В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стратегические аспекты управления научным комплексом России Назад
Стратегические аспекты управления научным комплексом России
Стратегическое управление менее всего допускает опору на сиюминутные интересы. Позиция стратега похожа на позицию теоретика в цикле научного исследования. Он прерывает зависимость от стихийного потока эмпирических накоплений и в ходе теоретического обобщения, построения заместителя массы эмпирических материалов конструирует углубленный взгляд на явления. Он делает шаг к "вечным истинам", противостоящим ускользающему потоку проявлений сущности. И стратег, прежде чем выносить суждение о том, что нужно делать макросистеме, должен увидеть макросистему и ее охватывающую среду "по сути". Увидеть вечно значимое в бытии макросистемы и затем только следовать сущностной динамике в направленностях как реконструктивной, познавательной, так и проспективной, например, прогностически или проектно (1).

В науке теория нуждается в подтверждениях и опровержениях, в соотнесениях с эмпирическим материалом, она должна учитывать непрерывность в накоплении эмпирических фактов. И в стратегическом управлении стратегема должна подтверждаться и быть готовой к опровержениям.

Иначе говоря, если стратег не работает с высокими абстракциями, с обобщенными, сущностными версиями макросистем, с сущностными мировоззренческими ориентирами, как особыми мыслительными и оперативными единицами, то он не будет соответствовать позиции, функции стратега, не будет видеть неслучайные перспективы, возможности, деструкции, кризисы и будет вводить своими утверждениями иллюзии, делать макросистемы и участников управленческого процесса заложниками своей некомпетентности.

Проблемная ситуация в стратегическом управлении научными комплексами в масштабах стран, а также регионов и отраслей, предопределяется прежде всего указанной профессиональной некомпетентностью. Находящиеся на "должностях" стратегов осуществляют в ходе выработки решений эмпирическое снижение содержания мысли, не видят сущностно механизмы научных разработок, заменяют образы сути эмпирическими прототипами и их схематизациями.

Даже в том случае, когда науковеды и философы, методологи предлагают устремленные к сути версии, они сводят их к интуитивно созерцательным трактовкам.
Сама культура мышления остается, как правило, на задворках мысли в ходе принятия решений. Опора на "очевидность" и накопленный опыт вытесняют саму необходимость мыслительно погружаться в суть механизма науки и научных комплексов.

Кроме того, проблемность ситуации состоит не только в общем невнимании к науке со стороны высшего руководства и понижении потребности разбираться в сути происходящего в науке, что стимулировано организационным падением после конца 80-х гг. ХХ века в России и введением экономического экстремизма в сфере науки, прагматизации худшего типа.

Даже в лучшем случае акцентировка внимания лежит не в механизмах, процессах и формах процессов, а результате, отрываемом от процессов и механизмов.

С "технологической" точки зрения стратег должен видеть научный комплекс "отраслевым" образом, как сферу деятельности, и это означает "внутреннюю" точку зрения, и как звено охватывающей системы. Это означает, что ему необходимо видеть стратегически страну в целом и место науки в ней. При этом сами образы и страны, и науки в ней, и отдельных "единиц" в науке (институты, лаборатории, инфопарки и т.п.) должны быть выражены в форме идеальных объектов и соотнесены с эмпирическим материалом, сведениями о реальных процессах.

Сведения должны быть реалистичными, без прикрас и без очернения. Они позволяют вычислять состояние объектов и тип перехода в более благополучное состояние в тактических и стратегических масштабах. Все эти процедуры являются мыслетехнически насыщенными и требуют жестких логико-мыслительных и методологических форм, мыслительной техники "расчетов".

Наряду с очень общими средствами языка теории деятельности и метаязыка (метафизической парадигма) должны быть и более конкретные средства объектного характера.

Поскольку создание стратегически значимых объектных схем для макросистем является сложной проблемой мы уделяем ему особое внимание.

На основе критического анализа концепций стратегического управления и мышления и разработки теории цивилизации в соотнесении с метафизическими основаниями системного подхода (2), мы построили особые схемы, учитывающие цивилизационные рамки бытия страны. Этим мы сделали возможным введение базисных процедур состояния, в котором находится страна и сообщество стран.

В условиях учебного процесса в РАГС при Президенте РФ мы опробовали применение этих средств в работе с группами стратегической ориентации.

Осенью 2008 года мы начали цикл стратегических "лабораторных" семинаров с инициативным составом, где обсуждали проблемы глобалистики с применением подобных схем.

В марте 2009 года в г. Великий Новгород мы провели трехдневный цикл анализа мирового кризиса для построения методологической версии кризиса. Опыт показал и возможность, и необходимость подобной работы, так как сложившаяся аналитика остается на уровне техник "здравого разума" или предполагает применение средств анализа, не предназначенных для раскрытия цивилизационных, общественных процессов, социокультурной практики и т.п., т.е. в зоне аналитической наивности и дилетантизма.

Следует подчеркнуть, что теоретическое мышление фактически не зависит от применяемых в опытной и экспериментальной науке сложных и крайне дорогих средств и сооружений. Здесь проявляется вся сила мыслительного самовыражения, которая зависит лишь от уровня внутренней самоорганизации теоретиков.

Крайне низкая экономическая "цена" теоретического мышления требует, однако, высокой и высочайшей организационной культуры, перехода от первичных процессов введения гипотез, положений, их критики и т.п. к рефлексии базисного процесса, а затем к множеству обеспечивающих рефлексию сервисов, слоев дополнительного анализа. Все это легко наблюдать в игровом моделировании при постановке и решении задач и проблем стратегического типа (3).

Конечно, использование современных информационных технологий резко увеличивает затраты на коллективную интеллектуальную работу. Но если сравнить затраты на инструментальное обеспечение экспериментальных разработок, то обеспечение теоретических разработок и здесь ничтожно.

Другое дело, что подготовка все более неслучайного, "мощного" мыслителя является достаточно длительной и носящей "вечный" характер.

Если оценить усилия по подготовке теоретиков, то их преобладающая часть направлена на усвоение знаний по предмету изучения и освоение методологических аппаратов.

Но качество мысли определяется не содержанием мысли и математическим аппаратом, а налаженностью механизма мышления и всей целостности субъективности, мерой освоения аппаратов, предназначенных именно для роста интеллектуального потенциала, развития мышления, рефлективности и т.п., для прохождения и принятии стратегических решений, является основой резкого подъема эффективности аналитического процесса и разработки надежно доказуемых решений.

_________________________________________________________________________________
1. Анисимов О.С. Методология и наука в 21 веке. - М., 2008; Стратегическое управление и государственное мышление. - М., 2006

2. Анисимов О.С. Основы метааналитики. - М., 2007. Т. 1 и 2; Цивилизация и ее механизмы: становление и разрушение. - М., 2007. Т. 1 и 2; Методология безопасности. - М., 2009; Цивилизационная безопасность: сущность и пути становления. - М., 2008.

3. Анисимов О.С. Теоретические проблемы психологии. - М., 2008; Сущность человека: проблемное поле. - М., 2009.

Viperson

Док. 637511
Перв. публик.: 28.02.11
Последн. ред.: 02.03.11
Число обращений: 0

  • Анисимов Олег Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``