В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: Участие России в международных конвенциях по борьбе с коррупцией и антикоррупционных организациях Назад
Владимир Андрианов: Участие России в международных конвенциях по борьбе с коррупцией и антикоррупционных организациях
Среди основных нормативно-правовых документов, регулирующих меры по противодействию коррупции на международном уровне следует выделить следующие конвенции:
-    Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.);

-    Конвенцию Совета Европы по гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.);
-    Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (2000 г.);
-    Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (2004 г.);
-    Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок.

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) от имени Российской Федерации была подписана 27 января 1999 г. тогдашним министром внутренних дел Российской Федерации С.В. Степашиным, а ратифицирована была лишь в 2007 г.

После ратификации этой Конвенции Россия взяла на себя обязательства на регулярной основе отчитываться перед международным сообществом о состоянии дел по борьбе с коррупцией.

В декабре 2008 г. европейские эксперты из организации ГРЕКО (Группа стран по борьбе с коррупцией) Совета Европы, проведя анализ положения дел в России по противодействию коррупции, сформулировали 26 конкретных рекомендаций по улучшению ситуации, большинство из которых связаны с совершенствованием национального законодательства в этой сфере, принятием новых законов и других нормативно-правовых актов.

Справочно: группа стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) была создана в 1999 г. для мониторинга соблюдения антикоррупционных стандартов Совета Европы в странах, вступивших в эту организацию. Проводя комплексный анализ, ГРЕКО позволяет определять недостатки антикоррупционной политики и стимулировать совершенствование законодательных, административных и исполнительных систем.

Членство в ГРЕКО не ограничено странами, входящими в Совет Европы, и, таким образом, группа работает в формате Расширенного частичного соглашения. Согласно правилам любая страна, принимавшая участие в разработке таких соглашений, может присоединиться к нему, известив о своем решении Генерального секретаря Совета Европы. Более того, любая страна, подписавшая конвенции Совета Европы по уголовному или гражданскому праву, автоматически присоединяется к ГРЕКО и к существующим механизмам оценки.

На сегодняшний день в ГРЕКО состоят 45 стран "Большой Европы" (все члены Совета Европы, за исключением Лихтенштейна и Сан-Марино), а также США. Россия стала членом этой организации с 1 февраля 2007 г.

По итогам работы с этой организацией Россией был подготовлен специальный доклад. В частности, в докладе отмечается, по данным Генеральной прокуратуры РФ, что из общего количества рекомендаций 12 выполнено полностью, 8 выполнено частично и 6 не исполнено.

Среди рекомендаций, которые были выполнены полностью, можно выделить следующие:
-    приняты план и стратегия по борьбе с коррупцией;
-    принят закон "О противодействии коррупции";
-    расширены возможности участия представителей общественных организаций в президентском антикоррупционном совете;
-    установлены критерии приема на работу прокуроров;
-    судьи получили право оспаривать решения об увольнении;
-    расширены возможности по доступу граждан к информации по деятельности судов и государственных органов;
-    введены публичные отчеты чиновников и правоохранительных органов;
-    в ведомствах созданы комиссии по конфликту интересов.

В силу различных причин не были выполнены следующие рекомендации Совета Европы, в частности:

-    не созданы административные суды для обжалования действий органов власти;
-    не сокращен список лиц, пользующихся иммунитетом от уголовного преследования;
-    не введен запрет на подарки для чиновников;
-    не расширено число коррупционных статей, по которым в качестве меры наказания может применяться конфискация имущества;
-    не разграничена подследственность по коррупционным делам;
-    не принят кодекс этики для государственных служащих (1).

Следует отметить, что в июле 2010 г. проект типового кодекса поведения государственных служащих был утвержден президиумом Совета по противодействию коррупции. Планируется, что окончательный вариант будет принят в октябре 2010 г.
На основании типового документа каждое ведомство примет собственный кодекс, который будет включаться в трудовой договор и станет инструментом профилактики коррупции и повышения эффективности работы государственных служащих.

Соответствующие кодексы должны будут появиться и в муниципальных учреждениях.
Два российских государственных ведомства - Счетная палата и Генеральная прокуратура - уже разработали и применяют подобные кодексы.

