В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Сергеев: Ядро образования содержится в воспитании Назад
Олег Сергеев: Ядро образования содержится в воспитании
Научная молва приписывает Альберту Эйнштейну талантливое определение образования - то, что остается, когда забудешь все, чему тебя учили в школе.
Можно представить себе сей сухой остаток в виде кристалла с гранями, отшлифованными предметным знанием и закрепленного в оправу общественно-исторического опыта, усвоенного в процессе воспитания.

Господствующая ныне точка зрения сводит образование к совокупности знаний - информации, - по желанию ученик может ее приобрести как платную услугу.
Преодолимы проблемы формализации при проверке ЕГЭ остаточных знаний.
Вивисекция (операция на живом организме) скальпелем ЕГЭ системы "школа - вуз" с резекцией литературы, как и в XVIII веке Карлу Линнею, помогла установить нервный центр, отвечающий за жизнеспособность всего организма образования.

Гимн литературе

"Краткий итоговый аналитический отчет о результатах проведения единого государственного экзамена в 2010 году (май-июнь 2010 года)", представленный Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) в Рособрназор, явился гимном во славу традиционного русского литературного образования.

Анализ выявленных проблем и недостатков ЕГЭ подтвердил гипотезу о ведущей системной роли литературы и русского языка для качественного усвоения всех, без исключения предметов школьной программы.

В первом за десятилетие исследовании результатов эксперимента ЕГЭ ученые ФИПИ, того не желая, показали, что без основного источника общественно - исторического опыта поколений, - литературы, ставшей необязательным, второсортным предметом, мыслительный процесс школьников неумолимо затухает.

Филологов ФИПИ вдруг осенило, что "сформированность лингвистической компетенции" достигается речевой деятельностью в конкретной ситуации общения. При этом "выразительность речи, её эстетический аспект" зависит от содержания понятий, смысл которых передается с помощью языка.

Аксиома: бедность понятийного аппарата не позволяет формировать навыки аналитической работы над текстом, нарушает логику развития мысли при интерпретации и комментариях его содержания и проблематики.

Не секрет: чтобы получить "представление о многофункциональности языкового явления и способность осознавать эстетическую ценность высказывания" необходима интеграция дисциплин филологического цикла и других школьных предметов.
Препятствием этому процессу служит традиция автономного, без меж предметных связей, изучения русского языка. Осознав этот недостаток, ФИПИ, однако, предлагает в рамках изучения русского языка целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся (устную и письменную).

Рассуждения специалистов ФИПИ о необходимости формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, умение делать выводы; учить вести любой диалог этически корректно возвращают нас к ситуации унтер-офицерской вдовы, когда из профильных предметов исключена литература, изучаемая выпускниками по желанию.

Очевидна и причина низких результатов написания сочинения ЕГЭ по литературе - незнание текстов художественных произведений. Те же пробелы видны у экзаменуемых по иностранному языку в отсутствии элементарных умений речевой деятельности при написания письма личного характера.

Интеграция знаний историей

Литература всегда исторична, она оперирует образами, оставляющими след в подсознании человека, тренирует его интуицию, "раскрашивает" сухие факты и связывает их в цепь логикой истории, вооружает человека способностью предвидеть.
Изучение культуры России в разные периоды ее истории формирует "навыки систематизации обобщенных знаний, соотнесении их с конкретными фактами, интерпретации и интеграции информации из различных источников". Что обеспечивает "глубину, целостность, системность знаний об обществе".

Дефицит ассоциативного мышления при "овладении рядом обще учебных умений познавательной деятельности" ЕГЭ по обществоведению, истории и географии фиксирует в неспособности предъявить усвоенные знания, группировать, классифицировать и сравнивать события и явления.

Результаты ЕГЭ по биологии показывают необходимость решать главную задачу познания органической жизни - научить человека учиться.

Понимание через объяснение

Камнем преткновения точных дисциплин выступает не слабое усвоение отдельных понятий, а затруднения при выполнении заданий на объяснение физических явлений, неумение выделять в условии задания главное, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания и область ситуативного применения закона сохранения энергии к различным процессам.

Тестовый подход ЕГЭ показал, что наиболее сложными для экзаменуемых оказались задания с развернутым ответом по физике и информатике.

В математике имеются проблемы не только вычислительного характера, но и связанные с недостатками в развитии пространственных представлений, общекультурных и коммуникативных математических умений, неформальным пониманием смысла производной функции и методов математического анализа.

Можно вспомнить о гении теоретической физики Ландау, переводившему сложнейшие модели процессов на доступный язык общения.

Недостатки общей математической подготовки определяют и качество усвоения информатики, ИКТ и обучение программированию.

Чтение без понимания прочитанного, формализм языка, особенно опасны для будущих математиков со специфическим восприятием мира через подсознание, абстрактные символы, цифровые коды и системы координат. Из программистов с "двоичной системой мышления" выходят хакеры и авторы компьютерных вирусов, - разрушители творений математиков-интеллектуалов.

Технология манкуртизма

Умение читать - это значит уметь думать, понимать прочитанное, соотносить имеющиеся представления с возникающими образами.

