В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мартовские тезисы главы ЦДУМ Мордовии: Ленин советовал идти другим путем! Назад
Мартовские тезисы главы ЦДУМ Мордовии: Ленин советовал идти другим путем!
Дата публикации 3 марта 2011

Интервью с руководителем вновь созданного третьего Духовного управления
мусульман в Республике Мордовия Фагимом Шафиевым.

Чем вызвана необходимость создания ЦДУМ Республики Мордовии, не приведет ли его
организация к расколу мусульманской уммы?

В свое время великий Ленин, разоблачивший на Всероссийском совещании Советов
рабочих и солдатских депутатов планы Сталина об объединении с меньшевиками,
выдвинул кардинальный антитезис о разъединении с ренегатами и лакеями русской
буржуазии. 4 апреля 1917 года он выступил с докладом не об объединении с
меньшевиками, а о радикальном разъединении. Каким бы история не запомнила
Ленина, неоспорим тот факт, что он изменил мировой ход истории. Вся суть его
доклада состояла в том, что коренным вопросом всякой революции - является вопрос
о власти. Сегодня то же самое происходит с мусульманской уммой России. Для того,
чтобы консолидироваться, мусульманам нужно разбежаться и собраться вновь.
К сожалению, начиная с 90-х годов XX века, в российской умме сложился
определенный дисбаланс в расстановке сил. Вопросами исламской религии,
образования и просвещения, отчасти, занимались, да и сейчас кое-где занимаются,
не совсем компетентные люди. Отсюда радикализм и политизированность
мусульманских вопросов на уровне страны.

Мордовия отчасти также переболела этими болезнями. Но никакого раскола, на самом
деле, - нет! Создание ЦДУМ Республики Мордовии вызвано новыми веяниями времени.
Идет консолидация здоровых сил, и есть желание очистить мусульманскую умму от
того балласта, который ей мешает созидать.

Первым поводом для создания организации нашего муфтията, наверное, было видение
того, что обращаясь к исламским канонам мусульмане Республики придерживались их
не до конца и вели не совсем просвещённый образ жизни в исламе. Зачастую ислам
был превращен в ритуальный обряд, некую идеологию или политику. В этом смысле
мусульманское духовенство, отчасти ассоциируемое с жреческими кастами Древнего
Египта и стран Передней Азии, обществом не воспринималось. Это нашло отражение в
умах татарской интеллигенции и светских представителей мусульман. Все шло
самотеком, но отдавать мусульманские вопросы на откуп не совсем компетентным
людям, со стороны тех мусульман, которых волнует уровень духовности и
нравственности населения, наверное, было бы преступно и греховно. Именно поэтому
было принято общее решение о создании ЦДУМ Республики Мордовии, которое будет
более профессионально и системно работать в духовной сфере.

Как вы относитесь к критике своих оппонентов, которые утверждают, что за
Шафиевым никто не пойдет?

Любое слово и мнение имеют право на существование. Только я не думаю, что
реакция на подобные высказывания может принести нам пользу. Возможно, они в
чем-то и правы. Прежде всего в том, что мусульмане идут за дееспособными
лидерами. Эту критику я воспринимаю не только в свой адрес, но и в адрес
некоторых других муфтиев. Я своих оппонентов хорошо понимаю. Мусульмане судят о
качествах своих лидеров не только по их высказываниям, но и по конкретным делам.
Слишком уж много было громогласных заявлений и пустых обещаний, за которыми
ничего кроме пустоты и сотрясания воздуха красивыми фразами не было.
Для того, чтобы консолидировать мусульманскую умму и преумножить ее активность,
прежде всего, нужна конструктивная работа. Мы взяли именно такой курс и сегодня
работаем в этом позитиве. За полтора года работы более 15 общин в действующих
мечетях республики вошли в состав нашей структуры. Кроме того, мы стали
учредителями Всероссийского муфтията - "Российская ассоциация исламского
согласия " (РАИС), где я занимаю должность сопредседателя. Мы активно ведем
просветительскую деятельность и проводим мероприятия. Прерогативы деятельности
РАИС и ЦДУМ, которые приносят пользу обществу и несут большой конструктив, всем
видны, их невозможно отрицать.

За короткий срок мы достигли хороших успехов в республике и на российском
уровне. И это не благодаря мне или отдельным представителям муфтията. У нас
отлажена работа всей команды, костяк которой представлен высокообразованными
выпускниками исламских вузов и мусульманской интеллигенцией. Проводится плотная
работа с национальной татарской общиной республики, другими
национально-культурными организациями Мордовии и соседних регионов. Плоды нашей
деятельности приносят хорошие результаты.