Эксперты ГРЕКО изучат российский доклад и на 49-й сессии организации в ноябре 2010 г. дадут оценку усилиям российского руководства по борьбе с коррупцией в стране.

По сложившейся практике рассмотрения таких отчетов, чтобы не получить неудовлетворительную оценку, представители России должны защитить выполнение как минимум 18 рекомендаций.

Заключение выносится по каждой конкретной рекомендации. В итоге формируется общая картина, на основе которой формулируются дальнейшие решения ГРЕКО.

Если ситуация в стране признается в целом неудовлетворительной, может быть предложена специальная процедура, например сокращены сроки (обычно 18 месяцев) представления следующего отчета по выполнению рекомендаций, при этом и отчет, и рекомендации группы предаются широкой огласке.

Конвенция Совета Европы по гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.). Следует отметить, что Россия по непонятным причинам не участвовала в подписании данного международно-правового акта.

Конвенция ООН против коррупции была подписана от имени Российской Федерации 31 октября 2003 г. и ратифицирована в 2006 г. Федеральный закон "О ратификации Конвенции ООН против коррупции" был подписан президентом В.В. Путиным 8 марта 2006 г. Постоянный представитель Российской Федерации при ООН Виталий Чуркин официально передал 9 мая 2006 г. в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией этой международной конвенции.

В 2000 г. Правительство России приняло постановление о вступлении в Рабочую группу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по проблеме подкупа при заключении международных коммерческих сделок, однако работа в группе долгое время ограничивалась формальным участием в заседаниях.

В октябре 2007 г. была принята "дорожная карта" по запуску официальных переговоров по вступлению России в ОЭСР. В рамках этой "дорожной карты" Россия взяла на себя обязательство по выполнению около 40 юридически обязывающих решений Совета ОЭСР, в том числе и присоединение к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок.

Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Следует отметить, что пока российское законодательство в этой сфере полностью не приведено в соответствие с международными нормами. Поскольку в Конституции РФ закреплен приоритет норм международного права, ратификация уже подписанных конвенций может стать важным реальным шагом в борьбе с коррупцией в России.

В 2010 г. была создана еще одна международная организация по противодействию коррупции - Международная антикоррупционная академия (International Anti-Corruption Academy (IACA)

Идея создания такой международной научно-исследовательской и образовательной структуры была высказана правительством Австрийской республики еще 5 лет назад, что повлияло и на место расположения этой организации. Вновь учрежденная Академия располагается неподалеку от столицы Австрии в местечке Лаксенбург в старинном недавно отремонтированном замке.

Академия призвана стать источником инновационного образования, профессиональной подготовки и научных исследований, создания международных сетей сотрудничества по противодействию коррупции.

Основными целями создания Академии являются:
-    рассмотрение конкретных случаев, связанных с проявлениями коррупции, на основе комплексного, всеобъемлющего, целостного и междисциплинарного подхода ("case studies");
-    изучение и совершенствование существующих практик, положений и стандартов борьбы с коррупцией;
-    анализ и разработка предложений по повышению эффективности антикоррупционных стратегий;
-    установление отношений партнерства со всеми заинтересованными сторонами в противодействии коррупции;
-    повышение эффективности деятельности учреждений, организаций или отдельных лиц, участвующих в предупреждении и борьбе с коррупцией;
-    учет национальных особенностей при изучении проблем коррупции, в том числе с учетом различий в менталитете.

Организатор Академии Мартин Кройтнер, работавший ранее в МВД Австрии, считает, что коррупция в ходе учебного процесса и при проведении научных исследований будет рассматриваться не только как негативный феномен из области криминологии, но и как серьезная социологическая проблема. По его мнению, с использованием лишь уголовного права с коррупцией не справиться.

В Национальной стратегии противодействия коррупции предусматривается повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

__________________________________________________________________________________
1. Ведомости. 2010. 12 июля.

Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и
разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ,
д.э.н., академик РАЕН

viperson.ru

Док. 638200
Опублик.: 21.03.11
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Степашин Сергей Вадимович
  • Чуркин Виталий Иванович
  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``