В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Развитие инновационного бизнеса в государственном секторе науки и образования: опыт, проблемы, перспективы Назад
Развитие инновационного бизнеса в государственном секторе науки и образования: опыт, проблемы, перспективы
А.В.Тодосийчук,
ведущий советник Комитета Государственной Думы
по науке и наукоемким технологиям,
д.э.н, профессор, действительный член РАЕН

Прошло уже более года с момента вступления в силу Федерального закона от 02.08.2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (далее - Закон N 217-ФЗ). Напомним, что в соответствии с указанным законом бюджетные научные учреждения и высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, а также научные учреждения и высшие учебные заведения, подведомственные государственным академиям наук (далее - научные учреждения и вузы), получили право создавать совместно с другими лицами хозяйственные общества без согласия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных академий наук, в ведении которых они находятся путем внесения в их уставной капитал права на использование результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), исключительные права на которые принадлежат указанным учреждениям. В сферу действия Закона N 217-ФЗ попали 1644 научных учреждения и 660 вузов государственного и муниципального сектора науки и образования.

За истекший год научными учреждениями и вузами по состоянию на 25 октября 2010 года создано 583 хозяйственных общества. Анализ базы данных уведомлений Минобрнауки России о созданных научными учреждениями и вузами хозяйственных обществах свидетельствует о следующем. Наибольшую активность в части создания хозяйственных обществ проявили вузы - 136 вузов стали учредителями 572 хозяйственных обществ. На долю 10 научных учреждений всего государственного сектора науки, включая государственные академии наук, приходится лишь 11 хозяйственных обществ.
По ведомственной принадлежности наиболее высокую активность в части создания хозяйственных обществ проявили вузы, подведомственные Минобрнауки России - 127 вузов стали учредителями 545 хозяйственных обществ. Одним вузом, подведомственным Росрыболовству, создано 15 хозяйственных обществ. Низкую инновационную активность продемонстрировали научные учреждения, подведомственные государственным академиям наук. Так 8 научных учреждений, подведомственных Российской академии наук создали 9 хозяйственных обществ. На долю 2-х научных учреждений, подведомственных Российской академии медицинских наук приходится 2 хозяйственных общества. Научные учреждения и вузы остальных государственных академий наук пока не создали ни одного хозяйственного общества с целью практического применения (внедрения) полученных РИД. Для справки, в составе государственных академий наук находится 865 научных организаций, из них 468 - в составе Российской академии наук.
Распределение числа хозяйственных обществ, созданных научными учреждениями и вузами по территориальному признаку имеет следующий вид: 153 хозяйственных общества зарегистрированы в Центральном федеральном округе, 39 - в Северо-Западном федеральном округе, 58 - в Южном федеральном округе, 21 - в Северо-Кавказском федеральном округе, 97 - в Приволжском федеральном округе, 46 - в Уральском федеральном округе, 157 - в Сибирском федеральном округе, 12 - в Дальневосточном федеральном округе. Как видно из представленных данных, лидером по числу созданных научными учреждениями и вузами хозяйственных обществ является Сибирский федеральный округ. И это при том, что более половины научно-технического потенциала страны сконцентрировано в Центральном федеральном округе.
Анализ величины и структуры уставного капитала, созданных научными учреждениями и вузами хозяйственных обществ, позволяет сделать вывод о том, многие из них созданы только "на бумаге". Так, более половины хозяйственных обществ созданы с уставным капиталом в размере 10,0 тыс. рублей. Обращает на себя внимание также и тот факт, что многие научные учреждения и вузы в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ внесли права на ЭВМ. Достичь же реального экономического роста можно в основном за счет производства инновационной продукции на основе изобретений, что, несомненно, потребует крупных капитальных вложений, особенно на начальном этапе инновационного процесса.
Представленные данные о состоянии малого и среднего инновационного предпринимательства в государственном секторе науки и образования свидетельствуют о том, что наука, производство и рынок развиваются по сути дела автономно, а эффект от давно ожидаемой и даже требуемой руководителями учреждений науки и образования свободы в части внедрения результатов научной и научно-технической деятельности посредством предоставления им права создавать малые инновационные предприятия (на эту тему было много всякого рода призывов, написано статей, дано интервью и т.п.) оказался минимальным.
В чем же причины такой низкой инновационной активности научных учреждений и вузов государственного сектора экономики. В их числе можно назвать следующие: низкая результативность научной и научно-технической деятельности; низкая капитализация РИД, полученных за счет бюджетных средств в составе нематериальных активов; неспособность многих руководителей учреждений науки и образования планировать тематику научно-исследовательских работ с учетом потребностей рынка инновационной продукции, а также организовать внедрение имеющихся РИД в хозяйственную практику; индифферентность предприятий и организаций предпринимательского сектора экономики к инновациям (потенциальных учредителей хозяйственных обществ); отсутствие эффективного механизма государственного регулирования экономики, управления научно-инновационным развитием, в том числе наличие пробелов в действующем инновационном законодательстве.
Вопросы решения задач повышения эффективности работы научных учреждений и вузов и их руководителей находятся в сфере ответственности соответствующих руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, государственных академий наук. При желании их можно решить. Решаемы также и задачи совершенствования законодательства в части повышения эффективности действия Закона N 217-ФЗ. В их числе основных предложений по совершенствованию Закона N 217-ФЗ можно назвать следующие: 1) предоставить право хозяйственным обществам, созданным научными учреждениями и вузами, применять упрощенную систему налогообложения; 2) с целю формирования рынка научно-технической продукции обязать научные учреждения и вузы в обязательном порядке ставить на бухгалтерский учет исключительные права и права использования РИД в составе нематериальных активов; 3) предоставить право научным учреждениям и вузам вступать в уже созданные хозяйственные общества; 4) расширить правоспособность хозяйственных обществ; 5) снять ограничения на предоставление третьим лицам на договорных основаниях прав использования РИД;6) предоставить возможность осуществлять права участников хозяйственных обществ от имени научных учреждений и вузов не только их руководителям, но и другим работникам указанных учреждений в соответствии с доверенностью, выданной руководителем; 7) закрепить за научными учреждениями и вузами права без конкурсов и аукционов сдавать в аренду созданным им хозяйственным обществам временно неиспользуемое имущество.