Мина, заложенная нейтрализацией фактора литературы, взорвалась сегодня эпидемией дислексии, - неспособностью овладеть навыком чтения из-за нарушений церебральных процессов ("церебро" - головной мозг). Открытая депутатом Госдумы Алиной Кабаевой "горячая линия" по ЕГЭ зафиксировала типичный симптом дислексии, когда человек "хорошо знает текст, но не может его интерпретировать".

Не многие знают, что такое манкуртизм. В 1980 году вышел в свет роман Чингиза Айтматова "Буранный полустанок", вписавший этот термин в литературу и историю. Манкурты - это рабы, чья историческая память стиралась по изуверской технологии. Они забывали все, - родных, традиции, теряли все человеческие чувства и нуждались только в удовлетворении своих органических потребностей и инстинктов.

Манкурт ценился гораздо выше других невольников и даже соплеменников преданностью хозяину, способностью слепо и безропотно выполнять тяжелую, нудную работу. Сегодня по его лекалам кроится образ "юзера" - пользователя.

Разрушить ядро содержания образования проще, чем вырвать у манкурта историческое сознание. Требуется всего лишь убрать из системы образования ее оправу - воспитание и неиссякаемый источник общественно-исторического опыта - литературу. Без чего формирование и подготовка личности к общественной жизни, производительному труду, выбору профессии становится невозможной.

Встреченные обществом в штыки стандарты и законопроект "Об образовании в РФ" призваны сформировать манкуртов - физически здоровых "граждан мира" с элементарными навыками техники безопасности и свободой выбора самого легкого из трех уровней изучения предметов - интегрированный, базовый и профильный.
Так уж сложилось исторически: создание комфортных условий в жизни разрушает до основания ядро образования, рождает больное поколение с деформированной психикой, неспособное защитить себя и свою страну.

Эту истину осознал и председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, - в законопроекте "...слишком мало сказано о воспитании. Образование - всегда воспитание и обучение, причем обучение - всегда на втором плане".

Новые манкурты

Манкурт в легенде Айтматова стоит выше нынешних, которые стараются забыть прошлое по собственной воле для оправдания своих ошибок и преступлений.
При утрате традиционного для ракетчика оперативного мышления в оценке малейших отклонений процесса, число подписей под руководящим документом и финансовых вливаний пропорционально росту вероятности тупиковых направлений развития, аварий и катастроф в ракетно-космической отрасли РФ.

Отказ разработчика "Булавы" использовать отраслевой опыт и традиции обернулся тупиком морского ракетостроения с финансовыми потерями, на порядки выше веса "человеческого фактора" в причинах последних аварий спутников.

Рассуждения автора тупика Юрия Соломонова о ядерных ударах, космической ПРО, унификации "Тополя", "Ярса" и "Булавы", старости прочих морских изделий, как аргумент нецелесообразности вынужденной разработки "тяжелой" ракеты, напоминают об ошибке 70-х годов в выборе тупикового направления стратегического ракетостроения на базе традиций и технологий оперативно-тактического оружия.
Позже на те же грабли технологической несовместимости наступили и американцы при создании МБР "Пискипер" (МХ) по идеологии "Першинга".

Синдром отсутствия у Роскосмоса исторической памяти наблюдается в создании штаба отрасли в МИТ, чьи достижения 60-х годов связаны с ОТР "Темп С".

Тупик армейской реформы, с главной задачей заменить должности офицеров новыми профессиональными сержантами и вытеснить из радов Вооруженных Сил РФ лишнюю часть офицерского корпуса был запрограммирован невежеством проектантов.

Которые не удосужились изучить традиции и специфику зарубежной системы воинского обучения и воспитания сержантов и офицеров.

При невнятных параметрах российского "нового офицера" формирование его личности свелось к отказу от воинского воспитания, борьбе с традициями и опытом, унижению человеческого достоинства. Функцией отклика на манкуртизм стал системный провал набора сержантов - профессионалов, не видящих перспектив службы без опоры на интеллект офицера. И всплеск неуставных отношений в войсках.

Чрезвычайной мерой явилось возобновление набора в военные вузы и восстановление на службе 70 тысяч уволенных и находящихся в резерве офицеров.

Идеологи реформ: административной, образования, науки и электроэнергетики - Евгений Ясин, Владимир Мау, Ярослав Кузьминов ныне из толкователей истин встали на позиции экспертов. По образному выражению Валерии Новодворской, они, как и менеджеры - манкурты из министерств и ведомств, оказались фаршем в мясорубке МВФ, после кризиса утратившим роль лидера в экономической политике.
"Конечная цель любой деятельности по решению проблем просвещения состоит в повышении способностей, инициативы и культурного уровня, и, вместе с тем, уровня выживания всего общества. И когда общество забывает об одной из этих составляющих, оно уничтожает своими собственными средствами просвещение" - писал в 1990 году Рон Хаббард. В наши дни пророчество американского писателя, гуманиста и просветителя находит удручающее подтверждение в России.

Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник, эксперт Всероссийского фонда образования, ветеран РВСН и ГРУ ГШ.

viperson.ru

Док. 637892
Перв. публик.: 08.03.11
Последн. ред.: 15.03.11
Число обращений: 0

  • Ясин Евгений Григорьевич
  • Кузьминов Ярослав Иванович
  • Мау Владимир Александрович
  • Айтматов Чингиз Торекулович
  • Кабаева Алина Маратовна
  • Балыхин Григорий Артемович
  • Сергеев Олег Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``