Как вы расцениваете перспективы встраивания РАИС в духовно-политическую нишу на
российском уровне?

Всероссийский муфтият уже заявил о том, что рассматривает в качестве своей
идейной основы согласие. Если РАИС выполнит свои первоочередные заявления о
консолидации мусульман, то мы можем достичь хороших успехов. Любые хорошие
начинания в нашей стране должны только приветствоваться. Сегодня мусульмане
России переживают очень ответственный и важный момент. Идет формирование
системного подхода в религии, формирование идеологии традиционного российского
ислама, которая проверена тысячелетней историей взаимоотношений между
традиционными конфессиями. РАИС намерена вести просветительскую деятельность,
намерена без политики и коммерции созидать, а не разрушать.

Я думаю, что ревностно относящиеся к РАИС и ЦДУМ РМ люди сегодня беспочвенно
реагируют на процессы реформирования мусульманской уммы. Здоровая конкуренция и
конструктивная критика всегда приносили благо любому обществу. Если обратить
внимание на уровень жизни и социальной активности населения Европы, то можно
отметить очень важный факт. В каждом направлении у них присутствует хорошая и
доброкачественная конкуренция, что побуждает людей менять взгляды и позиции,
больше отдавать свои силы служению обществу, вопросам просвещения и созидания.
В российском обществе назрела аналогичная ситуация. Многие мусульманские
организации, которые раньше не входили ни в один муфтият, долгое время терпеливо
несли свою ношу и работали самостоятельно. Сегодня они заявили о своем желании
зарегистрироваться в нашем муфтияте. И Слава Всевышнему, что ряды РАИС, взявшей
на себя обязанность и ответственность за вопросы просвещения и созидания в
мусульманском сообществе, с каждым днем растут и крепнут. Такая деятельность
федеральной властью только приветствуется, и я думаю, что перспективы РАИС
огромны.

После учредительного собрания РАИС актив Всероссийского муфтията встречался с
первым заместителем руководителя администрации президента России Владиславом
Сурковым. О чем на официальном приеме шла речь?

Мы долго обсуждали вопросы религиозного взаимодействия и межнациональных
отношений. И мы увидели, что федеральная власть подает мусульманам сигнал.
Руководство страны намерено оказывать серьезную помощь традиционному исламу,
желает вести диалог по выстраиванию более серьезных отношений и системных
подходов в вопросах национально-конфессиональной политики. Если оставить их без
внимания, то может возникнуть угроза духовной и государственной безопасности в
стране. Ислам достаточно серьезное и трудное направление, чтобы отдавать его на
откуп деструктивным силам.

Я думаю, что РАИС необходимо сформировать идеологию своей организации, которая
поможет создать мусульманскую идентичность в Российской Федерации. Мусульмане
России должны больше ориентироваться на внутренние моменты своей истории. Ведь
мы не пришельцы, а коренное население России. Конечно же, нам надо заниматься и
вопросами интеграции в российское современное общество приезжих мусульман.
Учитывая проблемы демографии - это очень важный момент. И мы намерены серьезно
заниматься их решением.

Какая модель ислама, учитывая опыт мусульманских государств, более приемлема для
России?

Мы не хотим противопоставлять друг другу какие-либо модели. Я знаю только одно.
Российская мусульманская умма - это отдельная цивилизация, со своей историей,
традициями, менталитетом и мультикультурой. Я думаю, что быть сторонницей той
или иной модели ислама в мусульманском мире для России не совсем достойно.
Такое мнение сложилось у вас после недавнего посещения Турции?
Действительно, с целью налаживания контактов и обмена добрыми традициями в
вопросах просвещения, благотворительной и гуманитарной деятельности между
Россией и Турцией, я посещал в рамках РАИС с рабочим визитом Стамбул. Необходимо
отметить, что в решении мусульманских вопросов в Турции сложился системный
подход. У них сформированы идеологии религии и государства, которые не мешают
друг другу. Любая страна, которая беспокоится о безопасности государства и
созидании общества, на мой взгляд, должна иметь определенные подходы во
взаимоотношениях между государством и религией. Мне кажется, что турецкая модель
является аналогией, заслуживающей внимания.

Турецкие имамы прекрасно исполняют свои обязанности. Там муфтий в ранге министра
и члена правительства имеет огромные полномочия, которые предоставляют ему право
созидать, строить, формировать идеологию населения и религиозную идеологию. Это
позволяет заполнять образовавшийся вакуум практической информацией, вытеснять из
него идеологию извне, преследуемую какими-либо политическими акциями и целями. В
этом отношении Турецкая Республика, в отличие от некоторых арабских и
ближневосточных государств, значительно преуспела. Этот положительный опыт нам
нужно рассматривать как наиболее подходящий для российского общества, в
частности для структуры РАИС.

