студентов интегрироваться в общественные структуры Университета должно быть поддержано, в противном случае молодежь будет искать альтернативные каналы интеграции и выбора между самореализацией в социально - одобряемых формах (учеба, спорт) и самоутверждением в рамках своей молодежной культуры, которая выполняет функции социализации молодых людей. На сегодняшний день становится очевидным, что принцип работы многих общественных и развлекательных организаций нашего НИТУ МИСиС "для молодежи", должен уступать сегодня место другому принципу - "с непосредственным участием самой студенческой молодежи". А механизмы, способствующие вовлечению молодежи в эти процессы, для нас становятся все более востребованными и актуальными. Интерес представляют такие институты, через которые молодежь может повлиять на решение собственных проблем и одновременно приобщиться не только к демократическим ценностям, процессу становления гражданского общества, но и пройти социализацию и профессионализацию, и приобрести через них достойное место в жизни. Большинство из нас с большей охотой вступают в профсоюзные студенческие организации, которые уже давно перешли рамки органа социальной защиты. То есть это та общественная организация, которая, может быть, как-то защитит наши законные интересы, поможет нам в решении каких-то социальных проблем, и, возможно, организует наш досуг. Ведь студенческий профсоюз университета не только занимается вопросами стипендиального обеспечения, решением проблем с общежитиями, предоставлением материальных пособий, но занимается время от времени какими-нибудь не всегда обязательными для них делами: организует спортивные соревнования, игры и многое другое.

Поэтому я хочу обратиться к такому новому явлению, как молодежный парламентаризм, который в России уже развивается параллельно с формированием гражданского общества. Опыт работы молодежных парламентов в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях уже показал эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению общественно-политических и социально-экономических задач. Молодежный парламент нашего Университета может стать школой не только для будущих политиков, где ребята пополнят багаж знаний правовых и экономических вопросов, но однозначно обогатит их опыт организаторской работы, их политической социализации. При этом главным будет являться предоставление студентам возможности попробовать себя в конкретной организаторской работе, без жесткой привязки к тематике исследовательской работы. Ведь если избрать от каждой группы, потока, института, да еще и от землячества делегата в Парламент НИТУ МИСиС, то это будет уже значительная часть студенчества.

Участие в парламентском движении даст нам бесценный опыт деятельности в сфере политики, даст возможность почувствовать себя способным влиять на происходящее, а не оставаться простыми наблюдателями. В той или иной форме всем нам придётся заниматься политикой, и этому нужно учиться, если мы хотим, чтобы власть выражала наши интересы. Я убеждена, что для значительной части студенческой молодежи общественная жизнь, проявление себя как лидера - нормальная, объективная ситуация, которую надо поддерживать и развивать. Уже давно психологи считают, что 45% молодых людей являются общественно-темпераментными. Поэтому молодым людям недостаточно просто хорошо учиться, заниматься музыкой, спортом, им хочется проявить себя еще в других делах. И самое главное, во главе парламента Университета должны стоять личности, имеющие у студентов авторитет, не аффилированные каким-нибудь объединением, а умеющие сами организовывать различные мероприятия, умеющие строить конструктивный диалог со всеми студентами, даже достигшими успеха в различных сферах жизни и известных в ВУЗе.

Мы, молодежь, существенно отличаемся от старших поколений тем, что мы практически лишены иллюзий о том, что кто-то может за нас решить наши собственные проблемы. Мы индивидуальны и прагматичны. Мы как бы стихийно усваиваем информацию, как в процессе воспитания и общего образования, так и в общении с родственниками и в своей социальной (молодежной) среде, затем корректируем её по мере изменения социального статуса и социальных контактов. Одновременно, помимо новых знаний мы воспринимаем и определенное мировоззрение, которое наши преподаватели осознанно или неосознанно передают нам. В итоге может сложиться коллектив, где активно привлеченные в Парламент института представители всех поколений, в которых студенты, аспиранты и наши зрелые ученые будут совместно решать не только фундаментальные научные проблемы, но и отдавать нам частичку своих организаторских способностей. А это предполагает не просто качественное обучение, но и наличие и поддержание преемственности поколений, что для нас молодых является весьма актуальным.