Первое предложение направлено на внесение изменений в подпункт 14 пункта 3 статьи 34612 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В этой связи следует отметить, что Государственной Думой уже принят в первом чтении проект федерального закона N 294325-5 "О внесении изменения в статью 34612 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", позволяющий снять запрет на применение упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, в отношении хозяйственных обществ, учрежденных бюджетными научными и образовательными учреждениями с целью практического применения (внедрения) РИД, исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям.
В условиях формирования постиндустриального общества, экономики, основанной на знаниях, доминирующую роль играет интеллектуальный капитал, как основной фактор экономического роста и социального прогресса. Одним из важнейших его составляющих являются РИД в составе нематериальных активов научных организаций, университетов и высокотехнологичных компаний. В научных организациях и университетах развитых стран мира на долю нематериальных активов приходится 70-90% их балансовой стоимости.
В Российской Федерации структура балансовой стоимости имущества научных организаций и вузов совершенно иная: на долю нематериальных активов приходится немногим более 1%. И это при том, что основные фонды науки и высшей школы изношены более чем на 70%.
Кроме того, в стране за последнее десятилетие наблюдалась диспропорция между темпами роста бюджетного финансирования науки и стоимостью полученных РИД в составе нематериальных активов. Во многом это связано как с низкой результативностью научной и научно-технической деятельности, так и с нежеланием научных организаций и вузов ставить на бухгалтерский учет полученные РИД, в том числе за счет бюджетных средств, в составе нематериальных активов.
Для устранения указанного правового пробела в Комитете Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям ведется разработка проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике и статью 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части обязательного учета прав на РИД в составе нематериальных активов.
В целях снятия указанных выше юридических ограничений применительно к бюджетным научным учреждениям и бюджетным вузам, научным учреждениям и вузам, подведомственным государственным академиям наук и создаваемым ими хозяйственным обществам необходимо изменение редакции п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В результате анализа указанных выше предложений и сопоставления их с действующей редакцией п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" по каждому из них можно сделать следующие выводы.
Закон N 217-ФЗ регулирует вопросы создания научными учреждениями и вузами хозяйственных обществ без согласия собственника при условии, если в уставный капитал хозяйственного общества будет внесено право использования РИД, исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям или вузам. Законом предусмотрено право научных учреждений и вузов быть учредителями вновь создаваемых хозяйственных обществ. При этом права участвовать в ранее созданных хозяйственных обществах указанным субъектам не предоставляется. О создании соответствующего хозяйственного общества научное учреждение или вуз обязаны уведомить Минобрнауки России в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.
Таким образом, Закон N 217-ФЗ не распространяется на случаи приобретения бюджетными научными учреждениями или вузами долей (акций) в хозяйственных обществах, которые изначально создавались без участия этих научных учреждений или вузов.
Поэтому в отношении приобретения бюджетными научными учреждениями или вузами долей (акций) в хозяйственных обществах, созданных без их участия, применяется ранее установленный порядок: в соответствии с ч. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ с разрешения собственника.
Исходя из этого, для вступления в ранее созданное хозяйственное общество независимо от способа такого вступления (путем приобретения уже имеющейся доли либо путем внесения дополнительного вклада в уставный капитал) бюджетное научное учреждение или вуз должны получить разрешение собственника на участие в таком обществе.
Между тем, основной целью закона является стимулирование практического применения (внедрения) РИД, принадлежащих научным учреждениям или вузам, посредством передачи прав на их использование хозяйственным обществам, при условии сохранения за учредителями исключительных прав на соответствующие РИД. При этом не должно иметь юридического значения, создается ли хозяйственное общество заново, либо научное учреждение или вуз вступают в ранее созданное хозяйственное общество с тем, чтобы это хозяйственное общество вело инновационную деятельность с использованием созданных научно-технических результатов. Предлагаемое изменение редакции п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" отвечает этой цели и может быть поддержано. Аналогичное изменение также должно быть внесено в п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Анализ действующей редакции п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" позволяет сделать вывод, что создаваемое научным учреждением или вузом хозяйственное общество может заниматься исключительно деятельностью в сфере практического применения (внедрения) РИД, права на которые принадлежат данным учебным заведениям. Такое жесткое ограничение правоспособности хозяйственных обществ представляется неоправданным, поскольку любое хозяйственное общество, будучи коммерческой организацией, обладает по действующему законодательству не специальной, а общей правоспособностью, и может иметь права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества (ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Устанавливая данное ограничение, законодатель поставил хозяйственные общества, созданные научными учреждениями и вузами, в неравное положение с другими хозяйственными обществами, существенно ограничив возможности по достижению ими основной цели любой коммерческой организации - извлечение прибыли.