В последнее время официальная Турция стремится показать близость с нашей
страной, чтобы перейти от партнерских связей к более прочным стратегическим
отношениям. Дружелюбно относятся к России и рядовые турки. Конечно, такие шаги
на сближение надо только приветствовать. Турция наш южный сосед и является
крупнейшей мусульманской державой, имеющей полное право стать стратегическим
партнером России в Европе и Азии. Поэтому российское правительство должно
включать в процессы сближения с такими странами мусульманскую составляющую.

Могут ли повлиять события, происходящие в странах Ближнего Востока, на
настроения в мусульманской умме России?

В решении исламских вопросов за последние двадцать лет наша страна значительно
продвинулась. Построено много мечетей, учебных заведений и культурных центров. К
сожалению, мы немножко запоздали с формированием исламской идеологии и
заполнением открытых мечетей. Много было упущений в формировании идеологии наших
прихожан. И сегодня мы наблюдаем волнение в некоторых умах, наверное не совсем
просвещённых и знакомых с предметом обсуждения, которых будоражат события на
Ближнем Востоке.

Конечно, хотим мы того или не хотим, на подсознательном уровне такая идеология
на умы, к сожалению, воздействует. Сегодня Восток нуждается в реформах. Не
только в преобразованиях политической системы, но также в экономике и
духовно-религиозной сфере. И та пропаганда, которая ведется на Ближнем Востоке,
доходит до самых маленьких деревень, где информация вытекает на свободу. Поэтому
нам очень важно, чтобы наши братья на Ближнем Востоке и в других странах
осознавали: "Для того, чтобы стать самодостаточным обществом, развиваться и идти
вперед по пути созидания, нужен конструктивный диалог. Этой цели можно достичь
только мирным путем".

В этом отношении России может быть отведена роль миротворца. В странах Азии и
Ближнего Востока нашу страну любят и почитают еще за заслуги в советский период.
Поэтому мусульмане России, возможно совместно с властями, вполне могут взять на
себя определенную миротворческую миссию в любой мусульманской стране. У нас есть
хороший опыт постсоветского и дореволюционного периодов, когда мусульмане
выполняли подобные миссии и шли рука об руку с властью, представляя интересы
государства на самых высоких уровнях. В решении религиозных вопросов должен быть
выработан государственный, достаточно серьезный и системный подход, что позволит
людям нормально исповедовать свою религию.

Есть ли опасность того, что пожар исламской революции воспламенит сердца
мусульман Средней Азии, Кавказа и регионов России с компактным проживанием
мусульман?

Слава Всевышнему Аллаху, что подобных предпосылок, к счастью, у нас намного
меньше, чем на Ближнем Востоке. Все же права мусульман в России соблюдаются. Нам
предоставлено право молиться, исповедовать, демонстрировать свою веру и
принадлежность к конфессии. В этом нет никакой политики. Люди ощутили и вдохнули
свободу.

В то же время, на перспективу, есть угроза идеологическая. Мусульманское
население России может стать заложником той пропаганды, которая проводилась в
арабских странах. Мы, к сожалению, видим: все, что выплеснулось на улицы городов
в арабских странах, тщательно готовилось и планировалось. Там воедино сложились
три фактора: политический, экономический, религиозный.

Но я думаю, что в России достаточно умное руководство, которое способно проанализировать ситуацию. Я считаю, что ближневосточный сценарий у нас не пройдет. Также я убежден в том, что национально-конфессиональная политика в России находится под надежным контролем (в хорошем понимании этого слова), а ближневосточным событиям будет дана адекватная оценка.

Беседовал Александр Бахмутов

Справка. Фагим Шафиев родился в 1982 году в селе Аксеново Лямбирского района
республики. По окончании средней школы проходил обучение на факультете арабского
языка исламского университета в Медине. По возвращении из Саудовской Аравии
работал в должности проректора Казанского исламского колледжа, а впоследствии
возглавил исламское учебное заведение. 18 сентября 2008 года, решением
учредительного съезда мусульман Мордовии, избран председателем Центрального
духовного управления мусульман республики Мордовия (ЦДУМ). В декабре 2010 года
избран сопредседателем РАИС (Всероссийский муфтият).

Источник: http://www.islamnews.ru/news-38691.html

Viperson

Док. 637851
Перв. публик.: 05.03.11
Последн. ред.: 06.02.12
Число обращений: 0

  • Бахмутов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``