И если молодежь воздвигает границы и обосабливается от других поколений внешним видом и понятным только им сленгом, музыкальными пристрастиями, своими способами коммуникации, самоорганизациями в рамках тех ценностей, которые считает приемлемыми (но не всегда одобряемыми в обществе и нередко - деструктивными), то как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоев, все равно требуются решения актуальной проблемы, воспитания нас - российской молодежи. Наше поколение молодых живет в "своем" временном отрезке. И мы старательно меняем структуру социальных связей тем, что высвобождаемся из "пут" старых связей и создаем собственные, в том числе и собственные молодежные культуры.

Многие процессы, происходящие в стране, привели к тому, что в России нашлись "различные группы по связям с молодежной общественностью". Это и криминальный мир, недобросовестные политики, и производители молодежных товаров и услуг при помощи СМИ и рекламы, которые легко манипулируют желаниями и потребностями наших молодых людей, формируют выгодные им стереотипы социального поведения и потребления. И все-таки наше российское студенчество при всей пестроте его политических взглядов социально активным не назовешь. Многие живут своими привычными бытовыми проблемами, и зачастую удачно сданная сессия или отношения с противоположным полом гораздо важнее возможности самореализации в общественной сфере. Поэтому Молодежный Парламент должен предполагать более активное вовлечение молодежи в общественную жизнь, донесение мнения молодых, если уж не до органов власти, то хотя бы до ректората. Активная работа в Парламенте может способствовать созданию различных структур в университете, активизации работы землячеств, пропаганде их культуры, менталитета и обычаев всех национальностей наших студентов, воспитывая толерантность и уважение друг другу. Знание особенностей менталитета молодых представителей этносов из других стран, а также наших российских народов, например, народов Северного Кавказа, Дальнего Востока, позволит нам спокойнее относится к чрезмерным всплескам эмоций, энергии этой молодежи. Энергетика молодых должны быть использована в мирных целях! Можно ее направить на решение других проблем. Не должны быть забыты традиционные спортивные и интернациональные мероприятия, а также акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Важным в работе Парламента должно быть воспитание любви к Родине, и не приходящие ансамбли нам должны петь о суровых буднях Великой Отечественной войны, а мы сами должны писать стихи и петь песни о великих победах наших ветеранов, наших дедов и отцов.

На мой взгляд, сегодня молодежь обрела большую меру свободы как необходимое условие для плодотворной деятельности, самоопределения и самоутверждения, наметились определенные ориентиры экономической свободы, политических убеждений, вероисповедования. Имея эти предпосылки, наше поколение сегодня уже вступает в практическую жизнь. И пусть с нами не всегда и не во всем согласны взрослые, наши преподаватели и наставники, но поиск общего осознания той или иной истины - это и есть самое важное и самое главное, что должно быть между нами, молодежью, с нашими общественными организациями и властью.

Молодежное общественное движение достаточно быстро становится реальной движущей силой и во многом стало определять политику государства, особенно в молодежной сфере. На виду у всех во многих регионах нашей страны именно молодежные организации оказали давление на разработку и принятие региональных законов о молодежи и молодежной политике. Качественные характеристики человеческого капитала закладываются в школе, а затем в коллективах, куда пришли ребята учиться, где приобретают образование, свой социокультурный уровень развития, поэтому молодежные парламенты являются перспективными общественными организациями. Я думаю, что тогда и будет создаваться у студента тот общественный темперамент, который и поведёт его по жизни. И если помочь его развить, мы получим большое количество граждански активных людей, способных не только создавать инновационные материалы, но и к выпускным курсам научимся думать и решать нестандартные задачи, тем более, что все это на фоне фундаментального образования и овладения при желании, несколькими языками.

Viperson

Док. 638282
Опублик.: 24.03.11
Число обращений: 0

  • Липина Александра

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``