Между тем, целью рассматриваемого ограничения правоспособности является недопущение таких злоупотреблений, при которых создаваемые хозяйственные общества вместо того, чтобы заниматься инновационной деятельностью по внедрению созданных вузами научно-технических результатов, будут осуществлять иные виды деятельности (торговую, посредническую и т.п.), никак не связанные с использованием переданных им РИД. Однако средство, используемое для достижения этой цели в действующей редакции п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" равно как и в п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", является чрезмерным. Для достижения поставленной цели вполне достаточно обязать соответствующие хозяйственные общества вести деятельность по практическому применению (внедрению) РИД не в качестве исключительной, а в качестве основной, не запрещая им заниматься иными видами деятельности.
Предлагаемое изменение редакции п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" отвечает этой цели и может быть поддержано законодателями.
Предложение о снятии ограничения на предоставление третьим лицам на договорных основаниях прав использования РИД на наш взгляд также заслуживает поддержки. Согласно действующей редакции п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования РИД не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Данное ограничение представляется неоправданным не только в части программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, но и также в отношении иных РИД, подпадающих под действие Закона N 217-ФЗ. Ведь тиражирование созданной хозяйственным обществом инновационной продукции изначально предполагает заключение "пользовательских" лицензионных соглашений с третьими лицами, и реализация хозяйственными обществами созданной ими инновационной продукции в условиях действия рассматриваемого ограничения может оказаться юридически невозможной.
С целью устранения указанного ограничения целесообразно внести изменения в статью 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и в статью 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в соответствии с которыми рассматриваемое ограничение отменяется в отношении всех РИД, вносимых в уставные капиталы хозяйственных обществ, подпадающих под действие Закона N 217-ФЗ. При этом основополагающее условие о сохранении исключительного права за научным учреждением или вузом на РИД не должно изменяться.
Предложение о предоставлении возможности осуществлять права участников хозяйственных обществ от имени научных учреждений и вузов не только их руководителям, но и другим работникам в соответствии с доверенностью, выданной руководителем также обосновано. Согласно действующей редакции п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" права участников хозяйственных обществ от имени научных учреждений или вузов осуществляют их руководители. Данная норма в правоприменительной практике может получить ограничительное толкование, согласно которому руководитель не может делегировать другим сотрудникам научного учреждения или вуза право осуществлять от имени научного учреждения или вуза права участников хозяйственных обществ.
Между тем, в практической деятельности возложение обязанности по осуществлению прав участников хозяйственных обществ непосредственно на руководителей научных учреждений и вузов может вызвать очевидные неудобства, вызванные отсутствием у руководителей достаточного времени для эффективного выполнения данной функции. Передача части полномочий руководителя другим лицам на основе доверенности и без внесения соответствующих изменений в закон является допустимым в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время во избежание недоразумений и попыток ограничительного толкования действующей редакции п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" следует поддержать предложение о прямом указании возможности иных работников высших учебных заведений или научных организаций осуществлять права участников хозяйственных обществ по доверенности, выданной руководителем организации.
В отношении предложения о закреплении за научными учреждениями и вузами права без конкурсов и аукционов сдавать в аренду созданным им хозяйственным обществам временно неиспользуемое имущество следует отметить, что в настоявшее время Минобрнауки России осуществляет разработку соответствующего законопроекта.
В заключение следует отметить, что для повышения инновационной активности правообладателей на РИД необходимо также внести поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, позволяющие законодательно устанавливить:1) порядок распределения прав на РИД, взаимные обязательства между авторами, научными и образовательными учреждениями, государством и коммерческими организациями, осуществляющими практическое применение (внедрение) РИД, созданные за счет бюджета; 2) требования к системе учета РИД, сведений о полученных охранных документах, сведений о заключенных сделках в отношении прав на РИД и о лицензионных договорах (соглашениях); 3)требования к стандартам оценки РИД для бухгалтерского учета, для внесения в уставный капитал хозяйственных обществ.

Док. 637506
Перв. публик.: 02.08.09
Последн. ред.: 28.02.11
Число обращений: 0

  • Тодосийчук Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``