В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ренат Давлетьяров: `Чтобы снять фильм, нужно пролить кровь` Назад
Ренат Давлетьяров: `Чтобы снять фильм, нужно пролить кровь`
Ренат Давлетьяров обладает особым продюсерским чутьем. За какой бы проект он ни взялся - от проведения Московского кинофестиваля и фестиваля современного кино "2 in 1", до создания полнометражных картин - все они становятся успешными. В интервью Cinemotion_Lab генеральный продюсер "Интерфеста" рассказал, в чем особенность российской аудитории, что для него является истинным творчеством и почему не стоит говорить о закате авторского кино...
Ренат Давлетьяров

Как вы подбираете проекты?

* Арифметики тут никакой нет. Всегда по-разному происходит, но обычно вначале всегда осмысливается какая-то идея, в которую, как правило, никто не верит. Очень редко мы имеем дело с готовым сценарием.

Только после того, как хорошо все обдумываем, начинаем разрабатывать сценарий, проводить кастинг. На самом деле, это очень мучительный процесс. Я считаю, что в кино, в чистом виде, всего два творческих процесса: написание сценария и монтаж. Съемки ограничены графиком, выработкой и т.д. Конечно, там есть элемент импровизации, но режиссер осваивает то, что уже раньше было запланировано. А в сценарии - нет границ фантазии. Это и есть настоящее творчество, по-моему.

Поэтому мы сценарии пишем долго и мучительно. В отличие от авторского кино, у нас этим занимается коллектив, а не один человек: всегда за столом сидит много людей, которые набрасывают идеи.

А как вы находите авторов на свои проекты?

* С молодыми авторами, к сожалению, работаем не часто. У нас много проектов с Юрием Коротковым. Я вообще считаю, что он один из самых талантливых сценаристов, которые у нас есть. Мы дружим с ним 20 лет, по-настоящему дружим. Он написал для нас "от 180 и выше", а сейчас работает над картиной "Любовь-Морковь 3".

Что, на ваш взгляд, должно присутствовать в сценарии, чтобы он Вас заинтересовал?

* Это сложно объяснить. Мне кажется, что это такая ртуть, столько всегда вариантов! Сегодня сцена кажется смешной, а завтра проснулись - не то, разорвали, сочиняем заново. И это всегда так происходит! Вот, например, Юра Коротков написал с декабря по февраль 70 страниц сценария из 90. А остальные 7 месяцев - мы пишем оставшиеся 20 страниц.

В комедиях, над которыми мы много работаем, очень простой, божественный критерий качества - заставить человека смеяться. Вот напугать гораздо легче: создаете саспенс - дверь скрипнула, тень промелькнула, скрипка издала тревожный звук - все, уже страшно. Я говорю о фактуре, не о сюжете, конечно.

Фактура комедии - заставить смеяться. Мы, когда заканчиваем фильм, вообще не смеемся. Нам кажется, что мы такую "дичь" сняли, что ни один нормальный человек не досмотрит фильм до конца - встанет, плюнет и уйдет. Но, в итоге, приходят и смотрят.

Чтобы добиться жанровой легкости, сделать успешный фильм, по-моему, надо пролить кровь. В переносном смысле, конечно, но у нас в монтажной льется кровь, и летят в стену пепельницы и стаканы.

Вы продюсируете самые успешные российские комедии, вы и дальше планируете концентрироваться на этом жанре?

* Меня, честно говоря, не жанры интересуют, а истории. Это отправная точка. Я вообще считаю, что кино - это хорошо рассказанная история - и ничего больше. А истории бывают разные.

При этом я абсолютно убежден, что комедии - самый сложный способ рассказать историю. Если разбирать кино с точки зрения медицины - оно должно вызывать рефлекс - переживания, огорчения, смех, другими словами - эмоцию. Я убежден, что сложнее всего - рассмешить. И потом, комедии очень нравятся зрителям - все здоровые, нормальные люди любят анекдоты. А комедия - это такой анекдот на полтора часа.

Говоря про зрителя - возможно ли, на ваш взгляд, просчитать фильм, который понравится аудитории?

* Нет, глупости это все. Просчитывать аудиторию невозможно и, более того, не нужно. Уникальность нашей страны в том, что в связи с ограниченным количеством кинозалов аудитория у нас одна и та же. Взрослые вообще в кино не ходят. И вся публика состоит из молодых людей, девушек в возрасте до 30 лет. И что вы предлагаете в такой ситуации просчитывать?

Мы делаем какие-то анализы уже на завершающей стадии проекта, но так, скорее, для архива, для очистки совести.

Мы тестируем зрителей в зале, они заполняют анкеты. Поверьте, за 7 лет таких тестов, предпочтения практически не изменились. Все пишут в анкетах: "любим комедии, боевики, мелодрамы". Кстати, вот отечественный "боевик" перестали смотреть - все накормлены телевидением.

Но у нас есть и своя система анализа аудитории: мы прячем маленькие микрофоны в зале. Снимаем зал, "пишем его дыхание". В комедии это очень просто определить - засмеялся зал, или - нет. Если что-то пошло не так, начинаем думать, подбирать варианты. Не слышал, чтобы еще кто-то так делал.

А как вы оцениваете ситуацию с авторским кино в России? Не думаете что-то сделать в этом направлении?

* В 2007 году ко мне пришел Иван Дыховичный с идеей создания в Москве международного фестиваля авторского кино. Мы развили эту идею, и родился фестиваль под названием "Завтра/2morrow". За 3 года фестиваль заработал достойную репутацию среди киноманов. В этом году у нас поменялся генеральный партнер, и мы будем выступать под новым названием "2 in 1". Но концепция фестиваля остается прежней, мы показываем авторское кино, которое может быть интересно массовому зрителю. Что касается производства авторского кино в России, я считаю, что с ним ситуация лучше, чем с жанровым. Это на 100% так. Кино - это не живопись, не литература, которая может веками пылиться на чердаке. Кино скучает по успеху и не может ждать. Вы должны получить успех здесь и сейчас. Есть только два критерия, два определения успеха фильмов - зрительских успех и фестивальный успех. Всё, других критериев нет.

Не было такого года, когда Россия не была представлена на фестивалях. Даже во времена заката Советской власти, когда с деньгами было очень тяжело - 3-4 картины всегда присутствовали в Берлине, Каннах, на других крупных фестивалях. Если вы сядете и посчитаете, сколько картин представлены за последнее десятилетие: то Михалков, то Звягинцев, то Попогребский, то Хлебников.... Глупость считать, что таких картин должно быть 100. Невозможно планово штамповать шедевры как кастрюли десятками.

Другое дело, нельзя снимать 5 картин и рассчитывать, что все 5 будут награждаться. При нормальной ситуации в киноиндустрии их снимают 50, а 5 из них - получают награды. Так что переживать не стоит - с фестивальным кино все в порядке.

А вот со зрительским кино как раз дела обстоят очень плохо потому, что "побед" немного. Пробовали и с огромными бюджетам работать, и с низкими. Ничего пока не получается. У нас, как ни странно, зрительское кино так редко выходит, что, скорее, напоминает арт-хаус.

Что вы посоветуете молодому человеку, который хочет стать продюсером?

* Есть такое распространенное заблуждение, что продюсеры - это предприниматели, сидят в креслах и курят бамбук. Конечно, и такие есть... Зачем в кино заниматься бизнесом?! Иди торгуй помидорами, нефтью. В кино совершенно другой график, другие ощущения. И это, на мой взгляд, в первую очередь творческая работа: от выбора сценария до формирования группы. По сути, ты строишь дом.

Я сам работал почти на всех "должностях" в кино - пришел на съемочную площадку постановщиком декораций. Но мне, наверное, повезло. Я стоял в разных качествах на одной площадке с Кареном Шахназаровым, Николаем Губенко, Сергеем Соловьевым, Сергеем Бодровым. Когда вы тесно работаете с такими мастерам - вы получаете отличный урок. Вот этим я больше всего дорожу. Я работал на "Ассе", на фильме "Курьер". Это была моя самая главная "школа".

Последнее время меня часто приглашают читать мастер-классы, но что я могу рассказать? Это такая нерациональная вещь - быть продюсером. Ничем, кроме как пошловатое слово "ощущение", я свои цели объяснить не могу. Я что-то чувствую и начинаю двигаться в том направлении: снимать, собирать группу, писать. И, конечно, у меня есть сомнения. Они должны быть у каждого.

Cinemotion_Lab
30 июля 2010
http://kinote.info/articles/3039-renat-davletyarov-chtoby-snyat-film-nuzhno-prolit-krov

Док. 637632
Перв. публик.: 30.07.10
Последн. ред.: 01.03.11
Число обращений: 0

  • Давлетьяров Ренат Фаварисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``